ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1432/2021 от 30.09.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Изъюров С.М. Дело № 33а-4584/2021

(дело в суде первой инстанции № 2а-1432/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,

судей Колесниковой Д.А., Пристром И.Г.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 30 сентября 2021 года апелляционную жалобу представителя административного истца Лопырева С.В. – Чибинова Д.В. и дополнение к апелляционной жалобе представителя административного истца Лопырева С.В. – Колмыкова И.П., апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Тихоновой Н.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Лопырева С.В. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании денежной компенсации,

Заслушав доклад материалов административного дела судьи Пристром И.Г., объяснения представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Шомысовой О.Н., судебная коллегия

установила:

Лопырев С.В. обратился в Ухтинский городской суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) в части создания неприемлемых и ненадлежащих условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 2 500 000 руб.

В обоснование требований указал, что с 25 июня 2019 года по 19 февраля 2021 года отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19. По прибытии в исправительное учреждение административному истцу выдали постельные принадлежности ненадлежащего качества, далее был помещен в карантинное отделение, которое не соответствовало санитарным требованиям, в котором Лопырев СВ. содержался до 20 мая 2020 года, в дальнейшем административный истец был помещен в отряд № 6, в котором норма жилой площади была менее 4 кв.м. на одного осужденного, помещения отряда не соответствовали санитарно-бытовым условиям содержания осужденных, а именно: частично не работали лампы, отсутствовали обои на стенах, штукатурка осыпалась, присутствовала плесень и грибок, крыша здания протекала, в помещениях стояло зловоние, кровати осужденных размещались близко друг к другу, не было стабильной температуры, отсутствовала принудительная вентиляция, горячее водоснабжение, имелась недостаточность санитарных установок, помывка предоставлялась только два раза в неделю, не обеспечивалась уединенность при купании, приходилось контактировать с больными осужденными, был ограничен в воздухе и занятиях спорта и др. Условия приема пищи в столовой отряда не соответствовали санитарным требованиям, не предоставлялась возможность встретиться со священнослужителем.

Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 апреля 2021 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Лопырева С.В. взыскана денежная компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 3 000 рублей.

Представители административного истца Лопырева С.В. – Чибинов Д.В. и Колмыков И.П. в апелляционной жалобе и дополнении к ней выражают несогласие с решением суда и просят судебный акт отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Представитель административного истца Колмыков И.П. указывает, что сумма взысканной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении значительно занижена. Полагает, что факт пребывания административного истца в нечеловеческих условиях подтверждены материалами дела, в связи с чем, суд первой инстанции должен был руководствоваться практикой Европейского Суда по правам человека, признать факт ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении и удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Тихонова Н.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворенных исковых требований и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме, поскольку нарушение условий содержания в исправительном учреждении не допущено, в связи с чем основания для взыскания компенсации отсутствовали.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми Шомысов О.Н. настаивала на доводах апелляционной жалобы ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России; против доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней представителей административного истца Лопырева С.В. возражала, просила решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований Лопырева С.В. в полном объеме.

Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, извещены о месте, дате и времени слушания дела в суде апелляционной инстанции надлежащим образом.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и дополнения к апелляционной жалобе административного истца, возражений Ухтинской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях на апелляционные жалобы Чибинова Д.В., поданного в интересах Лопырева С.В., представителя ФСИН России и ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, обозрев надзорное производство Ухтинской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях по обращениям Лопырева С.В., в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Аналогичные требования закреплены в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ).

Так, согласно части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

В соответствии с частью 2 указанной статьи осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Пунктами 2 и 4 Порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 3), утвержденного Приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года № 216 (далее – Приказ № 216) сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения.

Согласно таблице 14.2 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утв. Приказом Минстроя РФ от 20 октября 2017 года № 1454/пр следует, что площадь комнаты для быта (приема пищи) должна составлять не менее 1,2 кв.м. на 1 осужденного.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).

Из приложения № 2 указанного приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 следует, что спальные помещения оборудуются металлической кроватью из расчета 1 шт. на 1 осужденного, тумбочкой прикроватной из расчета 1 шт. на 2 осужденных, а так же табуретом по количеству осужденных.

Согласно пункту 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции России от 16 декабря 2016 года № 295, осужденным, в частности запрещается занавешивать и менять спальные места.

В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лопырев С.В. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 25 июня 2019 года по 19 февраля 2021 года.

В период содержания в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми Лопыреву С.В. выдавалось: 12 февраля 2019 года - белье нательное теплое, майка 2 шт., носки х/б 2 шт., сорочка верхняя; 15 сентября 2017 года – ботинки комбинированные, костюм, свитер трекотажный; 01 октября 2017 года – брюки утепленные, головной убор зимний, куртка утепленная, сапоги комбинированные зимние; 08 июля 2017 года – головной убор летний, костюм, полуботинки летние, трусы 2 шт.; 12 декабря 2018 года – полотенца типа А 2 шт., типа Б 1 шт., портянки зимние 2 пары.

По прибытии в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Лопыреву С.В. выданы следующие предметы вещевого довольствия: 25 июня 2019 года матрац б/у, наволочка в количестве 1 шт. новая, одеяло в количестве 1 шт. новое, подушка в количестве 1 шт. б/у, простыни в количестве 2 шт. новые; 18 апреля 2020 года брюки и куртка утепленные, костюм х/б. белье нательное, майка, ботинки, полотенце типа А 2 шт., типа Б в количестве 1 шт., носки х/б 4 пары, носки п/ш 2 пары, наволочка в количестве 1 шт. новая, простыни в количестве 2 шт. новые; 14 мая 2020 трусы; 25 мая 2020 года туфли; 19 сентября 2020 года майка и тапки.

По поступлении в исправительное учреждение Лопырев С.В. был размещен в карантинное отделение, где находился в период с 25 июня 2019 года по 20 мая 2020 года.

Карантинное отделение расположено на втором этаже двухэтажного здания. Общая площадь помещения составляет 273,3 кв.м., площадь жилого помещения – 107,2 кв.м.; комната для приема пищи карантинного отделения составляет - 25,8 кв.м.

В период содержания административного истца в карантинном отделении одновременно с ним содержалось от 15 до 19 осужденных, что следует из суточных ведомостей.

Санитарно-профилактические мероприятия в отрядах для осужденных проводились ежедневно. Медицинской частью исправительного учреждения приготавливается раствор хлорной извести в емкости 30 литров. Раствор выдается сотрудниками медицинских частей в отряды в стеклянных банках, который в последующем используется для ежедневных уборок помещений, отрядов.

Температура помещений карантинного отделения составляла 20-22 градусов Цельсия.

Дератизация карантинного отделения проводилась 11 ноября 2019 года, 10 декабря 2019 года силами подрядчика ООО «...», отопление, водоснабжение и водоотведение исправительного учреждения обеспечивается силами энергоснабжающих организаций ...», ...».

Разрешая требования административного истца относительно ненадлежащих условий содержания в карантинном отделении исправительного учреждения, суд первой инстанции на основании представленных административными ответчиками доказательств, опровергающих обстоятельства, на которые ссылается административный истец, установил отсутствие нарушений в части: обеспечения вещевым довольствием, постельными принадлежностями и постельным бельем; санитарно-эпидемиологического состояния карантинного отделения (дератизация, температурный режим); обеспечения надлежащей нормой жилой площади помещения для приема пищи в карантинном отделении, и пришел к выводу, что условия содержания Лопырева С.В. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в период его содержания в карантинном отделении с 25 июня 2019 года по 20 мая 2020 года в части права на обеспечение санитарных, эпидемиологических, бытовых и технических условий, соответствовали установленным требованиям с учетом режима указанного учреждения, при этом условия содержания осужденного не являлись несовместимыми с уважением человеческого достоинства.

Выводы суда о несостоятельности доводов Лопырева С.В. о нарушении ответчиком условий его содержания по причине наличия насекомых и грызунов в помещениях карантинного отделения, где содержался истец в оспариваемый период, антисанитарии, наличия в спальном помещении сквозных дыр, плесени, наличия невыносимого запаха, нарушение теплового режима, недостаточного пространства в помещении для приема пищи, недостаточное обеспечение бытовыми условиями в указанном помещении (вещевое довольствие, постельные принадлежности, недостаточное количество табурет и столов в помещении для приема пищи) соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ и согласуются с нормами материального права.

С учетом предоставленной в материалы дела совокупности доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, в отсутствие обращений административного истца к администрации исправительного учреждения и в надзорные органы с жалобами на ненадлежащие условия содержания в приведенной выше части, в отсутствие предписаний надзорных органов (Ухтинской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях; ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России), вынесенных в адрес исправительного учреждения, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что приведенные административным истцом в обоснование заявленных требований выше указанные обстоятельства, свидетельствующие о его нахождении в карантинном отделении ФКУ ИК-19 УФСИН по Республике Коми в оспариваемый выше период в условиях, не соответствующих установленным нормам, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора по существу.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представителями административного истца не приведено доводов, опровергающих изложенные выше выводы суда о содержании его в карантинном отделении ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в указанной части в надлежащих условиях и об отсутствии нарушения его прав, как не приведено и доводов о несогласии с приведенной судом первой инстанции в решении оценкой имеющихся в деле доказательств.

В то же время довод стороны административного истца об ошибочном применении судом первой инстанции положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ заслуживают внимания.

Так, разрешая требования административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в карантинном отделении ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в период с 25 июня 2019 года по 20 мая 2020 года, суд первой инстанции, при установлении фактических обстоятельств по делу и их исследовании, с учетом положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ при отсутствии ходатайство о его восстановлении.

Судебная коллегия не соглашается с приведенным выводом суда, находя его ошибочным, противоречащим нормам материального и процессуального права.

По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В то же время, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

При этом, в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 3 (2020), Верховным Судом РФ приведен анализ Европейским Судом по правам человека Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где также указано, что новый Закон о компенсации, вступивший в силу 27 января 2020 года, предусматривает, что любой заключенный, утверждающий, что его или ее условия содержания под стражей нарушают национальное законодательство или международные договоры Российской Федерации, вправе обратиться в суд. Новизна Закона заключается в том, что заключенный может одновременно требовать установления соответствующего нарушения и финансовой компенсации за данное нарушение. Производство ведется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ. При этом подача иска напрямую доступна заключенному. Имеются два формальных требования: иск должен соответствовать общим процессуальным нормам, сопровождаться судебным сбором; быть поданным во время содержания под стражей или в течение трех месяцев после его прекращения. Лица, чьи жалобы находились на рассмотрении в настоящем Суде в день вступления в силу Закона о компенсации, или чьи жалобы были отклонены по причине неисчерпания средств правовой защиты, имеют 180 дней для подачи своих жалоб после окончания срока заключения.

Анализ приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27 января 2020 г.), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27 января 2020 года, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.

Из материалов дела следует, что Лопырев С.В. отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми по 19 февраля 2021 года. С административным исковым заявлением в суд Колмыков И.П. в защиту интересов административного истца Лопырева С.В. обратился в электронном виде 26 марта 2021 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, применительно к обстоятельствам настоящего дела, из которых следует, что Лопырев С.В. оспаривает действия (бездействия) административных ответчиков, нарушившие, по его мнению, условия содержания под стражей и содержания в исправительном учреждении в период с 25 июня 2019 года по 19 февраля 2021 года, что в свою очередь свидетельствует о длящемся характере правоотношений, у суда первой инстанции с учетом даты обращения представителем административного истца в суд с поименованными требованиями, не имелось оснований для вывода о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд по требованиям за период с 25 июня 2019 года по 20 мая 2020 года.

В то же время, ошибочный вывод суда первой инстанции о применении последствий пропуска срока, не влечет отмену постановленного судебного акта по указанному основанию, поскольку отказ в признании вышеприведенных нарушений мотивирован не только установлением обстоятельств, поименованных в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, но и выводами суда по существу спора, нашедшими свое объективное отражение в решении.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 21 мая 2020 года по 19 февраля 2021 года осужденный Лопырев С.В. содержался в отряде № 6 ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.

Отряд № 6 расположен на втором этаже здания «Блок общежития № 4», который состоит из трех спальных помещений: спальное помещение № 1 имеет площадь 86,6 кв.м., № 2 – 86,5 кв.м., № 3- 87,6 кв.м. и рассчитаны на 43 осужденных каждое.

В период отбывания наказания административного истца в отряде № 6 одновременно с ним в среднем находилось от 100 до 126 осужденных.

Таким образом, на каждого осужденного приходилось более 2 кв.м.

В отряде № 6 установлено искусственное освещение: туалет – светильник ЛПО Standart 218-21 (4 шт. мощность 18 Вт*2 1350Lm – каждый светильник); коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (2 шт. мощность 36Вт каждая); помещение для приема пищи – коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (2 шт. мощность 36Вт каждая); комната отдыха (воспитательной работы с осужденными) – коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (3 шт. мощность 36Вт каждая); спальные помещения – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (12 шт. мощность 36Вт каждая).

Секция № 3 отряда № 6 оборудована двухярусными металлическими кроватями в количестве 21 шт., тумбочками из расчета 1 на двоих осужденных и табуретами из расчета 1 табурет на 1 осужденного.

Отопление, водоснабжение и водоотведение исправительного учреждения обеспечивается силами энергоснабжающих организаций ...», ... на основании заключенных договоров.

В каждом отряде на должность назначается дневальный, в обязанности которого входят в целях поддержания надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отряда, согласно утвержденного графика производить дезинфекцию жилых помещений; не менее 2-х раз в день производить уборку помещений общежития, мыть полы, проветривать помещение, убирать прилегающую к входу в общежитие территорию (п.п. 18, 19 должностной инструкции).

Санитарно-профилактические мероприятия в отрядах для осужденных проводятся ежедневно. Раствор, выданный сотрудниками медицинских частей в виде хлорной извести, который используется для ежедневных уборок отрядов.

Согласно материалам дела ремонт помещений отряда № 6 производился в мае 2020 года, ремонт крыши отряда № 6 производился в 2018 году. Крыша находится в удовлетворительном состоянии. Наличие грибка и плесени в помещениях отряда ничем не подтверждается.

В отряде № 6 установлено сантехническое оборудование: 6 унитазов с кабинками, 10 раковин.

В силу пункта 21 Правил внутреннего распорядка в исправительной колонии не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья, согласно утвержденного начальником учреждения графика работы бани и санитарной обработки в дезинфекционной камере.

Санитарное состояние банно-прачечного комплекса (далее - БПК) в удовлетворительном состоянии. Ремонт помещений производится по необходимости. Стены, пол, электрика, сантехника, находятся в удовлетворительном состоянии. За уборку и санитарное состояние БПК ответственность несут осужденные, назначенные на должность подсобных рабочих.

Общая площадь помещения составляет - 365,1 кв.м. В БПК имеются: парикмахерская, мастерская по ремонту одежды для спецконтингента, помывочное отделение: леек-10 шт., кран (раковины) - 2 шт., сушилка, раздевалка: 6 скамеек с крючками, машинное отделение: 3 стиральные машины, 1 центрифуга, гладильное помещение: 1 утюг, 1 гладильный каток, гладильный стол, помещение для дез. камер (2 шт.), туалет – 1 унитаз. Помещение оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Требование о приватности при помывке в БПК не регламентировано действующим законодательством.

Санитарное состояние столовой в удовлетворительном состоянии. Ремонт помещений производится по необходимости. Стены, пол, электрика, сантехника, находятся в удовлетворительном состоянии. За уборку и санитарное состояние столовой ответственность несут осужденные, назначенные на должность подсобных рабочих.

Питание осужденных к лишению свободы, находящихся в ФКУ ИК-19 организовано в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время», приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (далее – Приказ № 189), Приказа ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее – Приказ № 696).

Продукты суточных норм осужденным ФКУ ИК-19 доводятся в виде готовой пищи 3 раза в сутки на завтрак, обед, ужин в полном объеме по утвержденным раскладкам продуктов, которые составляются начальником ОКБИ и ХО совместно с заведующим столовой учреждения, подписывается заместителем начальника, курирующего ОКБИ и ХО, начальником ОКБИ и ХО и медицинским работником. В случаях отсутствия какого-либо продукта на складе ФКУ ИК-19, производится его замена на продукты заменители в соответствии с нормами замен, утвержденными приказом № 189.

Интервалы между приемами пищи составляют не более 7 часов. Раскладка продуктов по нормам питания составлена на неделю. В раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не повторяются более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными. Раскладки продуктов составляются по каждой норме питания отдельно. Суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара доводятся до осужденных в полном объеме. Также согласно приложениям № 4 и 5 Приказа № 189 в учреждении организовано дополнительное питание осужденных по данным нормам.

Дежурный помощник начальника учреждения присутствует при каждой закладке продуктов в котел и совместно с медицинским работником проверяет качество готовой пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов, фактический выход блюд, массу мясных и рыбных порций непосредственно в горячем цехе (на местах ее выдачи). Результаты проверки записываются в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи, после чего дежурный помощник начальника учреждения дает разрешение на выдачу пищи осужденным, о чем также делается запись. Кроме того, готовая пища периодически проверяется начальником учреждения или его заместителем путем снятия пробы.

Хранение продовольствия на складе ОКБИ и ХО учреждения производится на основании Распоряжения ФСИН России от 04 апреля 2014 года № 72-р. Всё продовольствие имеет сертификаты качества и декларации соответствия. Не допускается хранение и завоз продовольствия с истекшим сроком годности.

В учреждении проводятся контрольно-показательные варки приготовления пищи, с составлением актов.

Контейнерная площадка ТКО расположена в 22 метрах от здания столовой, согласно установленных норм (Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88). Вывоз коммунальных отходов с территории ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми осуществляет региональный оператор ООО «Региональный оператор Севера», согласно заключенным государственным контрактам. Скопление отходов не допускается.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период отбытия Лопыревым С.В. наказания в отряде № 6 ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, исправительным учреждением были надлежащим образом соблюдены нормы санитарной площади на одного человека, исполнены обязанности по созданию бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии в блоке общежития № 4 отряда № 6 и столовой (дератизация, текущий ремонт камер, искусственное освещение, вентиляция, температурный режим), исполнены обязанности по соблюдению санитарных требований при приготовлении пищи, в соответствии с требованиями законодательства организовано питание осужденных (соблюдены нормы: по рациону питания, интервалу между приемами пищи; производится контроль и качество еды, хранения продуктов питания); обеспечивались права осужденного на ежедневную прогулку установленной продолжительности; соблюдены права на охрану здоровья (раздельное содержание осужденных и больных инфекционным заболеванием; в случае выявления больных исправительным учреждением проводятся противоэпидемические мероприятия) и отсутствия доказательств нарушений на свободу вероисповедания, приватности (уединенности) при помывке в душе, ввиду чего пришел к выводу, что условия содержания Лопырева С.В. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в период его содержания в отряде № 6 с 21 мая 2020 года по 19 февраля 2021 года в части права на обеспечение санитарных, эпидемиологических, бытовых и технических условий, приватности при помывке в бане соответствовали установленным требованиям с учетом режима указанного учреждения, при этом условия содержания осужденного не являлись несовместимыми с уважением человеческого достоинства.

В то же время в части доводов административного иска, касающихся отсутствия горячей воды в жилой секции отряда № 6 и карантинном отделении исправительной колонии, и наличии в связи с этим права на денежную компенсацию за нарушение условий содержания суд первой инстанции правомерно признал их обоснованными.

Оснований для иного вывода судебная коллегия не усматривает, в силу следующего.

Как отмечено выше, минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

Факт отсутствия в общежитиях отрядов горячего водоснабжения для использования осужденными не оспаривается административным ответчиком.

Более того, Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях был предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми обязанности обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> года исковые требования Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворены в полном объеме.

Доказательств исполнения данного решения суда административным ответчиком не представлено.

Отсутствие в общежитиях отрядов горячей воды по причине отсутствия технической возможности обеспечить централизованное горячее водоснабжение, не исключает возможность обеспечения административного истца горячей водой иным альтернативным способом. В то же время, вопреки доводам жалобы ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, возможность кипячения воды чайниками или кипятильниками не может рассматриваться в качестве полноценной альтернативы обеспечения осужденных горячей водой для целей соблюдения ими требований санитарии и гигиены с учетом установленного администрацией учреждения распорядка дня (времени, отведенного для помывки).

Таким образом, факт необеспечения административным ответчиком надлежащих условий содержания, выразившийся в отсутствии горячей воды в жилой секции отряда № 6 и карантинном отделении исправительной колонии нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и обоснованно принят во внимание при определении размера компенсации.

При этом, суд апелляционной инстанции не соглашается с суждением суда первой инстанции об отсутствии нарушений, допущенных исправительным учреждением, выразившихся в не обеспечении необходимого количества санитарных уборов и отключения холодной воды в период с 22 часов до 06 часов.

Согласно нормам приказа Минюста РФ от 02 июня 2003 года № 130дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02) Минюста России» нормы наличия унитазов и раковин – 1 унитаз и 1 раковина на 15 осужденных.

В связи с установленными нормативами, исходя из количества осужденных, размещенных в отряде № 6, должно быть установлено 8 унитазов, в то же время по факту установлено 6 унитазов, что в свою очередь также свидетельствует о ненадлежащем обеспечении администрацией ФКУ ИК-19 условий содержания лиц, отбывающих наказание в условиях лишения свободы.

Согласно письменному отзыву административного ответчика временное отключение холодного водоснабжения в ночное время обусловлено необходимостью проведения текущих плановых ремонтных работ и технического обслуживания сантехнического оборудования, так как данные работы невозможно провести без отключения водоснабжения.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение, в том числе санитарно-гигиенических норм и требований.

Вместе с тем, доступ к надлежащем образом оборудованной и гигиеничной сантехнике, обладает первостепенным значением в поддержании чувства собственного достоинства заключенных. Гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважения лиц к своему телу и к соседям, с которыми они находятся в одном помещении в течение долгого срока, но также являются необходимым условием сохранения здоровья. По-настоящему гуманная среда невозможна без доступа к санитарному оборудованию или возможности сохранения тела в чистоте (пункт 93 постановления ЕСПЧ от 6 марта 2014 года по делу Горбуля против Российской Федерации).

Поскольку обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением, санитарно-бытовыми объектами (унитазами), холодным водоснабжением даже в ночное время (в период отбоя осужденных) являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. В соответствии с судебной практикой Европейского Суда по правам человека данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.

Судебная коллегия приходит к выводу, что административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств создания вышеуказанных условий содержания осужденного (доступ к горячей воде, обеспечения санитарно-бытовыми объектами (унитазами) в отряде № 6, наличие холодного водоснабжения в ночное время) в соответствии с требованиями закона, в то время как обязанность доказать отсутствие нарушений установленных правил и норм в силу положений пункта 3 частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возложена на административных ответчиков.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии нарушений, выразившихся в подводке горячего водоснабжения в общежитии отряда является правильным.

В то же время, в силу изложенного выше, выводы суда об отсутствии нарушений в части санитарно-бытовых требований (отсутствие надлежащего количества унитазов) в отряде № 6, санитарно-гигиенических требований (перебои (отключение) холодного водоснабжения в ночное время) противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.

Таким образом, судебная коллегия, не соглашаясь с установленным судом первой инстанции объемом допущенных административными ответчиками нарушений условий содержания, находит в этой связи определенную судом ко взысканию сумму компенсации за нарушение условий содержания в размере 3000 рублей недостаточной, не отвечающей требованиям разумности и справедливости.

Принимая во внимание неполное соответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, судебная коллегия приходит к выводу, что размер компенсации за нарушение условий содержания, подлежит определению с учетом основных подходов к оценке условий содержания, которые сформированы правоприменительной практикой Европейского Суда по правам человека, а также длительности содержания административного истца в ненадлежащих условиях (период с 25 июня 2019 года по 20 мая 2020 года в карантинном отделении, где происходило отключение холодного водоснабжения; отсутствовало горячее водоснабжение), (период с 21 мая 2020 года по 19 февраля 2021 года -отсутствовало надлежащее санитарно-бытовое обеспечение; отсутствовала подводка горячего водоснабжения в отряде № 6; отключение холодного водоснабжения), в результате чего его права были ограничены в большей степени, чем это предусмотрено федеральным законодательством, и полагает необходимым присудить административному истцу компенсацию в размере 20 000 рублей.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части размера присужденной Лопыреву С.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 апреля 2021 года изменить в части размера денежной компенсации.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Лопырева С.В. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в размере 20 000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Лопырева С.В. – Чибинова Д.В., дополнение к апелляционной жалобе представителя Лопырева С.В. – Колмыкова И.П, апелляционную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось.

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 октября 2021 года.

Председательствующий -

Судьи -