ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-145/2022 от 02.08.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 2а-145/2022 (№ 33а-2287/2022) судья Рыбина Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2022 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Назарова В.В.,

судей Юрковой Т.А., Голомидовой И.В.,

при секретаре Шевчук М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 февраля 2022 г. по делу по административному иску ООО «Чинара» к администрации муниципального образования г. Тулы о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

ООО «Чинара» обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Тулы о признании недействующим постановления администрации г. Тулы № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования городе Туле» в части установления красных линий в кадастровом квартале , проходящих по земельному участку с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин, общей площадью 445 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: , с расположенным на нем объектом недвижимости - нежилым зданием (магазин) с кадастровым номером площадью 198,9 кв.м, расположенного по адресу: .

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 23.07.2007 за ним признано право собственности на отдельно стоящее нежилое здание (магазин) с кадастровым номером площадью 198,9 кв.м, расположенное по адресу: .

В связи с заявлением ООО «Чинара» постановлением администрации г. Тулы № от 28.08.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, код @ 67681/17.06.2014, площадью 445 кв.м, вид разрешенного использования – магазин.

На основании данной схемы 30.04.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

На обращение ООО «Чинара» в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность, сообщено, что образуемый земельный участок и само здание располагаются за красной линией, утвержденной постановлением администрации г. Тулы № 32 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования городе Туле».

Считает, что указанное постановление принято с нарушением норм действующего законодательства, поскольку при установлении линий градостроительного регулирования не учтено месторасположение принадлежащего ООО «Чинара» объекта недвижимости, в результате чего часть нежилого здания и земельного участка, на котором оно расположено, оказались за чертой красной линии, что является нарушением его прав собственника объекта недвижимости, препятствует реализации права на приобретение земельного участка в собственность.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Чинара» по доверенности ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 10 февраля 2022 г. постановлено:

административное исковое заявление ООО «Чинара» к администрации города Тулы об оспаривании постановления администрации города Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части установления красных линий на земельном участке и восстановлении нарушенного права, удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации города Тулы № 32 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования городе Туле» в части установления красных линий в кадастровом квартале , проходящих по земельному участку с кадастровым номером: с К№ , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин, общей площадью 445 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: , с расположенным на нем объектом недвижимости - нежилым зданием (магазин), с кадастровым номером , площадью 198,9 кв.м, расположенного по адресу: .

Обязать администрацию города Тулы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании администрации города Тулы. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования г. Тулы просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства дела в связи с нахождением в отпуске.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.

Представитель администрации муниципального образования г. Тулы о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, его присутствие в силу закона не является обязательным и не признано в настоящем судебном заседании судебной коллегией обязательным.

Кроме этого, информация о дате и времени рассмотрения дела также размещена на официальном сайте Тульского областного суда в сети Интернет, что свидетельствует о принятии судебной коллегией всех необходимых мер для извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства дела и согласуется с положениями ч.ч. 8 и 9 ст. 96 КАС РФ.

Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (ч. 5 ст. 54 КАС РФ).

При этом, основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).

Администрация муниципального образования г. Тулы является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования г. Тула (ст. 53 Устава муниципального образования г. Тула, принятого местным референдумом 09.02.1997 (далее также Устав).

В соответствии со ст. 18 Устава от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут Глава муниципального образования и глава администрации муниципального образования.

Неявка представителя лица, участвующего в деле, сама по себе не является основанием для отложения рассмотрения дела, но суд может отложить (но не обязан) рассмотрение дела только в случае, если причины неявки будут признаны им уважительными.

Вместе с тем, доказательства уважительности причин неявки администрацией муниципального образования г. Тулы не представлены, нахождение представителя юридического лица в отпуске таковым признано быть не может, поскольку юридическое лицо имело возможность обеспечить явку главы администрации муниципального образования либо иного представителя. Однако доказательства невозможности неявки таких лиц судебной коллегией до начала судебного разбирательства дела не представлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Тулы об отложении судебного разбирательства дела, и на основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ст. 150 КАС рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, а также в отсутствие иных неявившихся, о времени и месте судебного разбирательства дела извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Чинара» по доверенности ФИО1, заключение прокурора Тульской области прокуратуры Тульской области Федянина И.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст. 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» устанавливает линии градостроительного регулирования в городе Туле, обязательные для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений, носит нормативный характер, поскольку содержит предписание, направленное на регулирование земельных и градостроительных правоотношений, адресуемое неопределенному кругу лиц и предполагает его неоднократное применение.

ООО «Чинара» на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 23.07.2007 является собственником нежилого здания (магазин) с кадастровым номером площадью 198,9 кв.м, расположенного по адресу: г. , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.02.2008 .

Право собственности ООО «Чинара» на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, при этом в свидетельстве о государственной регистрации права от 15.02.2008 основанием возникновения права указано решение Арбитражного суда Тульской области от 23.07.2007.

В рамках действующего законодательства предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации недвижимости сведений.

Сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, приведены в ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», подтверждают существование объекта с конкретными характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенного недвижимой вещи, и являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ч. 4 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

Государственная регистрация права собственности ООО «Чинара» на нежилое здание (магазин) площадью 198,9 кв.м, расположенного по адресу: , произведена 15.02.2008, на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера поставлено 15.01.2014, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», «ранее учтенные».

Тем самым, вопреки доводам апелляционной жалобы, а также правовой позиции стороны административного ответчика в суде апелляционной инстанции о том, что спорный объект недвижимости невозможно идентифицировать, в том числе, по адресу, не определен способ приобретения права собственности, разрешение на строительство объекта недвижимости не выдавалось, объект недвижимости на момент установления линий градостроительного регулирования отсутствовал, судебная коллегия считает установленным, что на момент принятия постановления администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» ООО «Чинара» являлось собственником нежилого здания (магазин) с кадастровым номером площадью 198,9 кв.м, расположенного по адресу: .

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

Также из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Тулы № от 28.08.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, код @ 67681/17.06.2014, площадью 445 кв.м, вид разрешенного использования – магазин.

На основании данного постановления спроектирован земельный участок, который поставлен на государственный кадастровый учет 30.09.2014 с присвоением кадастрового номера . При этом, сведения об объекте недвижимости имеют статус «временный», дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости 01.03.2022.

Изложенные обстоятельства подтверждаются кадастровым делом в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, исследованных судебной коллегии в соответствии со ст. 308 КАС РФ.

Тем самым, материалами дела также достоверно подтверждено, что на момент принятия постановления администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» объект недвижимости с кадастровым номером располагался на земельном участке с кадастровым номером .

ООО «Чинара» оспаривает постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части прохождения линий градостроительного регулирования по объекту недвижимости с кадастровым номером , расположенном на земельном участке с кадастровым номером .

Не смотря на то, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером , действительно, за ООО «Чинара» не зарегистрировано, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что ООО «Чинара» не вправе ставить перед судом вопрос о признании постановления администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 недействующим в части по не принадлежащему административному истцу земельному участка, поскольку объект недвижимости с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен именно на земельном участке с кадастровым номером , следуя принципу земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, что также затрагивает права владельца объекта недвижимости – магазин.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку линии градостроительного регулирования установлены без учета расположения нежилого здания (магазина) с кадастровым номером площадью 198,9 кв.м и границ земельного участка с кадастровым номером площадью 445 кв.м, расположенных по адресу: учтенных в государственном кадастре недвижимости 15.01.2014 и 30.04.2014 соответственно, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования ООО «Чинара».

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50).

Данные обстоятельства проверены судом первой инстанции надлежащим образом при рассмотрении настоящего административного дела.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения городского округа.

Разрешая вопрос о законности и обоснованности постановленного по административному делу судебного решения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 принято уполномоченным органом местного самоуправления, в установленной форме, нарушений порядка вынесения вопроса об утверждении проекта линий градостроительного регулирования на публичные слушания, порядка принятия оспариваемого постановления и его опубликования в ходе судебного разбирательства не установлено.

В целях создания благоприятных условий для осуществления градостроительной деятельности и регулирования земельных отношений на территории г. Тулы, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования г. Тула, администрацией г. Тулы постановлением от 29.08.2013 № 2829 утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле (далее также – Положение).

В силу п. 2.7 данного Положения исходной документацией для разработки проекта линий градостроительного регулирования являются: 1) Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 № 32/676; правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 № 65/1406; сведения государственного кадастра недвижимости; растровые топографические планы (планшеты) территорий М 1:500 в формате TIF, имеющиеся на дату заключения муниципального контракта, при наличии соответствующего разрешения; утвержденная градостроительная документация.

Согласно п. 2.8 Положения, план линий градостроительного регулирования отражает существующие линии градостроительного регулирования (при их наличии), современное использование сложившейся застройки и устанавливает планируемые линии градостроительного регулирования.

На основании п. 2.12 Положения проект линий градостроительного регулирования подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, по итогам которых может быть произведена доработка проекта линий градостроительного регулирования.

Глава администрации города Тулы с учетом протокола и итогов (рекомендаций) о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении проекта линий градостроительного регулирования или об отклонении и направлении его на доработку с учетом указанных протокола и итогов (рекомендаций) (п. 2.14 Положения).

Пунктом 2.15 Положения предусмотрено, что утвержденный проект линий градостроительного регулирования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет».

Из материалов дела усматривается, что подготовка проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле осуществлялась в рамках муниципального контракта, заключенного администрацией города Тулы с разработчиком – ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».

Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, итоги которых опубликованы в общественно-политической газете «Тула» 31.07.2014 № 29.

Доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации относительно красных линий в оспариваемой части в материалы дела не представлено.

Проект оспариваемого нормативно-правового акта получил положительное заключение прокурора, не усмотревшего противоречий и несоответствия проекта нормативно-правовым актам большей юридической силы.

Устав г. Тулы предусматривает, что администрацией г. Тулы (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) руководит глава администрации г. Тулы на принципах единоначалия (ст. 53 Устава (в редакции от 17.07.2013)).

Полномочия подписавшего оспариваемое постановление заместителя главы администрации города по местному самоуправлению ФИО3 на реализацию полномочий главы администрации подтверждены представленным административным ответчиком распоряжением администрации города Тулы от 26.09.2014 № 2/780-р.

Постановление от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» опубликовано в газете «Тула» от 23.10.2014 года № 41 с графическими приложениями по районам.

Факт размещения в установленном порядке сведений об итогах публичных слушаний на сайте Тульской городской Думы в сети «Интернет», а также оспариваемого постановления на официальном сайте администрации участвующими в деле лицами не оспаривается.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования (пункт 31).

Учитывая, что материалами дела подтверждено опубликование оспариваемого постановления в официальном печатном издании, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении порядка его опубликования.

По этим же основаниям судебная коллегия полагает, что результаты публичных слушаний также опубликованы надлежащим образом, позволяющим ознакомиться с ними неограниченному кругу лиц, чьи права затрагиваются обсуждавшимся на публичных слушаниях проектом линий градостроительного регулирования.

Постановлением администрации города Тулы № 1375 от 04.04.2016 в постановление от 13.10.2014 года № 3204 внесены изменения, в соответствии с которыми текст «Планируемые красные линии» заменен на текст «Красные линии».

Постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в оспариваемой части действует в редакции от 13.10.2014.

Сведений об изменении утвержденных линий градостроительного регулирования в оспариваемой части с момента принятия постановления администрации города Тулы от 13.10.2014 № 3204 не представлено.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (п. 12).

В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ, красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

На момент принятия оспариваемого постановления действующее законодательство, в том числе Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) предусматривало возможность установления красных линий органами местного самоуправления до разработки документации по планировке территории.

Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

Согласно подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждение регламентированы Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, (введена в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 «РДС 30-201-98»).

По смыслу п.п. 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (п. 4.4 Инструкции).

Таким образом, правовое регулирование как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и в настоящее время не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, в то время как возможность оспаривания в судебном порядке законности соответствующего административного акта связано с нарушением прав и законных интересов лиц, обратившихся с административным иском.

Из объяснений стороны административного ответчика как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции следует, что при установлении красных линий использовались сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Достоверность сведений, содержащихся ЕГРН, в том числе сведения государственного кадастрового учета, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Вместе с тем, из проекта межевания территории, ограниченной улицами , подготовленного ООО «ТулЗемПроект» по заказу административного истца, планов, являющихся графическим приложением к сведениям ИСОГД - Х-8.01 «Дежурный план красных линий» от 24.11.2021 №7439-18.01, от 08.07.2022 № 7566-18.01, от 19.07.2022 № 7571-18.01, представленных администрацией муниципального образования г. Тулы, безусловно, следует, что установленная постановлением от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле», красная линия пересекает контур нежилого здания (магазина) с кадастровым номером и границ земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: , поставленных на государственный кадастровый учет до издания оспариваемого постановления.

Судебной коллегией в порядке ст. 308 КАС РФ исследовано инвентарное дело в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: , принадлежащего ООО «Чинара».

Из технического паспорта на данный объект по состоянию на день вынесения Арбитражным судом Тульской области решения от 21.06.2007, следует, что спорный объект – магазин - имел площадь 227,9 кв.м и состоял из строения А (магазин), а (навес).

Как следует из технического паспорта по состоянию на 25.09.2007, произошло переоборудование литер щ – холодной пристройки из навеса и возведение литер щ1 – холодной пристройки, в результате чего площадь магазина увеличилась до 298,9 кв.м.

Вместе с тем, изложенное обстоятельство не влияет на выводы суда первой инстанции о признании постановления администрации города Тулы от 13.10.2014 года № 3204 в части недействующим, поскольку из представленной стороной административного истца ситуационной схемы, исследованной судебной коллегией в порядке ст. 308 КАС РФ, усматривается, что при установлении линий градостроительного регулирования красная линия проходила по основному зданию, существовавшему на момент признания за ООО «Чинара» права собственности и постановки его на государственный кадастровый учет 15.01.2014, отсекая от него 28,6 кв.м.

Исходя из предмета спора и содержания заявленных требований, существенным обстоятельством, которое подлежит установлению в ходе рассмотрения вопроса о законности и обоснованности оспариваемого постановления является факт нарушения прав и законных интересов административного истца в отношении объекта недвижимости, принадлежащего ему на законном праве, и существовавшего на момент утверждения линий градостроительного регулирования.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований ООО «Чинара» о признании недействующим постановления администрации г. Тулы № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части пересечения линий градостроительного регулирования нежилого здания (магазина) с кадастровым номером и границ земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: , поскольку установление красной линии в отношении данных объектов недвижимости осуществлено с нарушением требований Инструкции о порядке проектирования установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 «РДС 30-201-98», Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150, ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, что, безусловно, нарушает право собственности ООО «Чинара» на объект недвижимости с кадастровым номером .

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной административного истца в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и процессуального права, дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые в рамках рассмотрения административного иска и оценки доводов в обоснование заявленных административных исковых требований не проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Тулы - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи