ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1544/2021 от 31.08.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-14979/2022 (2а-1544/2021)

г. Уфа 31 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Масагутова Б.Ф.

судей Багаутдиновой А.Р.

ФИО1

при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к автономной некоммерческой организации социальной поддержки населения «Импульс» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц по апелляционной жалобе автономной некоммерческой организации социальной поддержки населения «Импульс» на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Багаутдиновой А.Р., судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее по тексту - Управление Минюста России по Республике Башкортостан, Управление) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения «Импульс» (далее по тексту – АНО СПН «Импульс») зарегистрирована Управлением 23 июля 2015 года и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, юридический адрес организации: ....

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26, на Управление возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В ходе ревизии регистрационного дела установлено, что АНО СПН «Импульс» не исполняет обязанность, предусмотренную пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение по формам, установленным приказом Минюста России от 16 августа 2018 года № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В связи с этим 10 июня 2019 года и 20 октября 2020 года в адрес административного ответчика вынесены предупреждения № ... об устранении указанных нарушений в срок до 06 декабря 2019 года и до 04 декабря 2020 года соответственно, однако данные нарушения административным ответчиком не устранены.

На основании изложенного Управление Минюста России по Республике Башкортостан просило ликвидировать АНО СПН «Импульс» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2021 года административный иск Управления Минюста России по Республике Башкортостан удовлетворен в полном объеме. С АНО социальной поддержки населения «Импульс» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Не согласившись с указанным решением суда, АНО СПН «Импульс» обратилась с апелляционной жалобой, ссылаясь на то обстоятельство, что предупреждения от 06 декабря 2019 года и 20 октября 2020 года в их адрес не направлялись и ими не получены. Кроме того, они не были надлежащим образом извещены о проведении судебного заседания в суде первой инстанции.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно подпунктам 63, 73, 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26, Управление наделено полномочиями по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций; по результатам контроля за деятельностью некоммерческих организаций выносить предупреждения и вносить представление об устранении нарушении законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

На основании пункта 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АНО СПН «Импульс» зарегистрирована 03 августа 2015 года Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан, о чем произведена запись в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственный регистрационным номером № ... адрес (место нахождения): ... (л.д. 10-13).

В связи с тем, что АНО СПН «Импульс» за отчетный период 2018 года не была исполнена обязанность, установленная пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», 06 декабря 2019 года Управлением Минюста России по Республике Башкортостан в адрес некоммерческой организации было вынесено предупреждение за № ..., обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 20 января 2020 года (л.д. 23).

Представленным по запросу судебной коллегии списком почтовых отправлений от 10 декабря 2019 года подтверждается, что предупреждение № ... было направлено почтовым отправлением по адресу регистрации юридического лица АНО СПН «Импульс» (...).

Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте АО «Почта России», указанное предупреждение не было получено ответчиком и возвращено отправителю (л.д. 25).

В связи с тем, что АНО СПН «Импульс» за отчетный период 2019 года вновь не была исполнена обязанность, установленная пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», 20 октября 2020 года административным истцом в адрес АНО СПН «Импульс» было вынесено повторное предупреждение за № ..., обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 02 декабря 2020 года (л.д. 26).

Представленным по запросу судебной коллегии списком почтовых отправлений от 22 октября 2020 года подтверждается, что указанное предупреждение также было направлено по адресу регистрации юридического лица.

Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте АО «Почта России», указанное требование вновь не было получено административным ответчиком и возвращено отправителю (л.д. 28).

Непредставление АНО СПН «Импульс» в 2018-2019 году сведений, предусмотренных пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», явилось основанием для обращения Управления в суд с настоящим административным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Управлением Минюста России по Республике Башкортостан требования, суд первой инстанции исходил из того, что документы, содержащие информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, данные о руководителях, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, за период с 2018-2019 года по настоящее время административным ответчиком не предоставлены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном неисполнении АНО СПН «Импульс» обязанности, установленной статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что предупреждения Управления Минюста России по Республике Башкортостан АНО СПН «Импульс» не получала, а также не извещалась о времени и месте рассмотрения дела судом, не могут повлечь отмену оспариваемого решения.

Пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит предписание о том, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, в силу статей 1, 54, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации именно по месту своего нахождения юридическое лицо обязано обеспечить возможность сообщения с ним, возможность получения адресованных ему юридически значимых сообщений, в противном случае несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу места его нахождения, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Данные положения подлежат применению и к судебным извещениям и вызовам.

Из материалов дела следует, что повестка на судебное заседание, назначенное на 10 марта 2021 года, была направлена почтовым отправлением по адресу нахождения административного ответчика (...) и возвращена органом почтовой связи за истечением срока ее хранения (л.д. 35).

Также судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о невозможности получения предупреждения Управления Минюста России по Республике Башкортостан от 06 декабря 2019 года ввиду направления его по другому адресу.

Представленными в материалы дела списками почтовых отправлений № 2 от 10 декабря 2019 года и № 1 от 22 октября 2020 года подтверждается, что предупреждения от 06 декабря 2019 года и 20 октября 2020 года были направлены по надлежащему адресу нахождения административного ответчика, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (...).

Из представленных в материалы дела отчетов об отслеживании почтовых отправлений также следует, что почтовая корреспонденция поступала в адрес административного ответчика с индексом ... (л.д. 25, 28).

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации социальной поддержки населения «Импульс» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Б.Ф. Масагутов

Судьи А.Р. Багаутдинова

ФИО1

Справка: судья Зинова У.В.

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 сентября 2022 года.