ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-155/282 от 27.09.2022 Курского областного суда (Курская область)

Судья Попрядухин И.А. Дело №33а-2878-2022 г.

№2а-155/282-2022

УИД 46RS0025-01-2022-000222-61

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Курский областной суд в составе председательствующего судьи Шуваевой Е.И.,

при секретаре Прониной Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 27 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Фатежского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к организации выполнения работ по подготовке проектов зон санитарной охраны объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поступившее с апелляционной жалобой администрации Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области на решение Фатежского районного суда Курской области от 15 июня 2022 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., выслушав представителя административного ответчика администрации Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области – главу Молотычевского сельсовета Фатежского района Кретову О.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на нее представителя административного истца – прокурора Фатежского района Курской области – прокурора гражданско-правового отдела Прокуратуры Курской области Белых В.А., суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Фатежского района Курской области обратился в суд вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер к организации выполнения работ по подготовке проектов зон санитарной охраны объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин, водопроводов, водонапорных башен, емкости), расположенных на территории Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области, и возложить на него обязанность по организации выполнения работ по подготовке этих проектов, ссылаясь на их необходимость для принятия уполномоченным органом решений об установлении соответствующих зон, отсутствие которых не позволяет административному ответчику осуществлять надлежащую санитарную охрану эксплуатируемых объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения от загрязнения и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение ухудшения качества воды.

Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе глава Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области Кретова О.М. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Фатежского района Курской области Морозов Д.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ввиду подачи апелляционной жалобы на решение суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства, руководствуясь частью 2 статьи 307 КАС РФ, рассмотрение административного дела по апелляционной жалобе осуществляется судьей единолично.

Проверив материалы дела и решение суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему административному делу такие основания не установлены.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 24.12.2021 года Администрацией Фатежского района Курской области и Администрацией Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области заключено соглашение №1 сроком действия с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года, которым администрация района в порядке ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ передала администрации указанного сельсовета полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Указанное в этом соглашении полномочие по организации водоснабжения населения по своему правовому смыслу включает в себя в том числе обязанность по подготовке проектов зон санитарной охраны объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно сообщению Администрации Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области от 15.02.2022 года, а также других материалов дела на территории указанного сельского поселения находятся следующие объекты питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, фактически эксплуатируемые в этих целях, принадлежащие на праве муниципальной собственности данному муниципальному образованию:

1) скважины:

- скважина в с. Хмелевое 1975 года ввода в эксплуатацию, глубина 38 м;

- скважина в с. Хмелевое 1976 года ввода в эксплуатацию, глубина 34 м;

- скважина в с. Хмелевое 1981 года ввода в эксплуатацию, глубина 40 м;

- скважина в с. Хмелевое 1980 года ввода в эксплуатацию, глубина 44 м;

- скважина в с. Молотычи 1988 года ввода в эксплуатацию, глубина 27 м;

- скважина в с. Хмелевое 1986 года ввода в эксплуатацию, глубина 32 м;

- скважина в с. Хмелевое 1972 года ввода в эксплуатацию, глубина 40 м;

2) водопроводы:

- водопровод в с. Хмелевое 1980 года ввода в эксплуатацию, протяженность 3500 м;

- водопровод в с. Хмелевое 1975 года ввода в эксплуатацию, протяженность 2000 м;

- водопровод в с. Хмелевое 1980 года ввода в эксплуатацию, протяженность 3000 м;

- водопровод в с. Хмелевое 1986 года ввода в эксплуатацию, протяженность 5000 м;

- водопровод в с. Хмелевое 1981 года ввода в эксплуатацию, протяженность 4000 м;

3) водонапорные башни:

- водонапорная башня в с. Хмелевое 1976 года ввода в эксплуатацию;

- водонапорная башня в с. Хмелевое 1975 года ввода в эксплуатацию;

- водонапорная башня в с. Хмелевое 1980 года ввода в эксплуатацию;

- водонапорная башня в с. Молотычи 1988 года ввода в эксплуатацию;

- водонапорная башня в с. Хмелевое 1981 года ввода в эксплуатацию;

- водонапорная башня в с. Хмелевое 1986 года ввода в эксплуатацию;

- водонапорная башня в с. Хмелевое 1972 года ввода в эксплуатацию.

Работы по подготовке проектов зон санитарной охраны перечисленных выше объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в настоящее время не проведены, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии установленных проектами границ таких зон и ограничений использования земельных участков, находящихся в их границах, санитарным правилам не получены, проекты вместе с заключениями для принятия решения об установлении этих зон в уполномоченный орган исполнительной власти Курской области не представлены, и сведения о данных зонах в ЕГРН до настоящего времени не внесены.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования прокурора Фатежского района, суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, с учетом фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о наличии бездействия Администрации Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области, выразившегося в неприятии мер к организации выполнения работ по подготовке проектов зон санитарной охраны вышеуказанных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является нарушением перечисленных выше требований водного, земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о местном самоуправлении, и может привести к загрязнению или иному ухудшению качества питьевой воды, подаваемой потребителям с использованием вышеуказанных объектов водоснабжения, в связи с чем, такое бездействие одновременно нарушает права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и на благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о наличии у выкупаемых из государственной либо муниципальной собственности земельных участков статуса ограниченных в обороте либо иных ограничений прав, связанных с их нахождением в зоне с особыми условиями использования территорий, требования прокурора, направленные на устранение этих нарушений.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно п.п.1 и 2 ст.3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, а также приоритета охраны водных объектов перед их использованием, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В силу п.1,3 ч.1 ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления, в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по охране таких водных объектов.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения (ч.2 ст.27 ВК РФ).

Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч.3 ст.27 ВК РФ).

Осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования, в силу п.7 ст.1 Закона Курской области №57-ЗКО от 23 августа 2016 года «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», закреплен за сельскими поселениями Курской области.

В силу п.п.1 и 2 ст.43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч.1 ст.55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24 - 27 данного Кодекса.

В соответствии с п.п. 1 и 5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Как следует из п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ и п.16 ст.105 Земельного кодекса РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года №10, согласно которым:

- соблюдение данных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3);

- зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.п. 1.4 и 1.5);

- организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6);

- проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13).

Уполномоченным органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам в соответствии с пунктом 1 постановления Губернатора Курской области от 21.11.2012 №439-пг «О полномочиях департамента экологической безопасности и природопользования Курской области в сфере охраны водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных целях» является Департамент экологической безопасности и природопользования Курской области.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии соответствующих полномочий МО «Молотычевский сельсовет» Фатежского района Курской области для осуществления указанных мероприятий, не могут быть приняты во внимание, как не основанные на законе.

Из материалов дела следует, что между администрацией Фатежского района Курской области и администрацией МО «Молотычевский сельсовет» Фатежского района Курской области заключено соглашение от 24.12.2021 года №1, по которому администрация Фатежского района Курской области передала, а администрация МО «Молотычевский сельсовет» Фатежского района Курской области принята осуществление части полномочий по вопросу местного значения «Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации».

То есть, в полномочия МО «Молотычевский сельсовет» Фатежского района Курской области входит организация водоснабжения населения, включающая в себя, в том числе обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения, находящихся на территории сельского поселения, как одна из составляющих делегированных муниципальным районом полномочий.

Доводы жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств, не являются обстоятельством, освобождающим от необходимости исполнения обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны и организации в соответствии с указанными проектами зоны санитарной охраны объектов водоснабжения, находящихся на территории сельского поселения.

В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку аналогичные доводы были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание по мотивам, подробно изложенным в решении суда, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение Фатежского районного суда Курской области от 15 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Молотычевского сельсовета Фатежского района Курской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья