Судья Кудина Т.Б. № 2а-1393/2022
Докладчик Толстик Н.В. № 33а-7270/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 30 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Толстик Н.В.
судей Кошелевой А.П., Курановой Л.А.,
при секретаре Тишаевой Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» Ахмедовой Лейлы Шамши кзы на решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 25 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Толстик Н.В., объяснения представителя административного истца ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области – Васильченко Ю.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с административным иском к Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» о ликвидации некоммерческой организации.
Административный иск обоснован следующим. 04.10.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1185476083121 внесена запись об Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство».
На основании информации УФСБ России по Новосибирской области от 27.02.2021 №14/3470дсп о нарушении Организацией законодательства Российской Федерации Главным управлением Минюста России по Новосибирской области с 05.04.2021 по 09.04.2021 проведена внеплановая документарная проверка Организации.
В ходе проверки ряд нарушений нашел свое подтверждение. Так, установлено, что адрес, указанный в ЕГРЮЛ, не является адресом места нахождения постоянного действующего руководящего органа Организации, что противоречит пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ. В нарушение пункта 7 стати 32 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Главное управление в трехдневный срок не представлены сведения об изменении адреса места нахождения. Также Ассоциацией не соблюдаются положения Устава в части периодичности заседания Президиума, не рассматриваются вопросы, входящие в компетенцию указанного органа. Таким образом, Организацией в проверяемом периоде не соблюдались положения Устава, регламентирующие порядок управления, что является нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Кроме того, в нарушение статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения о кодах деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Последнее нарушение выразилось в том, что код дополнительного вида деятельности 70.22 – «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» не соответствует целям деятельности Организации. Таким образом, организация неоднократно и грубо нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ является основанием для ее ликвидации. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 25.03.2022 административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, представитель административного ответчика Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» ФИО1 кзы подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По доводам жалобы, Ассоциация 04.10.2018 зарегистрирована в ЕГРЮЛ по адресу 12.11.2021 Ассоциацией принято решение об изменении адреса места нахождения на г. 06.12.2021 в ней был переизбран президент на ФИО1 к. Ассоциацией предпринимались меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ, однако в связи с допущенной технической ошибкой пакет документов ошибочно был направлен в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ростовской области, вместо Главного управления Министерства юстиции по Новосибирской области. После получения разъяснений о порядке действий в документы были внесены изменения и документы направлены в нужный государственный орган. Документы из Министерства юстиции по Новосибирской области, направляемые в ходе проверки, Ассоциация не получала в связи с изменением состава участников, сменой президента и юридического адреса. В результате был подан настоящий административный иск. Вместе с тем, Ассоциация является действующим юридическим лицом, представляет отчетность, ведет благотворительную деятельность для детей инвалидов и детей-сирот на территории Российской Федерации. Суд не учел данные обстоятельства, необоснованное отказал руководителю Ассоциации ФИО1 к в участии в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, в результате чего не дал оценки юридически значимым обстоятельствам и постановил незаконное решение.
Выслушав участников процесса, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Выслушав участников процесса, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
На основании пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В силу пункта «п» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.10.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1185476083121 внесена запись об Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство».
Адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц при регистрации, -
На основании информации УФСБ России по Новосибирской области от 27.02.2021 №14/3470дсп о нарушении Организацией законодательства Российской Федерации Главным управлением Минюста России по Новосибирской области с 05.04.2021 по 09.04.2021 проведена внеплановая документарная проверка Организации.
В ходе проверки в деятельности Ассоциации установлен ряд нарушений действующего законодательства РФ.
Так, установлено, что адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, не является адресом места нахождения постоянного действующего руководящего органа Организации, что противоречит пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.
В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Главное управление в трехдневный срок не представлены сведения об изменении адреса места нахождения организации.
Также Ассоциацией не соблюдаются положения Устава в части периодичности заседания Президиума, не рассматриваются вопросы, входящие в компетенцию указанного органа. Таким образом, Организацией в проверяемом периоде не соблюдались положения Устава, регламентирующие порядок управления, что является нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Кроме того, в нарушение статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц внесены недостоверные сведения о кодах деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Последнее нарушение выразилось в том, что код дополнительного вида деятельности 70.22 – «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» не соответствует целям деятельности Организации.
В период проведения проверки Главным управлением в организации запрашивались необходимые документы, которые представлены не были, выявленные нарушения не оспорены.
Главным управлением в связи с непредставлением документов для проведения проверки и воспрепятствованием ее проведению в отношении Ассоциации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.
02.08.2021 мировым судьей 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска Ассоциация привлечена к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ по указанным выше события. Постановление вступило в законную силу 26.10.2021.
По окончании проверки в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Главным управлением в адрес Ассоциации направлено предупреждение от 09.04.2021 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.06.2021.
Предупреждение направлено по юридическому адресу организации, а также по адресу ее руководителя, возвращено за истечением срока хранения.
В соответствии с положениями статьи 165.1 ГК РФ юридическое лицо несет риск неблагоприятных последствий неполучения юридически значимых сообщений, направленных им по правильному адресу, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Такие юридически значимые сообщения считаются полученными адресатом.
В установленный срок выявленные нарушения действующего законодательства Российской Федерации Ассоциацией не устранены.
09.08.2021 в связи с невыполнением в установленный срок законного предписания в отношении организации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
16.09.2021 постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска вынесено постановление о привлечении Ассоциации к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ по указанным выше событиям. Постановление вступило в законную силу 26.10.2021.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность собранных по делу доказательств подтверждает, что организация неоднократно и грубо нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ является основанием для ее ликвидации.
Выводы районного суда в указанной части являются правильными, оснований с ними не согласиться у судебной коллегии не имеется.
Материалами дела подтверждается, что допущенные некоммерческой организацией нарушения препятствовали Главному управлению осуществлять функции по контролю за деятельностью данного юридического лица, поскольку по адресу своей регистрации Ассоциация длительное время не находилась, юридически значимые сообщения не получала, документы, необходимые для проведения проверки не представляла, за что была привлечена к административной ответственности.
Выявленные нарушения организация не устранила и в пределах срока, установленного в соответствующем представлении (предупреждении), за что также подвергалась административной ответственности.
Выявленные нарушения свидетельствуют о пренебрежительном отношении организации к действующему законодательству Российской Федерации, игнорировании ее требований.
Вопреки доводам апеллянта, действия по смене руководителя организации и по изменению адреса регистрации юридического лица стали предприниматься только в ноябре-декабре 2021 года, то есть по истечении длительного периода времени с момента выявления рассматриваемых нарушений, перед непосредственным обращением Главного управления в суд с настоящим административным иском.
При этом на момент рассмотрения настоящего административного дела выявленные нарушения по-прежнему устранены не были, а именно в ЕГРЮЛ адресом регистрации юридического лица продолжал значится адрес а кодом дополнительного вида деятельности по-прежнему указан 70.22 – «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управление», что не соответствует уставным целям некоммерческой организации.
Последнее нарушение не устранено до момента рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Доводы апеллянта о том, что изменения в ЕГРЮЛ своевременно внести не представилось возможным, а задержки по времени обусловлены ошибочным направлением документов в Главное управление Министерства юстиции по Ростовской области, отклоняются судебной коллегией как не являющиеся основанием для отмены решения, поскольку такие доводы не исключают выводов суда о неоднократности и грубости допущенных нарушений, которые длительное время не устранялись и до конца не устранены в настоящее время. Кроме того, из материалов дела следует, что меры к исправлению недостатков предприняты ответчиком лишь частично (в части юридического адреса).
Не устраненное допущенное нарушение в части несоответствия кода дополнительного вида деятельности (70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления»), указанного в ЕГРЮЛ, уставным целям некоммерческой организации, является грубым нарушением действующего законодательства, создающим предпосылки к оказанию юридическим лицом видов услуг, противоречащим его задачам и основному назначению, что может повлечь за собой ряд негативных правовых последствий.
Доводы о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, являются необоснованными, поскольку сторона административного ответчика в судебном заседании была представлена ФИО2, действующей в качестве представителя на основании доверенности, тем самым принцип состязательности нарушен не был, процессуальные права стороны по делу соблюдены.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела и подтверждаются представленными в дело доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права.
При таких обстоятельствах решение Заельцовского районного суда города Новосибирска является законным, обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба административного ответчика Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» ФИО1 кзы подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 25 марта 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» ФИО1 кзы – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: