ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1553/14 от 01.03.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Глебова Е.А. Дело № 33а-600/2022 г.

46RS0031-01-2021-002861-55

Дело №2а-1553/14-2021г

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 марта 2022 года город Курск

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей Шуваевой Е.И., Ягерь Е.А.,

при секретаре Логиновой П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сеймского административного округа г.Курска в интересах неопределённого круга лиц к ООО «АПИСЕРВИС», Власову Константину Александровичу о признании запрещенной информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, поступившее по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ООО «АПИСЕРВИС» Чебыкина А.Ю. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 2 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Сеймского административного округа г.Курска в интересах неопределённого круга лиц к ООО «АПИСЕРВИС», Власову Константину Александровичу о признании запрещенной информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет о признании запрещенной информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет удовлетворить частично.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://fgisegrn.com в части размещения данных о предоставлении на платной и бесплатной подписке с использованием ключа доступа пользователя сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, путем организации посреднической деятельности между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и получателями государственных услуг Россреестра, оказываемых данным федеральным органом исполнительной власти в силу закона.

В остальной части административного искового заявления отказать».

Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., выслушав объяснения представителя административного ответчика ООО «АПИСЕРВИС» Чебыкина А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора Белых В.А., представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по доверенности Барковой Л.И., возражавших против удовлетворения жалобы, представителя судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Сеймского административного округа г.Курска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений к ООО «АПИСЕРВИС», Власову К.А. о признании запрещенной информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, мотивируя свои требования тем, что ООО «АПИСЕРВИС» разработан программный продукт (сервис), находящийся по адресу в сети Интернет https://fgisegrn.com/. В ходе прокурорской проверки установлено, что в сети Интернет по адресу https://fgisegrn.com/oferta ООО "АПИСЕРВИС" размещены предложения государственных услуг по получению выписки из Единого государственного реестра недвижимости, которые оказываются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно п. 3.1 пользовательского соглашения, предметом договора является предоставление Пользователю на безвозмездной основе и за плату права на использование функциональных возможностей программного обеспечения сервиса «МОЙ ФГИС ЕГРН». Оплата за использование сервиса производится на основе подписки, т.е. пользователь оплачивает денежные средства и получает доступ к пользованию услугами «МОЙ ФГИС ЕГРН». Так, пользователи сервиса «МОЙ ФГИС ЕГРН» в личном кабинете получают ключ доступа (логин и пароль для дальнейшей их идентификации) и там же в личном кабинете Росреестра производят оплату пакета выписок из ЕГРН. После чего сервис, направляет запрос в Росреестр о предоставлении необходимых выписок. После обработки запроса Росреестр предоставляет сервису «МОЙ ФГИС ЕГРН» выписку из ЕГРН на заявителя, а в последующем передает заявителю. Интернет-сайт https://rosreestr.gov.ru/site/ является официальным сайтом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, посредством которого Росреестром и его территориальными Управлениями в соответствии с действующим законодательством предоставляются государственные услуги, связанные с ведением Единого государственного реестра недвижимости. Используя сведения Росреестра с официального сайта ООО «АПИСЕРВИС» договорные отношения с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на предоставление сведений из ЕГРН не заключались. Сайт общества не имеет отношения к Росреестру и оказанию государственных услуг, на указанном Интернет-сайте размещены предложения по предоставлению за плату услуг, предусмотренных действующим законодательством о государственной регистрации недвижимости и кадастровом учете, что нарушает баланс публичных и частных интересов в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета - недвижимого имущества. Также проверка показала, что владельцем сайта ООО «АПИСЕРВИС» является физическое лицо - Власов Константин Александрович. Поскольку владелец Интернет-сайта https://fgisegrn.com/ не имеет никаких правовых полномочий по осуществлению деятельности по запросу сведений из ЕГРН в отсутствие каких-либо договорных обязательств правообладателями и Росреестром, а также передачи указанных сведений правообладателям, свободный доступ к Интернет-сайту, на котором осуществляется деятельность, не соответствует требованиям закона, и соответственно должен быть ограничен. Для прохождения процедуры регистрации и авторизации на сайте https://fgisegrn.com/ пoльзoвaтeлю необходимо ввести номер своего уникального ключа доступа от личного кабинета на сайте Росреестра (п. 4.1 Публичной оферты). В соответствии с пунктом 5.6 Публичной оферты пользователь предоставляет право компании сохранять, извлекать, перерабатывать, обрабатывать, систематизировать, хранить неограниченное время и передавать третьим лицам и использовать по своему усмотрению любую информацию, данные и документы, полученные и/или обрабатываемые с использованием сервиса. Иными словами, компания может использовать как представленные пользователями уникальные ключи доступа, так и заказанные выписки, содержащиеся в ЕГРН. Отчеты, предоставляемые сайтом https://fgisegrn.com/, не соответствуют требованиям части 27 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ в силу своей совокупности сведений и формы, тождественной официальной выписке из ЕГРН. Сайт https://fgisegrn.com/ обеспечивает доступ к информационным ресурсам (ФГИС ЕГРН) и организован с целью предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, поскольку по результатам оказания услуги образовывается возможность скачивания выписки из ЕГРН. В настоящее время установлено, что сайт собирает данные об уникальных ключах доступа личных кабинетов пользователей официального сайта Росреестра, которые в последующем используются для формирования запросов к ФГИС ЕГРН посредством сервиса сайта и могут быть использованы самим сайтом в личных целях. К негативным последствиям такой деятельности относятся: нарушение частных интересов, все лица запрашивающие информацию по любому объекту недвижимости, уходят из правового поля правоотношений, полученные при запросе сведений об объектах недвижимости и информацию о них не могут увидеть собственники, чьи объекты запрашиваются, что влечет нарушение прав собственником недвижимости (неопределенного круга лиц). Просили суд признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте https://fgisegrn.com/.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ООО «АПИСЕРВИС» Чебыкин А.Ю. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В суд апелляционной инстанции не явились административный ответчик Власов К.А., представитель Управления Роскомнадзора по Курской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, по доводам апелляционной жалобы, по изученным материалам дела не имеется.

На основании ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи», услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа, точек относятся к универсальным услугам связи.

Согласно ч.1,5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно п. 3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. № 1101, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Судом установлено и следует из материалов дела, что администратором доменного имени fgisegrn.com в соответствии с регистрационными данными является Власов Константин Александрович, дата регистрации доменного имени 15.03.2019, что подтверждается ответом ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ» от 12.02.2021 года.

Из письма прокуратуры Курской области от 30.12.2020 №7-2-14-2020 прокурору Сеймского округа г.Курска следует, что направляется для проведения проверки информация заместителя руководителя Россреестра Смирнова М.С. от 08.12.2020 об осуществлении незаконной деятельности.

Согласно представленной информации следует, что размещаемая информация на сайте https://fgisegrn.com о предоставлении за плату неограниченному кругу лиц государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, нарушает баланс публичных и частных интересов в данной сфере, негативно влияет на репутацию Росреестра, нарушает требования закона о правовом режиме доступа к сведениям ЕГРН, нарушает правовой режим персональных данных, что помимо вышеназванных негативных последствий, влечет нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц в нарушает публичные интересы государства. Держателем сайта является Власов К.А. – генеральный директор ООО «АПИСЕРВИС». Проанализировав пользовательскую активность Власов К.А., используя лишь УКД, зарегистрированный на его имя (как физического лица за истекший период 2020 направил более 128 000 запросов на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Аналогичные обстоятельства касаются и действий ООО «АПИСЕРВИС» ( Т1 л.д.15-18).

Из выписки ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО «АПИСЕРВИС» внесена запись о создании юридического лица от 17.04.2018. Руководителем и генеральным директором ООО «АПИСЕРВИС» является Власов Константин Александрович. Основной вид деятельности юридического лица разработка компьютерного программного обеспечения, дополнительный вид деятельности деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность, деятельность web-порталов и т.д.

Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции признал запрещенной информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет, на сайте https://fgisegrn.com, в части размещения данных о предоставлении на платной и бесплатной подписке с использованием ключа доступа пользователя сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, путем организации посреднической деятельности между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и получателями государственных услуг Россреестра, оказываемых данным федеральным органом исполнительной власти в силу закона.

С такими выводами суда следует согласиться.

Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 1).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1).

Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" cведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Частью 24 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что полученные органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями или гражданами сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не могут быть предоставлены ими третьим лицам за плату.

Из части 25 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что не допускается создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также использование таких сайтов, программ и приложений создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления, в том числе организации и (или) обеспечения предоставления, таких сведений заинтересованным лицам.

В части 27 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ указано, что положения частей 24 - 26 настоящей статьи не распространяются на действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан, предоставляющих информацию, в том числе документированную (организующих или обеспечивающих предоставление информации, в том числе документированной), содержащую сведения Единого государственного реестра недвижимости, которая одновременно:

1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует формам предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с настоящей статьей;

2) не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц органа регистрации прав и (или) федерального государственного бюджетного учреждения, указанного в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона.

Как следует из пользовательского соглашения №2-МФГИС в редакции от 30.04.2021 и в редакции от 15.10.2021 Основной задачей сервиса «МОЙ ФГИС ЕГРН» является формирование и направление запросов на получение сведений об объектах недвижимости в электронном виде, информирование пользователя о статусах обработки запросов, подготовка и направление жалоб и/или обращений в Росреестр и иные государственные контрольные органы по вопросам функционирования электронных сервисов, посредством которых предоставляются сведения из ЕГРН, а также организация и обеспечение предоставлении информации, в т.ч. документированной, содержащей сведения ЕГРН, которая по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует формам предоставляемым сведений из ЕГРН, утвержденным в соответствии со ст. 62 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ (объем, форма и содержание предоставляемой информации устанавливается ООО «АПИСЕРВИС» самостоятельно) и которая не содержит подписи (в т.ч. электронной) должностных лиц органа регистрации прав и (или) федерального государственного бюджетного учреждения, указанного в ч.1 ст.31. ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В п.5. 6 соглашения также были внесены изменения в соответствии с которыми компания не вправе использовать ключи доступа ФГИС ЕГРН или передавать информацию о них третьим лицам, данные о которых введены пользователем в личном кабинете, в иных целях, кроме обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных настоящим соглашением. С 15.10.2021 года функционал сервиса «поделиться ключом доступа» и все взаимосвязанные с них технические возможности сайта удалены из системы.

Данные изменения в соглашение, тарифы и на сайт внесены административным ответчиком ООО «АПИСЕРВИС» после подачи административного искового заявления прокурора, в период рассмотрения административного иска в суде.

Однако несмотря на внесенные изменения и приведение соглашения и тарифов в соответствии с требованиями ст. 62 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ административным ответчиком суду первой инстанции не представлено доказательств изменения программного обеспечения сайта, т.е. программы для электронно – вычислительных машин, которая по своему функционированию осталась прежней, т.е. ООО «АПИСЕРВИС» предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в целях предоставления, в том числе организации и обеспечения предоставления, таких сведений заинтересованным лицам, т.е. получение государственных услуг Росреестра с использование ключа.

Таким образом, установлена посредническая деятельность между ООО «АПИСЕРВИС» с использованием сайта и установленного программного обеспечения https://fgisegrn.com, третьими лица и Федеральной службой государственного регистрации и кадастра и картографии.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждают доводы административного истца и заинтересованного лица о нарушении спорным сайтом правового режима доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРН, т.е. нарушение частных интересов, т.к. лица запрашивающие информацию по любому объекту недвижимости, уходят из правового поля правоотношений, полученные при запросе сведений об объектах недвижимости и информацию о них не могут увидеть собственники, чьи объекты запрашиваются, что влечет нарушение прав собственником недвижимости (неопределенного круга лиц).

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, является государственной услугой, оказание которой согласно действующему законодательству Российской Федерации отнесено исключительно к компетенции федерального органа государственной власти и действующим законодательством не предусмотрена возможность перепродажи через посредников сведений из ЕГРН при оказании этой государственной услуги.

Информацию, которую предоставляет ООО «АПИСЕРВИС» третьим лицам в форме отчета является информацией из Выписки ЕГРН, полученной из ФГИС ЕГРН с использованием программы для электронной вычислительной машин, посредством которой предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведения, содержащихся в ЕГРН.

Представленный заинтересованным лицом мониторинг количества запросов, поступающих от ООО «АПИСЕРВИС», Власова К.А. подтверждает осуществление посреднической деятельности и подтверждают доводы административного истца о систематизации, хранении, накоплении и возможной передачи персональных данных граждан РФ владельцами сайта https://fgisegrn.com.

В силу положений главы 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по административному исковому заявлению прокурора вправе признать информацию, размещенную в информационно – телекоммуникационной сети сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, в оспариваемом судебном решении указанным доводам дана правильная правовая оценка. Иное толкование автором апелляционной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ООО «АПИСЕРВИС» Чебыкина А.Ю.- без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи