ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1620/18-33А-337/19 от 20.02.2019 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья Кудрявцева Е.М. 20 февраля 2019 года Дело № 2а-1620/18-33а-337/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

судей Павловой Е.Б., Макаровой Л.В.,

при секретаре Ивановой М.С.,

с участием представителя ФМЖ.,

представителя Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области Макаровой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2019 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе ФМ на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 октября 2018 года, принятое по административному исковому заявлению ФМ к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области о признании незаконным постановления Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области № <...> от <...>, обязании включить в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л а:

ФМ обратилась в суд с административным иском к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области (далее Администрация района) о признании незаконным постановления Администрации района Новгородской области № <...> от <...>, обязании включить в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

В обоснование заявленных требований ФМ указала, что постановлением Администрации района № <...> от <...> ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, отказано во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в связи с предоставлением не в полном объёме документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года № 78. Так, в соответствии с уведомлением <...> от <...> ею не представлены документ, подтверждающий изменение фамилии на Ф, документ, подтверждающий изменение имени с Ф/М на М., а также не удалось получить сведения о ее участии (неучастии) в приватизации в период с 01 января 1991 года по 27 января 1999 года. Данное постановление является незаконным и нарушает ее права. В соответствии с ее паспортом она ФМ, <...> года рождения, уроженка <...>, в соответствии со свидетельством о рождении <...>, выданным Бюро ЗАГС, Ф/М, <...> года рождения, о чём в книге записей актов гражданского состояния о рождении за <...> произведена соответствующая запись, в котором отцом значится З., матерью - Х., место рождения - селение <...>. То, что Ф/М и ФМ - одно и тоже лицо, подтверждается совпадением отчества, даты рождения, места рождения, указанных в свидетельстве о рождении и паспорте, самим фактом наличия в ее распоряжении свидетельства о рождении Ф/М, извещения <...> о пропаже на фронте ее отца З., свидетельства о рождении ее отца З., паспортом ее отца З., жителя <...>, справки о получении пенсии, выданной ее матери Х.. Фамилия Ф была ей присвоена после регистрации брака с Э. во время жизни в город <...> в <...> году, однако свидетельство о заключении брака утеряно. Регистрация брака с Э. подтверждается наличием в ее распоряжении свидетельства о рождении сына У., в котором отцом значится Э., мать ФМ. В связи с перечисленными документами у Администрации района не имелось оснований сомневаться в том, что человек, которому выдано свидетельство о рождении на имя Ф/М, и ФМ - одно и тоже лицо, что Ф/М зарегистрировала брак с Э.. Она не предоставила свидетельство о регистрации брака с Э. и не предоставила документ, подтверждающий изменение имени с Ф/М на М., но это не лишает ее права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как вдовы участника войны. Кроме того, Администрация района необоснованно требовала от нее предоставить документы, подтверждающие сведения об участии или об отказе от участия в приватизации жилого помещения, об адресе и дате ее постановки на регистрационный учет (снятия с регистрационного учета) и членов его семьи по месту жительства (месту пребывания), тогда как в соответствии с пунктом 2.1-1 Постановления Администрации Новгородской области № 78 от 26 февраля 2010 года эти сведения Администрация района обязана запрашивать самостоятельно. Более того, Администрацией района не установлено наличие у нее права проживания или собственности на другое жилое помещение более пяти лет.

Решением Боровичского районного суда <...> от <...> в удовлетворении административного искового заявлении ФМ отказано.

В апелляционной жалобе ФМ просит решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы ФМ указала, что предоставленные ею в <...> документы подтверждают ее право на включение в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, однако данные обстоятельства судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание.

В представленных письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 13 февраля 2019 года, был объявлен перерыв до 20 февраля 2019 года.

ФМ, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, заслушав объяснения представителя ФМЖ., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Администрации района Макаровой И.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не находит в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что необходимыми условиями для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является признание их

судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Между тем, такая совокупность условий в данном деле отсутствует.

Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон № 5-ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года № 78 утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, в частности членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее Порядок), пунктом 2.1 которого предусмотрено, что для получения единовременной денежной выплаты граждане, указанные в пункте 1.2 Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту жительства (далее - орган местного самоуправления) или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или в форме электронного документа с использованием региональной государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Новгородской области" или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку и документы, в числе которых: копии паспортов гражданина и членов его семьи; копии документов, подтверждающих изменение фамилии, имени, отчества гражданина и членов его семьи (в случае изменения гражданином и (или) членами его семьи фамилии, имени, отчества) (копия свидетельства о заключении (расторжении) брака, свидетельства о рождении, свидетельства о перемене имени); копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к указанным в пункте 1.2 Порядка категориям граждан (копия удостоверения установленного образца); копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия в собственности гражданина указанных объектов недвижимости); сведения об участии или об отказе от участия в приватизации жилого помещения из органа, уполномоченного на передачу жилого помещения в собственность граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по муниципальному образованию, которое на момент приватизации жилого помещения являлось местом жительства гражданина, за исключением случая, когда местом жительства гражданина являлось муниципальное образование, в орган местного самоуправления которого для получения единовременной денежной выплаты он представляет заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку и документы, указанные в настоящем пункте (в случае если гражданин был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое передано в собственность граждан в порядке приватизации).

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов, предусмотренных пунктами 2.1, 2.1-1 Порядка, орган местного самоуправления в срок, не превышающий 40 рабочих дней со дня получения от гражданина заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка, принимает решение о включении либо об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (далее - список). Решение о включении либо мотивированное решение об отказе во включении в список направляется гражданину, подавшему заявление, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения либо многофункциональным центром, в случае подачи заявления через многофункциональный центр, если иной способ получения решения о принятии на учет не указан заявителем.

Согласно пункту 2.3 Порядка гражданину отказывается во включении в список в случае, если: гражданин, подавший заявление, не относится ни к одной из категорий, указанных в пункте 1.2 Порядка; гражданин не является нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; документы, предусмотренные пунктом 2.1 Порядка, представлены не в полном объеме; документы, предусмотренные пунктом 2.1 Порядка, содержат недостоверную или противоречивую информацию; выявлены факты совершения гражданином намеренных действий с жилыми помещениями, приведших к ухудшению его жилищных условий. В данном случае вопрос о включении в список рассматривается не ранее чем через 5 лет со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФМ, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны Ч., <...> обратилась в Администрацию района с заявлением о включении ее в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, приложив к заявлению имевшиеся у нее документы.

Постановлением Администрации района <...> от <...> «Об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения» ФМ отказано во включении в названный список в связи с представлением не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка, а именно непредоставлением документов, подтверждающих изменение фамилии на Ф и имени с Ф/М на М..

Установив, что указанные документы ФМ в Администрацию района вместе с заявлением представлены не были, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Администрации района имелись основания для принятия оспариваемого постановления.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемое постановление вынесено органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными законом полномочиями, по форме и содержанию соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ФМ, в связи с чем судом обоснованно в удовлетворении административного иска ФМ отказано.

Доводы апелляционной жалобы ФМ о наличии у нее права на включение в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения при установленных выше обстоятельствах, основанием для удовлетворения заявленных ею требований не являются, поскольку наличие у ФМ статуса вдовы участника Великой Отечественной войны и права на льготы, указанные в статье 21 Федерального закона № 3-ФЗ, сами по себе не порождают права на включение в названный выше список.

Доводы апелляционной жалобы ФМ о том, что Администрация района в нарушение Порядка требовала предоставления документов, подтверждающих сведения об участии или об отказе от участия в приватизации жилого помещения, об адресе и дате ее постановки на регистрационный учет (снятия с регистрационного учета) и членов его семьи по месту жительства (месту пребывания), тогда как в соответствии с пунктом 2.1-1 Порядка эти сведения Администрация района обязана запрашивать самостоятельно, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм, регулирующих возникшие между сторонами отношения, и опровергаются материалами дела.

Так, в соответствии с пунктом 2.1-1 Порядка в течение 5 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пункте 2.1 Порядка, орган местного самоуправления запрашивает:

выписку из Единого государственного реестра недвижимости о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения у гражданина и членов его семьи, а также о прекращенных правах на жилые помещения за 5 лет, предшествующих подаче гражданином заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты;

справку о наличии (отсутствии) сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения у гражданина и членов его семьи из органа, уполномоченного осуществлять регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на территории Новгородской области. В случае изменения гражданином и (или) членами его семьи фамилии, имени и (или) отчества указанная в настоящем абзаце справка запрашивается на фамилию, имя, отчество, под которыми гражданин и (или) члены его семьи приобретали и осуществляли свои права и обязанности до 1 января 2000 года;

сведения об участии или об отказе от участия в приватизации жилого помещения из органа, уполномоченного на передачу жилого помещения в собственность граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по муниципальному образованию, когда местом жительства гражданина являлось муниципальное образование, в орган местного самоуправления которого для получения единовременной денежной выплаты он представляет заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку и документы, указанные в пункте 2.1 Порядка (в случае если гражданин был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое передано в собственность граждан в порядке приватизации);

сведения об адресе и дате постановки на регистрационный учет (снятия с регистрационного учета) гражданина и членов его семьи по месту жительства (месту пребывания);

копии документов, подтверждающих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемыми гражданином и членами его семьи.

Также в течение 5 рабочих дней со дня представления гражданином документов, указанных в пункте 2.1 Порядка, орган местного самоуправления запрашивает из органов, выдавших соответствующее удостоверение, справку об отнесении гражданина к конкретной льготной категории, а также о действительности удостоверения на день подачи заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты в случае, если удостоверение не позволяет однозначно идентифицировать льготную категорию.

Указанные в настоящем пункте документы (сведения) не запрашиваются органом местного самоуправления в случае, если они представлены гражданином по собственной инициативе или находятся в распоряжении данного органа местного самоуправления.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что орган местного самоуправления запрашивает сведения об участии или об отказе от участия в приватизации жилого помещения из органа, уполномоченного на передачу жилого помещения в собственность граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по муниципальному образованию, когда местом жительства гражданина являлось муниципальное образование, в орган местного самоуправления которого для получения единовременной денежной выплаты он представляет заявление, то есть по Боровичскому муниципальному району.

Обязанность предоставить сведения об участии или об отказе от участия в приватизации жилого помещения из органа, уполномоченного на передачу жилого помещения в собственность граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по иным муниципальным образованиям, на территории которых проживал заявитель, лежит на лице, обратившемся за предоставлением меры социальной поддержки, как это и предусмотрено пунктом 2.1 Порядка.

В целом доводы апелляционной жалобы ФМ повторяют правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, были предметом проверки и оценки со стороны суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется, не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на принятое судом решение, свидетельствуют об ошибочном толковании административным истцом норм действующего законодательства, выводов суда не опровергают, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Таким образом, разрешая административный спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального закона.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не установила.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФМ – без удовлетворения.

Председательствующий И.А. Алещенкова

Судьи Е.Б. Павлова

Л.В. Макарова