ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1593/2021 от 29.09.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-15288/2021 (2а-1593/2021)

г. Уфа 29 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Масагутова Б.Ф.

судей Куловой Г.Р.

Ситник И.А.

при секретаре судебного заседания Галиеве Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, государственному инспектору труда Хариной Юлие Александровне, государственному инспектору труда Байгускарову Тимуру Тагировичу о признании незаконными и отмене акта проверки № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года и предписания № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года

по апелляционной жалобе государственного инспектора труда Хариной Юлии Александровны на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Масагутова Б.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Белорецкая центральная районная клиническая больница (далее по тексту ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан (далее по тексту ГИТ в Республике Башкортостан) о признании незаконными и отмене акта проверки № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года и предписания № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года.

Требования обосновало тем, что во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО11 от 03 августа 2020 года и приказа Роструда № 157 от 06 августа 2020 года ГИТ в Республике Башкортостан была проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ. По итогам проведения внеплановой выездной проверки главным государственным инспектором труда Хариной Ю.А., а также государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т. составлен акт органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года, а также выдано предписание № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т. Согласно выданному предписанию ГБУЗ РБ ЦРКБ обязано устранить следующие нарушения трудового законодательства:

начислить и выплатить стимулирующую выплату следующим работникам: ФИО20 за апрель 2020 года, ФИО21 за июль 2020 года, ФИО22 за май 2020 года, ФИО23 за июнь и июль 2020 года, ФИО24 за июнь 2020 года, ФИО25 за июнь и июль 2020 года, ФИО26 за май 2020 года, ФИО27 за май, июнь и июль 2020 года, ФИО28 и ФИО29 за май 2020 года, ФИО30 за июль 2020 года в срок до 28 сентября 2020 года;

начислить и выплатить стимулирующую выплату следующим работникам: ФИО31 за июнь 2020 года, ФИО32 за июнь 2020 года, ФИО33 за июнь 2020 года, ФИО21 за июль 2020 года, ФИО34 за июнь 2020 года, ФИО22 за май 2020 года, ФИО7 за июнь 2020 года, ФИО26 за май 2020 года, ФИО35 за июнь и июль 2020 года, ФИО28 за май 2020 года, ФИО29 за май 2020 года, ФИО36 за май и июнь 2020 года, ФИО30 за июль 2020 года в срок до 28 сентября 2020 года;

произвести возврат незаконно удержанных денежных средств при выплате стимулирующих выплат на основании Указа Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122 за июнь 2020 года следующим работникам: ФИО26 за июнь и июль 2020 года, ФИО17 за май 2020 года, ФИО13 за май 2020 года, ФИО24 за июль 2020 года, ФИО14 за май и июнь 2020 года, ФИО25 за июнь 2020 года в срок до дата;

привести Положение о материальном стимулировании, утвержденное 28 февраля 2020 года в соответствие с пунктом 6.3 Постановления «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» в части обязательности выплат для медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и подразделений скорой медицинской помощи.

С доводами, указанными в акте и предписании об устранении выявленных нарушений, ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ не согласно и считает их незаконными, поскольку по данным детской поликлиники ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ в апреле 2020 года ФИО20 не оказывала медицинскую помощь пациентам с подтвержденным Covid-19, стимулирующие выплаты за группу риска за апрель осуществлены в мае по Указу Главы Республики Башкортостан № УГ-122 от 18 марта 2020 года в сумме 1 928,44 руб., так как отработан неполный месяц в связи с командировкой. Начиная с мая 2020 года выплаты за оказание медицинской помощи пациентам из группы риска заражения ФИО20 осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, так как приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан № 902-д от 29 мая 2020 года разъяснен порядок и условия начисления выплат стимулирующего характера за особые условия труда в условиях новой коронавирусной инфекции. ФИО21 за июль 2020 года стимулирующая выплата – сумма за фактически отработанное время в госпитале в размере 2 536,66 руб. выплачена на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 в августе в 2020 года, по мере поступления финансирования из бюджета Республики Башкортостан, что подтверждается расчётным листком. ФИО22 стимулирующая выплата за май 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, что подтверждается расчетным листком. ФИО23 стимулирующая выплата за июнь 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года; за июль 2020 года в сумме 1 690,44 руб. выплачена в августе за фактически отработанное время в госпитале – 16 час. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415. ФИО25 стимулирующая выплата за июнь 2020 года в сумме 10 870,14 руб. за фактически отработанное время 137,6 час. выплачена в июне 2020 года; за июль 2020 года в сумме 8 516 руб. выплачена в августе за фактически отработанное время – 107,8 час. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415. ФИО28 стимулирующая выплата за май 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415. ФИО29 стимулирующая выплата за май 2020 года в сумме 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415. ФИО30 стимулирующая выплата за июль 2020 года в сумме 20 284,63 руб. выплачена в июле 2020 года за фактически отработанное время в госпитале – 96 час. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415. Выплата указанным работникам стимулирующих выплат подтверждается расчетными листками. ФИО24 стимулирующая выплата за июнь 2020 года осуществлена за пациента с подтвержденным Covid-19 в сумме 15 000 руб. на основании Указа Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122. По Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 оплата не производилась, поскольку нет оснований производить выплату сотрудникам отделения ультразвуковой диагностики, так как они не относятся к категориям, перечисленным в выше названном Постановлении. ФИО26 стимулирующая выплата за май 2020 года осуществлена за пациента с подтвержденным Covid-19 в сумме 25 000 руб. по Постановлению № 484, так как она была включена в список специальных бригад. По Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 за группу риска выплата не произведена, так как не была представлена заявка на данного сотрудника. Указывает, что дополнительная заявка будет подана в сентябре за фактически отработанное время. ФИО27 стимулирующая выплата за май 2020 года не произведена, поскольку пациентов с подтвержденным Covid-19 не было. За группу риска фельдшерам общепрофильных бригад стимулирующие выплаты осуществляются на основании Указа Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122. По приказу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан № 902-д от 29 мая 2020 года по Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 оснований для выплат не имелось.

По пункту 2 Предписания № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года выплаты осуществлялись на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, а по Указу Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122 для выплат выше перечисленным работникам оснований не было.

Относительно пункта 3 Предписания № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года о возврате незаконно удержанных средств при выплате стимулирующих выплат на основании Указа Главы Республики Башкортостан от 23 марта 2020 года № 122-УГ административный истец указал, что ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ, работая в сложных условиях в 2020 году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID 19) и при наличии кредиторской задолженности в размере более 70 млн. руб., не имело объективной возможности заключить договор для приобретения тех или иных справочных правовых систем для отслеживания планируемых или внесенных изменений в законодательство Российской Федерации. Только на момент проверки стали известны внесенные изменения в действующее законодательство в соответствующей части. Какого-либо умысла на удержание без законных на то оснований с работников средств при выплате денежных средств стимулирующего характера, как со стороны руководства медицинского учреждения, так и со стороны бухгалтеров, не имелось.

По пункту 4 Предписания № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года считает, что Положение о материальном стимулирования работников ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ от 28 февраля 2020 года соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку речь идёт о дополнительной медицинской помощи, которая по аналогии должна соответствующим образом оцениваться (показатели, критерии эффективности и т.п.), если она является по определению таковой.

На основании вышеизложенного акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года и предписание № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года считает незаконными, поскольку они противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, Указу Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122.

Просит признать незаконным и отменить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года, составленный главным государственным инспектором труда Хариной Ю.А. и государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т.; признать незаконным и отменить предписание № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года, вынесенное государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т.

Определением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Определением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО7, ФИО35, ФИО36

Определением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Харина Ю.А. и Байгускаров Т.Т.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года постановлено:

административные исковые требования ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ к ГИТ в Республике Башкортостан, государственному инспектору труда Хариной Ю.А., государственному инспектору труда Байгускарову Т.Т. о признании незаконными и отмене акта проверки № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года и предписания № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года, составленный главным государственным инспектором труда Хариной Ю.А. и государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т., в части содержащихся в акте проверки:

- выводов о произведении выплат медицинским работникам по Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 не в полном объеме;

- выводов о произведении выплат медицинским работникам по Указу Главы Республики Башкортостан № УГ-122 от 18 марта 2020 года не в полном объеме;

- выводов о том, что в пункте 6.3. Положения о материальном стимулировании ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ предусмотрены условия, которые ухудшают положение работников и не соответствуют требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Признать незаконным и отменить предписание № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года, вынесенное Государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т. в части требований, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 названного предписания.

В удовлетворении остальной части заявленных требований административного искового заявления ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ отказать.

Не согласившись с указанным решением суда, государственный инспектор труда Харина Ю.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указала на то, что в своем решении суд ссылается на приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года № 902Д, которым разъяснен порядок применения Постановления Правительства Российской Федерации № 415, Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-122, а также утвержден перечень работников, имеющих право на стимулирующие выплаты согласно указанным нормативным актам. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, а также в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации не уполномочено давать официальные разъяснения порядка применения постановлений Правительства Российской Федерации и Указа Главы Республики Башкортостан. Указания в приказе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года № 902Д о порядке применения правительственных постановлений существенным образом меняют их содержание, умаляют право работников здравоохранения на получение федеральных стимулирующих выплат, существенно ограничивают круг лиц, имеющих право на федеральные и региональные стимулирующие выплаты. Таким образом, решение суда полностью основано на приказе № 902Д, который не является нормативным правовым документом. Более того, указанный приказ также не является и локальным нормативным актом работодателя, который мог бы быть включен в систему оплаты труда и применяться для оплаты труда работников учреждения. Помимо этого суд указал, что фактически выплаты работникам произведены. Однако предписание в части необходимости выплат по Постановлению № 415 выдано в отношении 11 работников, а судом установлены выплаты лишь в отношении 7 работников, соответственно, 4 работникам (ФИО20, ФИО24, ФИО26 и ФИО27) выплаты не произведены. Ссылается на то, что выводы суда о том, что требования инспектора преждевременны не отвечают положениям Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку стимулирующие выплаты входят в состав заработной платы и должны выплачиваться в сроки, установленные для выплаты заработной платы. Указом Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122 установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан. Данные выплаты установлены на уровне субъекта и являются дополнительной мерой поддержки медицинских работников. В виду чего судом неправомерно сделан вывод о том, что поскольку перечисленные в пункте 2 предписания работники получили федеральные выплаты, то региональные выплаты по Указу № 122 им не полагаются. Указала также на то, что пункт 4 обжалуемого предписания о приведении ГБУЗ Белорецкая ЦРКБ Положения о материальном стимулировании в соответствие с пунктом 6.3 Постановления «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» в части обязательности выплат для медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и подразделений скорой медицинской помощи является законным и обоснованным, поскольку в действующем Положении о материальном стимулировании учреждения предусмотрены условия, ухудшающие положение работников: ежемесячные денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и подразделений скорой медицинской помощи поставлены в зависимость от выполнения критериев оценки деятельности, тогда как данные выплаты ориентированы на отдельную категорию работников, а именно на сотрудников фельдшерско-акушерских пунктов.

В соответствии со статьей 150, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ Гамоненко Т.Н., Сулимова Я.Э., государственного инспектора труда Харину Ю.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно абзацу 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с абзацем 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу 6 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО11 от 03 августа 2020 года и приказа Роструда № 157 от 06 августа 2020 года ГИТ в Республике Башкортостан была проведена внеплановая выездная проверка ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ.

На основании выше названных документов в ГИТ в Республике Башкортостан было издано Распоряжение органа государственного контроля (надзора) от 18 августа 2020 года № 2/3-196-20-ПВ/12-7330-И/42-3256 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ общей продолжительностью с 24 августа 2020 года по 31 августа 2020 года.

По итогам проведения внеплановой выездной проверки главным государственным инспектором труда Хариной Ю.А., а также государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т. был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года, а также выдано предписание № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года государственным инспектором труда Байгускаровым Т.Т.

В акте проверки от 31 августа 2020 года содержатся следующие выводы государственного инспектора труда:

1) о произведении выплат медицинским работникам по Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 не в полном объеме. Так, выплаты произведены не в полном объеме за апрель 2020 года фельдшеру педиатрического отделения ФИО20; медицинской сестре палатной госпиталя для лечения больных с ОРВИ, с подтвержденным 2019-nCoV, осложнённых внебольничной пневмонии (далее - госпиталь) ФИО21 за июль 2020 года; медицинской сестре палатной госпиталя ФИО22 за май 2020 года; медицинской сестре палатной отделения паллиативной медицинской помощи ФИО23 за июнь и июль 2020 года; медицинской сестре отделения ультразвуковой диагностики ФИО24 JI.P. за июнь 2020 года; медицинской сестре участковой терапевтического отделения ФИО25 за июнь и июль 2020 года; фельдшеру отделения скорой медицинской помощи ФИО26 за май 2020 года; скорой помощи ФИО27 за май, июнь и июль 2020 года, медицинской сестре, анестезисту госпиталя ФИО28 и ФИО29 за май 2020 года; врачу-анестезиологу-ревматологу ФИО30 за июль 2020 года;

2) о произведении выплат медицинским работникам по Указу Главы Республики Башкортостан № УГ-122 от 18 марта 2020 года не в полном объеме. Так, выплаты произведены не в полном объеме медицинской сестре отделения скорой медицинской помощи ФИО31 за июнь 2020 года; медицинской сестре участковой педиатрического отделения ФИО32 за июнь 2020 года; фельдшеру педиатрического отделения ФИО33 за июнь 2020 года; медицинской сестре палатной госпиталя ФИО21 за июль 2020 года; фельдшеру отделения неотложной медицинской помощи ФИО34 за июнь 2020 года; медицинской сестре палатной госпиталя ФИО22 за май 2020 года; медицинской сестре участковой терапевтического отделения ФИО7 за июнь 2020 года; фельдшеру отделения скорой медицинской помощи ФИО26 за май 2020 года; фельдшеру отделения скорой медицинской помощи ФИО35 за июнь и июль 2020 года; медицинской сестре, анестезисту госпиталя ФИО28 и ФИО29 за май 2020 года; медицинской сестре, анестезисту госпиталя ФИО36 за май и июнь 2020 года; врачу-анестезиологу-ревматологу госпиталя ФИО30 за июль 2020 года;

3) о том, что работодателем в нарушение части 1 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации производятся удержания из выплат, производимых по Указу № 122, непредусмотренные законом. Так, в акте указаны фельдшер отделения скорой медицинской помощи ФИО26 за июнь и июль 2020 года; фельдшер педиатрического отделения ФИО17 за май 2020 года; фельдшер отделения скорой медицинской помощи ФИО35 за май 2020 года; медицинская сестра отделения ультразвуковой и функциональной диагностики ФИО24 за июль 2020 года; фельдшер скорой медицинской помощи ФИО27 за май, июнь 2020 года; медицинская сестра участковой терапевтического отделений ФИО25 за июль 2020 года;

4) о том, что в пункте 6.3. Положения о материальном стимулировании ФИО4 РБ ФИО5, утвержденного 28 февраля 2020 года, предусмотрены условия, которые ухудшают положение работников и не соответствуют требованиям Трудового кодекса Российской Федерации. Так, ежемесячные денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и подразделений скорой медицинской помощи поставлены в зависимость от выполнения критериев оценки деятельности.

Согласно выданному государственным инспектором труда ФИО12 предписанию № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года с целью устранения нарушений, указанных в акте проверки от 31 августа 2020 года № 2/3-196-20-ПВ/12-7681-И/3256, ФИО4 РБ ФИО5 обязывают устранить следующие нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

1) начислить и выплатить стимулирующую выплату следующим работникам: ФИО20 за апрель 2020 года, ФИО21 за июль 2020 года, ФИО22 за май 2020 года, ФИО18 за июнь и июль 2020 года, ФИО24 за июнь 2020 года, ФИО25 за июнь и июль 2020 года, ФИО26 за май 2020 года, ФИО27 за май, июнь и июль 2020 года, ФИО28 и ФИО29 за май 2020 года, ФИО30 за июль 2020 года (часть 6 статьи 136, статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь»). Срок выполнения – 28 сентября 2020 года;

2) начислить и выплатить стимулирующую выплату следующим работникам: ФИО31 за июнь 2020 года, ФИО32 за июнь 2020 года, ФИО33 за июнь 2020 года, ФИО21 за июль 2020 года, ФИО34 за июнь 2020 года, ФИО22 за май 2020 года, ФИО7 за июнь 2020 года, ФИО26 за май 2020 года, ФИО35 за июнь и июль 2020 года, ФИО28 за май 2020 года, ФИО29 за май 2020 года, ФИО36 за май и июнь 2020 года, ФИО30 за июль 2020 года (часть 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации, Указ Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122 «Об установлении стимулирующей выплаты медицинским работникам и о некоторых мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»). Срок исполнения – 28 сентября 2020 года;

3) произвести возврат незаконно удержанных денежных средств при выплате стимулирующих выплат на основании Указа Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года № УГ-122 за июнь 2020 следующим работникам: ФИО26 за июнь-июль 2020 года, ФИО17 за май 2020 года, ФИО13 за май 2020 года, ФИО24 за июль 2020 года, ФИО14 за май-июнь 2020 года, ФИО25 за июль 2020 года (часть 1 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации). Срок исполнения – 28 сентября 2020 года;

4) привести Положение о материальном стимулировании, утвержденный 28 февраля 2020 года, в соответствие с пунктом 6.3 Постановления «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» (утв. 13.08.2015 №311) в части обязательности выплат для медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и подразделений скорой медицинской помощи, статей 8, 22 Трудового кодекса Российской Федерации. Срок исполнения – 28 сентября 2020 года.

Из материала проверки в отношении ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ (т. 1, л.д. 48-144) следует, что при проведении внеплановой выездной проверки начисления и осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам административными ответчиками проверялись: расчетные листки работников ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ за январь-июль 2020 года; протоколы заседания комиссии по определению выплат стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; пояснительная по снижению стимулирующих выплат по ФАП и скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ; Положение об оплате труда работников ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ.

Удовлетворяя административные исковые требования ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ частично, суд исходил из того, что в акте проверки № 2/3-196-20-ПВ/12-7684-И/3256 от 31 августа 2020 года и предписании № 2/3-196-20-ПВ/12-7724-И/3256 от 31 августа 2020 года неправильно установлены фактические обстоятельства дела, а именно не учтено, что действующим законодательством установлен порядок расходования бюджетных средств, который не предусматривает произвольного расходования иных межбюджетных трансфертов и перечисления стимулирующих выплат медицинским работникам без предоставления подтверждающей документации, а также из того, что права медицинских работников на получение стимулирующих выплат по Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 административным истцом нарушены не были, поскольку после оформления всей необходимой подтверждающей документации и получения на основании представленных заявок денежных средств от Министерства здравоохранения Республики Башкортостан соответствующие стимулирующие выплаты (при наличии оснований на их получение) ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ были произведены, что подтверждается расчетными листками.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее по тексту Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415).

В соответствии с пунктами 8, 11, 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, иной межбюджетный трансферт расходуется при наличии зарегистрированного на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции.

Локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления иных межбюджетных трансфертов и осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых они являются, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами государственного финансового контроля.

Аналогичные положения о предоставлении в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее по тексту Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484).

В соответствии с пунктом 2 названного постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 года.

Согласно пункту 3, 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - августе 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно - временный порядок, медицинские организации, транспортные организации).

Локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Пунктами 1, 2, 6 Указа Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года N УГ-122 «Об установлении стимулирующей выплаты медицинским работникам и о некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Республики Башкортостан» (далее по тексту Указ Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года N УГ-122) постановлено: установить с 18 марта 2020 года выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку (за фактически отработанное время) работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, оказывающим медицинскую помощь: а) пациентам, заболевание которых вызвано штаммом коронавируса, в следующих размерах: 25000 рублей - врачам и специалистам с высшим немедицинским образованием; 15000 рублей - среднему медицинскому персоналу; 5000 рублей - младшему медицинскому персоналу; б) лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией в следующих размерах: 5000 рублей - врачам; 2500 рублей - среднему медицинскому персоналу; распространить действие подпункта «а» пункта 1 настоящего Указа на медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, проводящих лабораторную диагностику новой коронавирусной инфекции; Министерству здравоохранения Республики Башкортостан определить перечень подведомственных медицинских организаций, а также перечень должностей медицинского, немедицинского и прочего персонала, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и реализации некоторых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Республики Башкортостан.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года N 902-Д утвержден перечень категорий и должностей медицинских работников, дающих право на получение стимулирующих выплат за выполнение особо важных работ в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а также разъяснен порядок и условия начисления выплат стимулирующего характера за особые условия труда в условиях новой коронавирусной инфекции (т. 3, л.д. 194-199).

В Письме Минздрава России от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам в условиях коронавируса», действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений, указано, что в соответствии с пунктом 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются за фактически отработанное время, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте по уважительным причинам: в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Ограничения по выплате стимулирующего характера в отношении совместителей, в том числе внешних, не установлены.

Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19.

Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19), а не на всех медицинских работников, которые оказывают помощь различным группам населения, не зараженным COVID-19.

По смыслу приведенных нормативных актов для медицинских работников предусмотрены два вида выплат стимулирующего характера: за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Как следует из материалов дела, соответствующие виды заявок «О перечислении субсидий на стимулирующие выплаты работникам ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ» направлялись административным истцом в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с расчётами, подтверждающими потребность перечисления субсидии на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам, заболевание которых вызвано штаммом коронавируса и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, по соответствующим Постановлениям Правительства Российской Федерации и Указу Главы Республики Башкортостан N 122-УГ от 25 марта 2020 года.

Так, в апреле – письмо (исх. № 01-11/1556) от 30 апреля 2020 года, в мае – письмо (исх. № 01-11/1840) от 20 мая 2020 года, в мае – письмо (исх. № 01-11/1944) от 29 мая 2020 года, в июне – письмо (исх. № 01-11/1994) от 03 июня 2020 года, в июне – письмо (исх. № 01-11/2193) от 19 июня 2020 года, в июне – письмо (исх. № 01-11/2349) от 23 июня 2020 года, в июле – письмо (исх. № 01-11/2520) от 08 июля 2020 года, в июле – письмо (исх. № 01-11/2641) от 15 июля 2020 года, в июле – письма (исх. № 01-11/2702), (исх. 3 01-11/2714) от 21 июля 2020 года, в августе – письмо (исх. № 01-11/2916 от 03 августа 2020 года, в августе – письмо (исх. № 01-11/3078) от 18 августа 2020 года, в сентябре – письмо (исх. № 01-11/3412) от 11 сентября 2020 года, в сентябре – письмо (исх. № 01-11/3515) от 21 сентября 2020 года, в октябре – письмо (исх. № 01-11/3765) от 06 октября 2020 года, в октябре – письмо (исх. № 01-11/3877) от 20 октября 2020 года, в октябре – письмо (исх. № 01-11/4017) от 30 октября 2020 года, в ноябре – письмо (исх. № 01-11/4153) от 09 ноября 2020 года, в ноябре – письмо (исх. № 01-11/4395) от 26 ноября 2020 года, в ноябре – письмо (исх. № 01-11/4394) от 26 ноября 2020 года (т. 3, л.д. 217-238).

После оформления всей необходимой подтверждающей документации и получения на основании представленных заявок денежных средств от Министерства здравоохранения Республики Башкортостан соответствующие стимулирующие выплаты работникам административным истцом были произведены, что подтверждается расчетными листками (т. 1, л.д. 55-78, т. 2, л.д. 84-87, 97-100, 110-114, 124-128, 137-139, 145-149, 161-165, 173-177, 184-188, 194-198, 206-207, 218-222, 231-235, 241-243, т. 3, л.д. 1-5, 10-14, 23-27, 35-40).

Так, ФИО21 за июль 2020 года стимулирующая выплата - сумма за фактически отработанное время в госпитале в размере 2536,66 руб. выплачена в августе в 2020 года, ФИО22 стимулирующая выплата за май 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года, ФИО23 стимулирующая выплата за июнь 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года; за июль 2020 года в сумме 1 690,44 руб. выплачена в августе за фактически отработанное время в госпитале - 16 час., ФИО25 стимулирующая выплата за июнь 2020 года - в сумме 10 870,14 руб. за фактически отработанное время 137,6 час. выплачена в июне 2020 года; за июль 2020 года в сумме 8 516 руб. выплачена в августе за фактически отработанное время - 107,8 час., ФИО28 стимулирующая выплата за май 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года, ФИО29 стимулирующая выплата за май 2020 года 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года, ФИО30 стимулирующая выплата за июль 2020 года в сумме 20 284,63 руб. выплачена в июле 2020 года за фактически отработанное время в госпитале - 96 час.

Таким образом, права медицинских работников на получение стимулирующих выплат, установленных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, административным истцом нарушены не были.

Проверка проводилась в период с 24 августа 2020 года по 31 августа 2020 года и согласно материалам дела на момент проверки расчётные листы, в которых данные выплаты были отражены, у административного ответчика имелись.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие оснований для получения стимулирующей выплаты по Указу Главы Республики Башкортостан N 122-УГ от 25 марта 2020 года с учетом требований приказа Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года N 902-Д следующим медицинским работникам ФИО4 РБ ФИО5: ФИО31 за июнь 2020 года, ФИО32 за июнь 2020 года, ФИО33 за июнь 2020 года, ФИО21 за июль 2020 года, ФИО34 за июнь 2020 года, ФИО22 за май 2020 года, ФИО7 за июнь 2020 года, ФИО26 за май 2020 года, ФИО35 за июнь и июль 2020 года, ФИО28 за май 2020, ФИО29 за май 2020, ФИО36 за май и июнь 2020, ФИО30 за июль 2020 года.

ФИО21 за июль 2020 года, стимулирующая выплата - сумма за фактически отработанное время в госпитале в размере 2 536,66 руб. выплачена в августе в 2020 года, ФИО22 стимулирующая выплата за май 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года, ФИО23 стимулирующая выплата за июнь 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года; за июль 2020 года в сумме 1 690,44 руб., выплачена в августе за фактически отработанное время в госпитале - 16 час., ФИО25 стимулирующая выплата за июнь 2020 года - в сумме 10 870,14 руб. за фактически отработанное время 137,6 час. выплачена в июне 2020 года; за июль 2020 года в сумме 8 516 руб. выплачена в августе за фактически отработанное время - 107,8 час., ФИО28 стимулирующая выплата за май 2020 года – 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года, ФИО29 стимулирующая выплата за май 2020 года в сумме 15 869 руб. полностью выплачена в июне 2020 года, ФИО30 стимулирующая выплата за июль 2020 года в сумме 20 284,63 руб. выплачена в июле 2020 года за фактически отработанное время в госпитале - 96 часов, что подтверждается расчетными листками.

На основании частей 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что объем стимулирующих выплат каждому работнику в данном случае индивидуален и зависит от факта установления оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в связи с этим объем стимулирующих выплат конкретному медицинскому работнику за установленный период разный.

Действующим законодательством установлен определенный порядок расходования бюджетных средств, который не предусматривает как произвольного расходования межбюджетных трансфертов, так и перечисления стимулирующих выплат медицинским работникам без предоставления подтверждающей документации.

Между тем при вынесении оспариваемых акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений административными ответчиками были неправильно установлены фактические обстоятельства дела, поскольку при проведении проверки не было учтено то, что согласно пунктам 10 и 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 размеры выплат стимулирующего характера определяются в медицинском учреждении здравоохранения, подведомственном Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, которое является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

Кроме того, при проверке начисления и осуществления стимулирующих выплат медицинским работникам административным ответчиком не проверялись: документы, подтверждающие нахождение медицинских работников в командировках, отпусках, на больничном; документы, подтверждающие оказание конкретными медицинскими работниками медицинской помощи пациентам с подтвержденным Covid-19; документы, подтверждающие фактически отработанное время медицинским работником в госпитале; заявки на предоставление субсидий из бюджета на произведение выплат на медицинских работников.

Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не вправе давать разъяснения порядка применения постановлений Правительства Российской Федерации и Указа Главы Республики Башкортостан и о том, что приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года N 902-Д существенным образом меняет содержание постановлений, умаляет право работников здравоохранения на получение федеральных стимулирующих выплат, существенно ограничивает круг лиц, имеющих право на федеральные и региональные стимулирующие выплаты основан на неверном толковании норм права ввиду следующего.

Согласно пунктам 1.1, 3.5, 3.24, 3.37, 4.3 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года N 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, находящихся в ведении Министерства; формирует заявку на получение бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляет в установленном порядке экономический анализ и финансирование деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, объектов капитального строительства для нужд здравоохранения, а также финансирование мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения; осуществляет в порядке, установленном законодательством, бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан имеет право издавать правовые акты, носящие нормативный и ненормативный характер, разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.

Таким образом, приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 мая 2020 года N 902-Д является действующим и до настоящего времени в установленном законом порядке не отменен, юридическую силу не утратил, является обязательным для исполнения медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Башкортостан.

Данный приказ лишь разъясняет порядок применения указанных постановлений Правительства Российской Федерации и Указа Главы Республики Башкортостан, регламентирующих условия начисления выплат стимулирующего характера за особые условия труда в условиях новой коронавирусной инфекции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что предписание в части необходимости выплат по Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 выдано в отношении 11 работников, а судом установлены выплаты лишь в отношении 7 работников, соответственно, 4 работникам (ФИО20, ФИО24, ФИО26 и ФИО27) выплаты не произведены, в материалах дела содержатся показания экономиста Белорецкой ЦРКБ ФИО41 о выплате указанным лицам стимулирующих выплат по Указу Главы Республики Башкортостан N 122-УГ от 25 марта 2020 года, а также по Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 и об отсутствии оснований для предоставления стимулирующих выплат по Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, что также подтверждается протоколами заседаний комиссий по определению выплат стимулирующего характера и расчетными листками.

Довод апелляционной жалобы о том, что стимулирующие выплаты входят в состав заработной платы и должны выплачиваться в сроки, установленные для выплаты заработной платы, в данном случае не может повлечь отмену решения суда, поскольку выплаты производятся ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ по мере поступления трансфертов, а действующим законодательством не установлены сроки перечисления денежных средств Министерством здравоохранения Республики Башкортостан подведомственным ему медицинским организациям для произведения последними соответствующих выплат их работникам.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов решения суда и не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку оно постановлено с соблюдением действующего закона.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного инспектора труда Хариной Юлии Александровны – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Б.Ф. Масагутов

Судьи Г.Р. Кулова

И.А. Ситник

Справка: судья С.В. Бондаренко