ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1600/2021 от 16.03.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Степанов С.К. № 33а-878/2022

дело №2а-1600/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 16 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего Дьяконовой З.С.,

судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Взрывпром» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу о признании незаконными и отмене предписания об устранении нарушений.

Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

акционерное общество (далее - АО) «Взрывпром» обратилось в суд с административным иском к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор) о признании незаконными и отмене предписания от 26.03.2021 № ... и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 12.04.2021. В основание иска указано, что по результатам внеплановой документарной проверки составлен акт проверки № ..., а также предписание об устранении нарушений, предусмотренных п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Требование) и п.4 ч.2 ст.12 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон №16-ФЗ). Считает предписание незаконным, т.к. указанные требования не распространяются на транспортные средства (далее - ТС) и объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) АО «Взрывпром».

Не согласившись с иском, в письменном возражении административный ответчик указал, что в соответствии с п.4 ч.2 ст.12 Закона №16-ФЗ на АО «Врывпром» возложена обязанность предоставить информацию о ТС находящихся в собственности и/или на ином законном основании, для ведения реестра в Федеральное дорожное агентство. Исходя из ответа Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 25.01.2021 на обращение АО «Взрывпром» следует, что порядок и форма предоставления указаны на официальном сайте Федерального дорожного агентства в сети «Интернет» и нет ни одной формулировки, что их ТС исключены из реестра. При этом выявленные нарушения не ставятся в зависимость от наличия или отсутствия категории на ТС (в настоящее время категория ТС не присваивается). В ходе проведения проверочных работ АО «Взрывпром» предоставило копию лицензии на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, копию свидетельства от 21.02.2017 о регистрации государственного реестра опасных производств и сведений, характеризующих опасные производственные объекты (далее - ОПО) на: склад взрывчатых материалов, гараж и площадку погрузки-разгрузки взрывчатых материалов. В связи с наличием таких объектов в соответствии с требованиями Закона №16-ФЗ административный истец является субъектом транспортной инфраструктуры, однако в Реестре категорированных ОТИ и ТС Росавтодора информация об указанных объектах отсутствует. Считает, что АО «Взрывпром» должно было знать о недопустимости осуществления деятельности при несоблюдении Требований в целях обеспечения транспортной безопасности, однако продолжало деятельность с нарушением законодательства, в связи с чем, просил в удовлетворении требований административного иска отказать.

Решением Алданского районного суда от 08.12.2021 административный иск удовлетворён, выданные АО «Взрывпром» УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор предписание и представление признаны незаконными и отменены.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика по доверенности ФИО2, повторяя доводы, изложенные в письменном возражении и ссылаясь на решение Алданского районного суда от 10.12.2020 по делу № ..., решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04.08.2021 по делу № ... и 11.11.2021 по делу № ..., просит решение суда отменить ввиду неправильного толкования норм материального права, оспариваемые предписание и представление оставить в силе.

В письменном возражении генеральный директор АО «Взрывпром» ФИО3, ссылаясь на ответ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта России (далее - Ространснадзор) от 23.12.2021, просит решение оставить в силе. Считает, что Законом №16-ФЗ не установлена взаимосвязь между видами хозяйственной деятельности и отнесением лица к субъектам транспортной инфраструктуры, к которым АО «Врывпром» не относится, т.к. не осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу, либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

В судебном заседании представитель административного ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца просила оставить решение суда без изменения.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что в ходе проведения внеплановой, документарной проверки, административным ответчиком с целью проверки исполнения ранее выданного предписания пунктов 1-5 УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора об устранении выявленных нарушений от 14.08.2020 № ... в отношении АО «Взрывпром» был составлен акт проверки № ... от 26.03.2021. По результатам проверки выдано предписание № ... от 26.03.2021 о том, что:

1. В нарушение подп.2 п.6 Требования не назначено лицо (лица) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС либо группы ТС (автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN:№ ...);

2. В нарушение подп.10 п.6 Требования не проверены лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих таковую работу в порядке, установленном в соответствии с ч.1.1 ст.10 Закона;

3. В нарушение подп.12 п.6 Требования не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности ТС из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 ст.12.1 Закона;

4. В нарушение подп.13 п.6 Требования не информированы в наглядной форме все физические лица, находящиеся в ТС, о требованиях законодательства России в области обеспечения транспортной безопасности в части их касающейся (автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN: № ..., автобус ******** VIN: № ...);

5. В нарушение ч.2 п.4 ст.12 Закона 16-ФЗ не представлена в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полная и достоверная информация для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и ТС, предусмотренных ст.6 настоящего Федерального закона на следующие ОТИ: склад взрывчатых материалов, гараж, площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов.

26 марта 2021 года выявленные нарушения предписано устранить в срок до 02.08.2021 (л.д.22 т.1).

12 апреля 2021 года внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения выявленного предписанием № ... от 26.03.2021 (л.д.28 т.1).

Разрешая заявленный спор, районный суд, руководствуясь положениями ст.1 и п.4 ч.2 статьи 12 Закона №16-ФЗ и Постановлением Правительства России от 08.10.2020 №1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и установив, что указанные в пунктах 1-4 оспариваемого предписания транспортные средства АО «Взрывпром» не подпадают под действие Закона №16-ФЗ, а объекты АО «Взрывпром», указанные в п.5 предписания, не отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, пришёл к выводу об удовлетворении требований административного иска об отмене выданных административным ответчиком предписания и представления ввиду его незаконности.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться ввиду неправильного толкования норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Частью 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 16-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 11 Закона № 16-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 6 настоящей статьи.

В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны среди прочего выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьёй 8 настоящего Федерального закона.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, если иное не установлено настоящим Законом и иными федеральными законами, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 Федерального закона о транспортной безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (статья 8).

Во исполнение указанных требований, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1640 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, которые являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, которые расположены на территории Российской Федерации (каботаж), а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации (пункт 5).

Как следует из материалов дела, в соответствии с уставом АО «Взрывпром» основными видами деятельности общества являются: производство буровзрывных работ на строительстве, реконструкции, восстановлении железных и автомобильных дорог, речных и морских сооружений и на других объектах транспортного строительства, а также при добыче полезных ископаемых, строительного камня и специальных видов работ, производство и реализация продукции промышленного и сельскохозяйственного характера, коммерческая деятельность, производство строительных и электромонтажных работ, осуществление платных услуг населению, ремонтно-строительные, пассажирские транспортные услуги, осуществление торгово-закупочных операций. В соответствии с п.3.4 общество имеет гражданские права и несёт обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых федеральными законами (л.д.148 т.1).

Таким образом, АО «Взрывпром» осуществляет производство буровзрывных работ на строительстве, реконструкции, восстановлении железных и автомобильных дорог, речных и морских сооружений и на других объектах транспортного строительства, также оказывает пассажирские транспортные услуги.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО «Взрывпром» является строительство автомобильных дорог и автомагистралей. Общество имеет лицензию на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, а также лицензию осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (л.д. 159 т.1).

АО «Взрывпром» имеет в собственности автобусы, гараж, склад со зданиями - расширение постоянного расходного склада взрывчатых материалов, и площадкой погрузки-разгрузки взрывчатых материалов. (л.д.136 -146).

12 августа 2020 года АО «Взрывпром» обратилось в Росавтодор с заявлением об исключении указанных в предписании ТС из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры (л.д.32 т.1).

25 января 2021 года Росавтодором заявителю дан ответ о том, что в связи с вступившим в законную силу Порядком ведения реестра ОТИ и ТС необходимость исключения ТС из Реестра отсутствует. Также разъяснено, что порядок и форма предоставления субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) информации для ведения Реестра указаны на официальном сайте Росавтодора (л.д.34 т.1).

Согласно подпункту "а" пункта 11 статьи 1 Закона №16-ФЗ к транспортным средствам относятся транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Пунктом 9 статьи 1 Закона №16-ФЗ субъектом транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, и использующие их на ином законном основании.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 статьи 1 Закона №16-ФЗ объектом транспортной инфраструктуры является технологический комплекс, включающий в себя определяемые Правительством России участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и ТС, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.

Таким образом, АО «Взрывпром», как собственник ТС, гаража, склада и площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов является субъектом транспортной инфраструктуры.

Доводы жалобы об использовании транспортных средств для собственных нужд не свидетельствует о том, что указанные ТС не используются для регулярной перевозки пассажиров и багажа, опровергается наличием лицензии на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, свидетельства о регистрации опасных производственных объектов - склада взрывчатых веществ, гаража, площадки погрузки-выгрузки взрывчатых материалов, информация о которых, как и о принадлежащих обществу автотранспортных средств, в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федерального дорожного агентства отсутствует в виду отсутствия обращения общества как субъекта транспортной инфраструктуры.

Приобщённое к письменному возражению истцом письмо начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора И. от 08.12.2021 №9.1.13-1710 во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку подобного рода мнения должностных лиц преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Разъяснения отдельных должностных лиц органов исполнительной власти не являются формой права и высказанная в них позиция не является обязательной для применения при разрешении судом административного дела.

Кроме того, обстоятельства, послужившие основанием для вынесения ответчиком оспариваемых актов, установлены также решением Алданского районного суда от 28.05.2021, оставленного без изменения решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04.08.2021, по делу об административном правонарушении, которым АО «Взрывпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.22-24;28-30 т.1;75-80 т.2).

Указанные решения суда в соответствии со статьёй 64 КАС РФ являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого оно вынесено, только по вопросам о том, имели ли место определённые действия и совершены ли они этим лицом (часть 3).

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 2 статьи 227 КАС РФ).

Как видно из материалов дела, такой совокупности по настоящему делу не установлено.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и в силу пункта 1 части 2 и части 3 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2021 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворения административного искового заявления акционерного общества «Взрывпром» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу о признании незаконными и отмене предписания об устранении нарушений от 26.03.2021 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 12.04.2021 отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи