дело № 2а-1366/2020 (№ 33а-3261/2020) судья Стрижак Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Голомидовой И.В.,
при секретаре Звонове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Тулы от 27 августа 2020 г. по делу по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконными уведомления о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий, отказа в государственной регистрации, обязании возобновить регистрационные действия и произвести государственную регистрацию и государственный кадастровый учет.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 с учетом уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее Управление Росреестра по Тульской области) о признании незаконными уведомлений о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ в части истребования правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенных по адресу: <адрес>, необходимости сформировать отдельные земельные участки на каждый блок жилого дома, об отказе от ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права принадлежащего ему объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения путем возобновления регистрационных действий и проведения государственной регистрации права и государственного кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований административный истец ФИО1 указал на то, что он ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Тульской области им подано заявление об изменении данных кадастрового учета жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и государственной регистрации права.
Уведомлением Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ регистрационные действия приостановлены на основании определения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о принятии обеспечительных мер в виде запрета совершать действия по регистрации права собственности, перехода права и права собственности, а также обременений в отношения строения и находящихся в нем помещений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных п. 37 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» запрещений.
Определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ обеспечительные меры отменены.
После отмены обеспечительных мер его представителем подано заявление о возобновлении регистрационных действий.
ДД.ММ.ГГГГ им получены уведомления об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ и отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ мотивирован непредставлением им документов, перечисленных в уведомлении об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ
Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он получил только уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которое не содержало иных причин, препятствующих в осуществлении регистрации, кроме запрета на совершение регистрационных действий, наложенного определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что требования, указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ необоснованны в части истребования от него дополнительных правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома и обязании сформировать отдельные земельные участки под каждый блок жилого дома. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ данные требования не приведены.
Полагал, что действия регистратора по отказу в осуществлении государственной регистрации и кадастрового учета не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», нарушают его права, свободы и законные интересы.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их обоснованными.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 27 августа 2020 г. постановлено:
в удовлетворении заявленных административных требований к Управлению Федеральной службы госрегистраци, кадастра и картографии по Тульской области ФИО1 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы госрегистраци, кадастра и картографии по Тульской области в части истребования уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома блокированной застройки и в части требований о необходимости сформировать отдельные земельные участки под каждый блок жилого дома, признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации и обязании Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Тульской области в возобновлении регистрационных действий и обязании произвести государственную регистрацию и государственный кадастровый учет - отказать.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Тульской области по доверенности ФИО3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ общей площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о прекращении права собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, а также с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении четырех блоков жилого дома блокированной застройки общей площадью № кв.м каждый.
К заявлению ФИО1 приложены технический план здания, оптический компакт-диск, размер файла 7 МБ, документы, подтверждающие факт оплаты государственной пошлины за совершение регистрационных дейтвий.
Уведомлением Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) регистрационные действия приостановлены на основании определения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о принятии обеспечительных меры в виде запрета совершать действия по регистрации права собственности, перехода права и права собственности, а также обременений в отношения строения и находящихся в нем помещений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных п. 37 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» запрещений.
Определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Тульской области совершать действия по регистрации права собственности, перехода права и права собственности, а также обременений в отношения строения и находящихся в нем помещений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, отменены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о принятии дополнительных документов к ранее поданному ДД.ММ.ГГГГ заявлению, к которому приложены, в том числе, технический план здания, оптический компакт-диск, размер файла 7 МБ.
Из уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, ДД.ММ.ГГГГ о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий (далее-уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что процедуру учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества – жилого дома, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № невозможно возобновить в связи с
- не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- форма и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
При этом, ФИО1 рекомендовано:
- предоставить правоустанавливающий документ на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенные по адресу: <адрес>
- сформировать отдельные земельные участки под каждый блок жилого дома блокированной застройки;
- представить документы, подтверждающие о погашении обеспечительной меры в виде запрета в отношении заявленного объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Тульской области представлено вступившее в законную силу определение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ о снятии запрета на совершение регистрационных действий, в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
Уведомлением Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - уведомление от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 отказано в государственной регистрации и государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока приостановления, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации и государственного кадастрового учета.
Не согласившись с уведомлением о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ в части истребования правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенных по адресу: <адрес>, необходимости сформировать отдельные земельные участки на каждый блок жилого дома, а также отказом от ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, ФИО1 обратился в суд за признанием их незаконными.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым действием и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения (действий) органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
С ДД.ММ.ГГГГ законодателем установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Так, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» дополнен ст. 26.1, действующей в настоящее время и предусматривающей обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе.
Однако обязательный досудебный порядок введен лишь при обращении в суд с заявлением об оспаривании решений органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета. Таких требований в отношении решений об отказе в осуществлении кадастрового учета законом не установлено.
В настоящем деле административным истцом обжалуется непосредственно отказ в осуществлении кадастрового учета, что закону не противоречит и не требует соблюдения обязательного досудебного урегулирования такого административного спора.
Проверяя соблюдение административным истцом срока обращения в суд о признании уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что он пропущен. При этом, суд указал, что указанное уведомление вручено ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Управления Росреестра по Тульской области ФИО4
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд с заявлением не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При рассмотрении данной категории дел необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Сторона административного истца ФИО1 в судебном заседании отрицала факт вручения и получения как уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, так и от ДД.ММ.ГГГГ ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись.
Доводы стороны административного ответчика о том, что ФИО1 был уведомлен о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ и отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия находит неоснованными на материалах дела.
Сведения, с достоверностью подтверждающие факт получения ФИО1 или его представителем уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ, ранее ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат, таких доказательств стороной административного ответчика не представлено.
Факт посещения Управления Росреестра по Тульской области представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано в журнале регистрации посетителей, представленного и исследованного в суде апелляционной инстанции в порядке 308 КАС РФ, не опровергает объяснения ФИО1 о получении оспариваемых в настоящем деле уведомлений только ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО1 срок обращения в суд за оспариванием как уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, так и уведомления от ДД.ММ.ГГГГ не пропущен.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Аналогичные положения закреплены в ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Под правоустанавливающими документами понимаются документы, которые являются основаниями для проведения государственной регистрации прав. При этом их перечень приведен в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решения государственного регистратора прав установлены ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 37 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста (ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 настоящего Федерального закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды жилых помещений определены в ст. 16 Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под жилыми домами блокированной застройки согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Объект индивидуального жилищного строительства, жилой дом блокированной застройки являются видами объектов капитального строительства.
Суждения стороны административного истца в апелляционной жалобе о том, что понятие индивидуального жилого дома введено только Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ после его обращения с заявлением о регистрации, в связи с чем, государственный регистратор не вправе был руководствоваться данным определением, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку ранее в п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ под объектом индивидуального жилищного строительства понимались отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, что не противоречит понятию объекта индивидуального жилищного строительства, приведенного в п. 39 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ).
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из приведенных положений закона следует, что каждый блок жилого дома блокированной застройки должен находиться на самостоятельном земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования.
Часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной и отвечает требованиям части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, предъявляемым к блокам в жилых домах блокированной застройки. При этом, части жилого дома должны являться самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером № имеет назначение «жилой дом», наименование «индивидуальный жилой дом».
В рамках действующего законодательства предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации недвижимости сведений.
Сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, приведены в ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», подтверждают существование объекта с конкретными характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенного недвижимой вещи, и являются актуальными (действительными) на момент выдачи уполномоченным органом или многофункциональным центром данных сведений (ч. 4 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.
Тем самым, данный объект недвижимости с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, создан именно как индивидуальный жилой дом, а не как жилой дом блокированной застройки или блок жилого дома блокированной застройки (часть жилого дома).
Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 10 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости… Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Частью 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, действующая в редакции на момент обращения ФИО1 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, выдача разрешения на строительство не требовалась, в том числе, в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п. 1.1, введенного Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ), ч. 17 указанной статьи выдача разрешения на строительство не требуется также в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч.ч. 1, 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает либо направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления (п. 5 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
В силу ч. 1.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно ч. 7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) …не допускаются.
При разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав
Часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.
Тем самым, раздел индивидуального жилого дома на блоки жилого дома блокированной застройки возможно осуществить в результате реконструкции в установленном законом порядке, в результате которой будет создан жилой дом блокированной застройки (блок жилого дома блокированной застройки (часть жилого дома).
В техническом плане здания, на который ссылается ФИО1 и который имеется в распоряжении Управления Росреестра по Тульской области, на чем он настаивал в судебном заседании, отсутствуют сведения, подтверждающие возникновение права ФИО1 на созданные объекты капительного строительства, кадастровый учет которых и право собственности, на которые он просит зарегистрировать.
Вопреки доводам административного истца в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости правоустанавливающим документом применительно к настоящему случаю является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, на основании которого осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права согласно ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме этого, проверяя самостоятельное основание о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, судебной коллегией установлено, что сторона административного истца в обоснование заявленных требований настаивала на том, что ДД.ММ.ГГГГ ею в Управление Росреестра по Тульской области представлен технический план здания с сформированными земельными участками под каждым блоком жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, сторона административного ответчика данное обстоятельство отрицала, указывая на то, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представлен технический план здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а не на ДД.ММ.ГГГГ
Проверить приведенные доводы ФИО1 не представляется возможным, поскольку как к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, так и к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ приложен технический план здания, оптический компакт-диск, размер файла 7 МБ. Иной информации, позволяющей идентифицировать технический план здания, представленный в Управление Росреестра по Тульской области, и его содержание, не представлено.
Из схемы расположения объекта недвижимости (части объекта недвижимости) на земельном участке, содержащейся в представленном в судебное заседание административным истцом техническом плане здания от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что каждый образованный блок жилого дома блокированной застройки располагается на самостоятельном земельном участке, а именно на земельных участках с кадастровыми номерами №.
Вместе с тем, из технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в распоряжении Управления Росреестра по Тульской области и представленного в материалы дела, блоки жилого дома блокированной застройки, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами №.
В связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами № образованы земельные участки с кадастровыми номерами № осуществлены их государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности за ФИО1 на основании заявления последнего от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Земельные участки с кадастровыми номерами № имеют статус «архивный», который присваивается при принятии решения о снятии с учета объекта недвижимости и в связи с этим регистрации прекращения прав.
Тем самым, при условии, что в Управление Росреестра по Тульской области представлен технический план здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому не под всеми блоками жилого дома сформированы отдельные земельные участки для их эксплуатации, то Управление Росреестра по Тульской области, обоснованно в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указало на необходимость формирования отдельных земельных участков под каждым блоком жилого дома блокированной застройки, что прямо предусмотрено Градостроительным кодексом РФ.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в части истребования правоустанавливающих документов на каждый блок жилого дома блокированной застройки, расположенных по адресу: <адрес>, необходимости сформировать отдельные земельные участки на каждый блок жилого дома является законным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о законности уведомления об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ№
Согласно статье 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Постановленное по делу решение в части отказа ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о признании уведомления об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете от ДД.ММ.ГГГГ незаконным указанным требованиям не отвечает.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Из объяснений в суде апелляционной инстанции стороны административного ответчика Управления Росреестра по Тульской области следует, что принятие уведомления о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено. Вместе с тем, в Административном регламенте, утвержденным приказом Министерства экономического развития от 07.06.2017 № 278, такая возможность предусмотрена. Документы перечисленные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 должен был предоставить в течение срока приостановления государственной регистрации права, установленного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. По общему правилу уведомление о невозможности возобновления регистрационных действий не меняет срок, указанный в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права.
Действительно, из п. 239 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 следует, что в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления.
В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
Однако уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий, несмотря на свое наименование, фактически представляет собой новое уведомление о приостановлении государственной регистрации права, поскольку содержит основания со ссылкой на ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для приостановления регистрации права, не указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
С доводами административного ответчика о том, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ не является уведомлением о приостановлении государственной регистрации права нельзя согласиться, поскольку в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете, указывается на неустранение ФИО1 недостатков, приведенных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа содержания уведомления о невозможности возобновления учетно-регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ явно усматривается, что имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренные п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
При этом срок, на который приостановлено осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в названном уведомлении не установлен.
Из буквального содержания и смысла положений ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано только по тем основаниям (причинам), по которым она ранее приостанавливалась – в случае их неустранения.
Положения действующего законодательства не исключают повторного приостановления государственной регистрации, в случае выявления новых обстоятельств, препятствующих государственной регистрации.
Как указывалось выше, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт получения ФИО1 или его представителем уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, где содержатся требования о предоставлении дополнительных документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Тульской области оснований отказывать ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации и государственном кадастровом учете по тем основаниям, что истек срок приостановления, указанный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и неустранены приведенные в данном уведомлении причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации и государственном кадастровом учете, документы на которую представлены ДД.ММ.ГГГГ, не имелось.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда в части отказа ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете», не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в силу ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены в указанной части постановленного по делу судебного акта, то решение Советского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете».
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 27 августа 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Росреестра по Тульской области о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации незаконным.
Постановить в указанной части новое решение, которым административные исковые требования ФИО1 к Управлению Росреестра по Тульской области о признании отказа от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации незаконным удовлетворить.
Признать уведомление Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отказе в государственной регистрации и государственном кадастровом учете» незаконным.
В остальной части решение Советского районного суда г. Тулы от 27 августа 2020 г. оставить без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий