ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-146-2021 от 26.05.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Горбатюк А.А. 51RS0017-01-2021-000204-10

№ 33а-1484-2021

№ 2а-146-2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск 26 мая 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Камерзана А.Н.

судей

Науменко Н.А.

Мильшина С.А.

при секретаре

Харченко Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриевой В. В. к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка,

по апелляционным жалобам административного ответчика Государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» и Министерства труда и социального развития Мурманской области на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 23 марта 2021 года,

Заслушав доклад судьи Мильшина С.А., объяснения представителя административного ответчика Министерства труда и социального развития Мурманской области Крюковой Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Дмитриева В.В. обратилась в суд с административным иском к Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» (далее - ГОКУ«Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району») о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка.

В обоснование заявленных требований указано, что она состоит в браке с Дмитриевым Д.В. с 10 января 2019 года, который выплачивает алименты на несовершеннолетнего ребенка Дмитриеву Д., 28 октября 2014 года рождения.

К членам семьи административного истца относятся двое несовершеннолетних детей от первого брака и общий ребенок с Дмитриевым Д.В. – сын Дмитриев П., 19 апреля 2019 года рождения.

Полагая, что она имеет право на получение ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №199 от 20 марта 2020 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обратилась в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» о назначении указанной выплаты.

30 ноября 2020 года ГОКУ«Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» уведомило Дмитриеву В.В. об отказе в установлении денежной выплаты на основании пункта 2.7.2 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно».

Дмитриева В.В. полагала, что административным ответчиком в расчет среднедушевого дохода необоснованно включены суммы уплаченных ее супругом Дмитриевым Д.В. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка Дмитриевой Д., рожденной в предыдущем браке, которые относятся к расходам и подлежат вычету из суммы дохода семьи.

Административный истец просила суд признать незаконным решение ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» от 30 ноября 2020 года №953 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка.

Решением Печенгского районного суда Мурманской области от 23 марта 2021 года административное исковое заявление Дмитриевой В.В. удовлетворено. Решение ГОКУ«Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» от 30 ноября 2020 года №953 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка признано незаконным.

В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство труда и социального развития Мурманской области просит решение суда отменить.

Полагает, что пункт 25 постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» содержит исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. В данный перечень не входит исключение алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка, из совокупного дохода семьи.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации №199 от 20 марта 2020 года принят Закон Мурманской области от 10 апреля 2020 года № 2475-01-ЗМО «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» и Постановление Правительства Мурманской области от 21 апреля 2020 года № 236-ПП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно».

В данном случае при определении расчета среднедушевого дохода семьи административного истца подлежит применению порядок расчета, установленный пунктом 3.11 Постановления Правительства Мурманской области от 21 апреля 2020 года № 236-ПП, и учитываются все виды доходов семьи Дмитриевой В.В.

В жалобе указано, что вывод суда первой инстанции об исключении алиментов из расчета среднедушевого дохода семьи административного истца основан на неправильном толковании норм федерального законодательства. При разрешении административного спора, судом первой инстанции ошибочно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», поскольку указанный нормативный правовой акт издан в развитие Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В апелляционной жалобе директор ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» Савицкая Л.Э., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы, ссылается на положения Указа Президента Российской Федерации №199 от 20 марта 2020 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Указывает, что для назначения спорной ежемесячной выплаты учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, а не расходы, к которым относятся алименты, уплачиваемые на содержание несовершеннолетнего ребенка от первого брака.

Считает, что к спорным правоотношением, не могут применяться положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», поскольку основания и условия предоставления государственной поддержки семьи регламентированы вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации №199 от 20 марта 2020 года.

Административный истец Дмитриева В.В. в представленных возражениях относительно апелляционных жалоб просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району», заинтересованное лицо Дмитриев Д.В. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Дмитриева В.В. и Дмитриев Д.В. с 10 января 2019 года состоят зарегистрированном в браке, от которого имеют сына Дмитриева П., 12 апреля 2019 года рождения.

Кроме того, Дмитриева В.В. от предыдущего брака имеет двоих детей Рязанцева Д. 28 февраля 2015 года рождения и Рязанцева И. 28 февраля 2015 года рождения.

18 ноября 2020 года Дмитриева В.В. обратилась в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты на двух детей в возрасте от трех до семи лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Решением ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» от 30 ноября 2020 года № 953 Дмитриевой В.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, поскольку размер среднедушевого дохода членов ее семьи превышает величину прожиточного минимума.

Административным ответчиком произведен расчет среднедушевого дохода на каждого члена семьи административного истца, состоящей из 5 человек.

При этом для расчета принят совокупный доход семьи Дмитриевых в размере 296 143 рублей 79 копеек, без учета выплаченных Дмитриевым Д.В. на основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2018 года, алиментов на содержание несовершеннолетней дочери Дмитриевой Д.,28 октября 2014 года рождения, проживающей отдельно со своей матерью Дмитриевой Е.А..

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода членов семьи Дмитриевых не подлежат учету алиментные выплаты супруга Дмитриевой В.В. на содержание дочери, проживающей отдельно.

Суд первой инстанции, анализируя в оспариваемом решении положения Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», обоснованно пришел к выводу о том, что алименты на содержание несовершеннолетних детей учитываются при определении дохода семьи их получающей, и не могут учитываться в виде дохода семьи, в которой один из родителей производит их уплату.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 01 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее - Основные требования).

Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 Основных требований).

Согласно пункту 19 Основных требований (в редакции действовавший на момент возникновения спорных правоотношений), в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.

В силу пункта 21 постановления N 384, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;

б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

г) алименты;

д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;

к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;

л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;

м) доходы от продажи, аренды имущества;

н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Пунктом 22 Основных требований предусмотрено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации №199 от 20 марта 2020 года принят Закон Мурманской области от 10 апреля 2020 года № 2475-01-ЗМО «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» и Постановление Правительства Мурманской области от 21 апреля 2020 года № 236-ПП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно».

В данном случае при определении расчета среднедушевого дохода семьи административного истца подлежит применению порядок расчета, установленный пунктом 3.11 постановления Правительства Мурманской области от 21 апреля 2020 года № 236-ПП, и учитываются все виды доходов семьи Дмитриевой В.В.

Изучение содержания пункта 25 Основных требований и пункта 3.14 Постановление Правительства Мурманской области от 21 апреля 2020 года № 236-ПП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно», определяющих перечень видов доходов, не учитывающих при расчете среднедушевого дохода, показывает, что указанными положениями исключение алиментных выплат на содержание детей из среднедушевого дохода семьи, не предусмотрено.

Исходя из правовой природы, алиментные выплаты представляют собой денежные средства, уплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи, следовательно, указанные средства являются расходами.

Взыскание алиментов на содержание ребенка является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства (часть 2 статьи 7,статья 38 Конституции Российской Федерации) и имеет особое социальное значение.

В силу этого Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение алиментных платежей является одним из источников средств к существованию.

Соответственно, реализация правовых механизмов защиты прав несовершеннолетних детей и их интересов, нуждающихся в материальной поддержке со стороны родителей, не проживающих с детьми, предполагает, что, сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов несовершеннолетнего ребенка должно исключать чрезмерное обременение интересов несовершеннолетних детей, проживающих с одним из родителей, выплачивающих алименты на содержание другого ребенка, отдельно с ним проживающего.

При указанных обстоятельствах, уплачиваемые Дмитриевым Д.В. алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка от первого брака следует отнести к расходам, а не доходам семьи, указанные платежи подлежат вычету из суммы доходов семьи истца.

Аналогичное положение закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в соответствии с которым из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Кроме того, поскольку ни Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ни постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 и постановление Правительства Мурманской области от 21 апреля 2020 года № 236-ПП, напрямую не предусматривают возможность вычета из доходов семьи уплаченных алиментов на содержание отдельно проживающих несовершеннолетних детей, учитывая цель принятия указанных нормативно-правовых актов, применение нормативного регулирования о социальной поддержки детей к спорным правоотношениям допустимо на основании части 4 статьи 2 КАС РФ (аналогия закона).

Следовательно, доводы апелляционных жалоб о недопустимости применения к данному спору положений постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, судом апелляционной инстанции отвергаются.

В целом приведенные доводы жалобы, являлись предметом проверки суда первой инстанции, обоснованно по приведенным в обжалуемом решении суда мотивам отклонены, не содержат ссылок на обстоятельства и факты, которые не были учтены судом первой инстанции, при этом имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 177, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Печенгского районного суда Мурманской области от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» и Министерства труда и социального развития Мурманской области – без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 31 мая 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: