ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-166/19 от 22.01.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-290/2020 судья Сенотрусова Т.Ю. (33а-5501/2019)

Уникальный идентификатор дела (1-я инст. 2а-166/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

судей Каверина С.А. и Пичуева В.В.,

при секретаре судебного заседания Назарчук О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального района «Тунгокоченский район», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» (далее – МБОУ «Тунгокоченская СОШ»), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Байкальская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» (далее – МБОУ «Байкальская СОШ»), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Вершино-Дарасунская начальная общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» (далее – МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ»), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» (далее – МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ»), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Усуглинская основная общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» (далее – МБОУ «Усуглинская ООШ»), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа Тунгокоченского района Забайкальского края» (далее – МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ») о признании незаконным бездействия и обязании провести действия,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Лесковой О.В.,

на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 12 ноября 2019 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Признаны незаконными действия администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края, МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением антитеррористического законодательства, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних и о пожарной безопасности.

На администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать: установку системы наружного периметрального видеонаблюдения в используемом здании МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ»; устранение неисправностей пожарной сигнализации в используемом здании МБОУ «Тунгокоченская СОШ»; заключение договоров на обслуживание пожарных сигнализаций в используемых зданиях МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ»; заключение договоров на обслуживание систем наружного периметрального видеонаблюдения в используемых зданиях МБОУ «Байкальская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ».

На МБОУ «Тунгокоченская СОШ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить исправное состояние и обслуживание пожарной сигнализации в здании школы по адресу: <адрес>.

На МБОУ «Байкальская СОШ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обслуживание пожарной сигнализации и функционирование системы наружного периметрального видеонаблюдения в здании школы по адресу: <адрес>

На МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обслуживание пожарной сигнализации в здании школы по адресу: <адрес>.

На МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обслуживание пожарной сигнализации и функционирование системы наружного периметрального видеонаблюдения в здании школы по адресу: <адрес>.

На МБОУ «Усуглинская ООШ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обслуживание пожарной сигнализации в здании школы по адресу: <адрес>.

На МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание школы по адресу: <адрес>, системой наружного периметрального видеонаблюдения, обеспечить обслуживание пожарной сигнализации.

Заслушав доклад судьи Бурака М.Н., выслушав пояснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Дьячковой Ж.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

17 октября 2019 года прокурор Тунгокоченского района Забайкальского края Федоров А.Г., действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд, с указанным административным иском указав в обоснование, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о пожарной безопасности, о противодействии терроризму в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Тунгокоченского района: «Тунгокоченская СОШ», «Байкальская СОШ», «Вершино-Дарасунская НОШ», «Вершино-Дарасунская СОШ», «Усуглинская ООШ», «Верх-Усуглинская СОШ», установлены нарушения требований законодательства в части создания образовательными учреждениями безопасных условий обучения, воспитания обучающихся. Осуществление деятельности образовательных учреждений при таких обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Просил признать незаконными действия административных ответчиков по осуществлению образовательной деятельности с нарушением антитеррористического законодательства, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних и о пожарной безопасности. Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать работы по устранению выявленных нарушений, а образовательные учреждения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить устранение выявленных нарушений (л.д. 3-8).

Судом принято приведенное выше решение (л.д. 201-208).

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Лескова О.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. Полагает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Вопреки мнению суда полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку требования административного истца не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Считает, что суду надлежало привлечь в качестве соответчика Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, кроме того, Комитет образования администрации МР «Тунгокоченский район» также не привлечен к участию в деле, в связи с чем, расходы по выполнению мероприятий безосновательно возложены на местный бюджет. Обращает внимание на то, что на 2019 год принят нормативно-правовой акт «Об утверждении бюджета МР Тунгокоченский район» на 2019 и плановый период 2020-2021 годов» от 27 декабря 2018 года , при этом доходы местного бюджета не позволили при формировании местного бюджета заложить расходы на обслуживание пожарных сигнализаций и систем наружного периметрального видеонаблюдения в образовательных учреждениях. Кроме того, указывает на то, что решение суда не представляется возможным исполнить также по причине окончания финансового года (л.д. 219-222).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в ходе проведения прокуратурой Тунгокоченского района Забайкальского края проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о пожарной безопасности, о противодействии терроризму в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Тунгокоченского района Забайкальского края, выявлено и не оспаривается ответчиками, что в ряде дошкольных образовательных учреждениях не функционирует и не обслуживается, а в некоторых отсутствует система наружного периметрального видеонаблюдения, пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии и не обслуживается.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора Тунгокоченского района Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с настоящим административным иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что ответчиками допущено незаконное бездействие по принятию необходимых мер по устранению нарушений антитеррористического законодательства, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а так же пожарной безопасности, что в последствие может привести к нарушению прав несовершеннолетних учащихся на защиту их жизни и здоровья.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в виду следующего.

Так, согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с Уставами, муниципальные образовательные учреждения Тунгокоченского района Забайкальского края являются некоммерческими организациями. Имущество образовательных учреждений является муниципальной собственностью муниципального района «Тунгокоченский район» и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Учредителем муниципальных образовательных учреждений Тунгокоченского района Забайкальского края является муниципальный район «Тунгокоченский район» Забайкальского края (л.д. 31-40, 58-68, 70-82, 101-107, 121-130, 139-146).

Согласно положениям пункта 7 части 1 статьи 8 Устава муниципального района «Тунгокоченский район» к ведению муниципального района относятся следующие вопросы местного значения: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Как верно установлено судом первой инстанции, 19 февраля 2018 года в адрес администрации муниципального района «Тунгокоченский район» прокуратурой Тунгокоченского района направлено представление об устранении нарушений законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних, в котором так же ставился вопрос о необходимости оборудования образовательных учреждений системами видеонаблюдения (л.д. 17-20).

04 декабря 2018 года в адрес администрации муниципального района «Тунгокоченский район» прокуратурой Тунгокоченского района направлено представление об устранении нарушений законодательства направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. Согласно указанному представлению, в образовательных организациях Тунгокоченского района выявлены следующие нарушения: системы видеонаблюдения имеются лишь в пяти образовательных учреждениях, пожарная сигнализация имеется, но неисправна по причине отсутствия оплаты за обслуживание, тревожные кнопки имеются так же не во всех учебных заведениях, системами экстренного оповещения, здания не оборудованы, отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Выявлены нарушения пожарной безопасности (л.д. 22-26).

Межу тем, как следует из материалов дела, меры по устранению выявленных нарушений административными ответчиками не приняты.

Проанализировав установленные обстоятельства по делу, вышеприведенные положения закона, судебная коллегия приходит к выводу, что осуществление деятельности школ при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Также судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Доводы апелляционной жалобы, в частности относительно того, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку требования административного истца не относятся к полномочиям органов местного самоуправления были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили свою надлежащую правовую оценку, оснований, для переоценки которой судебная коллегия не находит.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что доходы местного бюджета не позволили при формировании местного бюджета заложить расходы на обслуживание пожарных сигнализаций и систем наружного периметрального видеонаблюдения в образовательных учреждениях, а также, что решение суда не представляется возможным исполнить, в том числе по причине окончания финансового года не может быть принята в качестве основания для отмены верного по существу судебного решения.

Не влечет отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, а также Комитета образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район», поскольку права и обязанности данных лиц обжалуемым решением суда не затронуты, соответствующего ходатайства о привлечении их к участию в деле сторонами не заявлялось. Кроме того, вопрос о нарушении судебным актом прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле, может оцениваться судом апелляционной инстанции исключительно при обжаловании судебных актов данными лицами.

Каких-либо иных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда, жалоба не содержит.

Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального района «Тунгокоченский район» Лесковой О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи