ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1369/2022 от 27.09.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Романов С.А. УИД 92RS0004-01-2022-001162-17

(номер производства по делу Производство № 33а-2547/2022

в суде первой инстанции Категория 061а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2022 года город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Кондрак Н.И.,

судей – Бояриновой Е.В., Исаева С.Н.,

при секретаре – Михайловой В.Г.,

с участием представителя административного истца Григоренко Э.А. – Пивненко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Григоренко Э. А. к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя о признании решения незаконным и понуждении к выполнению определенных действий, по апелляционной жалобе административного истца Григоренко Э. А. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 апреля 2022 года,

заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В., судебная коллегия,

установила:

Григоренко Э.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (Севгосстройнадзор), оформленный письмом № 3251/01-25-1-23/02/21 от 09 декабря 2021 года, понуждении повторно рассмотреть заявление Григоренко Э.А. от 29 ноября 2021 года о включении в Реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, при строительстве которых государственный строительный надзор не осуществляется, сведений об объекте капитального строительства Кафе КН почтовый/строительный адрес: <адрес>А.

В обоснование заявленных требований, административный истец указывает на то, что 29 ноября 2021 года Григоренко Э.А. обратилась в Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя с заявлением о включении сведений об объекте капитального строительства Кафе КН почтовый/строительный адрес: <адрес>А, вид строительства новое строительство, строительство которого осуществляется на основании Решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, Решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ; документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком: Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за , Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за , в Реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, при строительстве которых государственный строительный надзор не осуществляется.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> отказало во включении сведений об объекте капитального строительства «Кафе», расположенного по адресу: <адрес>А в Реестр неподнадзорных объектов, в соответствии с пунктом 4.5 Положения, в связи с тем, что не в полном объеме предоставлены документы

Отказывая Григоренко Э.А. во включении сведений об объекте капитального строительства Севгосстройнадзор указал на то, что по вопросу необязательности получения разрешительного документа, порядок подачи, регистрации и внесения Уведомления о начале строительных работ в Реестр строительной деятельности детально описан пунктами 13 и 15.1 Постановления Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011года № 466. Решением VI сессии от 16 мая 2007 года заявителю необходимо было получить соответствующие разрешение в уполномоченном органе.

Для принятия Севгосстройнадзором решения о включении сведений об объекте капитального строительства «Кафе» расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А в Реестр неподнадзорных объектов заявителю необходимо устранить вышеуказанные замечания и повторно направить заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр неподнадзорных объектов, с приложением соответствующих требованиям пункта 4.2 Положения документов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 4.1 Положения.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от25 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска Григоренко Э.А. отказано.

Не согласившись с принятым решением, административный истец подал апелляционную жалобу.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение, которым административный иск удовлетворить.

В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении, полагая, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для данного дела. Выводы суда изложенные в решении суда, не соответствует обстоятельствам дела. Кроме того указывает, что с учётом норм материального права Украины, действовавшим с 2011 года, не требовалось получение разрешения на строительство кафе в <адрес> а II категории сложности и классу ответственности СС1.

12 сентября 2013 года был изготовлен Технический паспорт Кафе.

12 декабря 2013 года Григоренко Э.А. обратилась в Управление городского строительства и архитектуры СГГА с заявлением о разрешении на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта, однако ответ не получила.

Представить документ, разрешающий строительство объекта капитального строительства, предусмотренный п. 1.2 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02 сентября 2021 года № 413-ПП, не предоставляется возможным. Однако, отказ Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя препятствует Григоренко Э.А. оформлению права собственности на объект недвижимого имущества.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представитель административного истца в суде апелляционной инстанции жалобу по доводам в ней изложенным поддержала.

Административный истец, а также административный ответчик, заинтересованное лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи, с чем судебная коллегия, в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов административного дела следует и установлено судом, что решением VI сессии Севастопольского городского Совета Vсозыва от 16 мая 2007 года № 1959 утверждён представленный предпринимателем Григоренко Э.А. проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0107 га по <адрес> для строительства и обслуживания кафе.

Предложено Нахимовской районной государственной администрации расторгнуть договор № 55 от 22 сентября 1998 года на право временного пользования земельным участком по <адрес>, заключенный с предпринимателем Григоренко Э.А.

Григоренко Э.А. передан в аренду на 25 лет земельный участок площадью 0,0107 га (из них 0,0107 га- охранная зона ЛЭП-0,4 кв) по <адрес> для строительства и обслуживания кафе с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройке.

Пунктом 5.1 решения установлено, в течение двух месяцев со дня принятия настоящего решения выполнить через лицензированную землеустроительную организацию работы по установлению границ в натуре (на местности) и составлению технической документации по землеустройству испрашиваемого земельного участка и предоставить в городской Совет для подготовки договора аренды земли:

-акт определения границ земельного участка в натуре(на местности) в 3-х экземплярах;

-план земельного участка в 3-х экземплярах;

-кадастровый план в 3-х экземплярах;

- справку о денежной оценке земельного участка с указанием экономико-планировочной зоны.

Согласно пункту 5.3 решения, строительство капитального объекта (кафе) осуществить только в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, проектной документацией с разработанными материалами ОВОС, прошедшей государственную экспертизу установленном порядке, после получения разрешения в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (л.д.20).

Решением XVII сессии Севастопольского городского Совета V созыва от 10 марта 2010 года № 9737 срок строительства кафе на земельном участке площадью 0,0107 га, расположенном по <адрес>А, переданном в аренду предпринимателю Григоренко Э.А. продлён на срок с 01 октября 2009 года по 01 октября 2011 года (л.д.21).

План расположения земельного участка разработан и согласован (л.д.22).

12 декабря 2013 года Григоренко Э.А. обратилась в Управление городского строительства и архитектуры СГГА для выдачи разрешительной документации (ГРАД) для вода в эксплуатации. Вновь возведенного строения и регистрации права собственности на него в ГАСК г. Севастополя на основании ранее изготовленной проектно-сметной геодезической и строительно-технической документации (л.д.42).

29 ноября 2021 года Григоренко Э.А. обратилась в Управление государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> с заявлением о включении сведений об объекте капитального строительства Кафе почтовый/строительный адрес: <адрес>А, вид строительства новое строительство, строительство которого осуществляется на основании Решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, Решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ; документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком: Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за , Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за , в Реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, при строительстве которых государственный строительный надзор не осуществляется.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> отказало во включении сведений об объекте капитального строительства «Кафе», расположенного по адресу: <адрес>А в Реестр неподнадзорных объектов, в соответствии с пунктом 4.5 Положения, в связи с тем, что не в полном объеме предоставлены документы предусмотренные пунктом 4.2 Положения, а также выявлено несоответствие предоставленных документов требованиям пункта 4.2 Положения, а именно:

- не предоставлен подлинник документа, дающий право осуществлять строительство, реконструкцию;

- не предоставлен подлинник документа содержащий исходные данные на проектирование;

- не предоставлен подлинник положительного заключения экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством;

- не предоставлен перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально­культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда;

- не предоставлено Подтверждение факта завершения возведения на 21 ноября 2016 года фундамента объекта в соответствии с утвержденным от 26 октября 2021 года № 79 Порядком подтверждения факта завершения возведения на 21 ноября 2016 года фундамента объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты на основании уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, разрешения на выполнение строительных работ, выданных или зарегистрированных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» государственными и иными официальными органами Украины».

Отказывая Григоренко Э.А. во включении сведений об объекте капитального строительства Севгосстройнадзор указал на то, что по вопросу необязательности получения разрешительного документа, порядок подачи, регистрации и внесения Уведомления о начале строительных работ в Реестр строительной деятельности детально описан пунктами 13 и 15.1 Постановления Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 года № 466. Решением VI сессии от 16 мая. 2007 года заявителю необходимо было получить соответствующие разрешение в уполномоченном органе.

Для принятия Севгосстройнадзором решения о включении сведений об объекте капитального строительства «Кафе» расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А в Реестр неподнадзорных объектов заявителю необходимо устранить вышеуказанные замечания и повторно направить заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр неподнадзорных объектов, с приложением соответствующих требованиям пункта 4.2 Положения документов, в срок до 01 января 2022 года, в соответствии с пунктом 4.1 Положения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Севастополя от 02 сентября 2021 года № 413-ПП, которым утверждено Положение об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя установил, что при принятии отказа административным ответчиком соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделенного государственными полномочиями, на принятие оспариваемого решения; соблюден порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения, а так же содержание оспариваемого решения, соответствуют Положению об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 413-ПП от 02 сентября 2021 года.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Григоренко Э.А. не были представлены документы, указанные в пункте 4.2. Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 413-ПП от 02 сентября 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1).

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 30 апреля 2014 года №5- ЗС «О Правительстве Севастополя», от 29 сентября 2015 года № 185- ЗС «О правовых актах города Севастополя» Правительство Севастополя утвердило Положение об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя.

Согласно пункту 4.2 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02.09.2021 № 413-ПП, к заявлению о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр неподнадзорных объектов прилагаются следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

документ, дающий право осуществлять строительство, реконструкцию, из числа документов, предусмотренных пунктом 1.2 указанного Положения (согласно пункту 1.2 указанного Положения к таким документам относятся: уведомление о начале выполнения строительных работ; декларация о начале выполнения строительных работ; разрешение на выполнение строительных работ; разрешение на строительство); документ, содержащий исходные данные на проектирование, из числа документов, предусмотренных пунктом 1.3 указанного Положения (согласно пункту 1.3 под такими документами понимаются: градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка: архитектурно-планировочное задание и заключение по рабочему проекту, разработанному на основании архитектурно-планировочного задания -материалы, содержащиеся в проектной документации; -пояснительная записка; архитектурно-строительные решения; решения по инженерному оборудованию; раздел проекта «Генеральный план» или «Схема планировочной организации земельного участка», выполненный в соответствии с документацией, указанной в пункте 1.3 указанного Положения; -перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда: положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством; положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации (в случаях, предусмотренных законодательством, действующим на момент получения документов, дающих право осуществлять строительство, реконструкцию); подтверждение факта завершения возведения на 21 ноября 2016 года. фундамента объекта в соответствии с утвержденным от 26 октября 2021 года № 79 Порядком подтверждения факта завершения возведения на 21 ноября 2016 года фундамента объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого начаты на основании уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, разрешения на выполнение строительных работ, выданных или зарегистрированных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №° 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» государственными и иными официальными органами Украины" (далее - Порядок); заключения (согласования) государственных органов, предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством, (в случае • если такие заключения не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).

Поскольку административным истцом не в полном объеме предоставлены документы предусмотренные пунктом 4.2 Положения, а также выявлено несоответствие предоставленных документов требованиям пункта 4.2 Положения, Севгосетройнадзором принято верно решение об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства «Кафе» расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А в Реестр неподнадзорных объектов, в соответствии с пунктом 4.5 Положения.

Кроме того, административным ответчиком предоставлен срок для их устранения.

Ссылка административного истца на Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 303 8-VI, а также на постановление Кабинета Министров Украины «Порядок выполнения строительных работ» № 466 который определяет процедуру предоставления разрешения на выполнение строительных работ», ссылаясь на эти нормы Григоренко Э.А. утверждает что для начала строительства «Кафе», расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А получение разрешения не требовалось. Однако как следует из пункта 5.3 копии Решения Севастопольского городского совета от 16.05.2007 № 1959 (предоставлено заявителем)- Строительство капитального объекта (Кафе) осуществить только в соответствии с АПЗ (архитектурно-планировочным заданием), проектной документацией (с разработанными материалами ОВОС), прошедшей государственную экспертизу в установленном порядке, после получения разрешения в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля. Таким образом, исходя из требований, перечисленных в данном пункте Григоренко Э.А. должна была получить разрешение на выполнение строительных работ в инспекции архитектурно-строительного контроля.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу они направлены на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены или изменения, по основаниям, предусмотренным статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

определила:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 25 апреля 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу административного истца Григоренко Э. А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи