ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1375/2022 от 21.06.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Шерстобитов О.В. 1-ая инстанция дело № 2а-1375/2022

2-ая инстанция дело № 33а-3979/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2022 года

г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Назарука М.В., Першакова Д.А.,

при секретаре Толстоплётове А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сабутовой (ФИО)8 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Комиссия), Администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Администрация) об оспаривании постановлений,

по апелляционной жалобе Сабутовой А.К. на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения административного истца Сабутовой А.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Сабутова А.К. обратилась в суд с вышеуказанным иском, согласно которому, с учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконными постановления Комиссии от 22.09.2021 года «Об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних (ФИО)14, (ФИО)15 и членов их семьи» и от 21.10.2021 года «Об утверждении межведомственной индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и (или) членов его семьи, находящихся в социально опасном положении, в отношении несовершеннолетних (ФИО)16, (ФИО)17 и членов их семьи». В обоснование указано, что из содержания постановлений следует, что ее дети находятся в социально опасном положении, однако основания для такого вывода не указаны. Выражает несогласие с мероприятиями индивидуальной программы реабилитации, и определением положения ее детей в семье как социально опасного. Полагает, вынесенные постановления противоречат основным задачам и принципам Федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ, заседание Комиссии проводились без уведомления и участия законного представителя несовершеннолетних детей, ее дочь (ФИО)1 не была приглашена на заседание.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец Сабутова А.К. просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Полагает, в ее семье нет социальной опасности для детей, ответчик подтвердил благополучие ее семьи. Указывает на голословность утверждения ответчика о наличии у ее дочери попыток суицида. Считает, поскольку оспариваемые постановления не влекут правовых последствий и не создают отрицательного отношения у окружающих, то они подлежат отмене.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Администрация, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

В силу ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Сабутова А.К. является матерью несовершеннолетних детей: (ФИО)1, (дата) года рождения, и (ФИО)18, (дата) года рождения.

Постановлением Комиссии от 22.09.2021 года «Об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних (ФИО)20, (ФИО)21 и членов их семьи» постановлено: признать несовершеннолетних (ФИО)1 и (ФИО)22 и членов их семьи находящимися в социально опасном положении; Отделу по организации работы комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав Администрации внести несовершеннолетних и членов их семьи в реестр несовершеннолетних и (или) членов их семьи, находящихся в социально опасном положении; Управлению социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району, БУ ХМАО – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница», БУ ХМАО – Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 2», отделу молодежной политики Администрации, АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права»: организовать проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и членами их семьи; принять неотложные меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и нарушению прав и законных интересов несовершеннолетней; направить в адрес Комиссии, а также органов и учреждений системы профилактики, определенных постановлением Комиссии участниками реализации индивидуальной программы реабилитации (далее – ИПР), данные должностного лица (исполнителя), ответственного за проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетней и (или) членами ее семьи и перечень мероприятий, предлагаемых исполнителем ИПР с целью устранения причин и условий, обуславливающих положение несовершеннолетнего и (или) членов его семьи как социально опасное; направить на заседание межведомственной рабочей группы представителя для участия в выработке перечня мероприятий ИПР; ответственному исполнителю ИПР предоставить в адрес отдела ИПР для утверждения на очередном заседании Комиссии; рекомендовать законному представителю (ФИО)2 обратиться: в БУ ХМАО – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» за получением медицинской помощи; в БУ ХМАО – Югры «Сургутский центр социальной помощи семье и детям» за получением необходимой помощи; рекомендовать Следственному отделу по городу Сургуту СУ СК России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре направить в адрес Комиссии информацию о результатах проверки по факту правонарушения в отношении несовершеннолетней (ФИО)1, а также по факту нанесения несовершеннолетней телесных повреждений «М».

Постановлением Комиссии от 21.10.2021 года «Об утверждении межведомственной индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и (или) членов его семьи, находящихся в социально опасном положении, в отношении несовершеннолетних (ФИО)1, Етмишева Мелик-Керима Руслановича и членов их семьи» постановлено: утвердить межведомственную ИПР в отношении несовершеннолетних (ФИО)1 и (ФИО)23 и членов их семьи; утвердить Управление социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району ответственным исполнителем ИПР; Управлению социальной защиты населения по городу Сургуту и Сургутскому району, БУ ХМАО – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница», БУ ХМАО – Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 2», отделу молодежной политики Администрации города Сургута, АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права»: организовать проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и членами их семьи в соответствии с утвержденной ИПР; предоставить в адрес ответственного исполнителя ИПР аналитический отчет о реализации мероприятий ИПР и промежуточную аналитическую информацию; ответственному исполнителю ИПР представить в адрес Комиссии: промежуточную аналитическую информацию о ходе исполнения ИПР; заключение по результатам реализации ИПР.

Оспаривая законность данных постановлений, административный истец обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления принимается в том случае, если суд признает оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Как подтверждается материалами дела, совокупность таких условий в рассматриваемом случае отсутствует.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38). Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей (ч.1 ст.67.1).

Аналогичные положения содержит Семейный кодекс Российской Федерации (ст.ст.1, 56).

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, установлены Федеральным законом от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон).

Согласно ст.1 Закона несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Согласно ст.4 Закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют также уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Согласно ст.5 Закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, в частности, совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность (п.1). Индивидуальная профилактическая работа может проводиться и с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п.3).

Согласно ст.6 Закона основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы, в частности, в следующих документах: заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

В силу положений ст.9 Закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

Согласно положениям ст.11 Закона комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления (п.1). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции, в частности, обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; принимают постановления по отнесенным к их компетенции вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Согласно положениям Закона ХМАО – Югры от 12.10.2005 года № 74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее – Закон ХМАО-Югры) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и автономного округа (ст.2).

Органы местного самоуправления (в т.ч. муниципального образования город Сургут) на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по созданию муниципальных комиссий в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; по осуществлению деятельности муниципальных комиссий по направлениям, определенным федеральным законодательством и законодательством автономного округа (ст.5).

Муниципальные комиссии являются постоянно действующими координирующими муниципальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципальных образований автономного округа и осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Муниципальные комиссии создаются местной администрацией муниципального образования автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом. Положение о муниципальной комиссии, ее права, обязанности, состав, сроки подготовки, подписания и направления постановлений в заинтересованные ведомства, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и другие положения, регламентирующие деятельность муниципальной комиссии, утверждаются постановлением администрации муниципального образования автономного округа в соответствии с законодательством (ст.13).

Для выполнения основных задач муниципальная комиссия, в частности, координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляет меры в пределах своей компетенции по решению проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями на территории муниципального образования; осуществляет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организует рассмотрение жалоб, заявлений и сообщений о нарушении или ограничении прав и законных интересов несовершеннолетних; направляет информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности; несовершеннолетними, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений; несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний; с другими несовершеннолетними, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Закона; утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Закона, требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролирует их исполнение (ст.14).

Заседания муниципальной комиссии проводятся в соответствии с планом работы, а также по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание муниципальной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. О дне заседания муниципальной комиссии извещается прокурор. Муниципальные комиссии в пределах своей компетенции принимают постановления, а в случае, установленном федеральным законом, - представления, обязательные для соответствующих органов, должностных лиц и граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ст.16).

В соответствии с приведенными выше правовыми нормами, Постановлением Администрации города Сургута от 3 июля 2020 г. № 4341 «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Сургута» утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Сургута (приложение 1, далее - Положение) и состав Комиссии (приложение 2).

Согласно указанному Положению Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (п.2 Раздела 1).

Согласно нормам Раздела IV Положения для выполнения основных задач Комиссия: координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации (п.2.1). Обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (п.2.2). Утверждает межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов (п.2.4). Координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Закона (п.2.25). Утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Закона требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролируют их исполнение (п.2.26).

Согласно нормам Раздела VI Положения заседания комиссии проводятся в соответствии с планом работы, не реже двух раз в месяц (п.1). Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов (п.2). О дате, времени, месте и повестке заседания комиссии извещается прокурор города Сургута (п.3). Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (п.5). Комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, которые подписывает председательствующий на заседании комиссии (п.9). Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики, которые обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок (п.11, 12).

В соответствии с положениями Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.09.2009 года № 232-п «О Порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены» органы опеки и попечительства организуют выявление и осуществляют учет детей, права и законные интересы которых нарушены, в ходе исполнения своей основной деятельности, а также по сообщениям, поступающим от физических и юридических лиц (п.3.1). В течение 3 календарных дней с даты поступления сообщения о ребенке, права и законные интересы которого нарушены, орган опеки и попечительства организует обследование условий проживания ребенка и его семьи с целью оценки риска нарушения прав и законных интересов ребенка и готовит акт обследования (п.3.5). По итогам обследования условий жизни ребенка и его семьи, а также информации, полученной из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, при выявлении нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию либо социально опасное положение, готовит заключение по установленной форме и направляет его в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения ребенка для рассмотрения и организации индивидуальной профилактической работы в отношении ребенка и его семьи (п.3.8).

Согласно п.4.4. Регламента межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций в муниципальном образовании городской округ Сургут при выявлении, учете, организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации (утв. Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Сургута от 05.12.2019 года № 19-5-56) основными критериями отнесения несовершеннолетних и их семей к категории находящихся в социально опасном положении, в частности, являются: наличие оснований, предусмотренных ч.1 ст.5 Закона № 120-ФЗ; нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни и (или) здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей; нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей; совершение суицидальной попытки; иные обстоятельства, в случае необходимости предупреждения правонарушений.

Как следует из содержания оспариваемых постановлений, основанием для их принятия явилось получение сведений о том, что несовершеннолетняя (ФИО)1 в году стала жертвой . В связи с фактом данного домогательства (ФИО)1 начала систематически . При выяснении истцом обстоятельств произошедшего произошла драка, в ходе которой несовершеннолетняя (ФИО)1 нанесла . По результатам проведенной проверки в отношении несовершеннолетней (ФИО)1 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое было отменено прокуратурой, материал возвращен для проведения дополнительной проверки. Чтобы оградить дочь от преследований и осуждения, истец перевела дочь на домашнюю форму обучения, после 9 класса забрала документы из образовательной организации. В связи с указанной психотравмирующей ситуацией истец и ее дочь получали психологическую помощь, нуждаются в очередном курсе психологической помощи.

Как следует из материалов дела, в т.ч. из представленных суду апелляционной инстанции документов, вышеуказанные обстоятельства подтверждается обращением истца к Уполномоченному по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре; обращением Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в Комиссию о рассмотрении вопроса о нахождении семьи истца в социально опасном положении, поскольку она находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в индивидуальной профилактической работе; актом обследования жизни ребенка и его семьи, составленным органом опеки и попечительства в ходе проведения проверки, в т.ч. со слов самого истца; постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно заключению Управления по опеке и попечительству администрации г.Сургута от 10.09.2021 года, исходя из вышеуказанных обстоятельств, подтвержденных в ходе проведенного обследования специалистами органа опеки и попечительства условий семьи, несовершеннолетняя (ФИО)1 и ее семья находятся в социально-опасном положении, нуждаются в организации и проведении индивидуальной профилактической работы с привлечением специалистов органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения.

Таким образом, совокупностью последовательных, логичных и непротиворечивых письменных доказательств, достоверность которых в установленном порядке не была опровергнута, подтверждено, что у Комиссии имелись предусмотренные приведенными выше правовыми нормами основания для принятия оспариваемых постановлений, в т.ч. о признании семьи несовершеннолетней находящейся в социально опасном положении и организации в отношении нее индивидуальной профилактической работы. Оспариваемые постановления приняты правомочным составом Комиссии, с соблюдением установленного порядка и в пределах полномочий Комиссии.

Постановления соответствуют задачам и принципам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, срокам проведения индивидуальной профилактической работы, учитывают фактическую ситуацию в семье истца, и не влекут произвольного или несоразмерного ограничения прав истца или ее ребенка.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции сама истец также признала наличие вышеуказанных обстоятельств и их достаточность для организации ответчиками индивидуальной профилактической работы в отношении ее семьи.

Материалами дела подтверждено и достоверными доказательствами не опровергнуто, что соответствующие заседания Комиссии были проведены в соответствии с установленным порядком, для извещения истца о времени и месте проведения каждого заседания Комиссии оформлялись телефонограммы.

Будучи извещенной о заседании Комиссии, истец на заседание не явилась, каких-либо заявлений и ходатайств (об отложении заседания, об исследовании иных доказательств) не представила.

Руководствуясь необходимостью своевременной защиты прав ребенка, учитывая установление обстоятельств, свидетельствующих об опасности жизни и здоровью несовершеннолетней Сабутовой Р.А. и возможности необратимых последствий необоснованного промедления в проведении индивидуальной профилактической работы, Комиссия правомерно рассмотрела соответствующие вопросы и приняла постановления в отсутствие административного истца.

Ссылаясь на принятие постановлений в ее отсутствие, истец не представила суду первой или апелляционной инстанции доказательств, опровергающих законность и обоснованность таких постановлений.

Как признала истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции, оспариваемые постановления считает незаконными лишь потому, что в их описательной части дается, по ее мнению, отрицательная характеристика исполнению ею родительских обязанностей в отношении дочери, а также поскольку в ходе реализации индивидуальной профилактической работы окружающим (в частности, по месту ее работы) стали известны затрагивающие ее семью сведения. С изложенными в резолютивной части постановлений решениями Комиссии она согласна. Указанное также свидетельствует о том, что непосредственно обязательные для исполнения решения Комиссии, изложенные в оспариваемых постановлениях, права, свободы и законные интересы истца и ее несовершеннолетних детей не нарушали, какие-либо обязанности на них незаконно не возлагали.

При этом, как подтверждается материалами дела и признано истцом, в соответствии с постановлением Комиссии от 24.03.2022 года постановлено: реализацию ИПР в отношении несовершеннолетних детей истца и членов их семьи завершить, в связи с истечением сроков ее реализации и положительной реабилитацией (п.1); исключить (ФИО)1, (ФИО)24 и членов их семьи из реестра несовершеннолетних и (или) членов их семьи, находящихся в социально опасном положении, что соответствует положениям ст.7 Закона. Т.е. действие оспариваемых постановлений в настоящее время прекращено, права, свободы и законные интересы административного истца ими не затрагиваются.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил по существу законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи коллегии: Назарук М.В.

Першаков Д.А.