ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1503/2022 от 25.05.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Маркова Н.В. № 33а-4956/2022

Докладчик: Тройнина С.С. (2а-1503/2022)

(42RS0019-01-2022-000913-03)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» мая 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Тройниной С.С.

судей Пронченко И.Е., Киклевич С.В.,

при секретаре Давыдовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный Центр «Охрана и Сыск» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу, старшему инспектору Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Иванову Сергею Петровичу, инспектору Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Яковлеву Александру Николаевичу о признании незаконными действий, бездействий при проведении 20 января 2022 года проверки обеспечения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия

по апелляционным жалобам представителя Управление Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу Вагина К.Ю., старшего инспектора Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Иванова С.П., инспектору Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Яковлева А.Н. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 11 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» обратился в суд с административным иском Управлению Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу, старшему инспектору ОЛРР Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Иванову С.П., инспектору ОЛРР Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Яковлеву А.Н. о признании незаконными действий и бездействий при проведении 20 января 2022 года проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия.

Требования мотивированы тем, что ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» является частным образовательным учреждением, оказывающим услуги в области дополнительного профессионального образования, имеющим соответствующие разрешения (лицензии), в том числе и по использованию в образовательном процессе оружия.

Согласно размещённой на сайте территориального Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу информации, проверка обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и боеприпасов в комнате хранения оружия ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» запланирована на первое полугодие 2022 года, а именно на 16.02.2022. Однако, такая проверка была проведена 20.01.2022.

Из акта проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, подписанного старшим инспектором ОЛРР (г. Кемерово) Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу капитаном полиции Ивановым С.П. и инспектором ОЛРР (г. Кемерово) Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу младшим лейтенантом полиции Яковлевым А.Н., им стало известно, что по её результатам было разрешено хранение оружия и патронов в комнате хранения оружия ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск», расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово ул. Н. Островского, 15, однако запрещено дальнейшее использование оружия и патронов в стрелковом тире ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск».

Считает, что проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административного регламента федеральных войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Руководителю ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» не вручена копия распоряжения или приказа руководителя проверяющего органа с указанием оснований проведения проверки, ее типе, необходимости согласования проверки с компетентными органами (прокуратурой), о предмете проверки, о сроках проверки, сведений о проверяющих лицах, тем самым нарушены права административного истца на подготовку к проверке, на ознакомление со сведениями о типе и предмете проверки, на предоставление всех требуемых документов, что послужило основанием для незаконного запрещения использования оружия и патронов на стрелковом объекте.

Просил признать незаконными действия (бездействие) старшего инспектора ОЛРР (г. Кемерово) Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу капитана полиции Иванова С.П. и инспектора ОЛРР (г. Кемерово Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу младшего лейтенанта полиции Яковлева А.Н., выразившиеся:

в не предоставлении директору ЧОУ ДПО «Охрана и Сыск» копии распоряжения или приказа руководителя проверяющей организации с указаниями об основаниях проведения проверки, о типе (плановая или компетентными органами (прокуратурой), о предмете проверки ( проверка обеспечение условий хранения (сохранности) оружия и патронов, обследование помещений либо иной предмет проверки), о сроках проверки, об указанием должностей, званий и личных данных (Ф.И.О.) лиц, направленных для проведения проверки;

в указании в Акте проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 20 января 2022 года решения о запрете дальнейшего использования оружия и патронов в стрелковом тире закрытого типа Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр « «Охрана и Сыск», без фактического обследования помещения стрелкового тира;

в запрете дальнейшего использования оружия и патронов в стрелковом тире закрытого типа ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» при проведении 20.12.2021 проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов в ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» по адресу Кемеровская область г. Кемерово ул. Н. Островского, дом №15;

в не ознакомлении директора ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» с письменными указаниями уполномоченного должностного лица, об осуществлении дальнейших действий в зависимости от результата административных процедур, после передачи вышестоящему должностному лицу акта по итогам проверки;

в неявке для проведения на базе ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия 24.01.2022 года, 31.012022 года, а также проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием 19.01.2022.

Определением суда от 11.03.2022 производство по делу прекращено в части требований о признании незаконным бездействия по неявке для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия 24.01.2011 и 31.01.2022; проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием 19.01.2022.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 11 марта 2022 года постановлено:

требования Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный Центр «Охрана и Сыск» - удовлетворить частично;

признать незаконными действия старшего инспектора Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Иванова Сергея Петровича и инспектора Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Яковлева Александра Николаевича при проведении 20 января 2022 года проверки обеспечения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный Центр «Охрана и Сыск», выразившихся в запрете дальнейшего использования оружия и патронов в стрелковом тире закрытого типа.

В апелляционных жалобах представитель Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу Вагин К.Ю., старший инспектор Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Иванов С.П., инспектор Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Яковлев А.Н. просят решение суда отменить в части признания незаконными действия старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (г. Кемерово) Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу капитана полиции Иванова С.П., инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы (г. Кемерово) Управления Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу младшего лейтенанта полиции Яковлева А.Н. при проведении 20 января 2022 г. проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск»», выразившиеся в запрете дальнейшего использования оружия и патронов в стрелковом тире закрытого типа.

Считают, что выводы суда, не соответствуют обстоятельствам дела, не верно применены нормы материального права.

Судом указано, что в акте проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия от 20 января 2022 г. указаны нарушения, относящиеся к лицензионным требованиям, которые не подлежали проверке, в частности нарушения, касающиеся хранения и использования оружия на стрелковом объекте. При этом отсутствует ссылка на какие-либо нормативные документы. Судом не верно сделан вывод о том, что наличие стрелкового тира и соблюдение требований законодательства в отношении стрелкового тира являются лицензионными требованиями.

При вынесении решения суд ссылался на Административный регламент, пункт 191 главы XXI Инструкции судом не рассматривался применительно к предмету спора, что в конечном итоге повлияло на исход дела.

Кроме того, в ходе судебного заседания судом не вызывались в качестве ответчиков ФИО12 и ФИО13 присутствовавших при проведении проверки стрелкового тира.

В решении суда указано на незаконность действий сотрудников Росгвардии при вынесении решения о запрете дальнейшего использования оружия и патронов в стрелковом тире закрытого типа ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» в связи с тем, что должностные лица вышли за пределы своих полномочий. При этом суд не верно квалифицировал действия сотрудников Росгвардии, не учел тот факт, что сотрудники Росгвардии не выносили запрет на дальнейшее использование оружия, не принимали решения об изъятии оружия, изъятии разрешения на хранение и использование оружия на стрелковом объекте, не аннулировали разрешение на хранение и использование оружия на стрелковом объекте, а лишь запретили временно использовать оружие в связи с выявленными нарушениями правил оборота оружия, которые могли повлечь тяжкие последствия для жизни и здоровья граждан, работников организации и сотрудников Росгвардии, повлечь за собой утрату, либо хищение оружия, использование оружия посторонними лицами для совершения преступлений, до устранения выявленных нарушений. Об устранении выявленных нарушений руководителю ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» было выдано предписание.

Считает, что суд не верно трактовал нормы права, регулирующие порядок осуществления федерального государственного контроля за оборотом оружия.

Кроме того, суд указывает, что типовой формой акта проверки условий обеспечения сохранности оружия, приложение № 6 к Административному регламенту, предусмотрено вынесение одного из следующих решений по результатам проверки: разрешить дальнейшее хранение оружия и патронов; запретить дальнейшее хранение оружия и патронов; изъять оружие и патроны либо опечатать место хранения (размещения) оружия.

Судом сделан вывод, что типовая форма акта не предусматривает вынесения такого решения, как запрет использования оружия и патронов. Считает, что суд подменяет понятия и не верно трактует норму права, установленную Административным регламентом. Суд не учел, что установленная форма акта не является типовой, а является рекомендованной, соответственно не обязательной, что делает возможным ее изменение.

Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия на стрелковом объекте, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 10 января 2020 г. № 3, предусматривается выдача разрешения на хранение и использование оружия на стрелковом объекте, то есть документ подразумевает наличие на стрелковом объекте комнаты для хранения оружия, соответственно, при осуществлении государственного контроля (надзора) способом фиксации результата административной процедуры является Акт в приложении № 6 к Административному регламенту.

Считают, что сотрудники Росгвардии не нарушили требований Административного регламента.

При вынесении решения, судом не принято во внимание решение Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», согласно которому судам следует повысить внимание к выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению хищений огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, реагируя в установленном законом порядке на каждый факт небрежного отношения к сбережению оружия лицами, которым оно вверено по службе, оставления без охраны или надлежащего оборудования мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, нарушения порядка их учета, выдачи, транспортировки, неправильного их использования и применения.

На апелляционные жалобы директором ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» Ворожищевым Е.А. принесены возражения.

В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела представители административного ответчика Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу Вагин К.Ю., Ефремов А.Н., административные ответчики старший инспектор Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Иванов С.П., инспектор Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Яковлева А.Н. доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить, принять новое решение, которым в иске отказать.

Представитель административного истца ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана и Сыск» Ворожищев Е.А. в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлен и подтверждается материалами дела, что Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный Центр «Охрана и Сыск» имеет разрешение на хранение оружия и патронов к нему серии от 01 февраля 2020 года, выданное Управлением Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу сроком действия до 10 апреля 2022 года (л.д.53 т.1), а также разрешение на хранение и использование оружия в стрелковом тире закрытого типа серии РФ от 28 июня 2018 года, выданное Управлением Росгвардии по Кемеровской области, сроком действия до 12 апреля 2023 года (л.д.52 т. 1).

20 января 2022 года старшим инспектором Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Ивановым С.П., инспектором Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Яковлевым А.Н. проведена проверка обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов в ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана и Сыск».

По результатам проверки составлен Акт от 20 января 2022 года отражены нарушения правил хранения, учета оружия и патронов к нему (16 пунктов); предложения по устранению выявленных нарушений; а также решение по результатам проверки, в том числе о запрете дальнейшего использования оружия и патронов в стрелковом тире закрытого типа Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный Центр «Охрана и Сыск» (л.д.18-21).

20 января 2022 года начальником ОЛРР (г.Кемерово) Управления Росгвардии по Кемеровской области Кузбассу ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана и Сыск» выдано предписание № 103 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 №

150-ФЗ «Об оружии», контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.

Согласно подпункту «б» пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Росгвардия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии (п. 5 Положения).

Порядок государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия установлен Федеральным законом «Об оружии», а также приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 января 2020 года №8 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» (далее - Административный регламент).

В соответствии с п.п.19.5 п.19 Административного регламента осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя административную процедуру - проверку обеспечения условий хранения (сохранности) оружия.

Согласно п.67.4 Административного регламента одним из оснований для проведения проверки является наступление срока проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия у юридических лиц (один раз в полугодие).

На основании п. 68 Административного регламента, проверка обеспечения условий хранения (сохранности) оружия осуществляется по адресу юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (места хранения оружия) либо по месту жительства (пребывания) гражданина.

Согласно пункту 69 Административного регламента, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в течение 2 рабочих дней со дня возникновения оснований для начала административной процедуры, указанных в пункте 67 настоящего Административного регламента, совместно с гражданином или уполномоченным представителем юридического лица по телефону либо по электронной почте (при наличии) определяются дата и время проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов.

Согласно пункту 8.5 Административного регламента мероприятия по государственному контролю (надзору) осуществляются только во время исполнения служебных обязанностей, в том числе обследование помещений, предназначенных для хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов, проверку наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов, только при предъявлении служебного удостоверения, а выездную проверку лицензионных требований - при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения (приказа) и в случае, предусмотренном подпунктами 36.3 и 36.4 пункта 36 настоящего Административного регламента, - копии документа о согласовании проведения такой проверки.

Время проведения проверки 20 января 2022 года согласовано по телефону с директором ЧОУ ДПО «УЦ «Охрана и Сыск» - Ворожищевым Е.А. 17 января 2022 года, что не оспаривалось представителем административного истца. Проверка проведена 20 января 2022 года без нарушений установленных законом сроков, поскольку предыдущая аналогичная проверка имела место 16 августа 2021 года (второе полугодие 2021 года), о чем указано в пункте 5 Акта проверки от 20 января 2022 года.

На основании вышеуказанных норм права у административного ответчика отсутствовала необходимость издания распоряжения на проверку 20 января 2022 года Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный Центр «Охрана и Сыск» по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 15, а у сотрудников ОЛРР (г. Кемерово) Управления Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу Иванова С.П. и Яковлева А.Н., соответственно, отсутствовала обязанность по предоставлению 20 января 2022 года административному истцу распоряжения или приказа о проведении проверки.

При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что порядок проведения проверки административными ответчиками не нарушен, признав необоснованными доводы административного истца в указанной части.

Признавая незаконными действия должностных лиц Отдела ЛРР Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу Иванова С.П. и Яковлева А.Н. при проведении 20 января 2022 года проверки обеспечения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный Центр «Охрана и Сыск», выразившихся в запрете дальнейшего использования оружия и патронов в стрелковом тире закрытого типа, суд первой инстанции исходил из того, что проверка помещения стрелкового тира закрытого типа сотрудниками, подписавшими Акт проверки от 20 января 2022 года (Ивановым С.П. и Яковлевым А.Н.) не проводилась, визуальный осмотр тира проводили иные сотрудники. Также суд первой инстанции нашел обоснованными доводы административного истца о том, что должностные лица вышли за пределы своих полномочий, предусмотренных при проведении проверки, присвоив функции суда. При этом, в Акте проверки указаны нарушения, относящиеся к лицензионным требованиям, которые подлежали при проведении иной проверки юридического лица.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с п. 72 Административного регламента, предметом проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов является установление соответствия (несоответствия) условий хранения (сохранности) оружия и патронов, а также учетной документации юридических лиц правилам оборота оружия.

Срок устранения выявленных нарушений, указанных в акте проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов или в акте обследования условий хранения оружия и патронов, не должен превышать 30 календарных дней со дня вручения копии (экземпляра) акта (п. 73).

В соответствии с п. 77 Административного регламента, способом фиксации результата административной процедуры в отношении юридических лиц является оформление акта проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к настоящему Административному регламенту).

Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда о том, что установленные должностными лицами нарушения, явившиеся основанием для запрета использования оружия и патронов к нему в стрелковом тире закрытого типа относятся к проверке лицензионных требований, которая не регламентирована нормами о проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия (п. 19.5, п.76 Административного регламента).

Судом не приняты во внимание положения "Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (ред. от 19.06.2018) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".

Пунктом 191 Инструкции, относящимся к разделу XXI «Контроль за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия и патронов», предусмотрено, что в местах использования оружия и патронов - в тирах, стрелково-стендовых комплексах и на стрельбищах - дополнительно проверяются соответствие технической укрепленности и оборудования стрелковых сооружений установленным требованиям. Проверка спортивных объектов осуществляется с участием специалистов общероссийских спортивных федераций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. Стрелковые объекты должны проходить проверку на соответствие требованиям баллистической защиты строений, освещения, вентиляции и шумоизоляции, а также иметь разрешения органов внутренних дел на использование заявленного оружия (подпункт «б»).

Таким образом, проверка технического состояния и оборудования стрелкового объекта является составной частью проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия, а не лицензионных требований и условий.

При этом непосредственный осмотр помещения стрелкового тира наряду с проверяющими иными сотрудниками Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу о незаконности действий административных ответчиков не свидетельствует.

Доказательств, подтверждающих соответствие стрелкового объекта необходимым требованиям и отсутствия указанных в акте проверки нарушений административным истцом не представлено. Акт проверки от 20 января 2022 года и вынесенное по результатам проверки предписание от 22 января 2022 года административным истцом не оспорены и, с учетом заявленных требований административного иска, указанные в справке и предписании нарушения предметом проверки при рассмотрении настоящего административного дела не являлись.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 2); пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия (пункт 3); проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством (пункт 24).

Установив в ходе проверки на стрелковом объекте нарушения, которые могли повлечь тяжкие последствия для жизни и здоровья граждан, должностные лица Росгвардии приняли решение о временном запрете использования оружия и патронов к нему в стрелковом тире ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана и Сыск» до устранения выявленных нарушений, (предписанием от 20 января 2022 года установлен срок для устранения нарушений до 20 февраля 2022 года), с целью пресечения противоправных действий в области оборота огнестрельного оружия и возможного причинения вреда, что не противоречит требованиям закона, устанавливающим полномочия должностных лиц войск Росгвардии.

Принимая во внимание, что административными ответчиками не принимались решения о приостановлении деятельности ЧОУ ДПО «Учебный центр «Охрана и Сыск», об аннулировании лицензии на хранение и использование оружия, разрешение которых возможно в судебном порядке, выводы суда о превышении административными ответчиками полномочий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

Поскольку судом первой инстанции допущено неверное применение норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 11 марта 2022 года отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Частному образовательному учреждению Дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Охрана и Сыск» отказать.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: