Судья Мишарина И.С. Дело № 33а-4728/2020
(2а-1479/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе
председательствующего Соболева В.М.,
судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ее представителя ФИО2 и апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения прав,
Заслушав доклад судьи Санжаровской Н.Ю., объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3, представителя Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Правительства Республики Коми ФИО4, судебная коллегия по административным делам
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором просила признать незаконным: бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в не внесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен>, и не утверждении данных изменений отдельным постановлением, не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми для формирования краткосрочного плана; бездействие Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, выразившееся в не внесении изменений в проект краткосрочного плана реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен>, не формировании и не внесении в Правительство Республики Коми данного проекта и проекта соответствующего постановления Правительства Республики Коми о внесении изменений в постановление № 521 от 03.10.2017 для их утверждения; бездействие Правительства Республики Коми, выразившееся в не внесении изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен>, и не утверждении данных изменений отдельным постановлением; обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен>, и утвердить их; обязать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми сформировать проект изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен>, и направить указанный проект Правительству Республики Коми для утверждения и внесения изменений в постановление Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017; обязать Правительство Республики Коми внести изменения в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017, в виде сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>, и утвердить их.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры <Номер обезличен> в многоквартирном доме <Адрес обезличен> г. Сыктывкара. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми № 572 от 30.12.2013, работы по капитальному ремонту крыши указанного дома запланированы на 2020 год.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2018-2020 годы. Многоквартирный дом по адресу: г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен> в муниципальный краткосрочный план на 2020 год не включен. Также указанный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республике Коми, на 2018-2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017.
ФИО1 полагает, что действия (бездействие) административных ответчиков по не внесению изменений в муниципальный и региональный краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта на 2018-2020 годы в виде указания в них сведений о проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома <Адрес обезличен> г.Сыктывкар в 2020 году, не соответствуют федеральному и региональному законодательству, регулирующему порядок проведения и обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, и нарушает ее права, а также права членов ее семьи на своевременное проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома, в котором они проживают.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «УК «Рэкон», ФИО 1, ФИО 2., ФИО 3., ФИО 4., ФИО 5., ФИО 6, ФИО 7., ФИО 8., ФИО 9., ФИО 10., ФИО 11., ФИО 12., ФИО 13., ФИО 14., ФИО 15., ФИО 16., ФИО 17
Определением суда от 13.05.2020 произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица ФИО 12 на ФИО 18.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков Правительства Республики Коми, Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации МО ГО «Сыктывкар» административные исковые требования не признали, полагая их не основанными на законе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимали.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в не внесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 № 572, срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен>, и не утверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в не направлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми для формирования краткосрочного плана.
На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 гг. и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017, в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 № 572, срок - 2020 году капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.<Адрес обезличен>.
В удовлетворении требований ФИО1, заявленных к Правительству Республики Коми и Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ее представитель ФИО2 просят отменить решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований. По мнению стороны административного истца, судом не приняты во внимание положения части 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми краткосрочный план принимается с целью реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и не должен ей противоречить. Указывают на необоснованное применение судом пунктов 6, 7 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, ссылаясь на противоречие данных положений федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Полагают, что судом не учтена конституционно-правовая цель капитального ремонта многоквартирных домов, указанная в Постановлении Конституционного Суда РФ № 10-П от 12.04.2016, и правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в постановлении Пленума № 36 от 27.09.2016, в связи с чем допущено использование правового механизма, не обеспечивающего своевременность проведения ремонтных работ и сохранность многоквартирного дома. Указывают, что судом не принято исчерпывающих мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу, не истребованы доказательства законности и обоснованности бездействия Правительства Республики Коми и Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми по не формированию и не утверждению изменений в краткосрочный план реализации региональной программы. С учетом изложенного, полагают выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, об отказе в удовлетворении административных исковых требований к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Правительству Республики Коми не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе администрацией МО ГО «Сыктывкар» поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного решения в части удовлетворения заявленных к ней требований ввиду нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование несогласия с судебным постановлением указывает на невозможность включения дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2020 год, по мотиву того, что краткосрочный план утвержден и реализуется на всю сумму средств, доведенных до сведения администрации МО ГО «Сыктывкар». Ссылается на не предоставление муниципальному образованию мер финансовой поддержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов; низкую собираемость собственниками дома взносов на капитальный ремонт и их недостаточность для проведения работ по капитальному ремонту крыши дома; лимитирование денежных средств на цели капитального ремонта по муниципальному образованию; проведение капитального ремонта кровли дома в 2012 году в рамках адресной программы Республики Коми.
В письменных возражениях представители Правительства Республики Коми и Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми просили апелляционную жалобу ФИО1 и ее представителя ФИО2 оставить без удовлетворения, доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» поддержали.
В возражениях на апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» представитель ФИО1 – ФИО2 просил оставить ее без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 доводы своей апелляционной жалобы поддержал, против удовлетворения апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» возражал.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3 поддержала свою апелляционной жалобу, с доводами апелляционной жалобы стороны административного истца не согласилась.
Представитель административных ответчиков Правительства Республики Коми и Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми ФИО4 доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» поддержала, против доводов апелляционной жалобы ФИО1 и ее представителя ФИО2 возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия по административным делам определила рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее также - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб и представленных возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (часть 2).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, внесение в региональную программу при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).
В части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».
В силу пунктов 3, 5, 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся: утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и внесение изменений в данную программу; установление порядка утверждения краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта.
Правительство Республики Коми вносит изменения в региональную программу капитального ремонта ежегодно до 1 ноября, начиная с 2014 года, с учетом требований, установленных нормами частей 3, 4 и 4-1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>. В указанном доме собственниками помещений избран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, подлежащих капитальному ремонту в установленные периоды. Согласно указанному Перечню, проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>, запланировано на 2020 год.
В соответствии с разделом II указанной Региональной программы, программа подлежит ежегодной актуализации; утверждается с учетом внесенных в нее изменений и дополнений не позднее 1 ноября каждого года; внесение изменений в Программу, предусматривающих перенос установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома на более поздний период и сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации Программы в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 г. N 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с указанным Порядком, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми разрабатывают и утверждают Планы реализации муниципальных программ ежегодно до 15 февраля года, предшествующего планируемому. Утвержденные органами местного самоуправления Планы в срок до 01 марта года, предшествующего планируемому, представляются ими в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, которое на основании представленных органами местного самоуправления планов в течение месяца со дня их поступления формирует проект плана реализации региональной программы капитального ремонта на очередной период и направляет его в установленном порядке на рассмотрение Правительству Республики Коми, которое в свою очередь рассматривает и утверждает подготовленный Министерством проект Плана реализации.
В соответствии с Региональной программой постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.08.2017 № 8/2770 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2018-2020 годы. Многоквартирный дом <Адрес обезличен> г.Сыктывкар не включен органом местного самоуправления в перечень и реестр домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках региональной программы в 2020 году.
Постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2017 № 521 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018 - 2020 годы. Дом № <Адрес обезличен> г.Сыктывкар не включен в указанный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.
25 марта 2019 года ФИО1, будучи уполномоченной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (протокол № 1 от 11 марта 2019 года), обратилась в НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Республике Коми, с заявлением о признании многоквартирного дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>, требующим капитального ремонта в 2019-2020 годах.
По результатам рассмотрения указанного заявления решением комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, оформленным протоколом от 25.04.2019 № 70, многоквартирный дом по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>, признан требующим капитального ремонта в части капитального ремонта подвальных помещений, внутридомовых систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в предусмотренные региональной программой сроки; капитальный ремонт крыши дома в предусмотренный региональной программой срок признан нецелесообразным.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2020 года решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, выраженное в протоколе от 25.04.2019 № 70, в части признания нецелесообразным капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>, в предусмотренный региональной программой срок, признано незаконным.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования, заявленные к администрации МО ГО «Сыктывкар», суд, руководствовался положениями п. 6.1 статьи 2, п. 8.3 статьи 13, частей 7, 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, п. 61 ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572, Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, и оценив представленные доказательства, исходил из неправомерности бездействия администрации МО ГО «Сыктывкар», не выполнившей обязанность по включению многоквартирного дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен> в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2018 - 2020 годы. При этом суд принял во внимание, что региональной программой капитального ремонта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту крыши спорного дома в 2020 году; изменения, предусматривающие перенос указанного срока на более поздний период, в Региональную программу не вносились.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства на соответствие нормам выше приведенного законодательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, мотивировав свой вывод отсутствием оснований для признания незаконным бездействия со стороны указанных административных ответчиков по не формированию и не внесению изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2018 - 2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми № 521 от 03.10.2017.
Судебная коллегия по административным делам считает данные выводы суда при установленных по делу обстоятельствах правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, оснований для признания их ошибочными не имеется.
Как уже отмечалось выше, предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества того или иного многоквартирного дома, очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования устанавливаются региональной программой капитального ремонта.
Изменение очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перенос установленных сроков проведения капитального ремонта возможны в случаях, предусмотренных законом, путем внесения в региональную программу изменений в порядке ее актуализации.
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, части 5 статьи 4 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта является изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, изменения, предусматривающие перенос срока капитального ремонта крыши многоквартирного дома № <Адрес обезличен> г. Сыктывкар на более поздний период, в региональную программу в порядке ее актуализации не вносились. Решение о переносе срока капитального ремонта с предусмотренного региональной программой капитального ремонта на более поздний собственниками помещений указанного многоквартирного дома не принималось.
Необходимость в капитальном ремонте крыши спорного многоквартирного дома в предусмотренный региональной программой срок, то есть в 2020 году, подтверждена вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2020 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у администрации МО ГО «Сыктывкар» правовых оснований для не включения многоквартирного дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен> в краткосрочный план проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в 2020 году, поскольку в силу предписаний федерального и регионального законодательства краткосрочный план муниципального образования утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане на 2020 год сведений о капитальном ремонте крыши дома нарушает права административного истца, так как препятствует включению таких сведений в республиканский краткосрочный план, равно как и выполнению региональной программы капитального ремонта на территории МО ГО «Сыктывкар».
Установив изложенное бездействие органа местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 годы, включив в него сведения о проведении капитального ремонта крыши дома № <Адрес обезличен> г. Сыктывкар в установленный региональной программой срок - 2020 году.
Доводы административных ответчиков о превышении стоимости работ по капитальному ремонту крыши дома над общим объемом средств, которые будут собраны собственниками помещений в доме за период реализации программы, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение данного обстоятельства ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено. Кроме того, недостаточность собранных собственниками дома взносов для проведения работ по капитальному ремонту крыши не означает, что этот дом не должен был включаться в муниципальный краткосрочный план капитального ремонта. Так, часть 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Таким образом, как следует из положений приведенных норм, капитальный ремонт в случае недостаточности собранных собственниками средств будет проведен в соответствии с положениями части 4 статьи 179, части 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ вне зависимости от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в доме, а денежные средства, использованные для проведения капитального ремонта за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, должны быть в дальнейшем возвращены.
Кроме того, как следует из части 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора помимо аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, является финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Доводы администрации МО ГО «Сыктывкар» о лимитировании денежных средств на цели капитального ремонта по муниципальному образованию, не предоставлении мер финансовой поддержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не означают, что капитальный ремонт в многоквартирном доме, где проживает административный истец, не должен проводиться в объеме и в сроки, предусмотренные Региональной программой.
Оценивая довод жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар» о проведении в 2012 году капитального ремонта кровли спорного многоквартирного дома в рамках адресной программы Республики Коми, суд апелляционной инстанции отмечает, что сроки и виды работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. <Адрес обезличен>, прямо предусмотрены региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572, поэтому на администрации МО ГО «Сыктывкар» лежит предусмотренная законом обязанность по осуществлению выполнения региональной программы на территории МО ГО «Сыктывкар» в части запланированного вида работ (услуг) по капитальному ремонту указанного дома. Доказательств того, что отсутствует необходимость проведения капитального ремонта крыши дома в срок, установленный Региональной программой, материалы дела не содержат. Факт ремонта кровли дома в период до утверждения региональной программы капитального ремонта, к таким обстоятельствам не относится.
Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации МО ГО «Сыктывкар», необходимость и срочность капитального ремонта крыши дома № <Адрес обезличен> г. Сыктывкар подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, представленных стороной административного истца, в том числе решением общего собрания собственников помещений дома (протокол № 1 от 11.03.2019), решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.02.2020, с достоверностью свидетельствующих о необходимости проведения капитального ремонта крыши дома, с учетом его технического состояния, в предусмотренный региональной программой срок, то есть в 2020 году.
Довод администрации МО ГО «Сыктывкар» об утверждении и реализации в настоящее время муниципального краткосрочного плана на 2020 год на всю сумму средств, доведенных до сведения муниципального образования, основанием для отмены решения суда не является, поскольку не опровергает правильность вывода суда о незаконности действий (бездействия) органа местного самоуправления по не включению спорного многоквартирного дома в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2020 год.
При таких обстоятельствах, удовлетворив требования административного иска к администрации МО ГО «Сыктывкар», суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Также судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного иска к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Правительству Республики Коми в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Пунктами 5, 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено установление порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта.
Реализуя указанные полномочия, переданные Правительству Республики Коми статьей 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ, Правительство Республики Коми своим постановлением от 30 декабря 2013 г. N 574 утвердило Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с указанным Порядком органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают и утверждают краткосрочные планы реализации муниципальной программы, на основании которых формируется и утверждается региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. При этом муниципальные образования вправе самостоятельно определять перечень домов для включения в краткосрочный план реализации программы на тот или иной год в переделах установленного срока выполнения работ по капитальному ремонту. При включении многоквартирного дома в краткосрочный план муниципального образования он будет включен в республиканский краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, исходя из постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574, формирование Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и утверждение Правительством Республики Коми краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2018-2020 годы производилось на основании планов реализации муниципальных программ, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми, то есть республиканский краткосрочный план по своему составу и содержанию является сводным и включает в себя муниципальные краткосрочные планы.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.08.2017 № 8/2770 утвержден краткосрочный план реализации в 2018-2020 годах региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы. При этом многоквартирный дом № <Адрес обезличен> г.Сыктывкар в указанный краткосрочный план на 2020 год не включен. Соответственно, указанный многоквартирный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2017 № 521. Изменения, предусматривающие капитальный ремонт крыши спорного многоквартирного дома, в муниципальный краткосрочный план на 2020 год органом местного самоуправления не вносились.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что со стороны Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Правительства Республики Коми незаконное бездействие в отношении административного истца при формировании и утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2018-2020 годы не допущено, поскольку в силу требований действующего законодательства утверждение указанного краткосрочного плана, равно как и внесение в него изменений производится на основании данных, представленных органами местного самоуправления.
Довод административного истца и его представителя о необоснованном применении судом пунктов 6 и 7 Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по мотиву несоответствия их федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, судебной коллегией отклоняется, так как указанные нормы в установленном порядке не оспорены и недействующими не признаны. Кроме того, названная позиция стороны административного истца основана на неверном толковании норм материального права. Как уже отмечалось выше, исходя из положений статьи 168 Жилищного кодекса РФ краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с порядком подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. При этом федеральное законодательство не исключает возможность формирования и утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта на основании сведений, представленных органами местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы стороны административного истца основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения; сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие административного истца и его представителя с решением суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
С учетом изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Правительству Республики Коми о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения прав, поскольку в рассматриваемом случае обжалуемое бездействие не противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, права заявителя действиями (бездействием) указанных административных ответчиков не были нарушены.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и согласуются с указанными выше нормами жилищного законодательства.
Процессуальных нарушений, на которые административный истец и его представитель ссылаются в апелляционной жалобе и которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
При таких обстоятельствах судом принято законное и обоснованное решение, оснований для переоценки выводов суда и отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 и ее представителя ФИО2, администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Апелляционной определение вступает в силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий-
Судьи-