ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1476/2022 от 15.07.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-3997/2022

в суде первой инстанции дело № 2а-1476/2022

УИД 27RS0004-01-2022-001050-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре: Джиба С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2022 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Чепика А.В. о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе административного истца Чепика А.В. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 04 марта 2022 года.

заслушав доклад судьи В.В. Чуешковой, пояснения представителя административного ответчика – УМВД России по Хабаровскому краю Максимовского В.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чепик А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа ОГИБДД ОМВД России по району имени Лазо в прекращении регистрации транспортного средства Митцубиси Паджеро г.н. В 403 ХХ 27 и об обязании прекратить регистрацию данного транспортного средства с 10.10.2019г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 10.10.2019г. через Единый портал Государственных услуг он направил заявление в электронной форме о прекращении регистрации транспортного средства «Мицубиси Паджеро», государственный регистрационный знак В403ХХ27, в связи с продажей другому лицу (номер Единого портала 615221749). В тот же день заявление автоматически было зарегистрировано путём занесения указанных в заявлении сведений в Федеральную информационную систему Госавтоинспекции и автоматически распределено системой в отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по району имени Лазо. Ответ на обращение Чепик А.В. не получил, в связи с чем бездействие государственного органа было им оспорено в суде. Решением Индустриального районного г. Хабаровска от 20.05.2021г. административный иск в части требований к ОГИБДД ОМВД России по району имени Лазо удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие должностного лица ОГИБДД ОМВД по району имени Лазо Хабаровского края, выразившееся в не уведомлении административного истца о результатах рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги «прекращение регистрации транспортного средства» и возложил на него соответствующую обязанность. Решение вступило в законную силу 29.10.2021г., а 03.11.2021г. в адрес административного истца поступило письмо за № 53/19-18848 о рассмотрении его заявления от 10.10.2019г. и об отказе в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия в договоре купли-продажи транспортного средства установочных данных продавца. Не указывая, какие именно установочные данные продавца отсутствуют в названном договоре, автор письма сослался на п. 15.5 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013г. № 605. До получения данного письма Чепик А.В. был лишен возможности обжаловать отказ в предоставлении государственной услуги.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным отказ ОГИБДД ОМВД России по району имени Лазо Хабаровского края в предоставлении государственной услуги – прекращение регистрации транспортного средства «Мицубиси Паджеро», государственный регистрационный знак В 403 ХХ 27 и обязать административного ответчика устранить нарушение прав и законных интересов, путем предоставления услуги с момента обращения за ней, то есть прекратить регистрацию транспортного средства «Мисубиси Паджеро», государственный регистрационный знак В 403 ХХ 27 с 10.10.2019г.

Судом в качестве соответчика к участию в деле привлечено УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 04 марта 2022 года в удовлетворении требований Чепика А.В. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Чепик А.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении его административных исковых требований.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ОМВД России по району имени Лазо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: административный истец Чепик А.В., административный ответчик ОМВД России по району имени Лазо и заинтересованное лицо – ООО «Инчкейп Холдинг». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

На основании изложенного и ст. ст. 150, 306-307 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, полагавшего не подлежащим отмене решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Действовавший до 1 января 2020 года Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 605 (далее - Административный регламент), предусматривал сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (действующий на момент подачи административным истцом заявления о снятии с регистрационного учета транспортного средства).

Согласно пункту 22 Административного регламента, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для представления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства, подлежащих представлению заявителем, определен в пункте 15 Административного регламента, в числе которых указаны документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 15.5).

В свою очередь, к документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство.

При этом, по общему правилу, в представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства должны содержаться, в том числе, для физического лица: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица: ИНН, полное наименование, юридический адрес.

На основании пункта 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортных средств в органах ГИБДД отказывается в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на ТС организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия ТС и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Из материалов дела следует, что 10.10.2019г. Чепик А.В. через единый портал Госуслуг обратился в МВД России через форму электронного заявления о прекращении регистрации транспортного средства Мицубиси Паджеро г.н. В 403 ХХ 27 прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи в связи с отсутствием регистрации транспортного средства за новым собственником (заявление № 615221749).

Согласно ответу начальника ОМВД России по району им. Лазо от 03.11.2021г. № 53/19-18848, по результатам рассмотрения заявления № 615221749 от 10.10.2019г. в государственной регистрации отказано на основании п. 15.5 Административного регламента, в связи с отсутствием в представленном договоре купли-продажи установочных данных продавца.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что к заявлению, поданному Чепиком А.В. 10.10.2019г. через единый портал Госуслуг приложен один графический файл - первый лист договора купли-продажи транспортного средства Мицубиси Паджеро г.н. В 403 ХХ 27.

Рассмотрев по существу заявленные административным истцом требования и установив, что представленный Чепиком А.В. в регистрирующий орган документ, удостоверяющий переход права собственности на транспортное средство «Мицубиси Паджеро» г.н. В 403 ХХ 27, не содержал сведений о паспортных данных и месте жительства продавца, в связи с чем не соответствовал императивным положениям п. 15.5 Административного регламента, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с п. 22 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Таким образом отсутствие в документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство сведений о фамилии, имени, отчестве, адресе места жительства, паспортных данных физического лица – является основанием для отказа в приеме к рассмотрению поданных заявления и документов.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с пунктом 27 Приказа МВД России от 12.09.2013г. N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" к рассмотрению принимаются обращения: направленные посредством: операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел; официальных сайтов; факсимильной связи; федеральной фельдъегерской связи и специальной связи; дежурной части территориального органа МВД России; почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей; полученные в ходе личного приема.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации, по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент), определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (действующий на момент подачи административным истцом заявления о снятии с регистрационного учета транспортного средства).

В соответствии с пунктом 30.3 Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" заявление о предоставлении государственной услуги с приложением документов в электронной форме может быть направлено заявителем с помощью Единого портала. Формирование заявления осуществляется заявителем посредством заполнения электронной формы заявления на Едином портале без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме. Форматно-логическая проверка сформированного заявления осуществляется автоматически после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы заявления. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме заявления.

Как следует из пунктов 34, 34.1, 34.2 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры по приему заявления является получение от заявителя заявления и прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 15 и 17 Административного регламента.

Сотрудник устанавливает личность заявителя и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия заявителя на представление интересов владельца транспортного средства, осуществляет контроль за соблюдением сроков, установленных для регистрации транспортных средств.

Заявление и прилагаемые документы рассматриваются непосредственно после получения. Сотрудником осуществляется проверка (с использованием технических и программных средств) подлинности, полноты и правильности оформления представленных документов, удостоверяемая его подписью.

В случае выявления недостатков в представленных документах, они возвращаются для устранения выявленных недостатков.

В случае выявления недостатков в документах, представленных в электронном виде, направляется соответствующее уведомление.

Согласно пункту 34.3 Административного регламента, при наличии соответствующих технических возможностей регистрационных подразделений, бланки заявлений, размещенные в Едином портале, заполненные заявителями, заверенные электронной подписью, формируемой от имени пользователя Единого портала, вместе с копиями документов, необходимых для совершения регистрационных действий, проходят первоначальную обработку и проверку содержащихся в них сведений в электронном виде.

При обработке документов, представленных в электронной форме, сотрудник обязан направить заявителю соответствующее уведомление. В случае принятия положительного решения - предоставить возможность выбора места и определить время для совершения необходимых административных действий, а также проинформировать о последовательности (алгоритме) предоставления государственной услуги. При установлении оснований отказа в приеме заявления или оснований для отказа в предоставлении государственной услуги - направить мотивированный отказ.

Заявителю сообщается присвоенный в электронной форме уникальный номер, по которому в соответствующем разделе Единого портала заявителю будет представлена информация о ходе выполнения указанного заявления, при этом статус заявления в личном кабинете на Едином портале обновляется до статуса "принято".

Заявитель, подавший заявление посредством Единого портала, имеет возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги.

Информация о ходе предоставления государственной услуги направляется заявителю в срок, не превышающий одного рабочего дня после завершения выполнения соответствующего действия, на адрес электронной почты или с использованием средств Единого портала по выбору заявителя.

При предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю направляются уведомления о статусе рассмотрения заявления.

Результатом выполнения административной процедуры является решение должностного лица о приеме и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо отказе в приеме и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги путем проставления отметки в заявлении, заверенной подписью с указанием фамилии сотрудника, даты и времени их принятия.

На основании изложенного и установленных обстоятельств, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка.

Доказательств того, что при обращении в регистрирующий орган Чепик А.В. к заявлению приложил договор купли-продажи транспортного средства в полном объеме, ни в суд первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.

Вопреки позиции административного истца, судебная коллегия считает, что для удовлетворения его требований недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому административному истцу должно приводить к нарушению его прав. В то же время, в системном толковании процессуального закона решение о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное указание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений приведенного выше законодательства и не подтверждают неправильного применения судом норм материального или процессуального права, лишены бесспорных правовых аргументов, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не установила; нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ, привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено; оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ не имеется.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 04 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Чепика А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: