ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1638/2021 от 24.06.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело № 2а-1638/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 24 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Железняковой С.А., Кочергиной Е.Ю.,

при секретаре Чимит Е.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ондар Я.А. к судебному приставу- исполнителю Ховалыг С.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании незаконным и отмене постановления об окончании исполнительного производства и возложении обязанности по возобновлению исполнительного производства по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва Хертеша К.Ч. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., пояснения административного ответчика Ховалыг С.С., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения административного истца Ондар Я.А. и её представителя Ондара А.В.,

УСТАНОВИЛА:

административный истец Ондар Я.А. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств (далее – МОСП по РОВИП) Ховалыг С.С. о признании незаконным и отмене постановления об окончании исполнительного производства и возложении обязанности по возобновлению исполнительного производства, указав, что 13 ноября 2020 года административным ответчиком вынесено постановление об окончании исполнительного производства №29450/20/17002-ИП от 28 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ондар Я.А. к Мэрии г. Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла (далее – ДАГИЗО г. Кызыла) о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства и возложении обязанности устранить нарушение прав. Указанное постановление незаконно и необоснованно, не соответствует требованиям статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве), поскольку фактически вступившее в законную силу решение суда от 7 августа 2020 года не исполнено.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 января 2021 года в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее – УФССП по РТ).

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2021 года административное исковое заявление Ондар Я.А. удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - УФССП по РТ Хертеш К.Ч. просит решение суда отменить, указывая, что постановление об окончании исполнительного производства было вынесено судебным приставом-исполнителем после получения ответа Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла о повторном рассмотрении уведомления об окончании строительства и реконструкции объекта строительства как указано в решении Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 августа 2020 года. Результат рассмотрения уведомления (положительный или отрицательный) не может повлиять на принятие решения судебным приставом-исполнителем, так как судебный пристав-исполнитель не может требовать от должника выдать уведомление о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства, поскольку судебный пристав-исполнитель не имеет полномочий вторгаться в компетенцию органов местного самоуправления.

В возражении на апелляционную жалобу административный истец указывает, что уведомление Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла полностью повторяет то уведомление, которое судом признано незаконным, значит, решение суда фактически не исполнено, и оснований выносить постановление об окончании исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось.

Административный ответчик Ховалыг С.С. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, представители заинтересованных лиц- Мэрии г. Кызыла, ДАГИЗО г. Кызыла в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В судебном заседании административный истец Ондар Я.А. и её представитель Ондар А.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В пункте 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве указано, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из материалов дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 августа 2020 года уведомление Мэрии г. Кызыла и ДАГИЗО г. Кызыла о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 23 апреля 2019 года № RU/17302000-161 признано незаконным. Суд обязал Мэрию г. Кызыла и ДАГИЗО г. Кызыла в течение 7 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть уведомление об окончании строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Ондар А.Я. от 15 апреля 2019 года в установленном законом порядке и сообщить об исполнении решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Кызылский городской суд и административному истцу.

28 сентября 2020 года постановлениями судебного пристава-исполнителя Кызылского ГОСП Ховалыг С.С. возбуждено исполнительное производство № 29450/20/17002-ИП в отношении ДАГИЗО г. Кызыла с предметом исполнения: признать незаконным уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 23 апреля 2019 года № RU/17302000-161, выданное Мэрией г. Кызыла. Обязать административных ответчиков Мэрию г. Кызыла и ДАГИЗО г. Кызыла в течение 7 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Ондар Я.А. от 15 апреля 2019 года в установленном законом порядке и сообщить об исполнении решения в течение месяца со дня вступления решения законную силу в Кызылский городской суд и административному истцу.

13 октября 2020 года начальником ДАГИЗО г. Кызыла направлен ответ № 03 12-20/4247 в службу судебных приставов о том, что уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Ондар Я.А. рассмотрено повторно.

Согласно уведомлению от 12.10.2020 года № RU/1730200-4237 по результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства Ондар А.Я. уведомляется о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ** требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с тем, что указанный земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2).

ДАГИЗО г. Кызыла представлена копия квитанции об отправке этого уведомления административному истцу Ондар А.Я.

3 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование о предоставлении документов о проведении проверки соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, документы об осмотре объекта, о соответствии вида разрешенного использования, о проведении допустимости размещения объекта, согласно части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в срок до 6 ноября 2020 года.

На указанное требование направлен ответ о том, что 28 октября 2020 года комиссией мэрии г. Кызыла составлен акт о недопуске на объект капитального строительства.

13 ноября 2020 года судебным приставом-исполнителем Ховалыг С.С. на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объёме.

Удовлетворяя административный иск Ондар Я.А., суд первой инстанции исходил из того, что судебный пристав-исполнитель, принимая решение об окончании исполнительного производства, не учёл, что предоставленный ответ о составлении акта датирован 28 октября 2020 года, также не принято во внимание, что требование от 3 ноября 2020 года в полном объёме не исполнено. Оспариваемое постановление вынесено в отсутствие полных доказательств реального исполнения исполнительного документа, в нарушение прав и законных интересов административного истца.

С выводом суда о том, что представленное уведомление от 12.10.2020 года № RU/1730200-4237 по результатам рассмотрения уведомления Ондар Я.А. об окончании строительства не свидетельствует об исполнении решения суда, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подаёт на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи.

В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путём осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Из указанных норм права следует, что результатом рассмотрения уведомления об окончании строительства является направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Такое уведомление от 12 октября 2020 года № RU/1730200-4237 было представлено ДАГИЗО г. Кызыла судебному приставу-исполнителю, давать оценку законности или незаконности выданного уведомления, как правильно указано в апелляционной жалобе, не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя.

Вместе с тем, исполнительный лист, на основании которого было возбуждено исполнительное производство № 29450/20/17002-ИП, содержал требование о том, чтобы ДАГИЗО г. Кызыла сообщил об исполнении решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Кызылский городской суд и административному истцу.

Доказательств исполнения решения суда в этой части судебному приставу исполнителю Ховалыг С.С. ДАГИЗО г. Кызыла представлено не было, поэтому у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для окончания исполнительного производства.

При наличии таких обстоятельств оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается. Процессуальных нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2021 года.

Председательствующий

Судьи