Судья Ваганова К.Б.
Дело №33а-4796/2021
№2а-1442/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Никитиной Т.А.
судей Котельниковой Е.Р., Титовца А.А.
при секретаре Селезневой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года в г.Перми административное дело по апелляционной жалобе Игошина Льва Николаевича на решение Добрянского районного суда Пермского края от 24 декабря 2020 года, которым
Игошину Льву Николаевичу отказано в удовлетворении административного иска к администрации г. Перми, департаменту культуры и молодежной политики администрации г. Перми о признании незаконным решения заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на написание текста и музыки Гимна города Перми от 04.09.2020 о подведении итогов первого этапа конкурса на разработку Гимна города Перми, возложении обязанности на департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми повторно установить сроки для проведения первого этапа конкурса на разработку Гимна города Перми, возмещении судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения административного истца Игошина Л.Н., представителя административного истца Игошиной А.Л., представителя администрации г.Перми, департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми – Иванова А.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Игошин Л.Н. обратился в суд с административным иском к администрации г. Перми, департаменту культуры и молодежной политики администрации г. Перми о признании незаконным решения заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на написание текста и музыки Гимна города Перми от 04.09.2020 о подведении итогов первого этапа конкурса на разработку Гимна города Перми, возложении обязанности на департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми повторно установить сроки для проведения первого этапа конкурса на разработку Гимна города Перми, возмещении судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что департаментом культуры и молодежной политики администрации г. Перми был объявлен конкурс по разработке гимна города Перми. Приказом начальника департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми от 31.01.2020 утверждено Положение о проведении конкурса по разработке гимна города Перми.
03.08.2020 Игошин Л.Н. в департамент культуры по электронной почте направил заявку на участие в первом этапе конкурса, содержащую три варианта авторских текстов гимна города Перми. При наличии формальных упущений в заявке просил уведомить его об этом в оптимальные сроки. Срок принятия заявок – до 07.08.2020.
12.08.2020 на электронную почту направлено уведомление о том, что заявка к участию в конкурсе не допускается и подлежит отклонению по причине отсутствия согласия на обработку персональных данных и на обнародование его работы в средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы, которое подтверждается посредствам предоставления личной подписи заявителя в соответствующем разделе заявки. До указанной даты уведомлений о необходимости устранения недостатков ему не поступало. Он не смог участвовать в первом этапе конкурса, что явилось препятствием к осуществлению его прав.
По результатам проведенной по его обращению прокуратурой проверки было установлено, что приказ от 31.01.2020 «О проведении конкурса по разработке гимна города Перми и создании конкурсной комиссии по проведению конкурса по разработке гимна города Перми» не был официально опубликован. Приказ опубликован в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь №74 от 02.10.2020, следовательно, на дату отказа в принятии заявки со ссылкой на нормы указанного положения, оно являлось недействующим. Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на написание текста и музыки гимна города Перми №4 от 04.09.2020, по итогам первого этапа конкурса допущены к участию в конкурсе представленные заявки в количестве 275 штук, отобраны три текста гимна г.Перми, которые перешли к участию во втором этапе конкурса.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Игошин Л.Н. в связи с нарушением судом норм материального права. Указывает, что прокуратурой г.Перми в ходе проведенной проверки выявлены нарушения: приказ №059-09-01-05-15 от 31.01.2020 не был опубликован, начальник департамента культуры и молодежной политики, утвердив Положение, превысил свои полномочия. Суд отказал в иске по причине отсутствия нарушения прав истца, поскольку у него была возможность участвовать в конкурсе, однако, основанием требований являлась законность проведения конкурса. В нарушение ч.4 ст.180 КАС РФ суд не указал, на основании каких доказательств оспариваемое решение от 04.09.2020 не противоречит законодательству.
Административный истец Игошин Л.Н., представитель административного истца – Игошина А.Л. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель административных ответчиков администрации г.Перми, департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми Иванов А.С. против отмены решения суда возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания гл.22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Указанная совокупность условий при рассмотрении настоящего дела не установлена.
Как следует из материалов дела, Решением Пермской городской Думы от 20.11.2018 №250 был создан организационный комитет по разработке гимна города Перми, утверждено Положение об организационном комитете и состав организационного комитета по разработке гимна города Перми.
Постановлением администрации г. Перми от 29.01.2020 №82 департаменту культуры и молодежной политики администрации города Перми поручено разработать и утвердить Положение о конкурсе по разработке гимна города Перми, утвердить состав конкурсной комиссии по проведению конкурса, провести конкурс на условиях, определенных организационным комитетом, обеспечить опубликование результатов конкурса в средствах массовой информации.
Приказом начальника департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми от 31.01.22020 утверждено Положение о проведении конкурса по разработке гимна города Перми.
Пунктом 4.2 указанного Положения предусмотрено, что конкурс проводится в два этапа.Заявки на участие в 1 этапе конкурса, оформленные согласно приложению №1 к Положению, с приложением проекта текста (текстов) гимна, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными в пункте 4.3.2 Положения, представляются в департамент в сроки, указанные в объявлении о конкурсе. Заявки, представленные позже окончания срока их приема, а также заявки, не отвечающие требованиям, установленным Положением, департаментом не принимаются и участию в конкурсе не допускаются (пункт 4.3.1 Положения).
Объявление о проведении конкурса с установленным сроком принятия заявок – до 07.08.2020, Положение о проведении конкурса были опубликованы в сети Интернет на официальном сайте департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми.
03.08.2020 Игошиным Л.Н. была направлена по электронной почте в департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми заявка об участии в 1 этапе конкурса. В заявке были указаны сведения: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, контактный телефон, адрес места жительства, адрес электронной почты. К заявке приложены проекты текстов гимна города Перми.
12.08.2020 департаментом культуры и молодежной политики администрации г. Перми в адрес Игошина Л.Н. было направлено сообщение о том, что его заявка не допущена к участию в конкурсе и отклонена. В качестве основания указано на отсутствие в заявке согласия на обработку персональных данных, на использование результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в представленных на конкурс материалах, а также на обнародование его работы в средствах массовой информации.
04.09.2020 конкурсной комиссией по проведению конкурса на написание гимна города Перми принято решение о допуске к участию в конкурсе 275 заявок и отборе по итогам первого этапа конкурса трех текстов гимна города Перми, которые допущены к участию во втором этапе конкурса.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.1057 ГК РФ, ст.ст.218, 226 КАС РФ. Суд исходил из того, что оспариваемое решение конкурсной комиссии от 04.09.2020 о подведении итогов первого этапа конкурса на разработку гимна города Перми не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку Игошин Л.Н. имел возможность участвовать в конкурсе, однако, данное право не было реализовано им по обстоятельствам, не зависящим от действий административных ответчиков.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Приказ департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми от 31.01.22020, которым утверждено Положение о проведении конкурса, не является нормативным актом.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В данном случае Приказ департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми от 31.01.22020 об утверждении Положения о проведении конкурса, указанным выше критериям не соответствует, фактически носит организационный характер, определяет порядок проведения конкретного мероприятия – конкурса в определенный период времени, и не устанавливает поведения, не рассчитан на многократное его применение. Учитывая, что данный документ не относится к числу нормативных правовых актов, следовательно, он не подлежал государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном для такого случая законом порядке. Вместе с тем, в целях доведения до неопределенного круга лиц условий проведения конкурса Положение о его проведении было опубликовано в сети Интернет на официальном сайте департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми.
Ссылка в жалобе на отсутствие полномочий у начальника департамента культуры и молодежной политики администрации г. Перми по утверждению положения, судебной коллегией отклоняется.
Департамент культуры и молодежной политики создан Решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 №139 в структуре администрации г.Перми, администрация г.Перми осуществляет функции учредителя департамента. В соответствии с Положением о департаменте, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 №139, департамент является функциональным органом администрации г.Перми, подотчетен Главе г.Перми, курирующему заместителю главы администрации г.Перми.
Учитывая, что департамент является функциональным органом администрации г.Перми, подотчетен Главе г.Перми, следовательно, утверждение начальником департамента во исполнение возложенной на департамент Постановлением администрации г. Перми от 29.01.2020 №82 обязанности по утверждению Положения о проведении конкурса, не свидетельствует о превышении им своих полномочий.
Ссылка административного истца на то, что до истечения срока подачи заявок он не был поставлен в известность о наличии недостатков поданной им заявки, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Положением о проведении конкурса установлена форма заявки на участие в 1 этапе конкурса, которая предусматривает наличие согласия участника на обработку персональных данных, на использование результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в представленных на конкурс материалах, а также на обнародование авторских работ в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы (Приложение №1). Поданная Игошиным Л.Н. заявка не отвечала установленным требованиям, поскольку не содержала такого согласия, в связи с чем в соответствии с требованиями 4.3.1 Положения была обоснованно отклонена. Тот факт, что до истечения срока подачи заявок Игошин Л.Н. не был уведомлен о наличии недостатков его заявки, правового значения не имеет, поскольку Положением о проведении конкурса не установлен порядок устранения недостатков поданных заявок.
Принимая во внимание, что оспариваемое административным истцом решение конкурсной комиссии от 04.09.2020 о подведении итогов первого этапа конкурса принято в соответствии с Положением о проведении конкурса, порядок проведения конкурса, принятия Положения о проведении конкурса закону не противоречит, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Иных доводов о нарушении судом норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Добрянского районного суда Пермского края от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игошина Льва Николаевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/