ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1596/20 от 01.10.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Торопова С.А. Дело № 33а-6131/2020

2а-1596/2020

64RS0043-01-2020-000258-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2020 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Домниной А.В., Закарян И.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда города Саратова от 27 мая 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Домниной А.В., объяснения представителя административного истца ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее – МО) «Город Саратов», в котором просил признать незаконным решение администрации МО «Город Саратов» об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства подземных гаражей на 35 боксов в границах земельного участка площадью 1317 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию МО «Город Саратов» выдать разрешение на строительство указанного объекта.

Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что 29 октября 2019 года администрацией МО «Город Саратов» было вынесено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство указанного объекта. В настоящее время объект принадлежит административному истцу на праве аренды на основании договора замены стороны в обязательстве от 20 апреля 2019 года (запись о регистрации ). Данный отказ нарушает права административного истца на пользование земельным участком по договору аренды, создает препятствия к осуществлению его прав, предусмотренных договором аренды. Кроме того, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства препятствует реализации административным истцом строительства коммерческого объекта недвижимости на арендуемом земельном участке, что нарушает его права как индивидуального предпринимателя, имеющего намерение использовать земельный участок в коммерческих целях.

Решением Кировского районного суда города Саратова от 27 мая 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с постановленным судебным актом, ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Мотивируя свои требования, административный истец указывает, что выданный комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству градостроительный план земельного участка не содержит требований о необходимости установления публичного сервитута. При размежевании земельного участка с кадастровым номером , в результате которого был образован земельный участок с кадастровым номером вопрос об установлении сервитута не возникал. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером не имеет сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, была разработана Программа инженерных изысканий по объекту подземные гаражи-стоянки по адресу: <адрес> между домами и , с кадастровым номером . При подаче заявления на выдачу разрешения инженерно-геологические и геодезические изыскания были представлены администрации МО «Город Саратов». Вопреки выводам суда первой инстанции, границы разрешенной застройки совпадают с границами отвода, обозначенными в градостроительном плане земельного участка. Уменьшение количества машино-мест вызвано тем, что при размещении 48 машино-мест двери автомобилей не смогут быть открыты полностью, в связи с чем было запроектировано 35 машино-мест. Графическая часть проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» была сдана позже. Раздел 3 проектной документации «Архитектурные решения» не содержит цветовое решение фасадов, поскольку у подземных гаражей-стоянок фасады отсутствуют.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.

В соответствии с ч. 4 указанной статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В силу положений ч. 7 указанной статьи в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

2) градостроительный план земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с ч. 15 ст. 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства;

г) проект организации строительства объекта капитального строительства;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу положений ч. 13 указанной статьи уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Как следует из материалов дела, документацией по планировке территории, в границах земельного участка с кадастровым номером площадью 1317 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предусмотрено размещение объекта строительства: подземного гаража-стоянки на 48 машино-мест со следующими параметрами: площадь застройки 1199,68 кв.м; общая приведенная площадь 959,74 кв.м; строительный объем 3719,01 куб.м.

14 декабря 2007 года между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (арендодатель) и ООО «Спарта» (арендатор) был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка сроком на 13 лет, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, расположенного в границах, указанных в кадастровым плане участка от 03 сентября 2007 года .

14 апреля 2010 года между ООО1 и ООО2 был заключен договор замены стороны в обязательстве, в соответствии с которым «первоначальный арендатор» уступает, а «новый арендатор» принимает на себя права и обязанности по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 14 декабря 2007 года .

24 октября 2011 года между ООО2 и ООО3 был заключен договор замены стороны в обязательстве.

16 января 2012 года между ООО3 и ООО4 был заключен договор замены стороны в обязательстве.

16 апреля 2012 года между администрацией МО «Город Саратов» и ООО4 было заключено соглашение об изменении договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 14 декабря 2007 года. В результате раздела земельного участка площадью 180000 кв.м, были образованы земельные участки, в том числе, земельный участок, площадью 1317 кв.м с кадастровым номером .

09 ноября 2012 года между ООО4 и ФИО1 был заключен договор замены стороны в обязательстве, по условиям которого земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1317 кв.м, с кадастровым номером предоставлен «Первоначальному кредитору» на праве аренды, сроком на 13 лет на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 14 декабря 2007 года , зарегистрированного в Управлении Федеральной государственной службы по Саратовской области 18 января 2008 года, номер регистрации , договора замены стороны в обязательстве от 24 октября 2011 года, договора замены стороны в обязательстве от 16 января 2012 года, и соглашения от 16 апреля 2012 года, об изменении договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 14 декабря 2007 года.

20 апреля 2019 года между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор замены стороны в обязательстве (уступка прав аренды), который был зарегистрирован 06 мая 2019 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

Таким образом, ФИО2 является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1317 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

21 октября 2019 года административный истец обратился в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «подземного гаража-стоянки» в границах земельного участка площадью 1317 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

К указанному заявлению были приложены следующие документы: договор замены стороны в обязательстве от 20 апреля 2019 года; градостроительный план земельного участка от 05 июля 2013 года ; проектная документация, в состав которой включены пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, архитектурные решения (раздел 3 шифр 35/19-АР), сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения (раздел 2 шифр 35/19-СПЗУ), проект организации строительства объекта капитального строительства, их частей (раздел 6 шифр 35/19- ОС).

29 октября 2019 года администрацией МО «Город Саратов» было вынесено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства подземных гаражей на 35 боксов в границах земельного участка площадью 1317 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужили следующие обстоятельства:

- непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок, либо соглашения об установлении сервитута, через который планируется осуществление доступа к земельному участку с кадастровым номером с территории общего пользования;

- результаты инженерно-геотехнических изысканий, а именно инженерно-гидрометеологические изыскания, инженерно-экологические изыскания и инженерно-геологические изыскания не представлены. Программой инженерных изысканий отсутствие необходимости подготовки и предоставления результатов указанных инженерных изысканий не подтверждено;

- проектная документация не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка , утвержденного администрацией муниципального образования «Город Саратов» от 05 июля 2013 года . Градостроительным планом земельного участка установлены границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства. Однако согласно разделам проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка. ПЗУ», Проект организации строительства» подъезд к проектируемому объекту выходит за установленные границы, в пределах которых разрешается строительство, за границы земельного участка с кадастровым номером ;

- документацией по планировке территории, в границах земельного участка площадью 1317 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предусмотрено размещение объекта строительства: подземного гаража-стоянки на 48 машино-мест со следующими параметрами: площадь застройки 1199,68 кв.м; общая приведенная площадь 959,74 кв.м; строительный объем 3719,01 куб.м. Представленная документация разработана для строительства подземных гаражей на 35 площадью застройки 1285 кв.м, общей площадью 1020,09 объемом 3726,20 куб.м.

- в разделе 10 проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» отсутствует графическая часть;

- раздел 3 проектной документации «Архитектурные решения» не содержит цветовое решение фасадов.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Как следует из ч. 3 п. 2.6.2 постановления администрации муниципального образования «город Саратов» от 09 июня 2010 года №1488 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство»», к заявлению о выдаче разрешения на строительство, о внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения) прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка, в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 48, пп. «б» п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87, обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, которая должна содержать в текстовой части – обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, в графической части – обозначение мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, подъездов и проходов к ним.

Из изложенного следует, что отображаемые в графической части схемы планировочной организации земельного участка подъезды (проходы) к объекту капитального строительства являются элементами проектирования и должны располагаться в границах отведенного под строительство участка.

Судебной коллегией установлено, что проектная документация предусматривает осуществление подъезда на территорию планируемого к строительству объекта капитального строительства с улицы <адрес> через жилые дома и и предполагает использование для этой цели земельных участков, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений указанных домов.

Графическими материалами по организации дорожного движения, содержащимися в разделе № 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», подтверждается, что размещение проезда к планируемому объекту капительного строительства спроектировано за границами земельного участка, принадлежащего ФИО2

Вместе с тем административным истцом документов, подтверждающих установление публичного сервитута на указанных земельных участках, не представлено, так же как и не представлено результатов инженерно-геотехнических изысканий.

При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отказа администрации МО «Город Саратов» в выдаче разрешения на строительство является верным.

Судебная коллегия также приходит к выводу о том, что у администрации МО «Город Саратов» имелись основания, предусмотренные ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, для отказа в выдаче запрашиваемого разрешения.

Вместе с тем данный отказ не нарушает право ФИО2 на пользование арендуемым земельным участком, а лишь ограничивает его в пределах, установленных действующим законодательством, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов.

Доводы жалобы, по сути, сводятся к несогласию с принятым решением суда, основаны на неверном толковании действующих норм права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств. Вместе с тем каких-либо доказательств в обоснование своих доводов административным истцом не представлено.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению полностью или в части в случае их несоответствия нормативным правовым актам, а также в случае, если оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Судебной коллегией в ходе рассмотрения апелляционной жалобы указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно, основано на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым судом дана правовая оценка, а также на правильном толковании действующих норм права.

Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 27 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: