33а-7712/2020
2а-1417/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 декабря 2020 года г. Оренбург
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Дорохиной Т.С., Трифоновой О.М.,
при секретаре Татариновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Новотроицка в интересах Российской Федерации, Оренбургской области, муниципального образования город Новотроицк к администрации муниципального образования город Новотроицк о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Новотроицк
на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 8 сентября 2020 года, которым административные исковые требования прокурора города Новотроицка удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С., выслушав прокурора Поповой Е.А., судебная коллегия
установила:
прокурор города Новотроицка в интересах Российской Федерации, Оренбургской области, муниципального образования город Новотроицк обратился в суд с иском, указав, что проведенной прокуратурой города проверкой исполнения администрацией муниципального образования город Новотроицк законодательства при реализации мер по финансовой поддержке монопрофильных муниципальных образований на создание инфраструктуры поддержки инвестиционных проектов выявлены нарушения бюджетного законодательства.
В целях реализации государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области», в состав которой входит подпрограмма «Развитие инвестиционной деятельности в Оренбургской области» с основным мероприятием «Поддержка монопрофильных муниципальных образований», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года № 888-пп, 23 ноября 2018 года между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией муниципального образования город Новотроицк заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на софинансирование мероприятий по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов (далее – Соглашение).
В силу п. 4.3.3 получатель субсидии (администрация) обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии (в отношении субсидий, предоставляемых на капитальные вложения, - достижение значений контрольных событий), установленных в приложении № 1 к Соглашению. Приложением № 1 к соглашению определен объект - «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк», срок ввода в эксплуатацию - 2 квартал 2019 года, собственность городского округа – 1.
Проведенной в июне 2020 года проверкой установлено, что объект капитального строительства в эксплуатацию не введен, право муниципальной собственности на объект не зарегистрировано, в связи с чем администрацией муниципального образования город Новотроицк не обеспечена результативность использования бюджетных средств, т.е. допущено нарушение пп. 1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прокурор просил суд признать незаконными бездействия администрации муниципального образования город Новотроицк по невыполнению условий Соглашения о предоставлении субсидии от 23 ноября. 2018 года и по невыполнению требований прокурора по устранению нарушений закона, обязать в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда выполнить условия предоставления Субсидии по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк».
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 8 сентября 2020 года административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд постановил: Признать незаконным бездействие муниципального образования город Новотроицк по не невыполнению условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23.11.2018 № в части соблюдения срока ввода объекта в эксплуатацию указанного в пункте 1 приложения № 1 к соглашению. Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области выполнить условия Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23.11.2018 № по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С таким решением административный ответчик администрация муниципального образования город Новотроицк не согласилась. В апелляционной жалобе просит решение суда изменить, установить срок выполнения условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области от 23 ноября 2018 года №-с по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк 15 декабря 2020 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Новотроицк не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
Обязательства субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и исполняются, в т.ч. посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, а также использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации способов.
В соответствии с п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (пп.1 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ч. 3, 4 ст. 20 Закона Оренбургской области от 30 ноября 2005 года № 2738/499-III-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Государственными программами Оренбургской области может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Оренбургской области. Порядок предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2013 года № 767-пп утверждена государственная программа «Экономическое развитие Оренбургской области» на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года», в состав которой входит подпрограмма 2 «Развитие инвестиционной и инновационной деятельности в Оренбургской области» с основным мероприятием «Поддержка монопрофильных муниципальных образований».
В целях реализации мероприятий государственной программы постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 15 ноября 2018 года № 1949-п утверждена муниципальная программа «Экономическое развитие муниципального образования город Новотроицк на 2019-2024 годы», в которую входит подпрограмма «Развитие инвестиционной привлекательности муниципального образования город Новотроицк» с мероприятием «Реализация мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в муниципальном образовании город Новотроицк».
Взамен указанной государственной программы постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года № 888-пп утверждена государственная программа «Экономическое развитие Оренбургской области», в состав которой входит подпрограмма «Развитие инвестиционной деятельности в Оренбургской области» с основным мероприятием «Поддержка монопрофильных муниципальных образований».
Данными постановлениями Правительства Оренбургской области также утверждены Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию экономики моногородов, за счет средств, поступивших от некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (далее Правила предоставления субсидий).
В целях реализации вышеназванных программных мероприятий 23 ноября 2018 года между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и администрацией муниципального образования город Новотроицк заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на софинансирование мероприятий по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов (далее – Соглашение).
В силу п. 4.3.3 получатель субсидии (администрация) обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии (в отношении субсидий, предоставляемых на капитальные вложения, - достижение значений контрольных событий), установленных в приложении № 1 к Соглашению.
Приложением № 1 к соглашению определен объект - «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г.Новотроицк», срок ввода в эксплуатацию - 2 квартал 2019 года, собственность городского округа – 1.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой города Новотроицка 15 июня 2020 года внесено представление в адрес главы муниципального образования город Новотроицк об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе при реализации мер финансовой поддержки монопрофильных муниципальных образований.
Пунктом 1 представления прокурора от 15 июня 2020 года, в том числе выявлен факт не обеспечения администрацией муниципального образования город Новотроицк результативности использования бюджетных средств. Установлено, что в нарушении условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23 ноября 2018 года № на объект не зарегистрировано.
Из ответа заместителя главы муниципального образования город Новотроицк – начальника финансового управления от 16 июля 2020 года следует, что отделом архитектуры и градостроительства на основании заявления администрации муниципального образования город Новотроицк было подготовлено разрешение на строительство объекта капитального строительства - «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк» от 20 декабря 2018 года. На основании заявления администрации от 20 сентября 2019 года подготовлено разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта. Однако, в виду выявления технических ошибок и несоответствия разрешения на ввод в эксплуатацию выданному разрешению на строительства администрацией издано постановление от 23 октября 2019 года № 1708-п «Об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию» и на основании заявления администрации подготовлено соответствующее разрешение на строительство, которое оформлено надлежащим образом взамен ранее выданному от 20 декабря 2018 года. Для ввода объекта в эксплуатацию необходимо выполнить пусконаладочные работы, которые не были предусмотрены проектно-сметной документацией. В настоящее время выделены бюджетные средства и подготовлен проект на завершение пусконаладочных работ, контракт планируется подписать до 01 июля 2020 года. После завершения пусконаладочных работ будет выполнен комплекс мероприятий для оформления ввода объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные прокурором требования, пришел к выводу о признании незаконным бездействия муниципального образования город Новотроицк по не невыполнению условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образовании город Новотроицк Оренбургской области от 23 ноября 2018 года № 169-с в части соблюдения срока ввода объекта в эксплуатацию указанного в пункте 1 приложения № 1 к соглашению, а также к необходимости выполнения необходимых действий по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, в связи с чем, требования прокурора удовлетворил частично.
Свои выводы суд мотивировал тем, что административным ответчиком не оспаривались допущения бездействия по не невыполнению условий Соглашения от 23 ноября 2018 года № 169-с в части соблюдения срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. Устанавливая срок для выполнения необходимых действий по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, суд руководствовался необходимостью разумного исполнения решения суда и соблюдения баланса прав и интересов сторон.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении им норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В апелляционной жалобе административный ответчик указывает на необходимость установления срока выполнения условий Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области от 23 ноября 2018 года № по вводу в эксплуатацию и оформлению права муниципальной собственности на объект «Водоснабжение питьевой и технической водой ООО «НСплав» г. Новотроицк 15 декабря 2020 года. Данный довод жалобы подлежит отклонению, поскольку срок выполнения условий Соглашения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установлен судом с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новотроицк – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 КАС РФ через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: