ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1438/2021 от 14.07.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Шуминова Н.В.

№ 33а-1880/2021

№ 2а-1438/2021

51RS0001-01-2021-001673-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

14 июля 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Науменко Н.А.

судей

Федоровой И.А.

Камерзана А.Н.

при секретаре

Лащенко И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толкачевой Марии Борисовны о признании незаконным приказа комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска о снятии с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства

по апелляционной жалобе Толкачевой Марии Борисовны нарешение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 апреля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., выслушав возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска Лаполайнен О.Р., мнение представителя Министерства имущественных отношений Мурманской области Дороховой М.А., оставившей решение по апелляционной жалобе на усмотрение суда, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

установила:

многодетная семья Толкачевой М.Б. в составе семьи из 5 человек с _ _ г. поставлена на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Приказом комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска (далее - Комитет) от _ _ г. № * семья Толкачевой М.Б. снята с указанного учета в связи с достижением дочерью административного истца – Толкачевой Н.А. возраста 23 лет.

Полагая, что основания, дающие право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка по настоящее время не утрачены, административный истец просила признать незаконным указанный приказ комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска.

Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 апреля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Толкачевой М.Б. отказано.

В апелляционной жалобе Толкачева М.Б., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, дополнениях к нему и в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.

Ссылалась на незаконность оспариваемого приказа, обращает внимание, что на момент постановки ее семьи на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, она полностью соответствовала условиям постановки на указанный учет, установленным статьей 15.1 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО и была включена в соответствующий список.

Анализируя положения статей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15.1 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», пунктов 2.5, 4.4 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, указывает, что перечень оснований снятия с учета многодетных семей является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, поскольку административный истец заявление о снятии с учета семьи не подавала, недостоверных сведений не предоставляла, земельный участок семье не выделялся, единовременную выплату не получала, то предусмотренных законодательством условий для снятия многодетной семьи с учета не имелось.

Полагает, что бездействие административного ответчика, по вине которого длительное время в течение 7 лет предусмотренное законом право на бесплатное предоставление земельного участка в отношении ее семьи реализовано не было, нарушает установленные законом социальные права граждан, относящихся к льготной категории.

Настаивает на том, что применение к спорным правоотношениям пункта 4.6 раздела 4 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, предусматривающего снятие с учета многодетной семьи по достижению ребенком 23 лет, является незаконным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Толкачева М.Б., являющаяся также законным представителем привлеченного к участию в деле несовершеннолетнего заинтересованного лица ФИО., административный ответчик председатель комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска Печкарева Т.В., заинтересованные лица Толкачев В.Е., являющийся также законным представителем привлеченного к участию в деле несовершеннолетнего заинтересованного лица Толкачева А.В., Толкачева Н.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статей 150-152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не является препятствием к разбирательству дела.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «ж» части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

До 1 марта 2015 г. действовала статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая в абзаце втором пункта 2, введенным Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ, право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

С 1 марта 2015 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действует статья 39.5 данного Кодекса, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В целях реализации полномочий Мурманской области как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодеком Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, принят Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» (статья 1 Закона).

В соответствии со статьей 15.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области, имеют право приобрести бесплатно без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области и данные земельные участки предоставляются для осуществления дачного строительства (с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений) и индивидуального жилищного строительства.

Земельные участки предоставляются многодетным семьям бесплатно в собственность в соответствии с настоящей статьей однократно.

При этом согласно примечанию для целей настоящей статьи под многодетной семьей понимается семья граждан Российской Федерации, к членам которой относятся зарегистрированные в браке родители или одинокие мать, отец, проживающие на территории Мурманской области, трое и более их несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, пасынков и падчериц (далее - дети). К членам многодетной семьи также относятся дети, обучающиеся в. образовательных организациях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Аналогичные положения предусматривала статья 15.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО и в редакции, действовавшей на момент постановки семьи Толкачевой М.Б. на учет.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям (далее – Порядок) определяется в соответствии с приложением № 2 к настоящему Закону.

Пунктом 2.1 указанного Порядка установлено, что решения о постановке на учет многодетных семей принимают местные администрации городских округов, муниципальных округов, городских поселений и сельских поселений.

В соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 13 февраля 2013 г. № 288 комитет по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска наделен полномочиями по учету многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, приказом комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска от 25 ноября 2014 г. семья Толкачевой М.Б. в соответствии со статьей 15.1 ЗМО от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО в составе 5 человек (мать — Толкачева М.Б., отец - Толкачев В.Е., дочь - Толкачева Н.А., _ _ г.р, дочь ФИО., _ _ г.р., и сын ФИО., _ _ г.р.) поставлена учет для в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

_ _ г. многодетной семье Толкачевой М.Б. направлено уведомление в порядке очередности о возможности получения иной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

_ _ г. Толкачева М.Б. выразила согласие на предоставление денежной выплаты с согласиями совершеннолетних членов семьи на обработку их персональных данных.

Приказом комитета по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска от _ _ г. № * на основании пунктов 12,14 Правил учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, семья Толкачевой М.Б. снята с указанного учета в связи с достижением дочерью административного истца – Толкачевой Н.А. возраста 23 лет.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, с учетом указанных выше обстоятельств, принимая во внимание вышеприведённые нормативные положения, обоснованно исходил из того, что поскольку семья Толкачевых утратила статус многодетной семьи и перестала соответствовать требованиям законодательства о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, то приказ административного ответчика о снятии семьи с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства является законным и обоснованным, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и соответствует установленным фактическим обстоятельства дела. Вывод суда подтвержден собранными по делу доказательства, которые оценены судом в соответствии с положениями части 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.4 Порядка (в редакции, действующей на момент постановки семьи истца на учет) многодетной семье отказывается в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в случае утраты многодетной семьей права на бесплатное предоставление в собственность земельных участков и (или) предоставления многодетной семьей при постановке на учет недостоверных сведений.

Земельные участки предоставляется членам многодетных семей в общую долевую собственность в равных долях.

Не допускается оформление земельных участков на членов многодетной семьи, не указанных в примечании к статье 15.1 настоящего Закона (пункт 4.7 Порядка).

В силу пункта 4.6 Порядка в случае своевременной постановки на учет многодетные семьи сохраняют право на соответствующую очередь и по достижении детьми возраста 18 лет либо до окончания их обучения в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Аналогичные условия предусматривались пунктами 4.4, 4.6, 4.7 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого приказа.

Порядок бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, утвержден решением Совета депутатов города Мурманска от 27 марта 2015 г. № 10-130.

Разделом 15 данного Порядка также определено, что под многодетной семьей понимается семья граждан Российской Федерации, к членам которой относятся зарегистрированные в браке родители или одинокие мать, отец, проживающие на территории Мурманской области, трое и более их несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, пасынков и падчериц. К членам многодетной семьи также относятся дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Приведенные положения закона субъекта Российской Федерации и муниципального правового акта содержат исчерпывающий перечень необходимых условий, которым должна отвечать семья в целях предоставления ей бесплатно однократно земельного участка, в том числе такое условие как наличие в семье троих и более несовершеннолетних детей либо детей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил учета многодетных семей и правил организации образования и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 г. № 58-ПП (в редакции на момент издания оспариваемого приказа) уполномоченный орган местного самоуправления городского или сельского поселения для решения вопроса о предоставлении многодетной семье земельного участка не менее чем за месяц до предполагаемой даты предоставления земельного участка направляет запрос в уполномоченный орган муниципального района или городского округа о предоставлении перечня многодетных семей в порядке очередности, установленной уполномоченным органом муниципального района или городского округа, которые испрашивают земельные участки на территории данного городского или сельского поселения, в количестве, соответствующем количеству земельных участков.

Уполномоченный орган муниципального района или городского округа в двухнедельный срок со дня получения запроса осуществляет подготовку перечня многодетных семей в порядке очередности и направляет в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского или сельского поселения.

Орган местного самоуправления, принявший решение о постановке многодетной семьи на учет, в соответствии с перечнем многодетных семей в порядке очередности осуществляет актуализацию сведений о наличии у многодетной семьи права на получение земельного участка.

По результатам актуализации руководителем уполномоченного органа выносится заключение о наличии либо отсутствии такого права.

В случае вынесения отрицательного заключения по результатам актуализации уполномоченным органом выносится решение о снятии многодетной семьи с учета в целях получения земельного участка, копия которого направляется в Министерство социального развития Мурманской области (далее - Минсоцразвития) и в уполномоченный орган городского округа или муниципального района.

Материалами административного дела подтверждено, что Комитетом в соответствии с приведенным порядком проведена актуализация сведений о наличии у многодетной семьи права на получение земельного участка, в результате которой установлено, что дочь Толкачевой М.Б. - Толкачева Н.А., родившаяся _ _ г., достигла возраста 23 лет в _ _ года, что также не оспаривалось сторонами.

Утрата статуса многодетной семьи в свете вышеизложенного влечет и утрату права на получение мер социальной поддержки, включая и право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство или же единовременной денежной выплаты вместо предоставления участка в натуре.

Принимая во внимание вышеприведенные нормативные положения, семья административного истца критериям многодетной семьи в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на момент вынесения оспариваемого приказа органа местного самоуправления, не отвечала вследствие достижения дочерью административного истца возраста 23 лет, в этой связи имелись основания для снятия многодетной семьи с учета в целях получения земельного участка.

При таких обстоятельствах, учитывая установленные по делу обстоятельства, оспариваемый приказ издан законно, в соответствии с компетенцией уполномоченного органа, не нарушает установленные законом социальные права граждан, относящихся к льготной категории, к которой в соответствии с вышеприведённым не может быть отнесена семья Толкачевых, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что семья административного истца не утратила право на предоставление земельного участка, поскольку на момент постановки на учет соответствовала требованиям законодательства и не реализовала данное право ввиду бездействия административного ответчика, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. В силу приведенных положений законодательства возникновение права на получение земельного участка или же единовременной денежной выплаты вместо предоставления участка в натуре связано с наличием трех несовершеннолетних детей на момент предоставления указанной меры социальной поддержки, а не на момент постановки семьи на учет.

В целом приведенные доводы жалобы, являлись предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно по приведенным в обжалуемом решении суда мотивам отклонены, не содержат ссылок на обстоятельства и факты, которые не были учтены судом первой инстанции, при этом имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Толкачевой Марии Борисовны – без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 июля 2021 г.

Председательствующий:

Судьи: