ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1368/2021 от 17.09.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-1368/2021

УИД 27RS0006-01-2021-001752-41

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-6478/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.

судей Карбовского С.Р., Федоренко Н.В.

при секретаре Джиба С.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 17 сентября 2021 года дело по административному иску муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, заместителю главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 о признании незаконным решения от 15.03.2021 г. № 2-24/129 об отказе в исключении п.4, продлении срока исполнения пп. 5-8 предписания от 27.02.2020 г. № 15/1/1,

по апелляционной жалобе директора МБОУ СОШ с. Бычиха - ФИО2 на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края (МБОУ СОШ с. Бычиха) обратилось в суд с названным требованием. В обоснование доводов ссылается на то, что в отношении административного истца ОНПР по Хабаровскому району ГУ МЧС по Хабаровскому краю 27.02.2020 г. вынесено предписание 15/1/1 со сроком исполнения 01.03.2021 г. В установленный предписанием срок административным истцом исполнены пункты 1-3, 9 предписания. 16.02.2021 г. истец обратился в орган государственного пожарного надзора с ходатайством об исключении из предписания пункта 4, как несоответствующего требованиям законодательства, и продления сроков устранения нарушений, указанных в пунктах 5-8 предписания в связи с отсутствием возможности их устранения в установленный срок. По результатам рассмотрения ходатайства истца получен ответ от 15.03.2021 г. № 2-24/129 об отказе в удовлетворении ходатайства. Просили признать незаконным выраженный в ответе от 15.03.2021 г. № 2-24/129 отказ в исключении п.4 из предписания от 27.02.2020 № 15/1/1 и продлении сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в пп. 5-8 этого предписания.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 30.04.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27.05.2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена заместитель главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2021 г. административные исковые требования МБОУ СОШ с. Бычиха к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, заместителю главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 о признании незаконным решения от 15.03.2021 г. № 2-24/129 об отказе в исключении п. 4, продлении срока исполнения пп. 5-8 предписания от 27.02.2020 г. № 15/1/1 - оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе директор МБОУ СОШ с. Бычиха ФИО2 выразил несогласие с вынесенным по делу решением. Указывает, что вопрос об исключении пункта 4 из предписания не рассмотрен как органом ГПН, так и судом. Пункт 4 предписания является незаконным, что является основанием для его исключения из предписания, а также свидетельствует о незаконности решения об отказе в исключении пункта предписания. Относительно отказа в удовлетворении требований о продлении сроков исполнения пунктов 5-8 предписания указывает, что учреждение не имеет возможности самостоятельного изменения целей расходования денежных средств, выделенных учреждению учредителем. Расходование денежных средств учреждением напрямую зависит от решения учредителя о выделении средств и их целевом назначении. Учреждение не имеет возможности самостоятельно определить сроки выделения учредителем средств на мероприятия, предусмотренные в предписании органа ГПН, следовательно, не имеет возможности обжаловать предписание в части реальности установленных сроков исполнения. Считает, что финансовое положение организации не учтено ни органом ГПН при отказе в продлении сроков, ни судом при рассмотрении административного искового заявления. Просит отменить решение Хабаровского районного суда от 27.05.2021 г., принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МБОУ СОШ с.Бычиха ФИО3, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, представителя ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО4, представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО5, с доводами апелляционной жалобы не согласившихся, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Между тем, указанной совокупности судом по делу не установлено.

Как следует из материалов дела, 03.02.2020 года начальником ОНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО6 издано распоряжение № 15 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МБОУ СОШ с. Бычиха с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания № 13/1/7 от 07.02.2019 года.

В результате проверки установлены нарушения в области пожарной безопасности.

27.02.2020 года Отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в адрес МБОУ СОШ с. Бычиха выдано предписание № 15/1/1 по устранению нарушений обязательных требований противопожарной безопасности (9 пунктов), срок устранения нарушений установлен до 01.03.2021 года.

Предписание вручено законному представителю МБОУ СОШ с. Бычиха в день вынесения 27.02.2020 г.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 69-ФЗ обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 названного закона (часть 4 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (часть 21 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля.

Как установлено судом первой инстанции, проверка в отношении МБОУ СОШ с. Бычиха, по результатам которой было вынесено предписание № 15/1/1 от 27.02.2020 года, проводилась на основании 03.02.2020 года изданного 03.02.2020 г. начальником ОНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО6 распоряжения № 15 о проведении внеплановой выездной проверки.

С учетом названных положений, порядок и процедура проведения внеплановой выездной проверки в отношении МБОУ СОШ с. Бычиха соблюдена. Внеплановая проверка проведена компетентным должностным лицом, в пределах предоставленных полномочий - в рамках проверки исполнения требований ранее выданного предписания, которые не были исполнены.

Действующим законодательством предусмотрена возможность оспаривания выданного предписания в предусмотренный законом срок. Так, согласно части 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Согласно п. 89 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 года № 644, в случае поступления в орган ГПН, издавший распоряжение о проведении проверки, направленного в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки лицом, в отношении которого проводилась проверка, возражения в письменной форме от указанного лица в отношении акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя в целом или его отдельных положений, а также документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, или их заверенных копий, и (или) выданного предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, орган ГПН рассматривает указанные возражения в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.

Между тем, выданное предписание № 15/1/1 от 27.02.2020 года административным истцом в установленном законом порядке не обжаловалось.

16.02.2021 года директор МБОУ СОШ с. Бычиха ФИО2 обратился в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с ходатайством № 01/30-12 о продлении срока исполнения пунктов 5-8 предписания № 15/1/1 от 27.02.2020 года и исключении п. 4 из предписания.

Из ответа за № 2-24/129 от 15.03.2021 г. заместителя главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 следует, что возражения в отношении предписания поданы после истечения установленного п. 89 Административного регламента срока, кроме того, действующим законодательством РФ не предусмотрено продление/перенос сроков исполнения ранее выданных предписаний, в связи с чем, ходатайство оставлено без удовлетворения.

Поскольку обращение МБОУ СОШ с. Бычиха об исключении п. 4, продлении срока исполнения пп. 5-8 предписания от 27.02.2020 г. № 15/1/1 было направлено в орган ГПН по истечении установленного п. 89 Административного регламента срока, следовательно, оно не подлежало рассмотрению в предусмотренном Административным регламентом порядке.

Как верно указал суд первой инстанции, действующее на момент рассмотрения обращения школы законодательство не предусматривало возможность продления сроков исполнения ранее выданного предписания и изменения требований предписания, выданного пожарным инспектором.

Таким образом, решение должностного лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 15.03.2021 г. № 2-24/129 об отказе в исключении п.4, продлении срока исполнения пп. 5-8 предписания от 27.02.2020 г. № 15/1/1, принято уполномоченным лицом и основано на нормах действующего законодательства.

Оспариваемое в рамках настоящего дела решение должностного лица по существу направлено на оспаривание предписания № 15/1/1 от 27.02.2020 в обход предусмотренной законодателем процедуры обжалования таких актов.

При таких данных, разрешая спор, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований, решение суда является мотивированным, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены собранными по делу доказательствами, не противоречат нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения. Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска принят в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, предусматривающей, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Интересы административного истца в данном случае не нарушены, поскольку процедура оспаривания предписания пожарного инспектора предусмотрена действующим законодательством, однако административный истец ею не воспользовался.

Доводы апелляционной жалобы относительно отказа в продлении сроков исполнения пунктов 5-8 предписания не подлежат удовлетворению, поскольку возможность продления сроков не предусмотрена действующим законодательством. Доводы административного истца об отсутствии у учреждения возможности самостоятельно определять сроки выделения учредителем средств на мероприятия, предусмотренные в предписании органа ГПН, а, следовательно, возможности обжалования предписания в части реальности установленных сроков исполнения, не влияют на выводы суда о порядке и сроках обжалования предписания ОНПР по Хабаровскому району.

Доводы апелляционной жалобы относительно незаконности пункта 4 предписания 15/1/1 от 27.02.2020 г. отклоняются судом, поскольку в рамках настоящего дела предметом исследования является ответ за № 2-24/129 от 15.03.2021 г. заместителя главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору, а не предписание № 15/1/1 от 27.02.2020 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права, оснований для переоценки установленных судом обстоятельств не имеется.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное, неправильное толкование норм действующего законодательства, не содержат обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 мая 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу директора МБОУ СОШ с. Бычиха – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи