ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1374/19 от 03.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Калиниченко Н.В. дело №33а-4033/2020

дело 1 инстанции: №2а-1374/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кураповой З.И., Кагитиной И.В.

Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Штокол Ивана Степановича, Штокол Людмилы Михайловны к Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым, Отделу по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району, начальнику Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Республике Крым Иванову В.С., заинтересованные лица Министерство внутренних дел по Республике Крым, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белогорскому району, о признании незаконными действий (бездействия) и возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционным жалобам Штокол Ивана Степановича и Штокол Людмилы Михайловны, Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белогорскому району, Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 06 декабря 2019 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, на Отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району возложена определённая обязанность.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Требования мотивированы тем, что административные истцы лишены возможности зарегистрироваться в принадлежащем на праве собственности Штокол Л.М. садовом доме, который решением Белогорского районного суда Республики Крым от 28 июля 2017 года признан пригодным для постоянного проживания, поскольку адрес, по которому расположен садовой дом, до настоящего времени не внесён в федеральную информационную адресную систему, в результате чего нарушаются их права и законные интересы относительно регистрации по месту жительства. Так, письмом Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым административным истцам сообщено о невозможности в настоящее время внести адресные данные в ФИАС, что свидетельствует о бездействии Администрации. При этом, письмом Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Белогорскому району административным истцам сообщено, что в адрес Администрации направлена информация о необходимости присвоения почтового адреса садовому дому и внесения изменений в ФИАС и государственная услуга по регистрационному учёту по месту жительства будет оказана административным истцам при обращении в установленном Регламентом порядке и наличии изменений или дополнений в ФИАС. Обращаясь в суд, административные истцы считали вышеуказанные действия (бездействие) административных ответчиков незаконными, противоречащими положениям Федеральных законов «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 06 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска Штокол И.С., Штокол Л.М. отказано, одновременно на Отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Штокол И.С., Штокол Л.М. о предоставлении государственной услуги по регистрационному учёту граждан.

Не согласившись с решением суда, Штокол И.С. и Штокол Л.М. обратились с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения с вынесением нового об удовлетворении иска в полном объёме.

В апелляционной жалобе указано, что изложенные в решении суда выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение суда принято при неправильном применении норм материального права. Судом не учтено, что административные истцы по причине явного бездействия административных ответчиков лишены возможности зарегистрироваться в своём садовом доме, признанном судом пригодным для проживания.

Не согласившись с решением суда в части возложения обязанности повторно рассмотреть заявления Штокол И.С., Штокол Л.М. о предоставлении государственной услуги по регистрационному учёту граждан, ОМВД по Белогорскому району, Министерство внутренних дел по Республике Крым также подали апелляционную жалобу, просили решение суда в этой части отменить, как принятое с нарушением норм процессуального права, поскольку незаконных действий (бездействия) в отношении административных истцов не допущено, и суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу о возможности возложить на административного ответчика указанную обязанность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым по доверенности Усеинова З.Ш. считала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу административных истцов необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Удовлетворение апелляционной жалобы ОМВД по Белогорскому району, Министерства внутренних дел по Республике Крым оставила не усмотрение суда апелляционной инстанции.

Начальник Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Белогорскому району Иванов В.С., действующий также по доверенности от ОМВД России по Белогорскому району, а также представитель ОМВД по Белогорскому району, Министерства внутренних дел по Республике Крым по доверенностям Зареченская И.А. доводы своей апелляционной жалобы поддержали в полном объёме, просили удовлетворить. На апелляционную жалобу административных истцов подали возражения, считая её несостоятельной, а решение суда в этой части законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец Штокол Людмила Михайловна с 2011 года является собственником садового дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 16-17, 19, 20, 21-22).

При этом, с 1987 года административные истцы Штокол Иван Степанович и Штокол Людмила Михайловна состоят в зарегистрированном браке (л.д. 15).

В 2010 году садовое товарищество «Дружба» переименовано в садовое товарищество «Дружба-Тайган», а в 2014 году – в садоводческий потребительский кооператив «Дружба-Тайган» (л.д. 24).

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 28 июля 2017 года по гражданскому делу №2-476/2017 установлен факт того, что садовой дом по адресу: <адрес>, пригоден для постоянного проживания (л.д. 25-26, 27).

Также установлено, что административные истцы обратились в Администрацию города Белогорск Белогорского района Республики Крым с заявлением от 24 июня 2019 года о переводе садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, в жилой дом и о внесении в Федеральную информационную адресную систему сведений о данном адресе. По результатам рассмотрения данного заявления Администрацией города Белогорск Белогорского района Республики Крым в адрес административных истцов направлено письмо от 28 июня 2019 года №2833/01-18, в котором сообщено, что для получения муниципальной услуги о признании садового дома жилым домом необходимо обратиться в Администрацию с заявлением по установленной форме и приложением ряда документов. Относительно внесения сведений об адресе в ФИАС разъяснено о невозможности внесения адресных данных на момент обращения заявителей, поскольку при утверждении генерального плана городского поселения Белогорск СПК «Дружба-Тайган» включён в границы города Белогорск, и земельный участок, принадлежащий Штокол Л.М., расположенный на территории СПК «Дружба-Тайган», находится в пределах элемента планировочной структуры. Схема расположения земельного участка, на котором расположен СПК «Дружба-Тайган» направлена для согласования в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, после чего Администрацией будет проведено межевание территории садового товарищества и присвоено наименование и почтовый адрес, сведения о которых будут внесены в федеральную информационную адресную систему, после чего будет возможным присвоить адрес конкретному земельному участку с внесением сведений об адресе в ФИАС (л.д. 31).

В дальнейшем, постановлением Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым от 29 июля 2019 года №479-П садовый дом, принадлежащий на праве собственности Штокол Л.М., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 29).

13 ноября 2019 года постановлением Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым №737-П земельному участку и жилому дому, расположенным по адресу: <адрес>, присвоен адрес: <адрес> (л.д. 97).

При этом, постановлением Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым №839-П от 04 декабря 2019 года в вышеуказанное постановление дополнено пунктом 4.1 следующего содержания: «4.1. Сектору по вопросам архитектуры и градостроительства отдела земельных, имущественных отношений, вопросов архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым внести сведения о присвоении адресов объектам недвижимости в Федеральную адресную информационную систему» (л.д. 72).

Отказывая в удовлетворении административного иска Штокол И.С. и Штокол Л.М., суд первой инстанции исходил из того, что административные истцы обратились в орган регистрационного учёта не в установленной законом форме, а незаконных действий (бездействия) со стороны Администрации не допущено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Местом жительства, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

В силу частей 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статьёй 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определена Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 №984.

Пунктами 40-55 данного Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

Согласно пунктам 48, 49 вышеуказанного Административного регламента, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме №6 (приложение №5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.

Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.

Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.

Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства); письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Также, согласно пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно Приложению №5 к вышеуказанному Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в заявлении о регистрации по месту жительства указывается: фамилия, имя, отчество, дата рождения, точный адрес места жительства, прибывшего (ей) гражданина (ки); документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, основанием для вселения; документ, удостоверяющий личность (серия, номер, вид документа, наименование органа)и иные сведения.

При этом, как усматривается из поступивших от административных истцов заявлений 27 июня 2019 года в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Белогорскому району, с просьбой зарегистрировать по месту проживания не соответствуют по форме и содержанию установленному заявлению о регистрации по месту жительства по форме №6, в связи с чем, правомерно были расценены административным ответчиком в качестве заявлений, поданных в ином порядке, и на которые были даны вышеуказанные ответы с соответствующими разъяснениями.

Таким образом, незаконных действий (бездействия) по стороны Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Белогорскому району относительно административных истцов не допущено.

Доводы административных истцов о том, что им отказано в осуществлении регистрации по месту жительства письмами Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Белогорскому району от 25 июля 2019 года являются необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, следует отметить, что по вопросу необходимости присвоения почтового адреса <адрес> и внесения необходимых изменений или дополнений в федеральную информационную адресную систему (ФИАС) административным ответчиком Отделом по вопросам миграции ОМВД России по Белогорскому району самостоятельно направлено письмо в Администрацию в качестве принятия мер именно в целях создания условий для реализации прав заявителей, а не в качестве причины отказа в удовлетворении их заявлений, о чём административным истцам чётко разъяснено в ответах на заявления.

Также суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска в части требований о признании незаконными действий (бездействия) Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым.

Так, как подтверждается материалами дела, все заявления и обращения административных истцов административным ответчиком Администрацией города Белогорск Белогорского района Республики Крым были рассмотрены: даны ответы и приняты соответствующие постановления. При этом, постановление Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым №737-П от 13 ноября 2019 года было принято, как усматривается из его содержания, на основании заявления Штокол Л.М. от 18 октября 2019 года, то есть поданного уже после обращения с настоящим иском в суд. Как установлено, административные истцы обратились первоначально с заявлением о переводе садового дома в жилой дом и уже о последующем внесении в федеральную информационную систему сведений об адресе дома. Кроме того, как усматривается из содержания административного искового заявления, административные истцы обратились в суд с иском в защиту своего права именно на регистрацию по месту жительства, однако, Администрация органом регистрационного учёта граждан по месту жительства не является, действовала в пределах своих полномочий, в установленный срок и способом, предусмотренным законом.

Таким образом, незаконных действий (бездействия) по стороны административного ответчика Администрации относительно административных истцов не допущено.

Поскольку остальные исковые требования Штокол И.С. и Штокол Л.М. в части возложения на административных ответчиков определённых обязанностей удовлетворению не подлежали в качестве фактически дополнительных к главным, основания для удовлетворения которых отсутствовали, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении административного иска в полном объёме.

В связи с чем, обжалуемое решение суда первой инстанции в этой части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Штокол И.С. и Штокол Л.М. – без удовлетворения.

Более того, при рассмотрении настоящего дела апелляционной инстанцией суду предоставлены адресные справки в отношении административных истцов о том, что с 14 декабря 2019 года они зарегистрированы по заявленному ими адресу месту жительства. Как пояснил начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Белогорскому району Иванов В.С., после обращения в Отдел Штокол И.С. и Штокол Л.М. с заявлениями по установленной форме №6 с приложением необходимых документов в декабре 2019 года они соответственно были зарегистрированы по указанному в заявлении месту жительства.

Кроме того, суду апелляционной инстанции со стороны Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым представлена выписка из государственного адресного реестра о том, что 26 марта 2020 года в указанный реестр внесена запись о вышеуказанном объекте адресации, заявленном административными истцами.

Вместе с тем, решение суда первой инстанции в остальной части подлежит отмене.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

- указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226, частям 2-3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска полностью или в части предусмотрена необходимость указания на принятие административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Однако, суд первой инстанции, отказав Штокол И.С. и Штокол Л.М. в административном иске полностью, возложил на отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району обязанность повторно рассмотреть заявления Штокол И.С. и Штокол Л.М. о предоставлении государственной услуги по регистрационному учёту граждан, несмотря на то, что в мотивировочной части решения пришёл к выводу о том, что административными истцами не были предоставлены в отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району заявления о регистрации по месту жительства по установленной форме.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции, исходя из установленных по административного делу обстоятельств, отсутствовали правовые и фактические основания для возложения на отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району вышеуказанной обязанности.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В силу статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, учитывая, что возложенная судом первой инстанции на административного ответчика определённая обязанность не являлась предметом иска, применена судом самостоятельно в порядке устранения нарушений прав, свобод и законных интересов стороны административного истца, решение Белогорского районного суда Республики Крым от 06 декабря 2019 года по административному делу №2а-1374/2019 в части возложения обязанности на Отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району повторно рассмотреть заявления Штокол Ивана Степановича и Штокол Людмилы Михайловны о предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан, подлежит отмене.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Белогорского районного суда Республики Крым от 06 декабря 2019 года по административному делу №2а-1374/2019 в части возложения обязанности на Отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Белогорскому району повторно рассмотреть заявления Штокол Ивана Степановича и Штокол Людмилы Михайловны о предоставлении государственной услуги по регистрационному учёту граждан – отменить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: З.И. Курапова

И.В. Кагитина