ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1594/20 от 21.01.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Емельянова О.В. Дело № 33А-429/2021 (33А-11208/2020)

Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-1594/2020)

(42RS0032-01-2020-001275-91)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово «21» января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Быковой С.В.,

Судей Бегуновича В.Н., Рюминой О.С.,

при секретаре Темниковой Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по административному иску Кондратьевой Елены Васильевны, Кондратьева Сергея Александровича к администрации города Прокопьевска Кемеровской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска об обжаловании решения должностного лица

по апелляционной жалобе администрации города Прокопьевска Кемеровской области на решение Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 14 октября 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Кондратьева Е.В., Кондратьев С.А. обратились с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации г. Прокопьевска от 01.06.2020 г. № 25/1079 о возврате им документов, возложении обязанности на администрацию г. Прокопьевска принять решение по их заявлению от 25.02.2020 г. в соответствии с требованиями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о возложении обязанности на администрацию города Прокопьевска и в течении месяца со дня вступления решения в законную силу решения суда сообщить об исполнении решения.

Требования, мотивированы тем, что 25.02.2020 г. отделом архитектуры и строительства г. Прокопьевска получено уведомление о планируемом строительстве объекта.

08.06.2020 г. ими получен ответ о возврате документов (без приложенных документов) в связи с тем, что согласно регламента от 04.09.2019 г. № 63-П, уведомление о соответствии параметров строительства предоставляется Администрацией города через МФЦ или в 210 кабинет, расположенный на 2-м этаже по улице Есенина 48.

Указанным ответом им фактически отказано на тех основаниях, что она не обратилась лично в 210 кабинет, а направила заявление почтой, так как заявление было направлено в отдел архитектуры города Прокопьевска.

В связи с тем, что отдел архитектуры является структурными подразделением администрации города Прокопьевска и по телефону она уточнила, что именно этот отдел занимается регистрацией уведомлений о строительстве, ею и было направлено письменное обращение именно в этот адрес.

Решением Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 14 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение администрации города Прокопьевска от 01.06.2020 г. № 25/1079 о возврате уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по ул. Боткина, 25 в г. Прокопьевске – Кондратьевой Е. В. и Кондратьеву С. А.

Администрацию города Прокопьевска суд обязал принять решение по уведомлению о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 20.02.2020 г. в соответствии с требованиями Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006г.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Прокопьевска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, т.к. судом применен закон, не подлежащий применению, что повлекло нарушение норм материального права.

Судом не учтено, что для данных правоотношений Федеральный закон №59-ФЗ не применим (ч. 2 ст.1), следовательно, делает решение суда неисполнимым. Подлежали применению Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", административный регламент, утвержденный постановлением администрации г.Прокопьевска от 04.04.2019 №63-п.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 20.02.2020 г. Кондратьевой Е.В. и Кондратьевым С.А. в Управление архитектуры и строительства Администрации г. Прокопьевска направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 13-14).

21.05.2020 г. за № 207 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска указанное уведомление было направлено начальнику отдела ТЭО и КС администрации г. Прокопьевска Алехиной Н.В. для проверки на соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 70).

21.05.2020 г. Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска истцам Кондратьевой Е.В. и Кондратьеву С.А. направлено сообщение №215 о том, что их уведомление направлено в отдел ТЭО и КС администрации города Прокопьевска для проверки на соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве жилищного строительства (л.д.11).

Письмом от 01.06.2020 г. № 25/1079 заместитель главы города Прокопьевска по строительству и жилищным вопросам Неб А.В. административным истцам сообщено о том, что их уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилого дома рассмотрено в администрации города Прокопьевска.

По результатам проверки сообщено, что согласно административного регламента «выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемо строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», предоставляется администрацией города Прокопьевска через МФЦ или в 210 каб., расположенном на 2-ом этаже ул. Есенина, 48. В связи с этим подлежит возврату в их адрес уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или садового дома направленное ими в Управление Архитектуры и Градостроительства. (л.д.10).

Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что решение администрации города Прокопьевска от 01.06.2020 г. № 25/1079 о возврате уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по ул. Боткина, 25 в г. Прокопьевске – Кондратьевой Елене Васильевне и Кондратьеву Сергею Александровичу является незаконным и обязал администрацию города Прокопьевска принять решение по уведомлению о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 20.02.2020 г. в соответствии с требованиями Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 г.

При этом суд сослался на нормы Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» и Градостроительного кодекса РФ.

Судебная коллегия считает вывод суда о признании незаконным решения администрации города Прокопьевск от 01.06.2020 г.№ 25/1079 правильным по следующим основаниям.

Суд установил, что административные истцы обратились в отдел архитектуры и строительства г. Прокопьевска с уведомлением о планируемом строительстве объекта.

В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

На основании ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно п. 4 ст. 2 и п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Постановление администрации г. Прокопьевска от 04.04.2019 N 63-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке" утвержден регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Согласно п. 2.2. указанного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией города Прокопьевска.

Административные истцы обратились с уведомлением о планируемом строительстве объекта в Управление архитектуры и строительства администрации города Прокопьевск, что усматривается из уведомления (л.д.13-14).

Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 25.11.2011 N 766 (ред. от 26.05.2017) "О создании муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска" создано муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска" и утверждено Положение муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска».

Согласно п.1.1. указанного Положения Управление архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска является отраслевым органом администрации города Прокопьевска, осуществляющим на территории муниципального образования "Прокопьевский городской округ" управленческие функции по реализации вопросов местного значения в области градостроительной деятельности.

Согласно п.1.6. Положения Управление в своей деятельности взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации города Прокопьевска, с органами государственной власти и управлениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Деятельность Управления координирует заместитель главы города Прокопьевска по строительству.

Согласно п.1.7. Управление наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с Федеральным законом.

Административные истцы обратились в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Прокопьевска, которое является отраслевым органом администрации города Прокопьевска, осуществляющим на территории муниципального образования "Прокопьевский городской округ" управленческие функции по реализации вопросов местного значения в области градостроительной деятельности.

Указанным Управлением уведомление о планируемом строительстве объекта было передано в администрацию города Прокопьевск, которая является органом, в компетенцию которого входит рассмотрение уведомления о планируемом строительстве.

Уведомление о планируемом строительстве объекта возвращено административным истцам заместителем главы города Прокопьевска по строительству и жилищным вопросам, что свидетельствует о том, что уведомление о планируемом строительстве объекта находилось в органе, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.

То обстоятельство, что уведомление поступило не лично от административных истцов, а было перенаправлено Управлением архитектуры и строительства администрации города Прокопьевска не имеет значения для разрешения спора.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения спора, поэтому суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика не соответствует требованиям закона и обоснованно удовлетворил требования в этой части.

В связи с тем, что оспариваемое решение является незаконным права и законные интересы административных истцов должны быть восстановлены путем обязания администрации города Прокопьевск рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта по существу.

Однако, суд обязал администрацию города Прокопьевска принять решение по уведомлению о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 20.02.2020 г. в соответствии с требованиями Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 г.

При этом суд не учел, что в силу ч. 2 ст. 1 ФЗ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Следовательно, к возникшим правоотношениям нормы ФЗ №59-ФЗ применимы быть не могут и уведомление о планируемом строительстве объекта не может быть рассмотрено в порядке, установленном указанным законом.

В соответствии с чем у суда не имелось оснований обязывать администрацию города Прокопьевск рассмотреть уведомление о строительстве объекта в порядке, предусмотренном ФЗ №59-ФЗ.

Причем, из административного искового заявления усматривается, что административные истцы просили обязать администрацию города Прокопьевск принять решение по заявлению от 25.02.2020 г. Затем карандашом дописано «в соот. с треб.ФЗ №59 «О порядке рассм. обр. гр-н от 02.05.2006». В судебном заседании административный истец Кондратьева Е.В. поддержала заявленные требования и просила обязать администрацию города Прокопьевск рассмотреть ее обращение по существу.

Суд не выяснил кем и когда были внесены исправления в административное исковое заявление и в связи с чем это было сделано.

С учетом указанных обстоятельств в данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об обязании администрацию города Прокопьевск рассмотреть уведомление о планируемом строительстве объекта по существу.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда в части признания незаконным оспариваемого решения, т.к. опровергаются установленными судом обстоятельствами.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 14 октября 2020 года в части признании незаконным решения администрации города Прокопьевска от 01.06.2020 г. № 25/1079 о возврате уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по ул. Боткина, 25 в г. Прокопьевске – Кондратьевой Е. В. и Кондратьеву С. А. оставить без изменения.

Решение суда в части обязания Администрацию города Прокопьевска обязал принять решение по уведомлению о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 20.02.2020 г. в соответствии с требованиями Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 г. отменить.

Принять по делу новое решение: обязать администрацию города Прокопьевск рассмотреть уведомление Кондратьевой Е. В. и Кондратьева С. А. о планируемом строительстве объекта по существу.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня изготовления определения в окончательной форме в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное определение изготовлено 21.01.2021 г.

Председательствующий:

Судьи: