ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1616/2021 от 16.09.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Агаркова С.Н. Дело № 33а-6985/2021 (№ 2а-1616/2021)

64RS0043-01-2021-002547-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2021 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Черняевой Л.В., Домниной А.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства, акта административного обследования в части, распоряжений о проведении внеплановой выездной проверки в части, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Волжского районного суда города Саратова от 17 июня 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Черняевой Л.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – Управление Росреестра по Саратовской области), в котором просит признать незаконными: заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации от 24 марта 2021 года № 94/Г-2021; акт административного обследования от <дата>/Г-2021 в части неустановления обстоятельств отсутствия укреплений откосов котлована, неприведения в пригодное для использования состояние земельного участка за их границами - <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами и с одной стороны, и земельным участком с кадастровым номером - с другой, неустановления обстоятельств наличия сквозной автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером , неустановления обстоятельств неиспользования земельного участка с кадастровым номером в течение 7 лет; распоряжений о проведении внеплановой выездной проверки от 25 марта 2021 года № 111/ф-ОГЗН и № 112/ф-ОГЗН в части непривлечения к проверке ФИО2, неустановления обстоятельств отсутствия укреплений откосов котлована, неприведения в пригодное для использования состояние земельного участка за их границами - <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами и с одной стороны, и земельным участком с кадастровым номером - с другой, неустановления обстоятельств наличия сквозной автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером , неустановления обстоятельств неиспользования земельного участка с кадастровым номером в течение 7 лет; возложить на административного ответчика обязанность привлечь к внеплановой выездной проверке ФИО2 и указать на место нахождения объекта: <адрес>, территория Новосоколовогорский поселок, земельный участок с кадастровым номером и и прилегающая территория - <адрес>.

Требования мотивированы тем, что 23 ноября 2020 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с жалобой на нарушение его прав застройщиками смежных земельных участков, выразившееся в самовольном захвате части земельного участка общего пользования, неприведении земельного участка в пригодное для использование состояние, нарушении разрешенного вида использования земельного участка, просил провести внеплановую выездную проверку, принять меры к устранению выявленных нарушений, восстановлению его имущественных прав. Письмом от 29 декабря 2020 года № 09-36/41937 Управлением Росреестра по Саратовской области заявителю было сообщено, что в первом квартале 2021 года в отношении земельных участков , , будут проведены административные обследования и принято решение о необходимости проведения внеплановой проверки. В судебном заседании по административному делу № 2а-1072/2021 ФИО1 стало известно, что такое административное обследование объектов земельных отношений проведено, по результатам которого в отношении земельного участка с кадастровым номером вынесено заключение от 24 марта 2021 года № 94/Г-2021 об отсутствии нарушений законодательства; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , составлен акт от 24 марта 2021 года № 94/Г-2021 административного обследования и вынесены распоряжения от 25 марта 2021 года № 112/ф-ОГЗН и № 111/ф-ОГЗН о проведении внеплановой выездной проверки. С принятыми решениями органа государственного земельного надзора он не согласен, полагая их незаконными, поскольку они не позволяют восстановить его нарушенные имущественные права, о нарушении которых он указал в жалобе от 23 ноября 2020 года, а именно: застройщиком земельных участков с кадастровыми номерами , ФИО2 произведен самовольный захват части земельного участка общего пользования – <адрес>, земельный участок не приведен в пригодное для использования состояние. Вместе с тем, оспариваемые распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки не содержат указания на привлечение к проверке ФИО2 и необходимость проведения проверки земельного участка общего пользования - <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами и с одной стороны, и земельным участком с кадастровым номером - с другой, использование (неиспользование) земельного участка с кадастровым номером

Решением Волжского районного суда города Саратова от 17 июня 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В доводах жалобы указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела. При проведении административного обследования земельных участков 24 марта 2021 года со ссылкой на значительный снежный покров государственные инспекторы не установили наличие (отсутствие) сквозной автомобильной дороги на земельных участках с кадастровыми номерами и , в проведении повторного обследования территории административный ответчик отказал, доказательств в опровержение доводов административного истца о наличии сквозной дороги административным ответчиком не представлено. Квалификация данной сквозной дороги на земельном участке с кадастровым номером как насыпи из гравия, не соединенной с дорогой общего пользования по <адрес>, указанная в акте проверки от <дата>, не соответствует действительности, что также усматривается из приложенных к материалам проверки фотографий. Отсутствие укреплений откоса котлована на этом земельном участке и подмывание откоса котлована со стороны земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, а также наличие автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером усматривается из приобщенных к материалам дела фотографий и следует из пояснений представителя заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4 Бездействие органа государственного земельного надзора не соответствует Положению о государственном земельном надзоре, административному регламенту осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, нарушает права административного истца.

На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 КАС РФ основанием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке публичного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора) (пункт 1).

В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением: а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность; в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях; д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (пункты 2-3).

Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственному земельному надзору, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 71 ЗК РФ в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений).

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора) (пункт 2 статьи 71 ЗК РФ в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 мая 2016 года № П/263 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учет недвижимого имущества, государственному земельному надзору.

В соответствии с пунктами 6-7 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Росреестра от 18 июня 2019 года № П/0240, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель (далее - должностные лица).

Должностные лица имеют право: 1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; 2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; 3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора; 4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; 5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; 6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; 7) осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах компетенции дела об административных правонарушениях; 8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства; 9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства; 10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия; 11) проводить предварительные проверки поступившей информации. Результатом государственного земельного надзора является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, минимизация ущерба, наносимого охраняемым законом ценностям, в результате проведения мероприятий по профилактике правонарушений. Юридическим фактом завершения проведения проверки является составление акта проверки или акта о невозможности проведения проверки (пункты 15-16 вышеуказанного Административного регламента).

Должностное лицо при проведении административной процедуры исследует состояние и способы использования объектов земельных отношений на предмет установления признаков наличия или отсутствия нарушений земельного законодательства. Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» (далее - акт административного обследования), или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации (пункты 114-115 того же Административного регламента).

Акт административного обследования утверждается уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора либо его территориальных органов и их структурных подразделений. Акт административного обследования, составленный в электронной форме, подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного на утверждение такого акта должностного лица (пункт 117 указанного выше Административного регламента).

Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

По смыслу приведенных норм время, необходимое для освоения земельного участка, определяется в каждом случае индивидуально, с учетом, в том числе фактического состояния земельного участка, параметров планируемого к возведению объекта.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются:1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований по результатам изучения доводов апелляционной жалобы и административного дела судебной коллегией не усматривается, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что в Управление Росреестра по Саратовской области 23 ноября 2020 года поступило обращение ФИО1, ФИО5, ФИО6 о нарушении требований земельного законодательства Российской Федерации правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами , , .

Согласно ответу от 29 декабря 2020 года № 09-36/41937 заявителям сообщено, что в отношении земельных участков с кадастровым номерами (<адрес>), (<адрес>), (<адрес>) в первом квартале 2021 года должностными лицами Управления Росреестра по Саратовской области будут проведены административные обследования вышеуказанных объектов земельных отношений и принято решение о необходимости проведения внеплановых проверок.

Согласно заданию на проведение административного обследования объекта земельных отношений от 11 декабря 2020 года № 129, утвержденному заместителем руководителя Управления Росреестра по Саратовской области ФИО7, главному специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления ФИО8, ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления ФИО9, ведущему специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления ФИО10 поручено провести административное обследование объектов земельных отношений, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый номер ; <адрес>, кадастровый номер ; <адрес>, кадастровый номер . К проведению административного обследования объекта земельных отношений приступить с 11 января 2021 года, административное обследование объекта земельных отношений окончить не позднее 31 марта 2021 года.

24 марта 2021 года составлено заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации № 94/Г-2021 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , в соответствии с которым нарушений земельного законодательства Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, частью 1, частью 3, частью 4 статьи 8.8 КоАП РФ, при проведении административного обследования объекта земельных отношений с кадастровым номером не выявлено.

Из данного заключения следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, для иных видов жилой застройки, предоставлен в аренду ФИО3 (с 06 октября 2014 года по 13 февраля 2031 года). Согласно договору аренды ФИО3 принял обязательство использовать, обеспечить освоение земельного участка в установленные договором сроки. При этом в пределах земельного участка расположен объект незавершенного строительства, назначение: индивидуальный жилой дом, который принадлежит на праве собственности ФИО3, работы по освоению земельного участка ведутся. Объект незавершенного строительства расположен в пределах вышеуказанного земельного участка. Установить наличие дороги на данном участке не удалось.

Наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства, а также получение уведомления от 18 октября 2019 года о соответствии указанных в уведомлении планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, выданного администрацией муниципального образования «Город Саратов», свидетельствует о действиях ФИО3 по использованию земельного участка.

Оспариваемое заключение подписано уполномоченными лицами, составлено в соответствии с Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 сентября 2019 года № П/0240, соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно акту административного обследования объекта земельных отношений № 93/Г-2021 от 24 марта 2021 года проведено административное обследование объектов земельных отношений, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый номер и <адрес>, кадастровый номер , не установлено нарушений земельного законодательства Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена частью 1, частью 3, частью 4 статьи 8.8 КоАП РФ, при проведении административного обследования объектов земельных отношений с кадастровыми номерами , 64:48:010140:131. Однако имеют место признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.

Из данного Акта следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, разрешенное использование: размещение индивидуального жилого дома, предоставлен в аренду ФИО3 (с 11 января 2018 года по 13 февраля 2031 года). Согласно договору аренды ФИО3 принял обязательство обеспечить освоение земельного участка в установленные договором сроки. При этом в пределах земельного участка расположен объект незавершенного строительства, назначение: индивидуальный жилой дом, который принадлежит на праве собственности ФИО3 Объект незавершенного строительства расположен в пределах вышеуказанного земельного участка. Кроме того, имеются договор подряда на строительство от 01 июня 2020 года, заключенный ФИО3 на работы по строительству, проектная документация на жилой дом. Указанные обстоятельства свидетельствуют о действиях ФИО3 по использованию земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, разрешенное использование: блокированные жилые дома до 3-х этажей, состоящие не более чем из 10 блоков, предназначенных для проживания одной семьи, предоставлен в аренду ФИО11 (с 16 августа 2019 года по 13 февраля 2031 года). Согласно договору аренды ФИО11 принял на себя обязательство обеспечить освоение земельного участка в установленные договором сроки.

Указанные земельные участки с кадастровыми номерами и граничат с землями публичного использования - <адрес>. Автомобильная дорога не установлена. Также установлено, что имеется комбинированный забор со стороны указанных участков, который расположен за границами данных участков.

Согласно распоряжению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 25 марта 2021 года № 111/ф-ОГЗН назначена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО3 по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , предметом которой являлось соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, сроком до 27 апреля 2021 года.

Согласно распоряжению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 25 марта 2021 года № 112/ф-ОГЗН назначена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО11 по адресу: <адрес>, земельный участок кадастровый номер , предметом которой являлось соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, сроком до 27 апреля 2021 года.

По жалобе ФИО1 от 23 ноября 2020 года административным ответчиком проведены административные обследования вышеуказанных земельных участков, по результатам которых вынесено заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства и акт административного обследования, которые соответствуют требованиям законодательства. В связи с составлением акта административного обследования от 24 марта 2021 года и установлением признаков административных правонарушений приняты распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , .

В соответствии с постановлением должностного лица Управления Росреестра по Саратовской области от 20 мая 2021 года по результатам проведения выездной внеплановой проверки в отношении ФИО11 на земельном участке с кадастровым номером ФИО11 привлечен к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в связи с занятием и использованием без предусмотренных действующим законодательством прав земельного участка ориентировочной площадью 42 кв. м, расположенного за границами сформированного земельного участка с кадастровым номером на территории, государственная собственность на которую не разграничена (территория Муниципального образования «Город Саратов») по адресу: <адрес>

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты административного ответчика соответствуют требованиям законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам жалобы исходя из следующего.

Наличие автомобильной дороги на участке с кадастровым номером на период административного обследования земельного участка не установлено, и административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав данным обстоятельством. Вопреки доводам жалобы законодательство предусматривает период освоения земельного участка, который в соответствии с договорами аренды не истек, и который не входит в трехлетний период неиспользования земельного участка по назначению. Неуказание на устранение обстоятельства наличия (отсутствия) укреплений откосов котлована земельных участков с кадастровыми номерами , , приведение (неприведение) в пригодное для использования состояние земельного участка за их границами - <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами и с одной стороны и земельным участком с кадастровым номером - с другой стороны, в акте административного обследования от 24 марта 2021 года и в распоряжениях о проведении внеплановой выездной проверки от 25 марта 2021 года не влекут нарушения прав административного истца и отмену судебного постановления по доводам жалобы, поскольку имеющиеся нарушения установлены решением Волжского районного суда города Саратова от 18 декабря 2012 года, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не окончено. В связи с чем, нарушения земельного законодательства в этой части могут быть устранены в рамках исполнительного производства. Вопреки доводам жалобы административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав фактом непривлечения к проверке ФИО2

При таких обстоятельствах, учитывая, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлена, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований административного истца.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства судом установлены верно, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.

Несогласие автора апелляционной жалобы с оценкой, данной районным судом указанным обстоятельствам, не может повлечь отмену правильного по существу решения.

Оснований для отмены, изменения решения районного суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Волжский районный суд города Саратова.

Председательствующий:

Судьи: