ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-163/2021 от 11.01.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ногайский районный суд РД дело № 2а-163/2021

судья Телемишев Э.И. УИД 05RS0035-01-2021-000002-36

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 января 2022 г. по делу № 33а-215/2022 (33а-7113/2021),

г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,

судей Гончарова И.А. и Магомедова М.А.,

при секретаре Омарове Г.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан, Участковой избирательной комиссии , Участковой избирательной комиссии <адрес> РД о признании выборов депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский», проведенных <дата> недействительными; признании решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» РД», незаконным; об отмене решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан от <дата> «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» РД»; о признании недействительными итогов голосования и результатов выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД по избирательным участкам № , 1197; об отмене : протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка ; Решения участковой избирательной комиссии «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от <дата>; о признании решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» незаконным и отменить, по апелляционным жалобам заинтересованного лица председателя ТИК <адрес>ФИО17, административных ответчиков депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес>ФИО6, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО24, представителя Участковой избирательной комиссии №<адрес>ФИО16; председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбковский» <адрес>ФИО8 на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от <дата>г.

Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия,

установила:

прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан, Участковой избирательной комиссии , Участковой избирательной комиссии <адрес> РД.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой района по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства о выборах. Установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от <дата> на <дата> назначены выборы депутатов представительного органа данного муниципального образования. Решением участковой избирательной комиссии «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва избраны 11 (одиннадцать) депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский». В соответствии со ст. 23 Федерального закона от <дата>-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон -ФЭ) муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. В силу ч. 6 ст. 35 Федерального закона Э1-ФЗ численность депутатов представительного органа поселения, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1 000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Законом Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» от <дата> определен порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в Республике Дагестан, избираемого непосредственно гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно с. 9 Закона РД от <дата> численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Частью 1 ст. 24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата>, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от <дата> установлено, что Собрание депутатов сельского поселения - состоит из 7 депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 5 лет. Однако, в нарушение вышеуказанных норм, решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> в сельских поселениях Калининаул и Ленинаул образованы 11 округов, вследствие чего по результатам проведения выборов <дата> избрано 11 депутатов Собрания депутатов данного сельского поселения. Собранием депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» допущено нарушение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, которые устанавливают общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, и влекут за собой нарушения интересов Российской Федерации, а также невозможностью принятия населением решений, через органы местного самоуправления, вопросов местного значения исходя из их интересов.

В ходе судебного разбирательства прокурор <дата> обратился с уточнением (дополнением) к административному исковому заявлению, в котором просил суд привлечь участковые избирательные комиссии по одномандатному избирательному округу Арсланбековский избирательного участка и в качестве административных ответчиков по делу, указал, что из заявленных исковых требований прокуратуры района следует, что поставлен вопрос о признании выборов депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский», проведенных <дата> недействительными. Вместе с тем, в соответствии с п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная". Исходя из вышеизложенного имеется необходимость изменения (уточнения) исковых требований в этой части на признание недействительными итоги голосования и результаты выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД по избирательным участкам № , 1197.

<дата> прокурор обратился с уточнением (дополнением) к административному исковому заявлением о признании незаконным принятие Устав МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД Решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата>. Согласно протоколу заседания Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> на заседании присутствовало 6 депутатов из 7. Однако из информации Территориальной избирательной комиссии <адрес> РД следует, что при принятии устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД Собрание депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» состояли из 10 человек, которые избраны в Единый день голосования <дата>. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> представительный орган местного самоуправления сельского поселения - Собрание депутатов сельского поселения состоит из 10 депутатов. Согласно ч. 5 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования. Между тем, в нарушение вышеуказанной нормы Собранием депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» в отсутствие 2/3 от установленной численности депутатов принят устав муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский». Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость дополнения исковых требований в части признания Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» незаконным.

Просил суд признать недействительными итоги голосования и результаты выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района РД по избирательным участкам № № 1196, 1197; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №1 избирательного участка № 1197 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №2 избирательного участка № 1197 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №3 избирательного участка № 1197 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №4 избирательного участка № 1197 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №5 избирательного участка № 1197 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №6 избирательного участка № 1197 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №7 избирательного участка № 1196 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №8 избирательного участка № 1196 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №9 избирательного участка № 1196 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №10 избирательного участка № 1196 – отменить; протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № 11 избирательного участка № 1196 – отменить; решение участковой избирательной комиссии № 1197 «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от 16.09.2020 года - отменить.

Признать незаконным решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от 21.04.2015 года №52 «О принятии Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» незаконным; Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от 21.04.2015 года №52 «О принятии Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» и отменить.

Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 3 июня 2021г. постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Ногайского района Республики Дагестан, - удовлетворить частично.

Признать выборы депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан, проведенные <дата> недействительными.

Признать решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД незаконным.

Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан от <дата> «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД» отменить.

Признать недействительными итоги голосования и результаты выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД по избирательным участкам № , 1197.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №1 избирательного участка № 1197 с. Калинин Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №2 избирательного участка № 1197 с. Калинин Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №3 избирательного участка № 1197 с. Калинин Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №4 избирательного участка № 1197 с. Калинин Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №5 избирательного участка № 1197 с. Калинин Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №6 избирательного участка № 1197 с. Калинин Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №7 избирательного участка № 1196 с. Ленинаул Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №8 избирательного участка № 1196 с. Ленинаул Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №9 избирательного участка № 1196 с. Ленинаул Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №10 избирательного участка № 1196 с. Ленинаул Ногайского района РД.

Отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № 11 избирательного участка № 1196 с. Ленинаул Ногайского района РД.

Отменить решение участковой избирательной комиссии «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД четвертого созыва от <дата>.

Признать незаконным решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от <дата> «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД.

В части отмены решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от <дата> «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД в исковом требовании прокурора <адрес> Республики Дагестан отказать».

В апелляционных жалобах заинтересованные лица председатель ТИК <адрес>ФИО17, депутаты Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес>ФИО6, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО24, представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии №<адрес>ФИО18; председатель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбковский» <адрес>ФИО8 просят решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, с неправильным применением норм материального права и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В возражениях на апелляционные жалобы помощник прокурора <адрес> РД ФИО19 просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без изменения.

На заседании судебной коллегии представитель административного ответчика - председатель Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбковский» <адрес>ФИО8, представитель ответчика Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» и заинтересованного лица ФИО8 - адвокат ФИО20, заинтересованное лицо ФИО9 поддержали апелляционные жалобы.

Прокурор ФИО21 просит судебную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Остальные участники судебного разбирательства, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на заседании судебной коллегии не явились, об отложении дела не просили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 150, 307 КАС РФ пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

В силу положений ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения прокурора на них, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч. 4 этой статьи Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 этой статьи нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Судебной коллегией такие основания для отмены решения суда, оставлении иска прокурора в части признания недействительным Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД без рассмотрения, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении остальной части иска, установлены.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме (часть 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 25 октября 2018 г. N 2554-О, исходя из положений части 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и части 1 статьи 239 КАС РФ доверенные лица кандидатов вправе обращаться в суд с заявлениями за защитой своих нарушенных избирательных прав, которыми они наделены избирательным законодательством, права обращаться в суд в защиту избирательных прав кандидатов им не предоставлено, что не может рассматриваться как нарушение их конституционного права на судебную защиту, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон N 67-ФЗ.

Как следует из материалов дела, основанием проверки, проведенной прокуратурой <адрес> по определению законности проведения выборов, его результатов явилось заявление адвоката ФИО1, представителя депутата ФИО2 обращения о нарушениях избирательного законодательства при изучении обстоятельств прошедших на избирательном участке избирательной кампании депутатов в представительный орган муниципального образования сельское поселение «сельсовет Арсланбековский» выяснены следующие обстоятельства.

Постановлениями Территориальной избирательной комиссии <адрес> Республики Дагестан от <дата> и от <дата> сформированы избирательные участковые комиссии избирательного участка избирательного участка в <адрес> и в <адрес> на избирательном округе Арсланбековский.

Решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от 22.06.20120 г. на 13. 09.2020 г. назначены выборы депутатов Собрания депутатов МО СП « сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан четвертого созыва.

Другим решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> утверждены схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва.

Согласно приложенной таблице образованы 11 одномандатных округов, из которых 6 расположены на территории <адрес> и 5 на территории <адрес>.

Указанные муниципальные нормативные акты приняты в соответствии с редакцией экземпляра Устава муниципального образования сельское поселение «Арсланбековский», имеющего на титульном листе реквизиты номер государственной регистрации RU от <дата> и хранящегося в Собрании депутатов МО СП «Арсланбековский», в пункте 1 статьи 24 которого указано, что Собрание депутатов сельского поселения состоит из 11 (одиннадцати) депутатов.

После состоявшегося <дата> выборов, подведенных в протоколах избирательных комиссий №,2,3,4,5,6 итогов голосования по одномандатному округу Арсланбековский на избирательном участке (<адрес>), протоколами избирательных комиссий №,8,9,10,11 итогов голосования по одномандатному округу Арсланбековский на избирательном участке (<адрес>) участковой избирательной комиссией от <дата> постановлено выборы депутатов в Собрание депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва признать состоявшимися и действительными и признать избранными депутатами Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва по одномандатным избирательным округам ФИО6, . ФИО8. . ФИО9. . ФИО10. . ФИО3. . ФИО11. .ФИО12. ФИО4. .ФИО2, ФИО5ФИО7.

Решением 1 сессии Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения « сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от <дата> председателем Собрания избран ФИО8

Из пункта 1 статьи 24 заверенной копии Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» (номер государственной регистрации RU от <дата>), представленной Управлением Министерства юстиции РФ по РД усматривается, что Собрание депутатов муниципального образование сельское поселение «сельсовет Арсланбековский» состоит из 7 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства.

В письме начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан от <дата> на имя Ногайского районного суда Республики Дагестан указывается, что Устав МО СП « сельсовет Арсланбековский» прошел регистрацию в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан <дата>, присвоен государственный номер . В соответствии со статьей 24 вышеуказанного Устава Собрание депутатов муниципального образование сельское поселение «сельсовет Арсланбековский» состоит из 7 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 5 лет.

Аналогичный вывод по результатам сверки ч.1 ст.24 Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский», находящегося в МО СП «сельсовет Арсланбековский» и опубликованного на сайте pravo.minjust.ru на портале «Нормативные правовые акты Российской Федерации» о противоречии текстов в части количества депутатов, указан в письме ТИК <адрес> от <дата>.

Согласно части 3 статьи 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Согласно пункту 3 статьи 78 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.

Решение участковой избирательной комиссии МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> Республики Дагестан от <дата> «О результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арланбековский» четвертого созыва» было опубликовано в Республиканской общественно – политической газете «Голос степи (8828) <дата>

С административным исковым заявлением прокурор <адрес> обратился в Ногайский районный суд РД <дата>, т.е. с пропуском установленного срока, который являет пресекательным и восстановлению не подлежит.

Исходя из положений частей 3, 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 3 статьи 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав после опубликования результатов выборов административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, указанный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Таким образом, с требованием об оспаривании решения участковой избирательной комиссии об итогах голосовании заявитель должен был обратиться в суд не позднее <дата>

В соответствии с частью 9 статьи 240 КАС РФ пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.

В силу части 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Доводы о том, что срок исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении избирательных прав, основаны на неверном толковании приведенных правовых норм.

Доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, административный истец столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению административного иска в суд, и наличия условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, суду апелляционной инстанции также не представлено.

Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции не установив юридически значимые обстоятельства по делу, что свидетельствует о формальном подходе суда первой инстанции к рассмотрению настоящего административного дела, что привело к вынесению судебного акта, не соответствующего задачам и смыслу административного судопроизводства, установленным статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, помимо указанных требований в административном исковом заявлении прокурор также просил признать незаконным решения Собрания депутатов МО СП «Сельсовет Арсланбековский» от 21.04.2015г. «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский».

В силу статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации форма административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: 1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса; наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части; ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи; требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В нарушение указанных норм, суд первой инстанции, приняв заявленные уточнения, не выяснил, какие именно изменения оспариваются административным истцом и каким нормативным правовым актом они внесены; не определил, относится ли заявленный спор к подсудности районного суда в соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями.

Несмотря на это, суд первой инстанции разрешил требования истца по существу, признав незаконным решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от <дата> «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД, в то же время отказав в удовлетворении иска в части об отмене решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД от <дата> «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» <адрес> РД, тогда как, суд должен был направить данное административное исковое заявления для рассмотрения по подсудности.

При таких обстоятельствах, заявленные административным истцом требования не относятся к подсудности районного суда, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований прокурора <адрес> не могут быть признаны законными и обоснованными, и подлежит отмене как принятые с нарушением норм процессуального права, и оставлению без рассмотрения.

Судебной коллегией установлено отсутствие в аудиозаписи протокола судебного заседания об оглашении резолютивной части решения суда, судебная коллегия.

В соответствии со статьей 204 КАС РФ в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.

Частью 1 статьи 206 этого же Кодекса установлено, что секретарь судебного заседания либо по поручению председательствующего в судебном заседании помощник судьи составляет протокол и обеспечивает контроль за использованием в ходе судебного заседания или при совершении отдельного процессуального действия стенографирования, средств аудио- и (или) видеопротоколирования, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств. Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания, за исключением периода, на который суд удалялся в совещательную комнату. Носители информации, полученной с использованием стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу.

Как следует из разъяснений, данных в пунктах 65, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу статьи 204 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях наиболее полной фиксации устной информации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование.

Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется.

При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол.

Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания (часть 1 статьи 206 КАС РФ). Если выявлено, что аудиопротоколирование не осуществляется (не осуществлялось), в судебном заседании объявляется перерыв (часть 4 статьи 2 КАС РФ, статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). После окончания перерыва судебное заседание продолжается с момента, когда произошел сбой аудиопротоколирования.

Согласно судебного заседания от 3 июня 2021 г., в котором административное дело рассмотрено по существу, указано об оглашении резолютивной части решения суда (т.2 л.д.83-93).

Между тем, приобщенные к письменному протоколу носители информации (т. 2 л.д. 82) не содержат аудиозаписи оглашения резолютивной части решения суда.

Как следует из содержания письменного протокола судебного заседания, 3 июня 2021 г. во время судебного заседания участвующие в деле лица продолжили давать пояснения по существу спора, задавали друг другу вопросы, отвечали на вопросы суда, заявляли ходатайства о представлении дополнительных доказательств; судом исследовались письменные материалы дела, после чего суд заслушал заключение прокурора, провел судебные прения и вынес резолютивную часть решения, объявив после разъяснения сроков и порядка его обжалования о закрытии судебного заседания.

Составленный судьей и секретарем судебного заседания акт об отсутствии звукозаписи аудиопротокола судебного заседания от <дата>г. об оглашении резолютивной части, содержит сведения о выявлении неисправности звукозаписывающего оборудования (т. л.д.94).

Суд апелляционной инстанции исследует и оценивает содержащиеся в протоколе судебного заседания и приложенных к нему документах сведения, иные представленные (истребованные) доказательства в целях проверки соблюдения судом первой инстанции процессуальных норм о ведении аудиопротоколирования (статьи 204, 206 КАС РФ). Решение суда не подлежит отмене на основании пункта 6 части 1 статьи 310 КАС РФ, если установленные судом апелляционной инстанции причины неполноты или отсутствия записи судебного заседания не связаны с нарушением правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования, то есть имели место вследствие технических причин (сбоев), о возникновении которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения.

Из указанных разъяснений следует, что возникновение технического сбоя при ведении аудиопротоколирования, не свидетельствует о нарушении судом правил аудиопротоколирования только в том случае, когда о возникновении технических причин, исключающих возможность осуществления аудиопротоколирования, суду не было известно на момент начала судебного заседания и далее в течение всего судебного заседания, вплоть до его окончания.

Учитывая наличие в материалах административного дела письменного протокола судебного заседания, оснований для отмены судебного решения в данной части и направлении дела на новое рассмотрение не имеется.

Исходя из изложенного, судебная коллегия признает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, которое привело к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия полагает решение суда отменить, исковые требования прокурора в части признании недействительным нормативно-правового акта Устава муниципального образования оставить без рассмотрения, разъяснив, что данные требования подсудны Верховному Суду Республики Дагестан, в остальной части принимает новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить.

Административное исковое заявление прокурора <адрес> РД о признании решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от <дата> «О принятии Устава МО СП «сельсовет Арсланбековский» незаконным и его отмене оставить без рассмотрения.

В остальной части принять новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Ногайского района в интересах Российской Федерации к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района Республики Дагестан, Участковой избирательной комиссии №1196, Участковой избирательной комиссии №1197 с. Калининаул Ногайского района РД о признании выборов депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский», проведенных 13.09.2020 года недействительными; признании решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» от 22.06.2020 №57 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» РД», незаконным; об отмене решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района Республики Дагестан от 22.06.2020 года №57 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» РД»; о признании недействительными итогов голосования и результатов выборов депутатов МО СП «сельсовет Арсланбековский» Ногайского района РД по избирательным участкам № № 1196, 1197; об отмене : протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №1 избирательного участка № 1197; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №2 избирательного участка № 1197; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №3 избирательного участка № 1197; Протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №4 избирательного участка № 1197; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №5 избирательного участка № 1197; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №6 избирательного участка № 1197; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №7 избирательного участка № 1196; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №8 избирательного участка № 1196; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №9 избирательного участка № 1196; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский №10 избирательного участка № 1196; протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Арсланбековский № 11 избирательного участка № 1196; Решения участковой избирательной комиссии № 1197 «О результатах выборов Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Арсланбековский» четвертого созыва от 16.09.2020 отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ногайский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий А-Н.К. Джарулаев

Судьи И.А. Гончаров

М.А. Магомедова

Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 21 января 2022 г.