ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1416/2021 от 19.08.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Магазенко Ю.Ф. Дело № 33а-6250/2021 (№ 2а-1416/2021)

64RS0043-01-2021-002107-67

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 августа 2021 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Закарян И.В.,

судей Черняевой Л.В., Домниной А.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Саратовской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее – Главное управление МЧС России по Саратовской области) о признании незаконным и отмене предписания по апелляционной жалобе заинтересованного лица Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области на решение Волжского районного суда города Саратова от 20 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Черняевой Л.В., объяснения представителя заинтересованного лица Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, административного истца Правительства Саратовской области Хуторного И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Главного управления МЧС России по Саратовской области Прониной Н.Г. и представителя заинтересованного лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Колчиной Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия

установила:

Правительство Саратовской области обратилось в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по Саратовской области о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области от 29 декабря 2020 года № 21, выданного в отношении Правительства Саратовской области; о возложении на административного ответчика обязанности воздержаться от проведения внеплановых проверок в отношении Правительства Саратовской области по основаниям, указанным в пункте 1 названного предписания.

Требования мотивированы тем, что в период с 02 декабря 2020 года по 29 декабря 2020 года на основании распоряжения Главного управления МЧС России по Саратовской области от 19 ноября 2020 года № 21 Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении Правительства Саратовской области с целью проверки выполнения пунктов ранее выданного предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 29 декабря 2015 года № 31/3/31-5. По итогам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) органа государственной власти и предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 29 декабря 2020 года № 21. Пунктом 1 названного предписания Правительству Саратовской области указано на нарушение требований в области гражданской обороны (региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) населения Саратовской области технически и программно не сопряжена с локальными системами оповещения). С указанными выводами в акте, а также в выданном ненормативном акте (предписании) органа государственного контроля (надзора), Правительство Саратовской области не согласно по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6.45 СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» сопряжение систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, кроме систем оповещения объектового уровня. Техническое и программное сопряжение объектовых систем оповещения с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта, то есть сопряжение локальных систем оповещения потенциально опасных объектов - обязанность собственника последних или лиц, уполномоченных совершать от имени собственника действия, необходимые для управления их имуществом. Обязательность исполнения указанного свода правил регламентируется частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Вынесенное предписание контрольно-надзорного органа обязано отвечать требованиям исполнимости и содержать требования, не выходящие за рамки закона, что в данном случае нарушено. Указанные требования надзорным органом могли бы выдвигаться собственникам вышеперечисленных потенциально опасных объектов и должны выдвигаться в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий со стороны федерального государственного надзора. Финансирование указанных мероприятий не входит в полномочия Саратовской области.

Кроме того, в соответствии с государственным контрактом и актом выполненных работ к нему, техническим заданием ПАО «Ростелеком» провело монтажные и пусконаладочные работы регионального пункта управления комплексом технических средств оповещения по адресу: <адрес>, включающие в себя: блок управления П-166М БУ, телекоммуникационный сервер П-166М ТКС, модуль речевого оповещения П-166М МРО, терминал управления П-166М ТУ и сопутствующее оборудование производства АО «Калужский завод телеграфной аппаратуры» (далее - КЗТА). Согласно информации производителя указанного оборудования, размещенной в общедоступной сети «Интернет» на официальном сайте КЗТА данный комплекс произведен во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р «Об обеспечении своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время» и Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Комплекс предназначен для создания автоматизированных систем централизованного оповещения (АСЦО) всех уровней с целью доведения формализованных сигналов оповещения, речевых и буквенно-цифровых сообщений до оперативных дежурных центров (пунктов) оповещения, а также для построения местных, локальных и комплексных систем экстренного оповещения населения с целью доведения информации до каждого человека, находящегося в зоне опасности, по телефонным сетям общего пользования, каналам телерадиовещания, Ethernet, УКВ и КВ-радиоканалам, сетям мобильной связи и SMS, включением уличных оповещателей (сирен и акустических установок).

Комплекс П-166М разработан по техническому заданию МЧС России и ВНИИ ГОЧС (ФЦ) - ОАО «КЗТА» в рамках модернизации КТСО П-166, исходя из опыта строительства АСЦО различного уровня на территории Российской Федерации, возникающих проблем при создании АСЦО и реального состояния сетей передачи информации и связи. Согласно типовому решению для сопряжения локальной (объектовой) системы оповещения на базе КТСО П-166 с РАСЦО/ЕДДС на базе КТС П-166М применяется маршрутизатор - конвертер протоколов (МКП) - П-166К МКП, который представляет собой программно-аппаратное изделие в форм-факторе одноплатного миникомпьютера с установленным общесистемным и специальным программным обеспечением. Взаимодействие между составными частями системы происходит следующим образом. В базу данных оборудования П-166М, установленного в РАСЦО/ЕДДС, вносятся абоненты локальной или объектовой системы. При этом добавляемые абоненты вносятся как абоненты П-166М, и доступ к ним происходит через нижестоящий узел, в качестве которого указывается IP-адрес МКП. В свою очередь в МКП вносятся IР-адреса, сопрягаемого оборудования. При запуске сеанса оповещения, оборудование П-166М, установленное в РАСЦО/ЕДДС, посылает на МКП команды и речевое сообщение, а он, в свою очередь, преобразует принятые команды и речевое сообщение в формат, принятый в П-166Ц (и его модификации), и транслирует их выбранным в данном сеансе абонентам. Передача квитанций и информация о состоянии датчиков происходит в обратном порядке, оборудование П-166Ц (и его модификации) посылает квитанции и состояние датчиков на МКП, который преобразует их в формат, принятый в П-166М, и посылает на оборудование П-166М, установленное в РАСЦО/ЕДДС.2

Таким образом, на основании имеющегося оборудования, основной пункт управления региональной системы готов к сопряжению с локальными системами потенциально опасных объектов при условии выполнения программно-технических требований со стороны собственников (эксплуатантов) указанных организаций. С целью исполнения требований законодательства организациям, эксплуатирующим потенциально опасные объекты на территории области, в 2020 году, направлены письма с уведомлением о готовности основного пункта управления к сопряжению и о необходимости получения технических условий на сопряжение локальных систем оповещения потенциально опасных объектов в ОГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области».

Указанные обстоятельства подтверждаются выводами мирового судьи судебного участка № 3 Волжского района города Саратова в постановлении от 01 марта 2021 года по делу № 5-86/2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме того, административным истцом принимались меры по досудебному урегулированию спора. Так, 12 января 2021 года в Главного управления МЧС России по Саратовской области было направлено возражение с требованием исключить спорный пункт предписания с аналогичными доводами, указанными в административном исковом заявлении, однако решением заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области Степановым В.А. от 01 февраля 2021 года в удовлетворении требований Правительства Саратовской области отказано.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 20 мая 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В доводах жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального и процессуального права. Также указывает, что в решении суда первой инстанции неверно перефразированы показания свидетеля Мартынова С.В.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца Правительства Саратовской области, заинтересованного лица Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области Хуторной И.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика Пронина Н.Г. в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Колчина Е.В. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований по результатам изучения доводов апелляционной жалобы и административного дела судебной коллегией не усматривается, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ, в редакции, действующей на момент проведения внеплановой проверки), предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (подпункт 1 части 2 Федерального закона № 294-ФЗ).

Подпунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Исходя из положений статьи 17 названного Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции, действующей на момент проведения внеплановой выездной проверки) предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны, к которым, в том числе, относятся подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона № 28-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; организуют подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения; планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Положению «Об Управлении обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области», утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 23 декабря 2010 года № 659-П (в редакции на момент проведения внеплановой проверки) на Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области возложены полномочия по исполнению требований гражданской обороны в части выявленных нарушений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». Указанным постановлением определено, что в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), необходимо обеспечивать начиная с 1993 года включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.

Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи Российской Федерации № 90, Минкультуры Российской Федерации № 376 от 25 июля 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 12 сентября 2006 года № 8232; документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 года № 1034, однако на момент проведения внеплановой выездной проверки сохранял свое действие).

Согласно пунктам 3, 4 указанного Положения система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и населения. На объектовом уровне системы оповещения создается локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Как указано в пункте 5 названного Положения о системах оповещения населения в соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

В соответствии с пунктом 9 Положения о системах оповещения населения основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации; главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации; органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 11 указанного Положения предусмотрено, что основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

В Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденных МЧС РФ 24 декабря 2002 года, указано какие требования предъявляются к локальной системе оповещения. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. Ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов несут организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

Аналогичные положения закреплены «СП 165.1325800.2014 Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», утвержденным и введенным в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 705/пр (далее по тексту - СП 165.1325800.2014), устанавливающим требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, которые должны соблюдаться, в том числе при эксплуатации опасных производственных объектов.

Согласно пункту 3.8 «СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях» (далее по тексту - СП 133.13330.2012) «локальная система оповещения - это составная часть нижнего звена многоуровневой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемая на потенциально опасных объектах». Все подсистемы систем оповещения населения должны сопрягаться на программно-аппаратном уровне (п. 6.44 СП 165.1325800.2014).

Согласно пункту 6.45 СП 165.1325800.2014 техническое и программное сопряжение объектовых систем оповещения с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта.

С 1 января 2021 года вступил в силу совместный Приказ МЧС России и Минкомсвязи России от 31 июля 2020 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», согласно которому системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения. Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (пункт 7 данного Приказа).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с абзацем 9 подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, а также разделом IV Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 года № 579/366 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2020 года, регистрационный номер № 60566), организовано проведение в субъектах Российской Федерации комплексных проверок готовности систем оповещения населения к выполнению задач по предназначению на основании письма заместителя министра МЧС России Ничипорчука В.М. № М-ВН-29 от 28 июля 2021 года о невыполнении требований федерального законодательства, направленного в адрес начальников ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации (том 2 л.д. 79-92).

На основании распоряжения (приказа) № 21 от 19 ноября 2020 года заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области в период с 02 по 29 декабря 2020 года Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении Правительства Саратовской области с целью проверки выполнения пунктов 1, 2, 3, 4 ранее выданного предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 29 декабря 2015 года № 31/3/31-5 (предписано выполнить программно-техническое сопряжение региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) населения Саратовской области с локальными системами оповещения потенциально опасных объектов со сроком исполнения до 01 декабря 2020 года).

По результатам проведенной проверки должностным лицом контрольно-надзорного органа 29 декабря 2020 года был составлен акт проверки, а также выдано новое предписание № 21 от 29 декабря 2021 года, согласно пункту 1 которого учреждению повторно указывалось на то, что в нарушение пунктов 4, 5, 9 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) населения Саратовской области технически и программно не сопряжена с локальными системами оповещения.

Так, в ходе проверки было установлено, что региональная система оповещения населения Саратовской области построена на базе аппаратуры 5Ф88 (год ввода РСО в эксплуатацию - 1963), П-166M (год выпуска - декабрь 2019). Аппаратура П-166М не введена в эксплуатацию, как составляющий сегмент РАСЦО. Региональная система оповещения населения Саратовской области технически и программно не сопряжена с локальными системами оповещения далее - ЛCO) потенциально-опасных объектов области, что подтверждается пунктом 1.3. паспорта региональной системы оповещения населения Саратовской области по состоянию на 02 октября 2020 года, утвержденного заместителем председателя Правительства Саратовской области 15 октября 2020 года, согласно которому отсутствуют ЛСО потенциально опасных объектов, сопряженные с автоматизированной СО; актом состояния готовности региональной системы оповещения населения Саратовской области, утвержденного Губернатором Саратовской области 26 октября 2020 года, согласно которому аппаратура 5Ф88 на настоящее время многократно выработала ресурс по своим техническим возможностям не обеспечивает контроль состояния оконечных исполнительных устройств, отсутствует возможность сопряжения с ЛСО на потенциально-опасных объектах области, система оповещения на базе 5Ф88 не соответствует требованиям, предъявляемым к региональным системам оповещения. Региональная система оповещения населения Саратовской области готова к выполнению задач по предназначению, но требует дальнейшей реконструкции и модернизации; докладом об исполнении Правительством Саратовской области положений федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденным Губернатором Саратовской области 13 января 2020 года и согласованным Главным федеральным инспектором по Саратовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе 13 января 2020 года, согласно которому имеющаяся в настоящее время региональная система оповещения построена на базе аппаратуры 5Ф88, которая по своим техническим возможностям не обеспечивает сопряжение систем КСЭОН и ЛСО. В соответствии с планом поэтапной реконструкции РАСЦО необходимо обеспечить финансирование мероприятий реконструкции системы (пункт 1.8.). Вместе с тем, все розданные ЛСО имеют возможность сопряжения с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (пункт 4.3.). Без доведения реконструкции РАСЦО невозможно обеспечить мероприятия по сопряжению ЛСО потенциально-опасных объектов с РАСЦО (пункт 4.5.) Реконструкция региональной системы оповещения населения Саратовской области осуществляется в соответствии с Планом поэтапной реконструкции региональной системы оповещения населения Саратовской области на 2012-2021 годы, утвержденным распоряжением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 № 404-Пр. Срок завершения работ по реконструкции РАСЦО, приема и ввода в эксплуатацию определен до 30 декабря 2021 года, что включает в себя проверку государственной комиссией готовности региональной системы оповещения с составлением акта, оформление ее в собственность области – 01 декабря 2021 года, оформление паспорта региональной системы оповещения – 30 декабря 2021 года. План реконструкции РАСЦО включен в государственную программу Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» (подпрограмма «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года № 639-П. По завершению работ ввод в эксплуатацию региональной системы оповещения населения Саратовской области оформляется распоряжением Губернатора Саратовской области. Согласно государственному контракту _165400 от 11 ноября 2019 года, заключенному между ОГУ «ЦУКС Саратовской области» и ПАО «Ростелеком», предметом контракта является поставка оборудования с выполнением монтажных и пуско-наладочных работ по реконструкции объектов региональных пунктов управления «Региональной системы оповещения гражданской обороны Саратовской области» для нужд ОГУ «ЦУКС Саратовской области». В рамках исполнения вышеуказанного Государственного Контракта по адресам: <адрес> (комплекс технических средств оповещения регионального пункта управления), <адрес> (комплекс технических средств перехвата радиовещания), <адрес> (КТСО ПУ <адрес> (КТСОУ оповещения населения) смонтировано и установлено оборудование П-166М БИРУ, П-166М МРО, П-166М ТУ, П-166М БУ, которое обеспечивает доведение сигналов и информации ГО от оперативного дежурного ОГУ ЦУКС Саратовской области до оперативного дежурного ЕДДС город Калининск Саратовской области, до населения, проживающего в зоне возможной ЧС, город Калининск; от оперативного дежурного ЕДДС город Калининск Саратовской области до дежурного ОГУ ЦУКС город Саратов, до населения, проживающего в зоне возможной ЧС, город Калининск. Данное оборудование П-166М функционирует только в Калининском муниципальном районе Саратовской области, где отсутствуют локальные системы оповещения потенциально опасных объектов. Согласно акту от 24 декабря 2019 года № 1 проверки соответствия поставленного оборудования «Региональной системы оповещения гражданской обороны Саратовской области» для нужд ОГУ «ЦУКС Саратовской области», предусмотренных государственным контрактом _165400, при проверке поставленного оборудования для регионального пункта управления <адрес> выявлено несоответствие поставленного оборудования техническому заданию аукционной документации. Техническим заданием для регионального пункта управления в соответствии с проектом должен быть поставлен маршрутизатор AR2220 (в составе, определенном проектом) или эквивалент, который должен отвечать требованиям технического задания: - маршрутизатор 3 уровня со встроенным GSM (3G) модулем, с двумя внешними портами WAN, с 24 внутренними портами LAN. По факту поставлен маршрутизатор без встроенного GSM (3G) модуля, с одним портом WAN и т.д. Сделан вывод о том, что поставленное оборудование для регионального уровня не является эквивалентом оборудования в соответствии с проектной документацией и техническим заданием. Согласно протоколу от 25 декабря 2019 года № 3 при устранении недостатков, указанных в Акте от 24 декабря 2019 года № 1, смонтированное оборудование в здании <адрес> может быть использовано как сегмент РСО ГО региональной системы оповещения.

Таким образом, вновь смонтированное оборудование П-166М БПРУ, 166М МРО, П-166М ТУ, П-166М БУ не является введенным установленным порядком в эксплуатацию как РАСЦО, в связи с чем сопряжение с ЛСО потенциально опасных объектов не обеспечивается. В связи с указанным собственники потенциально опасных объектов не могут выполнить свою обязанность по сопряжению с РАСЦО, так как такое сопряжение отсутствует, в связи с тем что РАСЦО, построенная на базе аппаратуры 5Ф88, не готова, новое оборудование не введено в эксплуатацию установленным распоряжением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2012 № 404-Пр порядком.

Во исполнение пункта 1 оспариваемого предписания Управлением обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области в адрес организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты на территории области, 11 ноября 2020 года направлены письма с уведомлением о готовности основного пункта управления к сопряжению и о необходимости получения технических условий на сопряжение локальных систем оповещения потенциально опасных объектов в ОГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области».

Вместе с тем, как следует из ответа ОГУ «ЦУКС Саратовской области» от 17 марта 2020 года № 225-6-06 на обращение ПАО «Саратовский НПЗ» о предоставлении технических условий для сопряжения ЛСО объекта «Саратовский НПЗ» с комплексом технических средств оповещения, такое сопряжение ЛСО с верхним звеном управления (региональный уровень) не требуется и не предусматривается техническими решениями проекта «Реконструкция региональной системы оповещения гражданской обороны Саратовской области». Сопряжение ЛСО осуществляется на муниципальном уровне, то есть местной системой оповещения, что отвечает требованиям, принятым в системе управления гражданской обороны по передаче сообщений и сигналов от вышестоящего органа управления в подчиненные органы управления. Поскольку в проектах на реконструкцию РСО и техническое перевооружение ЛСО «Саратовский НПЗ» применен КТС П-166М, то технические условия на программное и аппаратное сопряжение уже обеспечиваются. При выполнении требований по программному и техническому сопряжению всех уровней РСО, включая объектовые и локальные системы оповещения, обеспечивается управляемость системой оповещения с регионального уровня вплоть до отдельно взятого (выборочного) оконченного устройства или объектовой, локальной системами оповещения (том 1 л.д. 136).

Управление безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области с результатами проверки, указанными в пункте 1 предписания № 21 от 29 декабря 2020 года, не согласилось, направило 12 января 2021 года свои возражения об исключении данного пункта из названного предписания, просило пересмотреть выводы надзорного органа, указанные в акте внеплановой выездной проверки от 29 декабря 2020 года № 21 (том 1 л.д. 25-29).

Решением заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы – начальника отдела административной практики и дознания Главного управления МЧС России по Саратовской области от 01 февраля 2021 года признан законным акт проверки органом государственного контроля (надзора) органа государственной власти № 21 от 29 декабря 2020 года и пункт 1 предписания № 21 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 29 декабря 2020 года (том 1 л.д. 30-33).

Опрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля заместитель начальника управления по надзору - начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Мартынов С.В. показал, что ПАО «Ростелеком» осуществлена поставка оборудования с выполнением монтажных и пуско-наладочных работ по реконструкции объектов региональных пунктов управления «Региональной системы оповещения гражданской обороны Саратовской области» для нужд ОГУ «ЦУКС Саратовской области», на приемке не присутствовал, изучив документацию, пришел к выводу, что оборудование не соответствует техническому заданию, в связи с чем в ПАО «Ростелеком» направлена претензия. На данный момент в целом оборудование выполняет свои функции, недостатки устранены, но региональная система не готова к работе.

Из материалов дела также следует, что постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Волжского района города Саратова от 01 марта 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Управления обеспечения жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу о том, что Управление обеспечения жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области не является субъектом административного правонарушения и не подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (том 1 л.д. 34-37).

Не согласившись с вынесенным постановлением мирового судьи от 01 марта 2021 года, Главным управлением МЧС России по Саратовской области 07 апреля 2021 года подана жалоба на него в Волжский районный суд города Саратова.

Оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанций, исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом; направлено на обеспечение соблюдения требований в области гражданской обороны; возложенные оспариваемым пунктом 1 предписания обязанности соответствуют требованиям закона в области гражданской обороны; полномочия по исполнению которых возложены именно на Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области; РАСЦО, построенная на базе аппаратуры 5Ф88, не готова, использование локальной системы оповещения автономно, без сопряжения ее с аналогичными системами иных уровней, противоречит и приведенному выше понятию системы оповещения, данному в пункте 3 Положения о системах оповещения населения, вследствие чего новое оборудование не введено в эксплуатацию; процедура и порядок проведения проверки в отношении Правительства Саратовской области административным ответчиком не нарушена; постановление мирового судьи судебного участка № 3 Волжского района города Саратова от 01 марта 2021 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Управления обеспечения жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области в связи с отсутствием состава административного правонарушения, обжаловано административным ответчиком и на момент принятия решения по настоящему административному делу в законную силу не вступило (то есть указанные в нем обстоятельства не свидетельствуют о выполнении административным истцом требований оспариваемого пункта 1 предписания), в связи с чем пришел к обоснованному выводу о законности пункта 1 предписания № 21 от 29 декабря 2020 года и об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о правомерности оспариваемого предписания в части пункта 1 и не усматривает оснований для отмены судебного постановления, поскольку совокупность условий для признания оспариваемого пункта предписания незаконным, указанных в статье 227 КАС РФ, по делу не установлена.

Как следует из материалов дела, Правительством Саратовской области мероприятия по реконструкции региональной системы оповещения населения Саратовской области, позволяющие обеспечить сопряжение с региональной системой оповещения всех локальных систем оповещения потенциально опасных объектов области не выполняются, что подтверждается фактами невыполнения Правительством Саратовской области предписаний об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 28 октября 2013 года № 9/3/3-6 (том 1 л.д. 190-196), от 29 декабря 2015 года № 31/3/31-5, от 29 декабря 2020 года № 21; решением Волжского районного суда города Саратова от 12 марта 2014 года, которым оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка № 3 Волжского района города Саратова от 15 января 2014 года о привлечении Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности Правительства Саратовской области по части 1.2 статьи 20.7 КоАП РФ (том 1 л.д. 197-204), а также внесенными изменениями в нормативные правовые акты системы оповещения населения Саратовской области с 2015 по 2021 года и сроки реализации государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности».

Вопреки доводам жалобы об отсутствии в предписании конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, в силу требований пункта 78 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны», утвержденного приказом МЧС России от 26 июня 2012 года № 358, указание в предписании конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, требованиями Административного регламента не предусмотрено.

Доводы жалобы о том, что финансирование мероприятий, связанных с исполнением пункта 1 оспариваемого предписания, не входит в полномочия Правительства Саратовской области, противоречат вышеизложенной части 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Так, согласно пункту 1 раздела I Положения об Управлении обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 23 декабря 2010 года № 659-п «Вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Саратовской области», Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Саратовской области. Согласно пункту 9 раздела III Положения Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; обеспечение, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны; обеспечение своевременного оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Согласно пункту 10 раздела IV Положения Управление в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, в соответствии с законом области об областном бюджете.

Кроме того, в марте 2021 года прокуратурой Саратовской области по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, по результатам проведения которой установлено, что РАСЦО населения Саратовской области оценена как не готовая к выполнению задач по предназначению в связи с нереализованными мероприятиями, в том числе в муниципальных образованиях не созданы и не введены в эксплуатацию сопряженные с региональной системой оповещения муниципальные системы оповещения; на территории области не создана и не введена в эксплуатацию соответствующая проектно-сметной документации сопряженная с системой оповещения комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций во всех зонах экстренного оповещения населения.

В связи с отсутствием финансирования мероприятий по реконструкции региональной системы оповещения населения Саратовской области ежегодно с 2014 года прокуратурой Саратовской области в адрес вице-губернатора – Председателя Правительства Саратовской области Бусаргина Р.В. направлено представление № 7/2-03-2021 от 09 июля 2021 года об устранении нарушений законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (том 2 л.д. 75-78).

Вопреки доводам жалобы, учитывая, что вновь смонтированное оборудование П-166М БПРУ, 166М МРО, П-166М ТУ, П-166М БУ, не является введенным установленным порядком в эксплуатацию как РАСЦО, в связи с чем сопряжение с ЛСО потенциально опасных объектов не обеспечивается, собственники потенциально опасных объектов не могут выполнить свою обязанность по сопряжению с РАСЦО, так как такое сопряжение отсутствует, в связи с тем что РАСЦО, построенная на базе аппаратуры 5Ф88, не готова, новое оборудование не введено в эксплуатацию.

Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 26 мая 2021 года постановление мирового судьи судебного участка № 3 Волжского района города Саратова от 01 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (дело об административном правонарушении № 12-145/2021). Основанием отмены постановления мирового судьи явилось нарушение мировым судьей предусмотренных процессуальным законом требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (статья 24.1 КоАП РФ), поскольку в ходе производства по делу, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, а именно: имеющаяся в настоящее время региональная система оповещения построена на базе аппаратуры 5Ф88, которая по своим технически возможностям не обеспечивает сопряжение систем КСЭОН и ЛCO. Все созданные ЛСО имеют возможность сопряжения с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения. Без проведения реконструкции РАСЦО невозможно обеспечить мероприятия по сопряжению ЛСО потенциально-опасных объектов с РАСЦО. Поставленное в рамках государственного контракта от 11 ноября 2019 года, заключенного между ОГУ «ЦУКС Саратовской области» и ПАО «Ростелеком», оборудование для регионального уровня не является эквивалентом оборудования в соответствии с проектной документацией и техническим заданием и не может быть принято в эксплуатацию в составе региональной системы оповещения населения Саратовской области.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Следует отметить, что определением Арбитражного суда Саратовской области от 22 января 2021 года по делу № А57-34398/2020 принято к производству исковое заявление областного государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области» к ПАО «Ростелеком» о возложении обязанности по безвозмездной замене поставленного оборудования, взыскании неустойки в размере 214 824 рубля 81 копейки в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных Государственным контрактом от 11 ноября 2019 года.

Таким образом, доводы жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда по установленным им обстоятельствам, основаны на неверном толковании действующего законодательства, о наличии нарушений норм материального и процессуального права не свидетельствуют, а потому основанием к отмене или изменению судебного акта являться не могут.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение Саратовского областного суда может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Волжский районный суд города Саратова.

Председательствующий:

Судьи: