ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1445/2021 от 30.08.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-9858/2021 Судья Братенова Е.В.

Дело № 2а-1445/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2021 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Кокоевой О.А., Магденко А.В.,

при секретаре Перепечиной В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 16 марта 2021 года по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации г. Челябинска, администрации Курчатовского района г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области, акционерному обществу «Челябинскгоргаз» о признании действий по наложению ограничения на земельный участок незаконными и отмене ограничения прав на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Челябинска, администрации Курчатовского района г. Челябинска о признании действий по наложению ограничения на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> незаконными, об отмене ограничения прав на данный земельный участок.

В обоснование административных исковых требований указано, что 16 апреля 2018 года административными истцами был приобретен спорный земельный участок, на момент его приобретения какие-либо ограничения (обременения) в отношении него отсутствовали. В октябре 2020 года административные истцы решили начать застройку земельного участка, при оформлении требуемых документов было установлено, что на основании описания места положения границ участка от 22 июля 2019 года, выполненного ООО «ЧелябинскНИигипрозем», на участок наложено ограничение в его использовании в связи с нахождением в охранной зоне газоснабжения жилых домов. О наложении ограничений административные истцы в известность не были поставлены, наложение ограничений привело к невозможности использования данного участка для строительства, потерян смысл владения данным участком, что свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков.

Определениями суда от 21 января 2021 года, от 17 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, акционерное общество «Челябинскгоргаз».

Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ФИО1 отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывают, что судом первой инстанции в нарушение статьи 59, части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также вопреки имеющимся в деле доказательствам, не установлен факт нарушения прав административных истцов действиями административных ответчиков. В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой граница охранной зоны проходит непосредственно по земельному участку административных истцов. Также данные обстоятельства следуют из скриншота, приобщенного АО «Челябинскгоргаз» к письменным пояснениям. Кроме того, из описания местоположения границ, выполненного ООО «ЧелябинскНИигипромзем» усматривается, что координаты точки № 99 попадают на земельный участок истцов. Считает, что основным доказательством является распоряжение Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 02 сентября 2010 года № 328, в котором указано на соблюдение прав третьих лиц, имеется приложение № 2 «Перечень земельных участок, входящих в охранную зону газораспределительных сетей», седьмым по порядку указан земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий административным истцам на праве собственности. Полагает, что в данном случае вводя ограничения в использовании земельным участком, нарушено право собственности административных истцов, закрепленные частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, а также статьями 35, 36 Конституции РФ.

Представители административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3, ФИО4 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель АО «Челябинскгоргаз» ФИО5 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы считала необоснованными.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, газопровод с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> завершен строительством в 2017 году, поставлен на кадастровый учет 31 января 2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 2, л.д. 30-31).

Административные истцы на основании договора купли-продажи земельного участка от 16 апреля 2018 года, на праве общей долевой собственности являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство комплекса сервисного обслуживания населения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов (т. 1 л.д. 8 - 12). На момент приобретения сведения о наложении обременений отсутствовали, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов (т.1, л.д. 51-152).

Документация по планировке территории, в границах которой находится указанный земельный участок утверждена распоряжением Администрации г. Челябинска от 12 апреля 2010 года № 104-п.

Согласно скриншота публичной кадастровой карты усматривается, что параллельно границе земельного участка с кадастровым номером частично расположен газопровод кадастровым номером , непосредственно по спорному участку газопровод не проходит.

ООО «ЧелябинскНИигипромез» составлено описание местоположения границ от 22 июля 2019 года № б/н, согласно которому в целях предупреждения повреждения или нарушения условий нормальной эксплуатации газораспределительных сетей на земельный участок с кадастровым номером наложен ряд ограничений, установленный пунктом 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878 с примечанием, о том, что хозяйственная деятельность, в охранных зонах газораспределительных сетей, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 01,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.

Распоряжением Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 02 сентября 2019 года № 328 утверждены границы охранной зоны сооружения – газоснабжения жилых домов, назначение: 1.6. сооружения газохимического комплекса, протяженностью 1454 м., расположенного по адресу: <адрес>, в виде описания местоположения границ от 22 июля 2019 года, выполненного кадастровым инженером ФИО6 (т.2 л.д.10). Данное распоряжение административными истцами не оспорено.

Согласно выписке ЕГРН на принадлежащий административным истцам земельный участок наложены ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ. Земельный участок частично расположен в границах охранной зоны газоснабжения жилых домов (учетный номер зоны ). Данные сведения внесены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в ЕГРН 22 ноября 2019 года на основании заявления Министерства строительства инфраструктуры Челябинской области, а также карты (плана) объекта землеустройства, Описания местоположения границ охранная зона газоснабжения жилых домов от 22 июля 2019 года № б/н.

Из представленного в материалы дела плана границ газопровода следует, что граница охранной зоны идет параллельно границе земельного участка истцов, частично находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (охранные зоны газораспределительных сетей), непосредственно по спорному участку газопровод не проходит (т. 1, л.д. 48).

Не согласившись с действиями административных ответчиков по наложению ограничения на земельный участок, административные истцы обратились в суд.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совокупность таких условий, как несоответствие оспариваемых действий административных ответчиков требованиям закона и нарушение этим действием прав, свобод и охраняемых законом интересов административных истцов, в данном случае отсутствует.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку в решении приведен анализ представленных доказательств, которые оценены в соответствии с требованиями закона, верно указаны обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения, итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Следовательно, для признания незаконными оспариваемых бездействий необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878, разработаны на основании Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», и устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.

Пунктом «а» статьи 7 Правила охраны газораспределительных сетей, установлено, что для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.

Пунктом 14 указанных Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, в том числе, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

Пункт 17 данных Правил предписывает утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации без согласования с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков для существующих газораспределительных сетей.

Пунктами 18 и 21 вышеназванных Правил установлено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции в нарушение статьи 59, части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ, не установлен факт нарушения прав административных истцов действиями административных ответчиков, поскольку в данном случае вводя ограничения в использовании земельным участком, нарушено право собственности административных истцов, закрепленные частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, а также статьями 35, 36 Конституции РФ, по следующим основаниям.

Согласно статье 60 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Как установлено судом, газопровод с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> завершен строительством в 2017 году, поставлен на кадастровый учет 31 января 2018 года, то есть до возникновения зарегистрированного права собственности ФИО1 и ФИО2 16 апреля 2018 года на указанный земельный участок.

На основании пункта 5 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 20 ноября 200 года № 878 охранная зона газопровода установлена по 2 метра в каждую сторону от оси газопровода.

При этом, в соответствии с пунктом 14 Правил охраны газораспределительных сетей на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:

а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

ж) разводить огонь и размещать источники огня;

з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Пунктом 46 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 20 ноября 200 года № 878 установлено, что юридические и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, расположенных в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие сохранности сети, и не препятствовать доступу технического персонала эксплуатационной организации к газораспределительной сети. В случае прохождения газораспределительной сети по территории запретных зон и специальных объектов персоналу эксплуатационной организации выдаются пропуска (разрешения) для доступа к сети в любое время суток без взимания платы.

Распоряжением от 02 сентября 2019 года № 328 утверждены границы охранной зоны вышеуказанного газопровода. При этом, административными истцами указанное распоряжение не оспаривалось.

Согласно скриншота публичной кадастровой карты газопровод не проходит по земельному участку с кадастровым номером , расположен параллельно его границе.

Таким образом, сам по себе факт нахождения охранной зоны газопровода не создает препятствий для разрешенного использования земельного участка, не создает угрозу жизни и здоровью истцов и третьих лиц. Административные истцы могут пользоваться земельным участком в соответствии с целевым назначением, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу, что правовых оснований, свидетельствующих о том, что действиями административных ответчиков созданы препятствия в реализации каких-либо прав, свобод и охраняемых законом интересов административных истцов не имеется.

Доказательств, подтверждающих невозможность использования земельного участка в соответствии с его назначением истцами не представлено. При этом возведение строений на земельном участке истцов возможно с учетом согласования их возведения с организацией собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда ущемляет права административных истцов на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, основаны на неверном толковании норм материального права. Сама по себе иная оценка авторов апелляционной жалобы представленных доказательств и действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, с которой согласилась судебная коллегия; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи