ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1372/2023 от 07.12.2023 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья – Бажина Н.Г. Дело № 33а-17894/2023 (2 инстанция)

УИД: 52RS0013-01-2023-001316-94 Дело № 2а-1372/2023 (1 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 07 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей Жилкина А.М., Кулаевой Е.В.

при секретаре судебного заседания Киселевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Жилкина А.М. административное дело

по апелляционной жалобе администрации городского округа город Выкса Нижегородской области

на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 августа 2023 года

по административному исковому заявлению Выксунского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга», администрации городского округа город Выкса Нижегородской области об устранении нарушений законодательства, обязании к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Выксунский городской прокурор Нижегородской области, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму.

Проверкой установлено, что МБУ ДО ДДК «Радуга» является учреждением дополнительного образования, расположено по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, мкрн. Гоголя, зд. 21, пом. 21/2, его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Выкса Нижегородской области, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация городского округа город Выкса Нижегородской области. 01 октября 2019 г. по результатам обследования и категорирования здания и территории МБУ ДО ДДК «Радуга» присвоена 4 категории опасности объектов, результаты обследования отражены в соответствующем акте. В нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, МБУ ДО ДДК «Радуга» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В целях устранения нарушений городским прокурором в адрес директора учреждения 10 мая 2023 г. внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

На основании изложенного истец просил суд: признать незаконным бездействие должностных лиц муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга», выразившееся в непринятии в полном объеме мер по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга» в срок до 01 октября 2023 г. установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области осуществить финансирование мероприятий по установлению системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга» в срок до 01 сентября 2023 г.

Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 августа 2023 года постановлено: административные исковые требования Выксунского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга», администрации городского округа город Выкса Нижегородской области об устранении нарушений законодательства, обязании к совершению действий удовлетворить. Признать незаконным бездействие должностных лиц муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга», выразившееся в непринятии в полном объеме мер по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга» в срок до 01 октября 2023 г. установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области осуществить финансирование мероприятий по установлению системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Дом детской культуры (искусств) «Радуга» в срок до 1 сентября 2023 г.

В апелляционной жалобе администрация городского округа город Выкса Нижегородской области просит решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 августа 2023 года отменить и принять по делу новое решение. В обосновании заявленных требований указано, что срок до 01.09.2023 недостаточный для исполнения требования.

От прокуратуры Выксунского района Нижегородской области поступило возражение на апелляционную жалобу.

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав позицию явившегося лица, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В п. 8 ч.1 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ закреплено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ч. 2 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В силу ч. 7 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных организаций, в данных зданиях должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности разрабатывают и обеспечивают реализацию комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1 Требований).

В пп. «д» п. 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 7.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В п. 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что МБУ ДО ДДК «Радуга» является учреждением дополнительного образования, некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ город Выкса Нижегородской области.

Функции и полномочия учредителя, функции и полномочия собственника имущества учреждения осуществляет администрация городского округа город Выкса Нижегородской области.

Согласно паспорту безопасности МБУ ДО ДДК «Радуга» от 2019 г. объект отнесен к 4 категории опасности объекта.

Как следует из письма МОВО по Выксунскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Нижегородской области» от 5 мая 2023 г. № 51711/318, в составе межведомственной комиссии проведена проверка объектов дополнительного образования детей, соблюдения ими антитеррористической защищенности, в ходе которого выявлено, что в МБУ ДО ДДК «Радуга» выявлено нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований, а именно: отсутствует оборудование объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

При проведении городской прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства МБУ ДО ДДК «Радуга» выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму. А именно: установлено, что в учреждении отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в связи с чем 10 мая 2023 г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием о принятии мер к устранению нарушений.

Согласно ответу МБУ ДО ДДК «Радуга» на представление от 9 июня 2023 г. № 63 в образовательном учреждении проводится работа по приведению антитеррористической защищенности в соответствии с действующим законодательством, а именно: с целью оборудования учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации составлено и отправлено письмо начальнику управления образования администрации городского округа город Выкса о выделении деленых средств в 2024 г. для приобретения требуемого оборудования. Также указано, что за допущенные нарушения федерального законодательства по антитеррористической защищенности ответственное лицо Кукунчикова ФИО8. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Указанное подтверждается представленными в материалы административного дела копиями письма от 7 июня 2023 г. № 62, направленного в адрес начальника управления образования, и приказа от 1 июня 2023 г. № 111 «О дисциплинарном взыскании».

В материалы административного дела также представлены копии акта № 1 от 6 июля 2023 г. о приобретении по смете № 7-2023 от 14 июня 2023 г. извещателя ПС автоматического дымового, фотоэлектрического, радиоизотопного, светового, письма МБУ ДО ДДК «Радуга» от 30 июня 2023 г. № 73 в адрес начальника управления образования администрации городского округа город Выкса с просьбой о выделении денежных средств для выполнения требований административного искового заявления, ответ ИП Мордвинова ФИО9 № 185 от 27 июля 2023 г. о возможности монтажа системы оповещения о террористической опасности в здании детского клуба, локального сметного расчета (сметы) № 01-3 от 14 августа 2023 г., ведомости объема работ и расчета затрат на установку системы оповещения «Антитеррор».

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.

Разрешая спор, суд обоснованно возложил на образовательное учреждение «МБУ ДО ДДК «Радуга»» обязанность устранить вышеуказанные нарушения. При определении срока исполнения решения, суд исходил порядка финансирования бюджетного учреждения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 августа 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Выкса Нижегородской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу через суд первой инстанции.

В окончательной форме апелляционное определение принято 07 декабря 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: