Судья Тугур-оол Ч.Б. Дело 2а-137/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 4 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Кочергиной Е.Ю., Салчак А.А.,
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог сельского поселения Тоора-Хем по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 26 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., возражения прокурора Ооржак С.А.,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация), ссылаясь на то, что по итогам проведённой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения было установлено, что администрацией Тоджинского кожууна оценка технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем не проводится. По данному факту 22 июня 2020 года председателю Администрации внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Бездействием административного ответчика нарушаются права неопределённого круга лиц на безопасные и качественные автомобильные дороги. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика и возложить обязанность провести оценку технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 26 ноября 2020 года административный иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва удовлетворён.
Не согласившись с решением суда, председатель администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва Ондар Б.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, указывая, что прокурором не представлено доказательств, которые могли бы свидетельствовать о непроведении оценки: не имеется соглашения о предоставлении субсидий; муниципальной программы; выделения денежных средств на оценку состояния автодорог; отсутствуют материалы о результатах проверки; не имеется документов от ГКУ «Тываавтодор», подтверждающих непроведение оценки; не имеется доказательств, что автодороги сельского поселения сумона Тоора-Хем оформлены в собственность администрации района и находятся на её балансе, входят в технологический комплекс – объекта транспортной инфраструктуры, подлежащей категорированию и оценке уязвимости. При внесении иска прокурор не установил затратность проведения оценки, не исследовал вопрос финансовой обеспеченности бюджета района, не провёл необходимые инженерные изыскания, диагностику автодорог, не представил ведомости дефектов, проектную документацию и иные документы, содержащие оценку технического состояния автодорог. Исполнение вопросов местного значения возможно только в рамках тех бюджетных ассигнований, которые предусмотрены в бюджете муниципального образования, оценка технического состояния автодорог в бюджет поселения на 2020 – 2021 годы не включена. Административный истец не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Тоджинского района Республики Тыва Грек Н.С., указывая на необоснованность апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Ооржак С.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель административного ответчика - администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явился, административный ответчик извещён надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемое бездействие не соответствует нормативному правовому акту, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Из материалов дела видно, что 22.06.2020 прокурором Тоджинского района в адрес Администрации направлено представление о том, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что Администрацией оценка технического состояния автомобильных дорог с. Тоора-Хем не проводится. В представлении указано принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений указанного законодательства, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь.
21.10.2020 года прокурором Тоджинского района в адрес Администрации направлено требование, в ответ на которое Администрация представила информацию о том, что в 2020 году запланированы ремонт дорог в с. Тоора-Хем по следующим улицам: ул. Октябрьская, ул. Охотничья, ул. Агбаан, ул. Таёжная, ул. Енисейская, ул. Дружба, ул. Подгорная. Оценка технического состояния (инструментальная экспертиза) автомобильных дорог на территории Тоджинского кожууна запланирована на 2021 год, так как финансовые средства исчерпаны.
Прокурор Тоджинского района обратился в суд с административным иском 29.10.2020 года, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог сельского поселения Тоора-Хем.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделённым уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Владельцем автомобильных дорог признаётся местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ.
В части 5 статьи 4 Закона Республики Тыва от 28.11.2008 года № 966 ВХ-2 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Тыва" (далее - Закон о дорожной деятельности в Республике Тыва) указано, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 5 статьи 5 Закона о дорожной деятельности в Республике Тыва).
Следовательно, все автомобильные дороги в границах сельского поселения Тоора-Хем относятся в силу закона к собственности данного сельского поселения, в связи с чем доводы административного ответчика о том, что автомобильные дороги не оформлены в собственность Администрации и не находятся на её балансе, не имеют никакого правового значения. Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются: органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов, а также автомобильным дорогам местного значения сельских поселений (пункт 3 части 6 статьи 6 Закона о дорожной деятельности в Республике Тыва).
Как установлено судебной коллегией, в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Тоджинский район Республики Тыва» в селе Тоора-Хем числятся автомобильные дороги без названия и без идентификационного номера, указана только их общая протяжённость 21,32 км.
К дорогам общего пользования с. Тоора-Хем относятся следующие автомобильные дороги (улицы): Рабочая, Гагарина, п. Лесной, п. Молодёжный, Таёжная, Агбаан, Охотничья, Советская, Первомайская, Комсомольская, Октябрьская, Дружба, Новая, Чекпелиг, Такпажык, Воронкова, Оолак, Чургуй-оол, Строительная, Енисейская, Школьная, Набережная, Проточная, Левый берег, Правобережная, Бухтуева, Интернациональная, Подгорная, что подтверждается перечнем, представленным административным ответчиком на запрос суда апелляционной инстанции.
В пункте 4 статьи 10 Закона о дорожной деятельности в Республике Тыва указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Учитывая, что решением внеочередной сессии Хурала представителей сельского поселения сумона Тоора-Хемский от 2 ноября 2012 года № 9 администрация сельского поселения сумон Тоора-Хемский была ликвидирована, а все её полномочия переданы Администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва», то именно к полномочиям Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения сельского поселения Тоора-Хем.
В части 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ указано, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее - Порядок), действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, был утверждён Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150.
В силу пункта 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (пункты 3,4 Порядка).
Административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что им проведена оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования села Тоора-Хем, хотя обязанность доказывания указанного обстоятельства в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на нём.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признано незаконным бездействие администрации Тоджинского кожууна, выразившееся в непроведении оценки технического состояния автомобильных дорог сельского поселения Тоора-Хем, и на неё возложена обязанность устранить допущенное нарушение.
Вместе с тем решение суда подлежит изменению в части обязания Администрации провести оценку технического состояния автомобильных дорог села Тоора-Хем в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, поскольку этот приказ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1742, а с 1 января 2021 года действует Приказ Минтранса РФ от 07.08.2020 года № 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог".
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым установить шестимесячный срок для устранения допущенного нарушения, поскольку для оценки технического состояния 28 дорог (улиц), несмотря на их небольшую протяженность, потребуется некоторое время, а также обязать административного ответчика в течение месяца после истечения шестимесячного срока сообщить об исполнении решения суда прокурору Тоджинского района и в Тоджинский районный суд Республики Тыва (часть 9 статьи 227 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 30 Закона о дорожной деятельности в Республике Тыва дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Такие же положения содержатся в части 1 статьи 34 Федерального закона № 257-ФЗ.
В постановлении Правительства Республики Тыва от 13.02.2012 года № 70 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Тыва» указано, что ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» осуществляет распределение указанных в настоящем Порядке предельных объёмов (изменений предельных объёмов) бюджетных ассигнований Фонда на очередной финансовый год и плановый период по следующим направлениям расходов: капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них; строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них, в том числе переданных в доверительное управление (включая разработку документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог, инженерные изыскания, разработку проектной документации, проведение необходимых экспертиз, выкуп земельных участков и подготовку территории строительства и т.д.); предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Тыва на софинансирование объектов проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, а также ремонта и капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населённых пунктов в размере не менее 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Тыва.
Из указанных норм права следует, что ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» осуществляет функции заказчика по проведению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них, в его компетенцию не входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения села Тоора-Хем, связи с этим доводы апелляционной жалобы об отсутствии подтверждения от ГКУ УАД «Тываавтодор» о том, что оценка действительно проведена, несостоятельны.
Отсутствие денежных средств в бюджете Тоджинского кожууна, на что ссылается административный ответчик в своей апелляционной жалобе, в возникшем споре правового значения не имеет.
Кроме того, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет муниципального образования разрабатывается (составляется) местной администрацией, которая имеет возможность заложить денежные средства на указанные цели.
Довод жалобы о том, что прокуратура Тоджинского района не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления необоснован, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законом, в том числе органами местного самоуправления, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 26 ноября 2020 года изменить, изложив абзац третий резолютивной части в следующей редакции:
«Обязать администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог села Тоора-хем Тоджинского кожууна Республики Тыва в порядке, установленном приказом Минтранса России от 07.08.2020 года № 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог"».
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания:
«Обязать администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение одного месяца после истечения срока, установленного судом, сообщить об исполнении решения суда прокурору Тоджинского района Республики Тыва и в Тоджинский районный суд Республики Тыва».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тоджинский районный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи