ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1441/2022 от 20.06.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-1441/2022 Дело №33а-2059/2022

Судья Макаров М.В.

Апелляционное определение

г. Якутск 20 июня 2022г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Смирниковой В.Г., при секретаре Кузьминовой А.К.,

с участием представителя административного истца по доверенности Евдокименко Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности Прокопьева А.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2022 г. по административному делу по административному иску Михалевой Н.А. к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании уведомления незаконным,

Заслушав доклад судьи Смирниковой В.Г., заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия

установила:

Михалева Н.А. обратилась в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № ...:5862 по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, .........., с разрешенным использованием для жилищного строительства. В октябре 2021 года истец обратилась с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на своем участке в порядке ст.51.1 ГрК РФ. 20 октября 2021г. от Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска поступило уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по причине того, что участок имеет ограничение на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска "О резервировании земель и земельных участков в микрорайоне Марха" N 2548 р от 01.12.2010. С данным уведомлением истец не согласна, поскольку срок резервирования земельного участка истек. По имеющейся информации у истца вышеуказанное распоряжение отменено. В связи с чем, истец просит уведомление от 20 октября 2021г. № ... признать незаконным и обязать административного ответчика выдать истцу уведомление о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2022г. уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска № ... от 20 октября 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельному участке признано незаконным. На Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Михалевой Н.А. от 14 октября 2021 года за вх.№ ...-ДГ о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указано, что 3- годичный срок резервирования земельного участка распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в законную силу Федерального закона от 31.12.2014 №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; спорный земельный участок расположен в пределах границ водоохранной зоны; распоряжение о резервировании земельного участка не отменено, не оспорено.

В суд представитель административного ответчика не явился, извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном пункте 2 части 1 статей 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Представитель административного истца с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения, пояснив, что срок резервирования земельного участка истек.

В соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Направление застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в орган местного самоуправления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства предусмотрено нормой части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительного кодекса РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № ...:5862, вид разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, площадью 966 кв.м.

14 октября 2021г. Михалева Н.А. обратилась в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

20 октября 2021 года Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска направлено Михалевой Н.А. уведомление № ... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке по тем основаниям, что имеется ограничение на земельный участок на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска "О резервировании земель и земельных участков в микрорайоне Марха" N 2548р от 01 декабря 2010 года.

Согласно ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.

Из сведений ИСОГД от 03.02.2022 № ... следует, что земельный участок с кадастровым номером № ...:5862 относится к территориальной зоне Ж-2А.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08 февраля 2022 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № ...:5862 индивидуальное жилищное строительство.

Как видно из материалов, ограничение прав и обременение на земельный участок было установлено на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска "О резервировании земель и земельных участков в микрорайоне Марха" N 2548р от 01 декабря 2010 года на срок с 1 декабря 2010 года по 31 мая 2011 года. В настоящее время срок резервирования земельного участка истек.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, сослался на положения Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", распоряжение Окружной администрации города Якутска от 01 декабря 2010 года N 2548р "О резервировании земель и земельных участков в микрорайоне Марха", пришел к правильному выводу, что оспариваемое уведомление является незаконным, поскольку срок резервирования земель истек, носил временный характер.

Доводы апелляционной жалобы о том, что 3- годичный срок резервирования земельного участка распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в законную силу Федерального закона от 31.12.2014 №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», несостоятельны. Согласно ч. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса (редакции, действовавшей на момент резервирования земельного участка) земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Таким образом, из толкования данной нормы следует, что срок резервирования не может превышать 7 лет. В данном случае, срок резервирования земельного участка составлял 3 года, что не противоречит требованиям ст. 70.1 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент резервирования земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок расположен в пределах границ водоохранной зоны, не являются основанием для отмены судебного акта. Данное обстоятельство не являлось основанием для принятия обжалуемого уведомления. В абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 36 от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения. Таким образом, суд не наделен правом оценки соответствия оспариваемого отказа требованиям закона по тем мотивам, которые не были приведены в оспариваемом решении.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами апелляционной жалобы.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 310 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2022г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 июня 2022г.