ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1540/19 от 12.02.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Максимова В.В. дело №33а-43/2020

дело 1 инстанции: №2а-1540/2019 (дело №33а-12688/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2020 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кураповой З.И., Тимошенко Е.Г.,

Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя, заинтересованные лица МБУ «Город», ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю, Симферопольский городской совет Республики Крым, МКУ Департамент капитального строительства Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент финансов Администрации города Симферополя Республики Крым, Крымская Республиканская Организация Всероссийское общество слепых, Региональная Общественная Организация «Общество Глухих Республики Крым», Крымская республиканская региональная организация Всероссийского общества инвалидов, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 октября 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Прокурор города Симферополя, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административном иском к Администрации города Симферополя, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя, в котором, с учётом уточнений просил: признать незаконным бездействие Администрации города Симферополя в части непринятия мер по решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения в виде непринятия мер по организации работ по оборудованию светофорных объектов в местах пересечения проезжей части пешеходами техническими средствами, обеспечивающими функционирование звуковых сигналов ориентации, звуковых и тактильных сигналов перехода; обязать Администрацию города Симферополя в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование и организовать работы по оборудованию светофорных объектов на перекрестках, расположенных в непосредственной близости от объектов социальной инфраструктуры, техническими средствами, обеспечивающими функционирование звуковых сигналов ориентации, звуковых и тактильных сигналов перехода соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», который утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 №1117 ст. по следующим адресам: ул. Караимская - ул. Крылова; ул. Киевская, 44; ул. Севастопольская - ул. Козлова; ул. Киевская, 52/51; ул. Киевская - бул. Франко; ул. Гагарина - ул. Гайдара; ул. Гагарина, 1; ул. А. Невского - ул. Серова; ул. Г. Сталинграда, 6В; ул. Ялтинское шоссе, 22; ул. Беспалова, 49А; ул. Гоголя-ул. Жуковского г. Симферополь.

Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой города в ходе проверки и обследования светофорных объектов установлено, что на перекрестках и в иных местах расположения пешеходных переходов расположены и функционируют светофорные объекты, которые не снабжены техническими средствами, обеспечивающими издание звуковых сигналов ориентации, звуковых и тактильных сигналов перехода для лиц с нарушением функций зрения и (или) слуха: отсутствие специальных технических средств на светофорных объектах в местах пешеходных переходов, которыми регулярно пользуются инвалиды, имеющие нарушения функций зрения и (или) слуха, ввиду близости нахождения учреждений системы социального обслуживания, здравоохранения, системы государственных и муниципальных услуг. Отсутствие средств дублирования звуковыми и (или) тактильными сигналами световых сигналов светофоров, установленных на указанных перекрестках не обеспечивает права инвалидов на безопасный проход проезжих частей улиц города Симферополя их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Согласно информации Администрации города Симферополя на требование прокуратуры города Симферополя, содержание светофорных объектов на автомобильных дорогах общего пользования города Симферополя осуществляется МБУ «Город» на основании приказа МКУ Департамент городского хозяйства от 27.12.2018 №123/03/01-16 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБУ «Город» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». На период 2019 года в рамках муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» планируется осуществить техническое перевооружение только 4-х светофорных объектов по адресам: ул. Евпаторийское шоссе - пер. Кимовский; ул. М. Василевского - ул. Валдайская; ул. Кечкеметская 184 б (в районе заправки АТАН по ул. Б. Куна); ул. Набережная (на участке от ул. Гагарина до входа в парк им. Гагарина). В настоящее время средства на обустройство (модернизацию) иных светофорных объектов звуковыми сигналами не предусмотрены.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 октября 2019 года административный иск прокурора города Симферополя удовлетворён частично: признано незаконным бездействие Администрации города Симферополя в части непринятия мер к установке технических средств на светофорных объектах по адресам: ул. Караимская - ул. Крылова, ул. Киевская, 44, ул. Севастопольская - ул. Козлова, ул. Киевская, 52/51, ул. Киевская - бул. Франко, ул. Гагарина - ул. Гайдара, ул. Гагарина, 1, ул. А. Невского - ул. Серова, ул. Г. Сталинграда, 6В;

на Администрацию города Симферополя Республики возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование и оборудовать светофорные объекты по адресам: ул. Караимская - ул. Крылова, ул. Киевская, 44, ул. Севастопольская - ул. Козлова, ул. Киевская, 52/51, ул. Киевская - бул. Франко, ул. Гагарина - ул. Гайдара, ул. Гагарина, 1, ул. А. Невского - ул. Серова, ул. Г. Сталинграда, 6В. В остальной части в иске отказано. Кроме того, с Администрации города Симферополя в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения, которым, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Так, указано, что решение суда первой инстанции об обязании Администрации города Симферополя осуществить финансирование и оборудование светофорных объектов является неисполнимым и противоречащим бюджетному законодательству. Также, Администрация города Симферополя не является надлежащей стороной непосредственно ответственной за обеспечением безопасности дорожного движения. Бездействия со стороны Администрации города Симферополя не имеется, поскольку реализация муниципальной программы предусмотрена на протяжении 2020-2021 гг. Доводы административного ответчика судом первой инстанции не приняты во внимание, что привело к принятию необоснованного и незаконного решения, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Дружкова О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности Шалева С.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.

Представитель заинтересованного лица Крымской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» по доверенности Лутов И.Ж. считал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, от МКУ Департамент финансов Администрации города Симферополя Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, остальные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся в деле письменным доказательствам.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки и обследования светофорных объектов в городе Симферополе прокуратурой города Симферополя установлено, что на перекрестках и в иных местах расположения пешеходных переходов расположены и функционируют светофорные объекты, которые не снабжены техническими средствами, обеспечивающими издание звуковых сигналов ориентации, звуковых и тактильных сигналов перехода для лиц с нарушением функций зрения и (или) слуха. Так, установлено отсутствие специальных технических средств на светофорных объектах в местах пешеходных переходов, которыми регулярно пользуются инвалиды, имеющие нарушения функций зрения и (или) слуха, ввиду близости нахождения учреждений системы социального обслуживания, здравоохранения, системы государственных и муниципальных услуг: ул.Караимская - ул.Крылова (Управление Пенсионного Фонда по Республике Крым); ул.Киевская, 44 (РКБ «им. Семашко»); ул.Севастопольская - ул.Козлова (Центральный рынок); ул.Киевская, 52/51 - Дворец пионеров; ул.Киевская - бул.Франко (Управление труда и социальной защиты, населения администрации г. Симферополя); ул.Гагарина - ул.Гайдара (ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница № 6, кардиологический центр ГБУЗ РК «РКБ им. Н.А.Семашко); ул.Гагарина, 1 (Железнодорожный вокзал); ул.А. Невского-ул.Серова (Главпочтамт, собор А. Невского); ул. Г. Сталинграда, 6В - магазин Фуршет» (вблизи нахождения КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов); ул.Ялтинское шоссе (остановка Больничный городок); ул.Беспалова (остановка больничный городок); ул.Гоголя-ул.Жуковского (вблизи поликлиники № 3).

Удовлетворяя частично административный иск, суд первой инстанции исходил из незаконности бездействия Администрации города Симферополя, поскольку на административного ответчика возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации дорожного движения на территории поселения и обеспечению безопасности этого движения путём проведения мероприятий направленных на организацию дорожного движения в границах поселения и его безопасности. Доказательств того, что имеется нормативный акт, принятый Администрацией города Симферополя, во исполнение которого следует установить специальные технические средства на конкретных светофорных объектах в местах пешеходных переходов, которыми регулярно пользуются инвалиды, не предоставлено. Вместе с тем, поскольку светофоры на ул. Ялтинское шоссе (остановка Больничный городок); ул. Беспалова (остановка больничный городок) имеют звуковой сигнал, а необходимость установки специальных технических средств на светофорном объекте по адресу: ул. Гоголя - ул. Жуковского истцом с заинтересованным в установлении специальных технических средствах лицом Крымским Республиканским обществом слепых не обсуждалась, в данной части в удовлетворении иска отказано.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводами суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).

К вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г.).

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ), задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в том числе, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В силу статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно подпунктам 5,7 пункта 1 статьи 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского горсовета от 13.11.2014 №61, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к полномочиям администрации города по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 6.6 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

В соответствии с пунктом 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст., на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

В силу части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной
Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О
ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для
наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и
всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники
принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с
другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи,
включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также
к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для
населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые
включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих
доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги,
транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые
дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные,
коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и
экстренные службы.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ).

В силу статей 1,2 данного Закона, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Правоотношения в сфере обеспечения инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации, к местам отдыха), а также к предоставляемым в них услугам (далее - объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также предоставляемые в них услуги) регулируются Законом Республики Крым от 29.12.2016 №330-ЗРК/2016 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Республике Крым».

В силу статьи 6 Закона Республики Крым от 29.12.2016 №330-ЗРК/2016, государственные и муниципальные расходы на приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения и использования их инвалидами и другими маломобильными группами населения, обеспечение условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также к предоставляемым в них услугам, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджете Республики Крым и бюджетах муниципальных образований в Республике Крым. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Республики Крым и бюджетов муниципальных образований в Республике Крым, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия, в том числе, для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

При этом, согласно части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», которым статья 15 вышеуказанного Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ изложена в новой редакции, положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к объектам транспортной инфраструктуры относится автомобильная дорога, как объект, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).

При этом, согласно пункту 5 части 1 указанной статьи, светофоры являются сооружением - элементом обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12 части 1 указанной статьи).

Приказом Росстандарта от 17.10.2013 №1171-ст «Об утверждении национального стандарта» утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», идентичный международному стандарту ИСО 23600:2007 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров», с датой введения в действие 1 января 2015 года взамен ГОСТ Р 51648-2000.

Данный стандарт устанавливает требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.

Пунктами 4.2, 4.3,4.4 ГОСТ Р ИСО 23600 предусмотрено, что звуковой сигнал ориентации используется для указания местоположения пешеходного перехода и наличия и расположения переключателя. Звуковой сигнал ориентации также может быть использован для обозначения времени запрета движения.

Звуковой сигнал перехода должен поддерживаться постоянно в течение всего времени, предназначенного для движения.

Звуковой сигнал перехода должен предоставлять однозначную информацию относительно пешеходного перехода, к которому он относится.

Тактильный сигнал перехода должен действовать на протяжении всего времени, предназначенного для движения при зеленом сигнале светофора.

При этом, только 04 ноября 2017 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №2438-р вышеуказанный ГОСТ Р ИСО 23600-2013 включён в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Ранее утверждённый ГОСТ Р 52289-2004 также включён в указанный Перечень.

01 сентября 2018 года введён в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2018 г. №1245-ст.

Исходя из доводов административного иска, в обоснование незаконного бездействия Администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения, указано на несоответствие уже имеющихся светофорных объектов в местах пересечения проезжей части пешеходами, положениям Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, то есть принятым новым стандартам, без учёта положения части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Обращаясь в суд, административный истец оспаривает бездействие Администрации города Симферополя Республики Крым в части непринятия мер по решению вопросов местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения ввиду непринятия мер по организации работ по оборудованию светофорных объектов в местах пересечения проезжей части пешеходами техническими средствами, предусмотренным вышеприведенным ГОСТ Р ИСО 23600-2013, при этом, в городе Симферополе в целом, без указания в исковом требовании по оспариванию бездействия конкретных адресов мест пересечения проезжей части пешеходами, и без указания конкретной даты, с которой имеет место оспариваемое бездействие.

Вместе с тем, на устранение нарушенного права неопределённого круга лиц, в административном исковом заявлении указано на необходимость обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым организовать работы по оборудованию светофорных объектов по конкретным адресам.

Как указала Администрация города Симферополя Республики Крым в письме от 19 апреля 2019 года на требование прокуратуры, обустройство автомобильных дорог/адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения учитывается при разработке проектно-сметной документации и выполняется при производстве дорожных работ капитального характера.

В настоящее время, на участках проведённого в 2018 - 2019 гг. капитального ремонта, в т.ч. ул. Севастопольская, прт. Кирова пешеходные переходы оборудованы съездами и тактильной плиткой. Адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения улично-дорожной сети будет выполняться при производстве дорожных работ капитального характера. Выполнены работы по разработке проектно-сметной документации на техническое перевооружение нерегулируемых пешеходных переходов, в том числе прилегающих непосредственно к дошкольным образовательным организациям, образовательным организациям и организациям дополнительного образования детей, а также расположенных в местах концентрации маломобильных групп населения на общую сумму 37 177, 49 тыс. руб. (28 объектов).

Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым №6058 от 30 ноября 2018 года утверждена муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» за период 2019 - 2021 гг. планируется реализовать вышеуказанную ПСД на сумму 20 536 255, 32 руб., а именно: в 2019 г. - 3 629 290, 66 руб. (перевооружение 4-х объектов, ул. Евпаторийское шоссе - пер. Кимовский, ул. М. Василевского - ул. Валдайская, ул. Кечкеметская 184 б (в районе заправки АТАН по ул. Б.Куна), ул. Набережная (на участке от ул. Гагарина до входа в парк им. Гагарина), в 2020 г. - 3 629 290, 66 руб., в 2021 г. - 13 277 674, 00 руб. Вопрос дополнительного финансирования на недостающую сумму в размере 16 641 234, 68 руб. будет рассматриваться в рамках внесения изменений в вышеуказанную программу.

В настоящее время средства на обустройство светофорных объектов звуковыми сигналами/модернизацию не предусмотрены (т.1 л.д. 31-33).

Суду апелляционной инстанции на подтверждение сведений данного письма Администрацией города Симферополя представлена копия соответствующей муниципальной программы.

Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, на территории муниципального образования городской округ Симферополь реализуется муниципальная программа «Создание доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым», утверждённая постановлением Администрации города Симферополя от 31 августа 2017 года №2977 (с изменениями и дополнениями). Данная программа, как указано в Постановлении, принята в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ, Законом Республики Крым от 29.12.2016 №330-ЗРК, именно с целью создания условий для безбарьерного доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, находящихся в муниципальной собственности городской округ Симферополь Республики Крым, а также устранить социальную разобщённость инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами. Срок реализации этой программы: 2018-2022гг.

Также суду апелляционной инстанции административным ответчиком Администрацией города Симферополя Республики Крым предоставлена переписка с Министерством транспорта Республики Крым в апреле 2019 года касательно пешеходных переходов на территории города Симферополя, в том числе, в части необходимости их обустройства в соответствии с новыми стандартами, необходимости дополнительного финансирования для этого.

В соответствии с пунктом 1.5, 1.7 Регламента Администрации города Симферополя Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации города Симферополя от 10.12.2014 №2, администрация, её органы и должностные лица в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 21.08.2014 №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» и иными законами и нормативными правовыми актами Республики Крым, Уставом, решениями Симферопольского городского совета Республики Крым, правовыми актами администрации в пределах полномочий и настоящим Регламентом.

Отраслевые (функциональные) структурные подразделения (органы) администрации обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ) в соответствии со своими полномочиями.

Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 25 июня 2015 №286 утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, которое является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Симферополя Республики Крым.

К основным задачам Департамента относится также организация дорожной деятельности (за исключением строительства, реконструкции и капитального ремонта) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, ремонта и содержания дорог, освещения улиц в границах городского округа в пределах полномочий Департамента (пункт 2.8, 2.9 Положения).

Согласно пункту 2.8 Положения, одной из основных задач Департамента является организация дорожной деятельности (за исключением строительства, реконструкции и капитального ремонта) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Кроме того, согласно пункту 3.4 Положения, Департамент выступает в установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами порядке заказчиком и выполняет функции муниципального заказчика: на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов (элементов) внешнего благоустройства; по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения; по ремонту и содержанию объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры городского округа; на оказание услуг строительного контроля и надзора по объектам, заказчиком которых выступает Департамент; по закупке иных товаров, работ, услуг для обеспечения выполнения задач Департамента.

Также решением 80-й сессии I созыва Симферопольского городского совета от 19.12.2017 №1475 «О передаче муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (автомобильные дороги)» муниципальному бюджетному учреждению «Город» Актами от 17.09.2018 № 00ГУ-000087 и от 19.01.2018 №00ГУ-000006 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, данному муниципальному учреждению в оперативное управление (содержание) переданы автомобильные дороги на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно письму Администрации города Симферополя от 19 апреля 2019 №5488/24/01-14, административный истец проинформирован, что содержание светофорных объектов на автомобильных дорогах общего пользования города Симферополя осуществляется на основании приказа МКУ Департамент городского хозяйства от 27.12.2018 «123/03/01-16 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБУ «Город» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Содержание светофорных объектов регламентирована приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Актами от 17.09.2018 № 00ГУ-000087 и от 19.01.2018 №00ГУ-000006 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов данному муниципальному учреждению в оперативное управление переданы автомобильные дороги на территории города. Соответственно содержание светофорных объектов осуществляется в рамках содержания переданных автомобильных дорог.

01 января 2018 года начало работу муниципальное бюджетное учреждение «Город» осуществляющее свою деятельность согласно приложению к Постановлению Администрации города Симферополя Республики Крым №4419 от 30.11.2017 года «Устав муниципального бюджетного учреждения «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». Согласно пункту 2 вышеуказанного Устава, данное муниципальное учреждение осуществляет свою деятельность, в т.ч., в сфере содержания улично-дорожной сети.

При этом, стороной административного истца не представлено суду надлежащих доказательств наличия обращений или предписаний соответствующих органов о необходимости оборудования в городе Симферополе всех или конкретных светофорных объектов, техническими средствами, обеспечивающими функционирование звуковых сигналов ориентации, звуковых и тактильных сигналов перехода, и что по этим обращениям или предписаниям отсутствуют какие-либо принятые меры по совершению указанных действий со стороны административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым, учитывая, что в исковых требованиях административный истец оспаривает бездействие этого лица и просит возложить обязанность совершения определённых действий именно на него.

Как усматривается из материалов дела, до обращения в суд с административным исковым заявлением, имело место требование заместителя прокурора города к главе Администрации города Симферополя исключительно о предоставлении документов и информации о выделенных средствах и планируемых работах по обеспечению (переоснащению) действующих светофорных объектов звуковыми сигналами для слепых и слабовидящих граждан, обустройстве пешеходных переходов тактильной плиткой, в том числе, по конкретным адресам, об осуществленных заявках о выделении средств из различных бюджетных источников на указанные цели и результатах их рассмотрения, информации об адресах функционирования светофоров старого образца, требующих модернизации (замены), о выделенных средствах и планируемых работах (т.1 л.д. 29-30).

На данное требование Администрацией города Симферополя направлен ряд документов и предоставлена запрашиваемая информация письмом от 19 апреля 2019 года, в том числе, о выделенных средствах и планируемых работах (т.1 л.д. 31-33).

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица подтвердил, что с письменными обращениями в Администрацию города Симферополя по вопросу оборудования техническими средствами светофоров в городе Симферополе не обращались. Информация о необходимости оборудования конкретных светофоров предоставлялась, как усматривается из материалов дела, по запросу прокуратуры. Одновременно представитель пояснил, что с представителями Администрации города проводятся «круглые столы» с представителями их организации, выясняются имеющиеся у организации проблемные вопросы, принимаются необходимые решения.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

При вышеизложенных и установленных обстоятельствах, с учётом приведенных положений Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ, Закона Республики Крым от 29.12.2016 №330-ЗРК/2016, представленных доказательств по делу в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны Администрации города Симферополя Республики Крым отсутствует оспариваемое бездействие. Данный административный ответчик осуществляет действия в заявленной сфере в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Одновременно следует отметить, что в административном исковом заявлении оспаривается бездействие административных ответчиков по не принятию мер по организации работ по оборудованию техническими средствами светофорных объектов.

При этом, в соответствии с пунктом 3.10. ГОСТ Р 52289-2004, светофорный объект: группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.

Однако, в соответствии с пунктом 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст., на пешеходных переходах дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме именно с пешеходными светофорами.

Суд первой инстанции пришёл к ошибочному, не соответствующему фактическим обстоятельствам административного дела выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации города Симферополя в части непринятия мер к установке технических средств на светофорных объектах.

В связи с чем, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 октября 2019 года подлежит отмене с принятием нового об отказе удовлетворении административного иска в данной части.

Кроме того, в административном иске также заявлены требования о возложении обязанности на Администрацию города Симферополя осуществить финансирование работ по оборудованию светофорных объектов техническими средствами.

При этом, бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым утверждён решением 81-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 22.12.2017 № 1496 «О бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

Составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа в соответствии с нормами статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского округа.

Как определено статьёй 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Статьёй 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, в то время как исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований лишь обеспечивают составление проекта бюджета и вносят его на утверждение представительных органов местного самоуправления (статья 154 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно статье 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 №61, утверждение бюджета городского округа и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции Симферопольского городского совета.

Исковые требования о возложении на административного ответчика Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности совершить определённые действия удовлетворению также не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом органа местного самоуправления к исполнению обязанности, о которой просит административный истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) этого органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 октября 2019 года по административному делу №2а-1540/2019 - отменить, принять по административному делу новое решение.

В удовлетворении административного иска прокурора города Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определённые действия – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: З.И. Курапова

Е.Г. Тимошенко