ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-157/2021 от 21.07.2021 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июля 2021 года № 33а-1338/2021

Судья Коваленко В.А. Дело №2а-157/2021

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Гатеева С.Г.,

судей Бесолова В.Г., Панаиотиди И.В.,

при секретаре Магкеевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по г. Владикавказ» на решение Ленинского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 01 февраля 2021 года, которым постановлено: административные исковые требования Браташ А.В. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения по г. Владикавказ», Аветисян С.А. о признании решения об отказе в назначении пособия и отказе признания безработной незаконным и его отмене, о возложении обязанности рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве безработной - удовлетворить.

Признать решение Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по г. Владикавказ» об отказе в назначении пособия и отказе в признании безработной по заявлению Браташ А.В. от ..., оформленному в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» незаконным и отменить его.

Обязать Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по г. Владикавказ» рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве безработной и назначении пособия на основании обращения Браташ А.В. от ....

Заслушав доклад судьи Гатеева С.Г., объяснения представителя Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по г.Владикавказ» Мецаевой Ж.П., Аветисовой С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Браташ А.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указала, что ... она была уволена по собственному желанию по последнему месту работы у ИП ...3 (приказ ...). Желая реализовать свое право на защиту от безработицы, ... она в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал) подала заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - Заявление). В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ...... «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения в Российской Федерации) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В настоящее время указанные положения закона применяются с учетом Временных правил регистрации граждан в целях, поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанными в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 (ред. от 30 апреля 2020) (далее - Временные правила). Предпочтённый ею способ подачи Заявления через единый портал регламентирован пунктом 2 временных правил, которые дают гражданину выбор из двух информационных систем для подачи заявления: информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Заявление подано по форме, предложенной единым порталом, которая утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской: Федерации от 9 апреля 2020 года №192н, к заявлению прикреплены фотографии всех необходимых в условиях пандемии коронавируса документов. Заявлению был присвоен №817042406. В качестве места обращения ею был выбран регион, в котором она в настоящее время проживает, а именно Республика Северная Осетия-Алания, центр занятости населения - Государственное казённое учреждение «Центр занятости населения по г. Владикавказ» (далее - ГКУ «ЦЗН по г. Владикавказ»). В подтверждение своего места жительства Браташ А.В. представлена копия свидетельства №2816 о регистрации по месту пребывания, из которого следует, что она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... на срок с 25 декабря 2019 года по 25 декабря 2024 года, представлена копия паспорта с постоянной регистрацией по адресу: .... Далее ее заявление было отправлено в ведомство, получено ведомством 01 июня 2020 года в 17:19:28. Ведомством Заявлению был присвоен №1885077. 10 июня 2020 год§ посредством телефонного звонка сотрудник ГКУ «ЦНЗ по г. Владикавказ» сообщил, что Браташ А.В. отказано в пособии. Позиция ГКУ «ЦНЗ по г. Владикавказ» изложена в комментарии к заявлению № 1885077 в информационно-статической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России»: «В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 необходимо подать заявление посредством ИАС ОБС «Работа в России» с обязательным заполнением и прикреплением Резюме к заявлению. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» она не может быть признана безработной, так как адрес места регистрации в другом регионе». С данным отказом она не согласна, считает, что нарушается ее право на защиту от безработицы, а также ограничиваются права на свободу передвижения и выбора места жительства, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Указанное решение ГКУ «ЦЗН по г. Владикавказ» является незаконным и подлежащим отмене. Отказывая в признании Браташ А.В. безработной, административный ответчик сослался на наличие у неё регистрации в другом регионе с указанием на пункт статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации». Однако, указанная ГКУ «ЦНЗ по г. Владикавказ» в обоснование отказа норма определяет, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом, положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации. Таким образом, регистрация не входит в понятие места жительства и является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 февраля 2003 г. № 105-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А.Я. на нарушение его конституционных прав «О занятости населения в Российской Федерации», введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Однако эта позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку данная регистрация не всегда может совпадать с фактическим местом жительства. Злоупотребления правом с ее стороны, о котором указывается в приведенном определении, не имеется, так как она обратилась только в один центр занятости населения по месту своего фактического жительства. Кроме того, пунктом 2 Временных правил предусмотрено, что регистрации в поисках подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Основания для отказа в регистрации в качестве безработного предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ни одно из которых в рассматриваемой ситуации не применимо. На день обращения в орган занятости по вопросу признания безработной и до настоящего времени она имеет место жительства по месту пребывания по адресу: ..., следовательно, основание, изложенное в отказе ГКУ «ЦЗН по г. Владикавказ» в признании ее безработной, не основано на законе. Одновременно, Временные правила не устанавливают и обязанности по заполнению и прикреплению Резюме к заявлению, что также говорит о неправомерности отказа в регистрации в качестве безработной вследствие не предоставления резюме. Просила признать решение ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» об отказе в пособии и отказе в признании безработной по заявлению Браташ А.В. от 01 июня 2020 года, оформленному в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России», незаконным и отменить его; обязать ГКУ «Центр занятости населения по г.Владикавказ» рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве безработной и назначении пособия на основании обращения Браташ А.В. от 01 июня 2020 года.

Браташ А.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила признать решение ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» по её заявлению от 01 июня 2020 года, оформленному в информационноаналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России», законным и отменить его; обязать ГКУ «Центр занятости населения по г.Владикавказ» рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве безработной назначении пособия на основании её обращения от 01 июня 2020 года, дополнительно пояснила, что специалист ГКУ «Центр занятости населения по г.Владикавказ» не наделен полномочиями для самостоятельного принятия шения о признании гражданина безработным или отказе в признании его ковым. Кроме того, место жительство гражданина может не совпадать с местом регистрации. Это не тождественные понятия. В настоящее время с супругом и двумя детьми они проживают по адресу: .... Ее супруг является военнослужащим, в связи с чем, ее семья зарегистрирована по юридическому адресу войсковой части: ..., а проживают в арендованной квартире. Младший сын посещает дошкольное учреждение в г.Владикавказе, на основании путевки АМС г.Владикавказа. Всей семьей они состоят на учете в медицинских учреждениях по месту жительства в г.Владикавказе.

Представитель ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» Дзитиев С.Е. заявленные требования Браташ А.В. не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, так как нарушений законодательства, а также прав Браташ А.В., со стороны ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» допущено не было. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Согласно пункту 2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявления о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 8 Временных правил, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным, принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предоставления заявления в электронной форме. Пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» также установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный ет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту тельства в пределах Российской Федерации. В силу статьи 2 Закона оссийской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 местом жительства изнается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение ециализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в оторых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве бственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Решение Центра занятости о признании гражданина безработным принимается по месту жительства гражданина. Конституционность пункта 2 статьи 3 Закона о занятости неоднократно оспаривалась в Конституционном Суде Российской Федерации, разъясняющем, что с регистрацией безработного гражданина по месту его жительства непосредственно связано его право на получение пособия по безработице (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2003 года № 105-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ...4 на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года №311-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ...5 на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»). Такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. При этом, по мнению Конституционного Суда, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства, как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации их конституционных прав. Таким образом, безработным гражданин признается по месту постоянной регистрации. В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 № 5242-1, постоянным местом жительство гражданина признается жилое помещение, в котором он зарегистрирован. В соответствии с временными правилами, действующими на период пандемии, специалист ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» наделен правом принимать решения о признании гражданина безработным, или отказать в принятии такого решения самостоятельно, так как работает в режиме онлайн. Подпунктом 3.1.1 должностной инструкции ведущего инспектора отдела содействия работодателям в подборе необходимых работников ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» указано, что специалист самостоятельно может отвечать на поступившие заявления. Решение о признании гражданина безработным или об отказе в признании таковым, принимает специалист на основании Временных правил, введенных в связи с пандемией. Поскольку правила временные, изменения в должностную инструкцию внесены не были.

Должностное лицо ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» Аветисян С.А. заявленные Браташ А.В. требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме по доводам, изложенным в возражении ...16 Пояснила, что в ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» работает с 2009 года. На сегодняшний день занимает должность ведущего специалиста. В её трудовые обязанности входит личный прием граждан, рассмотрение их заявлений, принятие с директором решения либо об удовлетворении поступившего заявления, либо в его отказе. Однако, в период пандемии, личный прием граждан был прекращен, вся работа осуществлялась через единый портал в онлайн режиме. В телефонном режиме она сообщила Браташ А.В. о том, что в связи с тем, что она не зарегистрирована в Республике Северная Осетия - Алания, Центр занятости может поставить её на учет только по поиску работы, но не безработной для получения пособия по безработице. В соответствии с законом «О занятости населения», гражданин с временной регистраций может встать на учет только по поиску работы, но не для получения пособия. На момент рассмотрения заявления Браташ А.В. она работала в помещении ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ», но в онлайн режиме. Она не помнит, ознакамливалась ли с приказом о введении временных правил о возложении обязанности на специалиста по принятию решений по поступившим заявлениям или нет.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласилось Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по г. Владикавказ». В апелляционной жалобе просило решение суда отменить.

Изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года от №1032-1, Закон о занятости населения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последйие три месяца по последнему месту работы.

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением равительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее Временные правила).

Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно пункту 2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявления о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

В соответствии с пунктом 8 Временных правил, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предоставления заявления в электронной форме.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям трудовой книжки серии ..., Браташ А.В. была уволена по собственному желанию с последнего места работы у ИП ...19 29 мая 2020 года.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 июня 2020 года в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Браташ А.В. обратилась с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. К заявлению прикреплены фотографии всех необходимых в условиях пандемии коронавируса документов. Заявлению присвоен номер 817042406.

Местом обращения Браташ А.В. указала Республику Северная Осетия- Алания, центр занятости населения - Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по г. Владикавказ».

В подтверждение своего места жительства Браташ А.В. были представлены: копия свидетельства ... о регистрации по месту пребывания по адресу: ..., на срок с 25 декабря 2019 года по 25 декабря 2024 года, а также копия паспорта с постоянной регистрацией по адресу: ....

По итогам рассмотрения указанного заявления, 10 июня 2020 года, средством телефонного звонка сотрудника ГКУ «ЦНЗ по г. Владикавказ», Браташ А.В. было отказано в признании безработной в связи с регистрацией по есту жительства в другом регионе.

Браташ А.В. с ... состоит в зарегистрированном браке с ...6, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии -....

Из Свидетельства о рождении серии I-КВ ..., выданного ... видно, что ...7 родился ..., в графе «мать» указана Браташ А.В., в графе «отец» ...6.

Из Свидетельства о рождении серии IV-AH ... выданного ... видно, что ...8 родился ..., в графе «мать» указана Браташ А.В.Браташ А.В., в графе «отец» ...6.

Браташ А.В. зарегистрирована по адресу: ..., что подтверждается данными ее паспорта.

Как следует из материалов дела, решение об отказе в признании безработной по заявлению Браташ А.В. от ..., оформленное в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» принято специалистом ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» Аветисян С.А.

Приказом ГКУ «Центра занятости населения по г. Владикавказу» №53-К от 01 декабря 2009 года Аветисян С.А. принята на работу в отдел содействия гражданам в поиске подходящей работы и социальных выплат, на должность инспектора.

Приказом ГКУ «Центра занятости населения по г. Владикавказу» №41-К от 26 июля 2016 года Аветисян С.А. переведена в отдел содействия работодателям в подборе необходимых работников на должность ведущего инспектора.

14 апреля 2020 года в соответствии с поручением Министерства труда и социального развития Российской Федерации ведущий инспектор Аветисян С.А. назначена ответственным за работу в едином портале «Работа в России» с правом администратора (приказ №20-од).

Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными станавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно пункту 2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявления о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

В соответствии с пунктом 8 Временных правил, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предоставления заявления в электронной форме.

Согласно Должностной инструкции ведущего инспектора отдела содействия работодателям в подборе необходимых работников ГКУ «Центра занятости населения по г. Владикавказ», утвержденной директором ГКУ «Центра занятости населения по г. Владикавказ» 02 апреля 2018 года, на ведущего инспектора центра занятости населения возложены трудовые функции, в том числе прием документов, необходимых для предоставление услуги, в том числе в электронном виде и подготовка проектов приказов об отказе в признании гражданина безработным или о признании его безработным.

Подпунктом 3.1.1 должностной инструкции ведущего инспектора отдела содействия работодателям в подборе необходимых работников ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» указано, что специалист самостоятельно может отвечать на поступившие заявления.

Таким образом, как установил суд ведущий специалист ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ» Аветисян С.А. при принятии решения об отказе в признании безработной по заявлению Браташ А.В. от ..., оформленного в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» действовала в пределах предоставленных ей полномочий, и выполняла возложенную на неё обязанность по принятию решения в отношении административного истца.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами документов, указанных в пунктах 4 и 5 данных Правил.

По смыслу вышеприведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет при предъявлении пакета необходимых документов органам занятости населения по месту его жительства, которое определяется местом преимущественного проживания, что согласуется с положением статьи 3 зкона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 года №1868-0, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Свидетельством ... подтверждается, что Браташ А.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., на срок с ... по ....

Как видно из справки от ...г. №Ок/4917, ...6 проходит военную службу по контракту в Следственном комитете Российской Федерации. В его личном деле записаны: жена ...1, 1982 года рождения, дети - ...7, 2010 года рождения, и ...8, 2017 года рождения.

Свидетельством ... подтверждается, что Браташ А.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., на срок с ... по ....

Из адресных справок, выданных отделом адресно - справочной работы УВМ МВД по Республике Северная Осетия - Алания ..., видно, что ...7, 2010 года рождения и ...8, 2017 года рождения, зарегистрированы по месту пребывания с ... по ... по адресу: .... Указанные сведения подтверждаются также свидетельствами о регистрации по месту пребывания ... и ... от ....

Согласно договору аренды от ..., ...6 взял в аренду квартиру, расположенную по адресу: .... Совместно с арендатором в указанной квартире будут проживать члены его семьи: супруга ...1 и дети ...7, ...8 Срок аренды квартиры с ... по ....

Из договора аренды от ... видно, что ...6 взял в аренду квартиру, расположенную по адресу: .... Совместно с арендатором в указанной квартире будут проживать члены его семьи: супруга ...1 и по ....

Из справки МБОУ СОШ ... от ...... видно, что едов И.С. является учеником 4 «Г» класса МБОУ СОШ ... с углубленным изучением английского языка. Зачислен в 2019-2020 учебном году в 3 «Г» асс.

Справкой от ...... подтверждается, что ...8, ... года рождения является воспитанником МБДОУ детский сад ... с ... по настоящее время.

Как следует из истории развития ребенка ...8, 2017 года рождения, в связи с переменой места жительства откреплен от МБУЗ «Детская городская поликлиника ...... с ... и прикреплен к ГБУЗ Детская поликлиника ... по месту пребывания в ....

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по г. Владикавказ» об отказе в назначении пособия и отказе в признании безработной по заявлению Браташ А.В. от ..., оформленное в информационноаналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» является незаконным и подлежит отмене, поскольку реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не поставлена в зависимость от места жительства такого гражданина, соответствующего месту его регистрации и в действиях административного истца, обратившегося за получением соответствующей государственной услуги отсутствует недобросовестность, свидетельствовавшая бы о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем.

Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка. Они сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, не опровергают законность решения суда, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения по г. Владикавказ» – без удовлетворения.

Председательствующий С.Г. Гатеев

Судьи В.Г. Бесолов

И.В. Панаиотиди

Определение31.07.2021