Судья: Маркова Н.В. № 33а-8899
Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-1664/2020)
(42RS0009-01-2020-001956-43)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«28» октября 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Тройниной С.С.,
судей Бегуновича В.Н., Быковой С.В.
при секретаре Логунове В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску Чжао Пэн к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным действий, бездействий, возложении обязанности совершить действие,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Чжао Пэна – Тарасенко В.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 25.06.2020,
УСТАНОВИЛА:
Гражданин Китайской народной республики Чжао Пэн обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на ГУ МВД России по Кемеровской области обязанности исключить из автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС России сведений о запрете на въезд в Российскую Федерацию.
Требования мотивированы тем, что решением Главного управления МВД России по Кемеровской области от 10.12.2019 (в редакции решения от 26.12.2019) о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Чжао Пэн были внесены сведения в автоматизированную систему центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС России сведений о запрете на въезд в Российскую Федерацию гражданина КНР Чжао Пэн ДД.ММ.ГГГГ г.р., сроком 3 года до 07.05.2022 на основании пп. 4 ст. 26 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 16.12.2019 по делу № 2а-5717/2019 приняты меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения ГУ МВД России по Кемеровской области от 10.12.2019 о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Чжао Пэн до вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу; 17.12.2019 определение вступило в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 16.01.2020 по делу № 2А- 457/2020 признано незаконным решение Главного управления МВД России по Кемеровской области от 10.12.2019 (в редакции от 26.12.2019) о не разрешении въезда Чжао Пэн в Российскую Федерацию.
Административный истец подал 27.01.2020 заявление в ГУ МВД России по Кемеровской области об исключении из автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС России сведений о запрете на въезд в Российскую Федерацию, однако никакого ответа ГУ МВД России по КО на поданное заявление ему направлено не было.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 25.06.2020 в удовлетворении требований Чжао Пэн к отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Чжао Пэна – Тарасенко В.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором удовлетворить заявленные требования.
Считает, что судом принято незаконное и необоснованное решение и подлежащее отмене по следующим обстоятельствам.
Считает ошибочными выводы суда о том, что сведения о принятом в отношении Чжао Пэн решении о неразрешении въезда были внесены в базу данных учета иностранных граждан ФМС России правомерно и основания для исключения этих сведений из базы не имеется. Административным истцом не доказано нарушение его прав отказом ГУ МВД по Кемеровской области внести изменения в базу данных.
Судом также было учтено, что 25.07.2020 года (в день принятия решения суда) вынесено апелляционное определение Кемеровского областного суда об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово и решения ГУ МВД по Кемеровской области о неразрешении Чжао Пэн въезда на территорию России.
В связи с отменой решения неразрешении въезда (запрета на въезд) в отношении Чжао Пэн, исковые требования об исключении из информационной системы подлежали удовлетворению. Так апелляционным определением Кемеровского областного суда от 25.06.2020 по делу № ЗЗА-3551 отменено решение Центрального районного суда г. Кемерово и решение ГУ МВД по Кемеровской области от 10.12.2019 о неразрешении Чжао Пэн въезда на территорию России.
Согласно ч. 5 ст. 329 ГПК РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Таким образом, на день вынесения обжалуемого решения суда, запрет въезда для Чжао Пэн был отменен, в связи, с чем исковые требования об исключении записи из информационной системы подлежали удовлетворению.
Требование об исключении сведений из системы является производным от требования об отмене решения о неразрешении въезда и подлежит удовлетворению в обязательном порядке в случае удовлетворения последнего (указанное следует, например, из кассационного определения Верховного суда РФ от 12.07.2019 N 78-КА19-8, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции об отмене решения о неразрешении въезда и исключении записи из базы данных).
Наличие в базе данных учета иностранных граждан ФМС России сведений о неразрешении въезда существенным образом нарушает права Чжао Пэн. Наличие в данной системе информации о неразрешении иностранному гражданину въезда фактически означает наступление для такого гражданина соответствующих правовых последствий запрета въезда. Поскольку, как указал административный ответчик и установил суд, перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, не включает сведения о приостановлении решений.
Соответственно для любых административных органов, а также их территориальных органов полномочных принимать решения в отношении Чжао Пэн, этот запрет на взъезд будет считаться действующим.
Ограничения, указанные в ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» безусловно, нарушают права истца, а отсутствие в информационной системе данных о приостановлении действия запрета на въезд, в свою очередь привело к отказу Чжао Пэн, в устной форме, принять документы на продление действия визы в связи, с чем он вынужден был выехать из страны. Наличие данного запрета в настоящее время не позволяет Чжао Пэн оформить рабочую визу в консульских учреждениях МИДа России в Китайской Народной Республике. Необоснованным является и указание на добровольный выезд административного истца из Российской Федерации.
Въехать в Российскую Федерацию, на законных основаниях, он не может до сих пор, поскольку в информационной системе, по настоящее время размещена информация о неразрешении въезда.
Просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 25.06.2020 по административному исковому заявлению Чжао Пэн к Главному управлению МВД Росси по Кемеровской области о признании незаконными действий и исключении из базы данных, и принять по делу новое решение, в котором исковые требования Чжао Пэн удовлетворить, обязать ГУ МВД России по Кемеровской области исключить из автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС России сведения о запрете Чжао Пэн на въезд в Российскую Федерацию.
Представителем административного ответчика ГУ МВД России по Кемеровской области Каравай Т.В. принесены возражения.
Представитель административного истца Гришаков М.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым иск Чжао Пэна удовлетворить..
Представитель административного ответчика ГУ МВД по Кемеровской области Каравай Т.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Административный истец Чжао Пэн в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ГУ МВД России по Кемеровской области 10.12.2019 принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину КНР Чжао Пэн, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сроком на 3 года до 07.05.2022 года, на основании пп. 4 ст. 26 Федерального Закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Решением ГУ МВД России по Кемеровской области от 26.12.2019 внесены изменения в решение от 10.12.2019.
На основании вышеуказанных решений административным ответчиком внесены сведения в базу данных Автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан ФМС России, о не разрешении въезда в Российскую Федерацию Чжао Пэн.
Чжао Пэн обратился в Центральный районный суд г.Кемерово с административным иском об оспаривании решения ГУ МВД России по Кемеровской области от 10.12.2019 о не разрешении въезда в Российскую Федерацию.
Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 16.12.2019 по вышеуказанному административному иску Чжао Пэн приняты меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения ГУ МВД России по Кемеровской области от 10.12.2019 о не разрешении Чжао Пэн въезда в Российскую Федерацию.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 16.01.2020 признано незаконным решение ГУ МВД России по Кемеровской области от 10.12.2019 (в редакции решения от 26.12.2019) о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина, в части указания на срок не разрешения въезда Чжао Пэн на территорию Российской Федерации, превышающий 3 года, начиная с 07.05.2019.
Административный истец 27.01.2020 обратился в ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением об исключении из автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС России сведений о запрете въезда в Российскую Федерацию.
Рассмотрев данное заявление, административный ответчик направил в адрес административного истца ответ за №16/7-3540 от 25.02.2020, в котором указал, что основания для исключения из автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан сведений о не разрешении Чжао Пэн въезда в Российскую Федерацию, а также техническая возможность внесения сведений о приостановлении его действия, отсутствуют.
Согласно п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с ч.4 ст.4 указанного Федерального закона Миграционный учет включает в себя: регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом; обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, содержится в статье 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 года № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета» утверждено одноименное положение, которое определяет порядок формирования и обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета (далее - информационная система), внесения изменений в сведения (информацию) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, содержащиеся в информационной системе (далее - сведения), порядок и срок их хранения, порядок доступа к сведениям, порядок их предоставления, использования и защиты, а также порядок взаимодействия органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты сведений.
Оператором информационной системы является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 Положения информационная система формируется на основе сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также сведений, фиксируемых при осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на основании разрешения на работу или патента.
Пунктом 39 Положения предусмотрено, что оператор информационной системы в случае установления недостоверности сведений обеспечивает их изменение, при необходимости информирует об этом поставщиков сведений и (или) пользователей информационной системы.
В связи с принятием решения ГУ МВД России по Кемеровской области 10.12.2019 (с учетом изменений, внесенных решением от 26.12.2019) решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину КНР Чжао Пэн, у административного ответчика имелись законные основания внести соответствующие сведения в информационную систему миграционного учета.
Дальнейшее внесение изменений в указанные сведения, в том числе их исключение из автоматизированной системы, могло быть произведено при установлении недостоверности указанных сведений.
Учитывая, что на момент обращения Чжао Пэна к административному ответчику с заявлением об исключении из автоматизированной системы центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС России сведений о запрете въезда в Российскую Федерацию 27.01.2020 и на момент рассмотрения этого заявления 25.02.2020 решение ГУ МВД РФ по Кемеровской области от 10.12.2019 (в редакции от 26.12.2019) о не разрешении въезда на территорию Российской Федерации в отношении иностранного гражданина Чжао Пэна отменено не было, решением Центрального районного суда г.Кемерово от 16.01.2020 (которое на момент рассмотрения заявления Чжао Пэна в законную силу не вступило) в административный иск Чжао Пэна о признании незаконным указанного решения удовлетворен только в части указания на срок не разрешения въезда на территорию Российской Федерации, превышающий 3 года, начиная с 07.05.2019, решения, у административного ответчика отсутствовали основания для внесения изменений в сведения об иностранном гражданине, содержащиеся в Информационной системе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ГУ МВД России по Кемеровской области сведения в базу данных Автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан ФМС России, о не разрешении въезда в Российскую Федерацию Чжао Пэн внесены правомерно и основания для исключения из данной базы сведений о запрете на въезд в Российскую Федерацию гражданина КНР Чжао Пэн на дату принятия судом решения от 16.01.2020.
Принятие в соответствии с определением Центрального районного суда г.Кемерово от 16.12.2019 мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения ГУ МВД РФ по Кемеровской области от 10.12.2019 не является в силу Положения о государственной информационной системе миграционного учета основанием для внесения в информационную систему либо исключения из информационной системы соответствующих сведений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав административного истца, поскольку административный истец не представил доказательств того, что отказ ГУ МВД России по Кемеровской области внести изменения в базу данных Автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан ФМС России, в части указания на приостановление действия решения от 10.12.2019 о не разрешении въезда Чжао Пэн в Российскую Федерацию, нарушил какие-либо права и свободы Чжао Пэн.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами административного истца о вынужденном выезде Чжао Пэна с территории Российской Федерации 26.02.2020, поскольку частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлена обязанность временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания.
Доказательств применения к административному истцу иных правовых последствий наличия в информационной системе соответствующих сведений (в том числе сокращение срока временного пребывания на территории России, отказ в выдаче разрешения на временное проживание на территории России, отказ в выдаче вида на жительство, отказ в выдаче разрешения на работу, невозможность выехать на территорию Российской Федерации и т.д.) стороной административного истца не представлено.
При этом необходимо учесть, что все дальнейшие решения до вступления в законную силу решения суда по административному иску Чжао Пэна об оспаривании решения от 10.12.2019, в отношении иностранного гражданина органами миграционного учета должны были приниматься с учетом определения суда от 16.12.2019 о применении мер предварительной защиты.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 25.06.2020, которым отменено решение Центрального районного суда г.Кемерово от 16.01.2020 и признано незаконным решение Главного управления МВД Росси по Кемеровской области от 10.12.2019 (в редакции решения от 26.12.2019) о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина Чжао Пэна, является самостоятельным основанием для исключения из информационной системы указанных сведений и на правильность выводов суда первой инстанции по настоящему делу не влияет.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств. Доводы административного истца были подробно исследованы судом, им дана надлежащая правовая оценка.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, выводы суда подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 25 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 2 ноября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: