ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1432/2022 от 17.06.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-1432/2022

УИД 27RS0001-01-2022-000122-71

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-3480/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.

судей Хасановой Н.В., Зыковой М.В.

при секретаре Безуглой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 17 июня 2022 года дело по административному исковому заявлению Леоновой Н.Б. к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска о признании решения незаконным, возложении обязанности,

по апелляционным жалобам представителя административного истца Леоновой Н.Б. - Костенковой Я.Ф., административного ответчика Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 18 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Леонова Н.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: », выраженный в письме № 01-72/11854 от 16.12.2021, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи от 12.01.2001 ею была приобретена в собственность квартира, общей площадью 55,90 кв.м., на первом этаже многоквартирного дома по адресу: , право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН 15.01.2001. В сентябре 2020 года она обратилась в администрацию г.Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию помещения - квартиры №21 под офис с организацией отдельного входа и входной площадки с улицы Ленина. 21.09.2020 администрацией г.Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования было выдано разрешение на строительство №27-23-76-2020 с наименованием объекта капитального строительства - «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: ». 09.11.2020 ею в Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края было направлено извещение о начале реконструкции объекта «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: ». Комитет государственного строительного надзора, письмом №8-1-4403 от 18.11.2020 сообщил, что фактически осуществляется переустройство отдельного помещения здания - квартиры №21 в эксплуатирующем жилом доме . Со ссылкой на ч. 1 ст. 54 ГрК РФ и п. 10 ст. 1 ГрК РФ Комитет указал, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, и не осуществляется в отношении отдельных помещений здания (части объекта - квартиры). 15.06.2021 она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении объекта «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: ». Письмом №01-72/5590 от 21.06.2021 административным ответчиком было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данный отказ оспорен в судебном порядке. Решением суда на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Леоновой Н.Б. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома». Леонова Н.Б. повторно обратилась с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. 16.12.2021 письмом №01-72/11854 административный ответчик вновь отказал в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом, основанием для отказа явилось то, что орган местного самоуправления не вправе самостоятельно изменять перечень документов регламентируемых в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ. Считает данный отказ административного ответчика незаконным. Все документы, поименованные в ч.3 ст. 55 ГрК РФ, были представлены ею административному ответчику, за исключением заключения органа государственного строительного надзора, поскольку вступившим в законную силу решением суда установлено, что такое заключение не должно быть представлено по причине того, что строительный надзор в данном случае не осуществляется.

Просила признать незаконным отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: », выраженный в письме № 01-72/11854 от 16.12.2021, обязать Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска выдать Леоновой Н.Б. разрешение на ввод в эксплуатацию объекта.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18.02.2022 административное исковое заявление Леоновой Н.Б. удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома», выраженный в письме № 01-72/11854 от 16.12.2021.

На Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Леоновой Н.Б. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома».

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании административного ответчика выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, поскольку при повторном рассмотрении заявления Леоновой Н.Б. ее право не было восстановлено и иных оснований для отказа не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска просит апелляционную жалобу Леоновой Н.Б. оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный ответчик Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска с постановленным по делу решением суда не согласен. Указывает, поскольку заключение государственного строительного надзора не было представлено застройщиком при подаче заявления на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Департамент, руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации законно отказал в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Другим основанием для отказа в выдаче Леоновой Н.Б. разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: », послужило несоответствие объекта капитального строительства требованиям реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Так, Леоновой Н.Б. произведена реконструкция отдельного помещения здания – квартиры в эксплуатирующемся жилом доме. В свою очередь объектом, в отношении, которого Леоновой Н.Б. получено разрешение на реконструкцию и представлена проектная документация является объект капитального строительства – «жилой дом». Фактически изменились требования к объекту строительства и проектная документация должна соответствовать наименованию объекта. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения административного истца Леоновой Н.Б. и ее представителя Пантелеева П.А., представителя ДАСиЗ Телелюхиной Д.А., представителя Комитета госстройнадзора Правительства Хабаровского края Ивановой М.Н., доводы апелляционных жалоб поддержавших, судебная коллегия приходит к следующему.

Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Леонова Н.Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .

21.09.2020 Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска на основании заявления Леоновой Н.Б. было выдано разрешение на строительство объекта № 27-23-76-2020. Наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: ».

Согласно ответу Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 18.11.2020, фактически Леоновой Н.Б. осуществляется переустройство отдельного помещения здания – квартиры № 21 в эксплуатирующемся жилом доме . Вопросы по перепланировке и переустройству в жилых помещениях эксплуатирующегося жилого дома не относятся к компетенции органа государственного строительного надзора.

Письмом от 21.06.2021 № 01-72/5590 Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска административному истцу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием заключения органа государственного строительного надзора.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 27.06.2021 по делу №2а-3693/2021 отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома», выраженный в письме №01-71/5590 от 21.06.2021 признан незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Леоновой Н.Б. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома».

10.12.2021 Леонова Н.Б. повторно обратилась в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта, расположенного по адресу: , в эксплуатацию.

Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска в письме от 16.12.2021 №01-72/11854, руководствуясь пунктом 1, пунктом 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказал в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В обоснование отказа указано, орган местного самоуправления не вправе самостоятельно изменять перечень документов, регламентируемых Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (л.д. 9-10).

Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца в части признания незаконным отказа Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска от 16.12.2021 № 01-72/11854, суд первой инстанции исходил из того, что Леоновой Н.Б. при обращении 10.12.2021 в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, были представлены документы в соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ. В свою очередь, доводы административного ответчика об отсутствии заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов признаны судом несостоятельными.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

В свою очередь, квартира представляет собой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 Кодекса).

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Кодекса).

К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 9 части 3 статьи 55 Кодекса).

Частью 6 статьи 55 Кодекса в числе оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию названо отсутствие документов, перечисленных в части 3 статьи 55 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса; при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Исходя из приведенных положений закона следует, что отдельное помещение в многоквартирном доме не является объектом капитального строительства.

Из системного толкования положений пунктов 10, 14 статьи 1, части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при выполнении работ по изменению конфигурации, изменению площади, иного переустройства и переоборудования в рамках отдельного помещения (квартиры) в многоквартирном доме, государственный строительный надзор не осуществляется.

Согласно положительному заключению ООО «Экспертиза проектной документации, изысканий и строительства» (ООО «Камстрой-Экспертиза») негосударственной экспертизы № 27-2-1-2-036649-2020, проект по объекту «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: » выполнен в целях дальнейшего использования помещения квартиры под офис. Проектом предусмотрена реконструкция помещения квартиры № 21 под офис, для чего организуется отдельный вход и входная площадка со стороны ул. Ленина. Согласно п. 2.2. Заключения объект проектирования не является сложным. Подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется (п. 2.9 Заключения).

С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, наименование объекта «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: » заключение органа государственного строительного надзора не требуется.

Отсутствие необходимости получения заключения государственного строительного надзора подтверждается также письмом Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 18.11.2020 (л.д. 183).

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что фактически изменились требования к объекту строительства и проектная документация должна соответствовать наименованию объекта, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска изначально административному истцу было выдано разрешение на реконструкцию объекта. В свою очередь, необходимость получения административным истцом проектной документации в отношении части жилого дома приведет к нарушению прав и законных и интересов административного истца на своевременный ввод объекта в эксплуатацию.

Иные доводы апелляционной жалобы административного ответчика были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Признавая незаконным отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим способом восстановления права административного истца является возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Леоновой Н.Б. о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Судебная коллегия с такими выводами суда не может согласиться в виду следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

По смыслу процессуального закона при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Принимая во внимание то обстоятельство, что ранее судом на Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска уже была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Леоновой Н.Б. о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и при повторном обращении административного истца 10.12.2021 с соответствующим заявлением в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отказано по тем же основаниям, иных оснований для отказа административным истцом не приведено, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на административного ответчика Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска обязанности выдать Леоновой Н.Б. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя административного истца Леоновой Н.Б. - Костенковой Я.Ф. удовлетворить.

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 18 февраля 2022 года изменить в части возложения на Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска обязанности повторно рассмотреть заявление Леоновой Н.Б. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома».

Обязать Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска выдать Леоновой Н.Б. разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: ».

Апелляционную жалобу Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи