ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1416/2022 от 31.05.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

УИД: 23RS0031-01-2021-013292-86

Судья – Устинов О.О. Дело № 33а-14066/22

(№2а-1416/22)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей: Золотова Д.В., Кривцова А.С.,

при секретаре Поцепуновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Плотниковой Н.А. к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об обжаловании решения,

апелляционной жалобе Плотниковой Н.А. на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 31 января 2022 года,

заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия

установила:

Плотникова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения. В обоснование требований указывает, что Плотниковой Н.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предназначенный для сельскохозяйственного производства площадью 114 900 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: . Реализуя свое право на выдел принадлежащей Плотниковой Н.А. земельной доли, в июле 2021 года она приняла решение выделить земельный участок, в связи с чем, обратились к кадастровому инженеру, которым подготовлен проект межевания. 23.08.2021 с целью государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении земельного участка площадью 19 150 кв.м., расположенного по адресу: , Плотникова Н.А. обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком 06.09.2021 принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации. Административный истец Плотникова Н.А. считает указанное решение государственного регистратора незаконным и просила суд признать неправомерными действия Управления Росреестра, выраженные в приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права по заявлению Плотниковой Н.А. от 23.08.2021 № , а также обязать Управление Росреестра осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права по заявлению Плотниковой Н.А. от 23.08.2021 .

Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 31 января 2022 года в удовлетворении требований административного истца отказано.

В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, Плотникова Н.А. просила решение Ленинского районного суда города Краснодара от 31 января 2022 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального права и подлежит отмене.

Плотникова Н.А., представители Управления Росреестра по Краснодарскому краю, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителей Плотниковой Н.А. по доверенности Фролову В.В., Федоренко Д.О., суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 26 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, Плотниковой Н.А. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предназначенный для сельскохозяйственного производства площадью 114 900 кв.м., с кадастровым номером; расположенный по адресу: .

23.08.2021 с целью государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении земельного участка площадью 19150 кв.м., расположенного по адресу: , Плотникова Н.А. обратилась с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. регулируются Федеральным закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее «Федеральный закон»).

В соответствии с положениями статьи 14 ФЗ №-218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную. силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество; выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта- план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Из материалов дела следует, что на рассмотрение в регистрирующий орган помимо заявления, административным истцом представлены межевой план от 18.08.2021, решение суда от 28.04.2021, проект межевания земельных участков от 15.07.2021.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 ФЗ № 218 государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В ходе правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что в представленных в регистрирующий орган документах отсутствовало соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером от других собственников, в связи с чем, осуществить регистрационные действия не представляется возможным.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 ФЗ №218).

Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения заявления административным ответчиком 06.09.2021 принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 41 ФЗ №218 для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимы в том числе, соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества либо заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - при выделе земельного участка в счет доли в праве общей собственности.

Порядок образования земельных участков установлен главой 1.1 Земельного кодекса РФ. Способы образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Пунктом 2 статьи 252 Гражданского кодекса РФ установлено, что участник долевой собственности вправе выдела своей доли из общего имущества.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка в счет земельных долей должен осуществляться с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно части 1 статьи 12 указанного Федерального закона к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

Согласно материалам административного дела земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности четырем участникам долевой собственности.

Учитывая изложенное, кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляется без учета положений Федерального закона от 24.07.2002 №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 ГК РФ имущество находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

В силу пункта 2,3 статьи 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

В представленном в материалы дела межевом плане соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:26:1001000:1567 не установлено.

С учетом изложенного и представленных доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что представленные истцом документы в обоснование административных исковых требований не могут считаться соответствующими критериям достоверности, достаточности, допустимости и относимости доказательств по делу об оспаривании решения государственного органа, нарушений прав и законных интересов административного истца судом не установлено.

Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.

Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда города Краснодара от 31 января 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: