ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-139/20 от 14.05.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Усольцева Е.В.

дело № 33а-303

номер дела в суде первой инстанции №2а-139/2020

УИД 02RS0003-01-2019-002410-90

строка статистической отчетности 3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2020 года

г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Кокшаровой Е.А., Черткова С.Н.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 02 марта 2020 года, которым

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о признании отказа за от 25 сентября 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 18 613 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, установлении обязанности устранить нарушение путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность по цене, равной 15 % кадастровой стоимости земельного участка, отказано.

Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о признании отказа от 25 сентября 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 18 613 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, установлении обязанности устранить нарушение путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность по цене, равной 15% кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Алтай от 31 августа 2015 года является арендатором данного земельного участка. В соответствии с п. 2 ст. 1.1 Закона Республики Алтай от 14 мая 2007 года № 12-РЗ «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай» переданный в аренду гражданину земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, равной 15% кадастровой стоимости земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка. На заявление от 06 сентября 2019 года о выкупе данного земельного участка в собственность был получен отказ от 25 сентября 2019 года до проведения проверки и дачи заключения относительно целевого использования земельного участка Управлением Росреестра по Республике Алтай. Согласно проведенных поверок и обследований данного земельного участка Управлением Росреестра по Республике Алтай, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай нарушений земельного законодательства выявлено не было, в связи с чем отказ ответчика в предоставлении земельного участка в собственность нарушает ее права на приватизацию данного участка.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО1, указывает, что суд при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не обоснованы. Суд первой инстанции неверно отказал в удовлетворении требований, ссылаясь на нецелевое использование земельного участка, ввиду определенных обстоятельств. Факт наличия построек на участке не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, так как о них было известно на момент проведения аукциона, и решением Арбитражного суда Республики Алтай от 13.11.2013 года по делу на Министерство имущественных отношений Республики Алтай возложена обязанность по сносу указанных построек, которое не исполнено. Указывает, что к данным, размещенным в сети интернет о базе отдыха «<данные изъяты>», оказывающей туристические услуги, отношения не имеет. Акт проверки фактического использования земельного участка от 20.09.2019 года, который установил факт нахождения на земельном участке домиков и иных объектов для размещения туристов не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, поскольку составлен в одностороннем порядке, без уведомления арендатора, с нарушением порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Алтай. В акте проверки отражена информация предположительного характера. Акт подтверждает наличие объектов недвижимости на земельном участке, факт передачи объектов недвижимости в пользование третьих лиц отсутствует. Судом не приняты во внимание результаты административного обследования уполномоченными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от 11.10.2019 года, результаты планового осмотра земельного участка должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 20.06.2019 года. Вывод суда об отсутствии и недоказанности нахождения сельскохозяйственных животных на земельном участке, а также об отсутствии личного подсобного хозяйства необоснован. Наличие сельскохозяйственных животных подтверждается актами осмотра должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай. Согласно справке Администрации Манжерокского сельского поселения от 27.03.2020 года подтвержден факт ведения личного подсобного хозяйства на земельном участке, принадлежащем на праве аренды. Суд не принял во внимание наличие на спорном участке электролинии для ведения сельскохозяйственного производства. Для ведения личного подсобного хозяйства не требуется факта регистрации в реестре организаций агропромышленного комплекса Республики Алтай, а также не требуется статуса индивидуального предпринимателя. Основанием для отказа не может послужить отсутствие информации в Майминском и Манжерокском сельских поселениях сведений о наличии сельскохозяйственных животных, так как ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе.

Изучив материалы дела, заслушав административного истца ФИО1, её представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства экономического развития Республики Алтай ФИО3, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

В силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

П. 2 ст. 1.1 Закона Республики Алтай от 14 мая 2007 года № 12-РЗ «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай» указывает, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, равной 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Как установлено судом первой инстанции, 31 августа 2015 года между Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка . Земельный участок является землей сельскохозяйственного назначения, находится в государственной собственности Республики Алтай. По условиям договора аренды ФИО1 сроком на 49 лет в аренду предоставлен земельный участок, с кадастровым номером , общей площадью 20 010 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Дополнительным соглашением от 11 сентября 2015 года к договору аренды земельного участка от 31.08.2015 года уточнен кадастровый номер предоставленного в аренду земельного участка .

Дополнительным соглашением № 3 от 29 октября 2019 года к договору аренды земельного участка от 31.08.2015 года наименование Арендодателя изложено в следующей редакции: «Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай», уточнена площадь предоставленного в аренду земельного участка 18 613 кв.м.

П. 4.1.2 договора аренды земельного участка установлено, что арендодатель имеет право беспрепятственного доступа на земельный участок с целью его осмотра на предмет соблюдения условий Договора.

П. 4.4.2 установлено, что арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием, который согласно п. 1.1 Договора предоставлен для сельскохозяйственного производства.

21 марта 2019 года ФИО1 обратилась в Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай о выкупе земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 18 613 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

25 сентября 2019 года письмом Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай ФИО1 был дан отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность до проведения проверки и дачи заключения относительно целевого использования земельного участка Управлением Росреестра по Республике Алтай.

Письмом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Республики Алтай от 15 октября 2019 года установлено, что в результате административного обследования земельного участка с кадастровым номером , проведенного 11 октября 2019 года, в части соблюдения требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; в части соблюдения требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием признаков нарушений не выявлено.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай в своих письмах от 20 июня 2019 года , от 31 октября 2019 года при обследовании земельного участка с кадастровым номером , признаков нарушения земельного законодательства выявлено не было, участок используется для разведения и выпаса сельскохозяйственных животных и птиц, что соответствует требованиям ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации.

По информации, данной Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай сведения о данном земельном участке содержатся в Государственном лесном реестре, в связи с чем выкуп земельного участка невозможен до устранения противоречий сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и Государственном лесном реестре.

Из ответа Минприроды Республики Алтай от 31 января 2020 года следует, что границы земельного участка с кадастровым номером не пересекают границы земель лесного фонда, на которых зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

11 октября 2019 года государственным инспектором Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республики Алтай было проведено обследование данного земельного участка и установлено, что на земельном участке размещены деревянные домики в количестве 12 штук, беседки, деревянный навес.

Актом проверки фактического использования земельного участка от 20 сентября 2019 года, проведенным специалистами Министерства экономического развития Республики Алтай, также установлено нахождение на земельном участке построек. Также было установлено, что земельный участок используется не по целевому назначению, а также имеются нарушения условий пунктов 1.1, 4.4.2, 4.4.7, 4.4.9 договора аренды: на земельном участке отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, следы сенокошения и выпаса скота, большая часть территории земельного участка используется объектами, предназначенными для предоставления туристических услуг.

В соответствии с информацией, опубликованной в сети «Интернет» на указанном земельном участке располагается база отдыха «<данные изъяты>», которая предлагает туристические услуги для отдыхающих.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 13 ноября 2013 года по делу объекты недвижимого имущества ООО «<данные изъяты>» - домики деревянные в количестве 12 штук, кухня, навес для спортивных игр, беседки 3 штуки, качели, навес для приема пищи, баня, туалет, душ, водозабор, дровяник, умывальник, деревянный забор, расположенные на земельном участке с кадастровым номером были признаны самовольными постройками и подлежали сносу с возложением обязанности по их сносу на Министерство имущественных отношений Республики Алтай. Данное решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13 ноября 2013 года в настоящий момент не исполнено.

Функции по управлению государственным имуществом Республики Алтай постановлением Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2014 года № 332 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и имущественных отношений РА и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» возложены на Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай.

Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что у ФИО1 не возникло оснований, предусмотренных п. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения в собственность спорного земельного участка, вследствие чего отказ Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай от 25 сентября 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 18 613 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не может быть признан незаконным.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает. Таким образом, одно из условий, необходимых в силу подп.9 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия решения о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов, а именно: использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, не было соблюдено административным истцом.

Использование земельного участка на основании договора аренды не менее трех лет не является единственным и достаточным основанием в силу подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о наличии сельскохозяйственных животных не опровергают выводы суда об использовании спорного земельного участка не по назначению.

При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка доказательств; оснований для изменения решения суда, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий - А.О. Имансакипова

Судьи - Е.А. Кокшарова

С.Н. Чертков