ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-14/2022 от 06.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Туношенская И.О.

Дело № 2а-14/2022;

№ 33а-5130/2022

УИД 59RS0044-01-2021-002649-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Котельниковой Е.Р.,

судей Шалагиновой Е.В., Овчинниковой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Гатиной О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 июня 2022 года апелляционные жалобы Юдин Андрея Владимировича, ФСИН России, ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Чусовского городского суда Пермского края от 9 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Юдина Андрея Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №** ГУФСИН России по Пермскому краю», ФСИН России, в части нарушения условий содержания Юдина Андрея Владимировича в исправительном учреждении Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № ** ГУФСИН России по Пермскому краю» в период с 25.04.2018 по 08.07.2021.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Юдина Андрея Владимировича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № ** ГУФСИН России по Пермскому краю» в размере 95 000 рублей.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, подлежит немедленному исполнению.

Реквизиты для перечисления взысканных денежных средств на банковский счет административного истца: ***, Юдин Андрей Владимирович, ** года рождения.»

Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения административного истца Юдина А.В., представителя административных ответчиков Митраковой О.В., представителя заинтересованного лица Крутских Д.И., изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

Установила:

Юдин А.В. обратился с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №**» ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконными бездействия, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период времени с 25.04.2018 по 08.07.2021, в размере 1000000 рублей.

В обоснование требований указано, что Юдин А.В. содержался в ФКУ ИК-** в период с 25.04.2018 по 08.07.2021 в ненадлежащих условиях, унижающих человеческое достоинство. На протяжении указанного периода он отбывал наказания в условиях перенаселённости отрядов. Так условия содержания в карантине с 25.04.2018 по 04.05.2018 причиняли страдания, поскольку он был пострижен наголо, помещение не было рассчитано на количество находившихся в нем осужденных (34 человека). Везде стояли двухъярусные кровати прижатые друг к другу. Кровати стояли в спальном помещении, в комнате для приема пищи, в комнате для воспитательной работы. Принимать пищу приходилось стоя, так как стола не было. В спальных помещениях отсутствовала вентиляция, было тусклое освещение. В карантинном отделении был один унитаз и две раковины. Из-за большой перенаселенности не было места хранить предметы личной гигиены. В банный день негде было сушить полотенца, нижние белье и носки.

С 04.05.2018 находился в отряде №** в условиях перенаселенности. В отряде находилось 105 человек, при максимальной вместимости не более 66 человек. Двухъярусные кровати располагались везде вплотную друг к другу, в том числе в помещениях, не предназначенных для этого: бытовая комната, комната воспитательной работы, коридор. Кровать Юдина А.В. стояла в комнате воспитательной работы. Везде были очереди для приема пищи, в туалет и к раковине. Матрасы были ветхими и старыми. В мае 2018 в отряде № ** находилось 108 заключенных, при этом было 6 туалетов и 6 раковин. В комнате для приема пищи было три стола и тесно. В комнате были насекомые и мыши. Места для хранения продуктов питания не хватало. Прогулочный двор был около 100 кв.м., в нем не было лавок. На прогулке в зимний период была угроза для жизни, так как с крыши сходили лавины снега.

С введением в эксплуатацию отряда № 5/1 в ИК-**, с июня 2018, колония была рассчитана на 450-470 человек, а максимальное количество осужденных в ней было 760 человек. Были переполнены все отряды. В спальных помещениях не возможно было спать, стояла жара и духота. Чтобы сходить в туалет или умыться, нужно было отстоять в очереди. Центральное горячее водоснабжение отсутствовало во всех отрядах, умываться приходилось ледяной водой. В период нахождения Юдина А.В. в отряде № **, его личное пространство составляло менее 2 метров, что причиняло дискомфорт, угнетающе действовало на эмоциональное состояние.

С 06.08.2018 Юдин А.В. был переведен в отряд № **, где находилось около 60 человек. Спальное место находилось в спальном помещении, площадью не более 24 кв.м. В нем было установлено 6 двухъярусных кроватей и проживало 12 осужденных. Отсутствовала вентиляция, было душно. Ночью от перепада температур была большая влажность. На оконных откосах образовалась плесень. Было три рабочих туалета и четыре раковины, из-за чего образовывалась очередь. В помещении для воспитательной работы было душно из-за отсутствия вытяжки, в помещении не было окна, дневной свет в помещение не попадал.

С 07.04.2019 по 15.10.2019 в колонии не работал банно-прачечный комплекс, по причине пожара. Подстригаться, стирать личные вещи и мыться, приходилось в отряде № **. Площадь отряда маленькая, а людей много. Стирать и мыться приходилось один раз в неделю.

Само банное отделение, до пожара, не отвечало санитарным нормам: везде был грибок и плесень, было всего 4 душевых лейки, а в баню водили группами по 10-15 человек. Нормально помыться было не возможно.

Питание было недостаточным, некачественным, неполноценным, рацион однообразный, нормы питания не выполнялись.

С 11.08.2020 Юдин А.В. был переведен в отряд № **, где находилось 80 осужденных. На такое количество осужденных было 8 туалетов, раковин не хватало. Вход в отряд представлял собой металлическую лестницу, приваренную с торца здания. Она крутая и травмоопасная. В локальном участке отсутствовали лавочки.

С октября 2020 по конец декабря 2020 личное пространство в отряде № 1 было менее 3 кв.м., так как в жилом помещении было размещено около 100 осужденных. Аналогичная ситуация была и в других отрядах, потому что отряд № ** перепрофилировали под временный лазарет, в котором стали содержать осужденных с подозрением на COVID 19.

Совместно со здоровыми осужденными в отрядах проживали осужденные больные ВИЧ-инфекцией, гепатитом и туберкулезом. Был риск заражения этими болезнями.

По решению начальника колонии ИК-**Т. во всем учреждении были демонтированы спинки на всех лавочках в комнатах для просмотра телевизора, осужденным было запрещено надевать куртки при наступлении холодной погоды, со ссылкой, что еще рано.

Ежедневная утренняя зарядка проводилась в ненастную погоду, включая дождь, ветер и мороз.

Утренние и вечерние проверки осуществлялись на улице под дождем.

Лица, осужденные второй и третий раз, постоянно пересекались с лицами, осужденным впервые в здании администрации, медицинской части, комнате длительных свиданий, банно-прачечном комплексе, магазине, столовой.

Работа санитарной части учреждения была неудовлетворительной, надлежащая медицинская помощь не оказывалась, медицинский персонал не обладал медицинскими навыками, не мог оказать профессиональную медицинскую помощь.

Режим работы комнаты длительных свиданий не предусматривал возможности прогулок и выхода на улицу. На свидании с родственниками приходилось три дня сидеть в помещении размером 10 кв.м.

Нагрудный знак в учреждении содержал личные персональные данные осужденных, не предусмотренные Приложением №5 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16.12.2016 №295, чем нарушалось право на неприкосновенность личной жизни.

Кроме того, в период с 06.03.2020 до 24.08.2020 и с 30.09.2020 до окончания срока отбывания наказания в указанной колонии, в связи с распространением COVID 19, в учреждении был введен запрет на посещение, в том числе, на длительные свидания.

На протяжении всего срока отбывания наказания в ИК-**, Юдин А.В. делил кровать с другими осужденными, потому что в целях уплотнения и увеличения вместимости двухъярусные кровати стояли вплотную друг к другу, создавая тем самым двуспальную кровать. Данное обстоятельство вызывало у Юдина А.В. негативные ощущения.

Все вышеуказанные обстоятельства, нарушавшие ст.ст. 3 и 8 Европейской конвенции по правам человека, причиняли заявителю существенные страдания, обусловленные невыносимыми и унижающими человеческое достоинство условиями содержания в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, длились в течение трех лет и двух месяцев непрерывно.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Юдин А.В. указывает, что судом не в полном объеме дана оценка всем обстоятельствам дела, что привело к необоснованному занижению размера взысканной компенсации. Ответчиком были созданы условия для унижения человеческого и пыток, в связи с направлением истца в уже перенаселённое исправительное учреждение. По причине перенаселенности было затруднительно перемещаться в помещении, был ограничен доступ к санитарному узлу, нормативного количества которого не хватало. Также судом не дано оценки по перенаселенности в отряде № **, а также № **, где также отсутствовала вентиляция, было мало места для приема пищи. Считает установленным факт ненадлежащего медицинского обслуживания, не соответствие формы одежды сезону, и проведение зарядок и проверок в плохую погоду, совместного нахождения различных категорий осужденных. Не согласен с определенным судом размером взысканной компенсации.

В апелляционной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что судом не исследовались обстоятельства того, какие последствия для истца наступили в связи с тем, что он носил нагрудный знак, не отвечающий нормативным требованиям, не относящееся к условиям содержания; не согласны с выводами суда в части ограничения прав осужденного на помывку, организации длительных свиданий, нарушения условий питания. Представление прокурора в части перенаселения исправительного учреждения в 2018 году не повлияло на прав истца, перелимит возник стихийно и в отсутствие виновных действий исправительного учреждения, при этом срок обращения в судом с данными требованиями истек. В целом действия должностных лиц в период отбывания наказания Юдина А.В. были законными, не нарушали права административного истца, следовательно, оснований для взыскания компенсации не имеется, а взыскания компенсация в размере 95000 рублей не отвечает требованиям разумности и справедливости.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что с апелляционной жалобой административных ответчиков не согласен.

Представитель административных ответчиков доводы своей апелляционной жалобы также поддержал, возражал против доводов жалобы Юдина А.В.

Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России поддержал доводы апелляционной жалобы административных ответчиков.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались. На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащее в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).

Разрешая заявленные административным истцом Юдиным А.В. требования, суд исходил из того, что ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю нарушены условия содержания осужденного Юдина А.В. в части несоблюдения нормы жилой площади в расчете на одного осужденного в помещениях карантина и отрядах, и соответственно необеспечения достаточного санитарно-технического оборудования, нарушены условия по организации длительных свиданий, по соблюдению норм санитарии и гигиены при помывке, питания в соответствии с установленными нормами, а также в части несоответствия содержания нагрудного знака осужденных ПВР. При этом доказательств нарушения административным ответчиком иных условий содержания осужденного Юдина А.В. судом не установлено. Размер компенсации судом первой инстанции определен с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности, отсутствия тяжких последствий для административного истца, в связи с чем счел возможным взыскать в его пользу компенсацию в размере 95000 рублей.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами и исходит из следующего.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8).

На основании части 2 статьи 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

Согласно части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).

Частью 1 статьи 101 УИК РФ предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что административный истец Юдин А.В. прибыл в ИК-** 25.04.2018.

С 25.04.2018 по 04.05.2018 Юдин А.В. находился в карантинном помещении; с 04.05.2018 закреплен за отрядом № ** (приказ № ** от 04.05.2018); с 01.10.2018 переведен из отряда № ** в отряд № ** (приказ № ** от 04.10.2018); с 11.08.2020 переведен из отряда № ** в отряд № ** (приказ № ** от 12.08.2020) (л.д.81-85 том 1).

28.03.2018 Прокуратурой Пермского края в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю выдано предписание об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, поскольку в ходе проверки установлено, что по состоянию на 14.03.2018 в ИК-** содержится 668 осужденных при лимите наполнения учреждения 572 осужденных (лимит с КП 605 осужденных); в нарушение ч. 1 ст.99 УИК РФ жилая площадь в общежитиях отрядов № 1, 2, 3, 4, 5 и отряда «Карантин» ИК-** в расчете на одного осужденного составляет менее 2 кв.м.; в нарушение ч.2 ст.80 УИК РФ не обеспечена изоляция осужденных, ранее отбывавших лишение свободы от лиц, впервые осужденных к лишению свободы в медицинской части, в столовой, в банно-прачечном комплексе, на производственных участках, в библиотеке, в магазине и других объектах, доступных к посещению осужденными (т.2 л.д.63).

20.07.2018 директору ФСИН России выдано предписание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации об устранении нарушений закона об условиях отбывания наказания осужденными в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, в котором указано, что в марте 2018 года в ИК-** при лимите наполнения 572 места фактически содержалось 668 осужденных (114%), жилая площадь на одного осужденного составляла 1,84 кв.м., по состоянию на 18.04.2018 отбывали наказание 716 осужденных (120%), жилая площадь на одного осужденного составляла 1,71 кв.м., поэтому дополнительные спальные места для осужденных были оборудованы не в жилых помещениях отрядов, а в бытовых и вспомогательных помещениях, коридорах и проходах, на путях эвакуации, что создавало потенциальную угрозу жизни и здоровью осужденных при возникновении чрезвычайных ситуаций; по состоянию на 31.05.2018 в колонии содержалось 742 осужденных (123%), жилая площадь на одного осужденного составляла 1,65 кв.м.; по состоянию на 01.07.2018 в ИК-** отбывали наказание 754 осужденных (124%), жилая площадь на одного осужденного составляла 1,63кв.м. (т.2 л.д.53-55).

Согласно технического паспорта здания и помещений по сведениям исправительного учреждения (том 2 л.д. 68), площадь карантинного отделения составляет 109,4 кв.м., помещение оборудовано 2 умывальниками и 1 унитазом.

Общая площадь отряда № ** составляет 470,6 кв.м. и может разместить 235 чел. (л.д.99 оборот). В отряде имеется 8 умывальников, 1 душевая кабина, чаша Генуа – 6 штук, т.е. норма санитарно-технического оборудования в отряде № ** менее предусмотренной, поскольку на 10 человек предусмотрено 1 умывальник, (Приказ ФСИН России от 27.07.2006 N 512).

В отряде № ** имеется три спальных помещения, ПВР, комната хранения вещей, туалет; установлены три холодильника, водонагреватель, стиральная машина, микроволновая печь, чайник электрический.

Отряд № ** расположен на первом этаже, имеет площадь 322,5 кв.м., состоит из спальных и подсобных помещений.

Из справки от 10.12.2021 следует, что в помещении отряда № ** установлен один холодильник, два водонагревателя, стиральная машина, микроволновая печь, чайник электрический (л.д.238 том 1). В отряде для проживания оборудовано 8 унитазов и 4 умывальника.

Согласно техническому паспорту здания, общая площадь отряда №** составляет 470,6 кв.м., основная 315,8 кв.м. Отряд находится на втором этаже, состоит из спального помещения площадью 260,6 кв.м., коридора, раздевалки, сушилки, умывальной, туалета, комнаты приема пищи, комнаты хранения личных вещей. В помещении отряда № ** установлены три холодильника, водонагреватель, две микроволновой печи, два электрочайника, стиральная машина (л.д.240 том 1).

Из представленной в суд апелляционной инстанции справки по лимиту и фактическому наполнению осужденными отрядов в 2018-2021 годах в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю следует, что в отделении карантина перенаполнение осужденных имело место на 25.04.2018 (лимит – 21, фактически - 32); в отряде № ** перенаполнение осужденных имело место на 25.04.2018 (лимит – 82, фактически - 108), 25.05.2018 (лимит –82, фактически -114), 25.06.2018 (лимит – 82, фактически - 103), 25.07.2018 (лимит – 82, фактически - 98); в отряде №** в период с 25.06.2018 по 25.07.2021 перенаполнения осужденных не имелось, в отряде № ** в период с 25.07.2020 по 25.07.2021 перенаполнения осужденных не имелось.

Таким образом, факт превышения наполняемости осужденных в карантинном отделении и отряде №**, где находился Юдин А.В., в указанный выше период времени (с апреля 2018 года по - по июль 2018 года) подтверждается достоверными доказательствами, представленными административным ответчиком.

Из представления об устранении нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности от 09.04.2019 № 4-11-774-201р следует, что Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в результате проведенной проверки в ФКУ ИК-**, установлено, что 07.04.2019 в ФКУ ИК-** произошло возгорание банно-прачечного комбината жилой зоны, то есть помещение с массовым пребыванием людей. Указанное обстоятельство повлекло возникновение угрозы жизни и здоровью осужденных и сотрудников учреждения. Пожар в банно-прачечном комбинате привел к нарушению режима помывки осужденных и стирки белья, что в свою очередь влечет нарушение прав осужденных на соблюдение норм санитарии и гигиены (л.д.51-52 том 1).

Согласно представленной исправительным учреждением в суд апелляционной инстанции справки № 60/39/9, в период с мая по октябрь 2019 года помывка осужденных осуществлялась в отрядном звене и душевых кабинах в центре трудовой адаптации осужденных в помывочном помещении.

Из представления об устранении нарушений законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 04.06.2020 № 4-11-1290-2020 следует, что Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно со специалистами Роспотребнадзора в результате проведенной проверки в ФКУ ИК-**, выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Нарушения выявлены в помещении банно-прачечного комбината, в столовой, в том числе на пищеблоке, где нарушен температурный режим хранения продуктов. В помещении магазина, работающего на территории исправительного учреждения, также выявлены нарушения по продаже продовольственной продукции (л.д.43-47 том 1).

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в пункте 20 предусматривают, что тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную.

В соответствии с частью 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

В протоколе (акте) санитарно-эпидемиологического обследования столовой и хлебопекарни ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю от 26.02.2019, составленном врачом по гигиене питания Восточного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», отражено, что проба компота не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» прил.2 по показателю КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативных анаэробных микробов), по выполнению раскладки не соответствуют требованиям технологических карт по показателям: белки+углеводы, жир, сухие вещества, калорийность. Столовая ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю не соответствует п.п. 6.2, 6.16, 13.1. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», Прил.2 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

В протоколе (акте) санитарно-эпидемиологического обследования от 20.05.2020, составленном врачом по коммунальной гигиене Восточного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», сделан вывод, что столовая, баня, прачечная, магазин ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю не соответствует п.п. 3.3, 6.2, 6.16, 5.5., 5.16, 5.1, 4.7, 5.13, 8.19, 5.15, 6.21, 4.5, 14.3, 13.1, 13.3, 4.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п.п.3.12, 2.5 СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун»; п.п. 8.18, 3.1, 3.9, 13.3, 4.2, 5.6, 7.6, 7.7, 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»; п.п. 2.1, 2.3, 2.11 СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных».

Обстоятельства ненадлежащего содержания Юдина А.В. в части нарушения норм санитарии и гигиены по использованию банно-прачечного комбината, нарушение условий питания в соответствии с установленными нормами нашли свое подтверждение.

Кроме того, из представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ №4-11-1091-2021 от 23.09.2021 Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения в области организации длительных свиданий, ущемляющие права осужденных на проведение длительных свиданий, а также установлены нарушения в части размещения информации на нагрудных знаках осужденных, а именно не соответствие указанной информации Приложению №5 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений №295.

Приложением № 5 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16.12.2016 № 295 предусмотрено, что нагрудный знак изготавливается из имеющегося в наличии материала любого цвета (за исключением красного) в виде прямоугольника размером 90 x 40 мм. На поле знака алюминиевой или типографской краской указываются фамилия, инициалы осужденного и номер отряда (отделения), а по краям наносится кайма шириной 5 мм. На нагрудном знаке размещается черно-белая или цветная фотография осужденного размером 30 х 40 мм.

Обстоятельства несоответствия нагрудных знаков осужденных находящихся в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю нормативным требованиям, установлены прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и нашли свое подтверждение в ходе судебных разбирательств по административным искам иных осужденных (З. административное дело № **/2021, С. административное дело № **/2021), потому данные обстоятельства на основании ч. 2 ст. 64 КАС РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела, в котором участвует лицо, относящееся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства в тот же период времени.

Так 23.07.2021 Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, поскольку проверкой установлено, что нагрудные знаки осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-**, содержат следующую информацию: фотографию, номер отряда, ФИО полностью, дату рождения, статью, срок, начало и конец срока.

Объем информации, размещаемой на нагрудном знаке осужденного, определяется нормативным актом – Приложением № 5 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, которым определено, что нагрудный знак осужденного должен содержать следующую информацию: фамилия, инициалы осужденного, номер отряда (отделения), фотографию.

Вместе с тем, доказательств тому, что нагрудный знак Юдина А.В. соответствовал вышеприведенным нормативным требованиям, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, факт указания на нагрудном знаке излишней информации, касающейся непосредственно осужденного и не предусмотренной Приложением № 5 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, является установленным.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что из установленных по делу обстоятельств следует, что в период отбывания Юдиным А.В. наказания в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю имели место нарушение условий содержания в части несоблюдения нормы жилой площади в карантине и отряде № ** (с 25.04.2018 по 25.07.2018) в расчете на одного осужденного и соответственно недостаточности санитарного оборудования; несоответствия содержащейся на нагрудном знаке осужденного информации требованиям, установленным Приложением № 5 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16.12.2016 №295; несоблюдения требований к продуктам питания; несоблюдение требований по организации длительных свиданий, и не соблюдения санитарных норм в банно-прачечном комплексе.

Соответственно выводы суда об удовлетворении требований административного истца в данной части являются верными, основанными на правильном применении норм права и установленных обстоятельств.

Приведенные в апелляционной жалобе административных ответчиков доводы о законности действий сотрудников исправительного учреждения в период отбывания Юдиным А.В. наказания, об отсутствии доказательств ограничения прав истца и наступивших последствий в связи с выявленными нарушениями, не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются совокупность представленных суду доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 84 КАС РФ.

Ссылка в жалобе на то, что перелимит исправительного учреждения возник стихийно, не умышлено и не планово, не свидетельствует о соблюдении условий содержания осужденного в исправительном учреждении, исключающим право административного истца на получение компенсации, в том числе с учетом положений части 2 статьи 12.1 УИК РФ, согласно которым компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

При этом необходимо учесть, что Российской Федерацией гарантируется охрана прав и свобод, и законных интересов лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы, надлежащее соблюдение коммунально-бытовых условий содержания, соблюдение норм санитарии и гигиены, в том числе из-за перенаселенности отдельных исправительных учреждений, находится в пределах контроля государства в лице уполномоченного органа – ФСИН России, регулирующего численность осужденных в конкретных исправительных учреждениях.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается, что административным ответчиком допущены вышеуказанные нарушения условий содержания Юдина А.В. в исправительном учреждении и бездействие администрации исправительного учреждения в указанной части повлекли за собой нарушение прав истца на комфортные и безопасные условия его содержания.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, материалами дела, в том числе справками о находящихся на балансе исправительного учреждения предметов материально-технического обеспечения, справками медицинской части, подтверждается, все осужденные, отбывающие наказание в ИК-** были обеспечены индивидуальными спальными местами в виде двухъярусных металлических кроватей с постельными принадлежностями, а также обеспечены прикроватными тумбочками и табуретами; Юдин А.В. был обеспечен постельными принадлежностями, в том числе матрасом; помещения отрядов № **, №**, № ** были обеспечены необходимой мебелью и бытовыми приборами (чайники, холодильники, микроволновые печи, водонагреватели и стиральные машины) (л.д. 238-240 том 1); в столовой имелись обеденные столы и лавки; хранение личных вещей осуществлялось в отдельном проветриваемом помещении на стеллажах; выдача личных вещей производилась ежедневно на основании графика. В каждом отряде имеется центральное холодное водоснабжение; горячее водоснабжение осуществляется при помощи водонагревательных приборов.

Освещение в помещении отрядов осуществляется как естественным путем через оконные проемы, так и с помощью искусственного освещения.

Вентиляция в отрядах осуществляется как естественным путем проветривания через оконные блоки с форточками, так и с помощью приточно-вытяжной вентиляции шахтного типа. Вентиляционная система находится в исправном состоянии, что подтверждается актами приемки работ по очистке вентиляционных систем, представленных в суд апелляционной инстанции.

Кроме того, наряд-допуском на производство работ на высоте (л.д.80 том 1) подтверждается производство очистки крыш от наледи и сосулек; сведений о получении кем-либо травм в результате падения снега с крыши в ИК-** не зафиксировано, в связи с чем ссылка административного истца о наличии угрозы его жизни и здоровью от падения снега с крыши является безосновательной.

Санитарная обработка помещений происходит ежедневно при помощи моющих и дезинфицирующих средств.

В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции, дезинсекции, дератизации; в помещениях два раза в день проводится влажная уборка.

Медицинская помощь содержащимся в ИК-** осужденным осуществляется филиалом ГУФСИН России по Пермскому краю «Медицинская часть № **» ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России. Штатная численность составляет 9 ставок медицинского персонала: 1 ставка – начальника филиала врача, 1 ставка врача стоматолога, (укомплектовано 0,75 ставки по совместительству), 4 ставки фельдшера (не укомплектована 1 ставка), 2 ставки медицинской сестры, 1 ставка медицинской сестры стоматологического кабинета.

Медицинская помощь оказывается ежедневно согласно графику работы. В выходные и праздничные дни медицинская помощь оказывается дежурным медицинским работником. Неотложная и экстренная медицинская помощь осуществляется в любое время суток. При необходимости вызывается бригада скорой помощи.

Согласно справке начальника филиала «Медицинской части № **» ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России за период с 07.04.2019 по 07.10.2019 случаев инфекционных заболеваний не зарегистрировано.

За период содержания Юдина А.В. в ИК-** фактов неоказания медицинской помощи истцу не установлено, что подтверждается медицинской справкой начальника филиала «Медицинской части № **» ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России.

В ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю для отбывания наказания лиц неоднократно осужденных определен отряд № **, что соответствует положению ст. 80 УИК РФ о раздельном содержании различных категорий осужденных, в том числе лиц впервые осужденных к лишению свободы от осужденных ранее отбывавших лишение свободы.

Не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы о неправомерности содержания истца в отряде совместно с осужденными, у которых имелись инфекционные заболевания (ВИЧ-инфекция), поскольку раздельное содержание ВИЧ-инфицированных осужденных, а также лиц с вирусными гепатитами, туберкулезом (за исключением больных туберкулезом в открытой форме) от здоровых лиц в исправительных учреждениях не предусмотрено, данные осужденные содержатся на общих основаниях, что не противоречит ст.ст. 37, 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и приказу Минюста РФ от 28.12.2017 № 285 «Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

Согласно справке начальника филиала «Медицинской части № **» ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России от 24.02.2022, в ВКУ ИК-** содержатся только осужденные состоящие на диспансерном учете по 3 и 4 группе диспансерного наблюдения. Больные с открытой формой туберкулеза не содержатся. При подозрении на данное заболевание осужденные своевременно изолируются в изолятор медицинской части до направления для обследования и лечения в филиал «Туберкулезная больница №**» ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России. Больные представляющие опасность для окружающих с инфекционными, заразными кожными заболеваниями, содержатся отдельно; предусмотрен медицинский изолятор. С целью профилактики микоза стоп соблюдаются санитарно – гигиенические нормы и правила, проводятся дезинфекционные мероприятия, своевременное выявление и лечение больных данным заболеванием.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

В соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 123 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, разрешается иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года.

Из материалов дела следует, что 25.09.2020 Юдину А.В. предоставлялось длительное свидание 3 суток с женой Л., матерью Ю., что подтверждается справкой инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-**. Само по себе то обстоятельство, что в 2020 году осужденным не предоставлялись свидания, не свидетельствует о нарушении условий содержания, поскольку 30.01.2020 Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения. Постановлением главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН МСЧ-** ФСИН России введены ограничительные мероприятия (карантин), в связи с чем были приостановлены длительные и краткосрочные свидания, а также массовые мероприятия.

Согласно пункту 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16.12.2016 № 295 в ИУ обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

Доводы жалобы административного истца о нахождении в комнате приема пищи насекомых и грызунов, об отсутствии лавок на участке для прогулок, отсутствии центрального горячего водоснабжения в отрядах, небезопасный вход в здание отряда № **, проведение ежедневных зарядок и проверок на улице в любые погодные условия, запрете надевать теплые вещи в холодную погоду, а также плотное нахождение двух спальных мест друг к другу подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения и по существу направлены на оспаривание установленных по делу обстоятельств, что не является основанием для отмены правильного судебного решения.

Приведенный в апелляционной жалобе административных ответчиков довод о пропуске административным истцом срока для обращения в суд является несостоятельным.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).

Административное исковое заявление направлено в Чусовской городской суд Пермского края суд 30.09.2021 (том 1 л.д.19), когда Юдин А.В. находился в исправительном учреждении, в связи с чем оснований полагать пропущенным срок для обращения в суд с настоящим административным иском судебная коллегия не усматривает.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Судебная коллегия, принимая во внимание, что доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю частично нашли свое подтверждение, испытанные Юдиным А.В. трудности и страдания превысили минимальный уровень страданий, связанный с лишением свободы, а также принимая во внимание длительность пребывания административного истца в условиях, не отвечающих установленным требованиям (четыре месяца), характер допущенных нарушений, отсутствие каких-либо тяжких последствий для истца, считает определенный судом размер компенсации приемлемым.

Оснований для переоценки размера компенсации у суда апелляционной инстанции не имеется, присужденный размер следует считать справедливой и адекватной суммой компенсации.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, поскольку выводы суда являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Юдина Андрея Владимировича, ФСИН России, ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)