ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-145/2022550008-01-2022-000150-80 от 06.07.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Кулешов А.А.

Дело № 33а-3962/2022 № 2а-145/2022 55RS0008-01-2022-000150-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Илларионова А.В.,

судей Харламовой О.А., Шукеновой М.А.,

при секретаре Сивожелезовой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 июля 2022 г. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Азовского немецкого национального района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, Министерству природных ресурсов и экологии Омской области о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на решение Азовского районного суда Омской области от 21 апреля 2022 г., которым требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Харламовой О.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Азовского немецкого национального района Омской области, действуя в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Азовского немецкого национального района Омской области (далее - Администрации Азовского ННМР) в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по принятию мер по их ликвидации, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации Азовского ННМР.

Согласно территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, на территории Азовского ННМР имеются несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:

- земельных участках с кадастровыми номерами: 55:01:160401:70, 55:01:160701:2, 55:01:150904:59,

- земельном участке, расположенном в 343 м. по направлению на северо-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Азовский немецкий национальный район, с. Южное, улица Центральная, дом № 2;

- земельном участке, расположенном в 410 м. по направлению на северо-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Азовский немецкий национальный район, д. Барсуковка, улица Восточная, дом № 16.

По данному факту в адрес Главы Администрации Азовского ННМР внесено представление, однако нарушения устранены не были.

Поскольку ненадлежащее выполнение административным ответчиком обязанностей по очистке территории от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки окружающей природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке, нарушает гарантированное право населения на санитарно-эпидемиологическое благополучие, заявлены требования о признании незаконным бездействия Администрации Азовского ННМР, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на вышеуказанных земельных участках.

В судебном заседании помощник прокурора Азовского района Омской области Сенько К.А. требования поддержала.

Представители Администрации Азовского ННМР Макшеева О.А., Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Джаманкулова О.К. высказали возражения относительно административного иска.

Административное дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации Азовского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Александровского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Сосновского сельского поселения АННМР Омской области.

Судом постановлено решение об удовлетворении требований.

Не согласившись с решением, Администрация Азовского ННМР обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда, принятии нового. Приводит доводы об отсутствии полномочий на исполнение возложенной судом обязанности по устранению загрязнения на указанных земельных участках, отсутствии доказательств размещения именно администрацией муниципального района отходов производства и потребления на земельных участках, ссылаясь на то, что земельные участки расположены на территории сельских поселений и находятся в ведении администраций сельских поселений.

Настаивает на том, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, полагая, что орган местного самоуправления лишь принимает участие в организации в части полномочий, переданных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Указывает, что в решении суда не отражено неисполнение каких именно обязанностей повлекло бездействие Администрации Азовского ННМР.

Относительно доводов жалобы прокуратурой Азовского района Омской области принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Омской области Сосковец И.В.,, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Джаманкулову О.К., выразивших согласие с постановленным решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Аналогичное правомочие прокурора регламентировано частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой Азовского национального немецкого района в октябре-ноябре 2021 года, на территории Азовского ННМР установлено наличие мест несанкционированного хранения твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:

- на земельных участках с кадастровыми номерами: 55:01:160701:2, расположенного в 50 м. на северо-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Азовский немецкий национальный район, д. Ягодное; 55:01:150904:59, расположенного в 204,3 м. на юго-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Азовский немецкий национальный район, д. Новинка, улица Ленина, дом № 1, 55:01:160401:70, расположенного в 140 м. на юго-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Азовский немецкий национальный район, д. Южное, улица Лесная, дом № 36;

- земельном участке, расположенном в 343 м. по направлению на северо-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Азовский немецкий национальный район, с. Южное, улица Центральная, дом № 2;

- земельном участке, расположенном в 410 м. по направлению на северо-восток от ориентира с почтовым адресом: Омская область, Азовский немецкий национальный район, д. Барсуковка, улица Восточная, дом № 16.

По результатам проверки 12 ноября 2021 г. в адрес Главы Администрации Азовского ННМР направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Согласно ответу от 14 декабря 2021 г. Администрация Азовского ННМР полагает, что функции по накоплению, транспортировке, сбору, обработке и утилизации твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления не возлагаются.

Дополнительное указано, что Администрацией Азовского ННМР заключены соглашения о передаче полномочий органам местного самоуправления сельских поселений для выполнения работ по перемещению, уплотнению твердых коммунальных отходов.

С целью исполнения решения Азовского районного суда Омской области от 08 октября 2016 г., возлагающего на Администрацию Азовского ННМР обязанность по ликвидации несанкционированных мест сбора твердых коммунальных отходов в д. Пахомовка, пройден отбор по предоставлению Министерством приходных ресурсов и экологии Омской области соответствующей субсидии.

Сведений о намерении исполнить изложенные в предписании от 12 ноября 2021 г. требования ответ Администрации Азовского ННМР не содержит.

Неисполнение представления при угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, послужило поводом для обращения прокурора с настоящим иском.

Разрешая и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее выполнение Администрацией Азовского ННМР возложенных законом обязанностей по очистке от отходов территории земель, собственность на которые не разграничена, зарегистрированные права отсутствуют, приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Положениями пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В силу положений статьи 1, пункта 2 статьи 21, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, территории, используемые для размещения на них отходов, но не предназначенные для этого, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы 4, 8 статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе, от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Согласно примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Анализируя приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что собственник отходов, расположенных на спорных свалках, не установлен, несанкционированное хранение отходов образовалось на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Азовского немецкого национального района Омской области, именно муниципальное образование несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на указанные участки, бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания, коллегия приходит к выводу о правомерности удовлетворения требований признании бездействия со стороны Администрации Азовского ННМР и возложении обязанности по ликвидации несанкционированного места сбора твердых коммунальных непосредственно на Администрацию Азовского немецкого национального района Омской области.

Оспаривая постановленный судебный акт, Администрация ННМР указывает на отсутствие у органа местного самоуправления соответствующих полномочий по ликвидации мест несанкционированного хранения твердых коммунальных отходов и необходимость удовлетворения требований к Министерству приходных ресурсов и экологии Омской области.

Коллегия не находит приведенные доводы состоятельными по следующим основаниям.

Применительно к положениям пункта 18 части 1, частей 3, 4 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов и территориях входящих в них сельских поселений.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно Уставу Азовского немецкого национального района Омской области к вопросам местного значения муниципального района, в том числе решаемым муниципальным районом на территории поселений, входящих в состав муниципального района, отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (пункт 16 части 1 статьи 4 Устава).

В силу прямого указания пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

Таким образом, в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Поскольку несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории Азовского сельского поселения (с. Южное, д. Ягодное), Александровского сельского поседения (с. Барсуковка), Сосновского сельского поселения (д. Новинка), входящих территориально в Азовский немецкий национальный район Омской области, именно Администрация Азовского ННМР несет ответственность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на указанные территории.

В указанной связи Администрация ННМР наделена полномочиями в области реализации мероприятий по надлежащему обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с природными ресурсами и окружающей средой, не допуская ухудшения ее состояния, и несет соответствующие обязанности, являясь надлежащем ответчиком на данному административному делу. Оснований для возложения ответственности на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не имеется.

Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.

Отклоняя доводы жалобы, коллегия отмечает, что бездействие Администрации Азовского ННМР выразилось в допущении загрязнения и негативного воздействия на земельные участки, государственная собственность на которые на разграничена, что и послужило основанием для удовлетворения заявленных требований.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда

определила:

решение Азовского районного суда Омской области от 21 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 07 июля 2022 г.