ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1671/2022 от 21.10.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6869/2022

В суде первой инстанции дело № 2а-1671/2022

УИД: 27RS0002-01-2022-000901-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Карбовского С.Р.,

судей: Чуешковой В.В., Зыковой М.В.,

при секретаре Пациора Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 октября 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе административных ответчиков на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России в котором, с учетом частичного отказа от исковых требований, просил обязать ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России в течение 2 месяцев после вступления судебного решения в законную силу укомплектовать филиал № 6 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, расположенный по адресу: Хабаровский край, с.Заозерное, ул.Петра Черкасова, д.31, следующим медицинским оборудованием: стоматологический кабинет филиала № 6 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России укомплектовать дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиографом); кабинет врача-невролога филиала № 6 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России укомплектовать персональным компьютером с программами когнитивной реабилитации. Просил обязать УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России в течение 1 месяца после вступления судебного решения в законную силу профинансировать приобретение вышеуказанного медицинского оборудования.

В обоснование требований указал, что указанные нарушения административными ответчиками в добровольном порядке не устранены.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 июля 2022 года административные требования удовлетворены частично. Постановлено обязать ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России укомплектовать филиал № 6 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, расположенный по адресу: Хабаровский край, с.Заозерное, ул.Петра Черкасова, д.31 медицинским оборудованием:

- стоматологический кабинет дентальным рентгеновским аппаратом с цифровым приемником изображения (радиовизиографом);

- кабинет врача-невролога персональным компьютером с программами когнитивной реабилитации, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административные ответчики просят решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований, ссылаясь на то, что в указанном филиале имеется рентгенкабинет, в связи с чем, оснований для приобретения дентального рентгеновского аппарата не имеется. Также нет оснований для удовлетворения требований об обеспечении кабинета врача-невролога персональным компьютером, т.к. в филиале уже имеется персональный компьютер.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях доводы апелляционной жалобы полагает необоснованными, просит оставить ее без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков Жадик А.И. требования и доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного истца прокурор Коноватникова К.А. решение суда полагала законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 КАС РФ, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Как следует из материалов административного дела, в стоматологическом кабинете филиала № 6 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России отсутствует дентальный рентгеновский аппарат с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), а в кабинете врача-невролога филиала № 6 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России отсутствует персональный компьютер с программами когнитивной реабилитации.

Представление Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 11.01.2022 об устранении указанных недостатков ответом ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России от 25.02.2022 оставлено без удовлетворения.

Установив указанные обстоятельства и удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции исходил из того, что руководящими документами предусмотрено наличие у административного ответчика дентального рентгеновского аппарата с цифровым приемником изображения (радиовизиограф), а также обеспечение кабинета врача-невролога персональным компьютером с программами когнитивной реабилитации, что исполнено не было.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения административных требований.

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) должностного лица являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ). Согласно пункту 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (действовавшими до 16.07.2022), было предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124). Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача исправительного учреждения, а при отсутствии в исправительном учреждении врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у исправительного учреждения заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации (пункт 125).

Согласно действующих Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110, медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (пункт 154).

Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в исправительном учреждении производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Правила N 1466). Пунктом 33 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - приказ Минюста Российской Федерации N 285), установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения уголовно-исполнительной системы который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.

Сроки ожидания оказания медицинской помощи регламентированы Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемыми каждый год постановлением Правительства Российской Федерации.

Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в виде: скорой медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях предусматривает выполнение необходимых профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий и оказывается в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи.

Первичная медико-санитарная помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях оказывается: врачами-стоматологами (врачами-стоматологами общей практики), врачами-стоматологами-терапевтами, врачами-стоматологами-хирургами, врачами-стоматологами-ортопедами, врачами-ортодонтами, врачами - челюстно-лицевыми хирургами (далее - врачи стоматологического профиля), зубными врачами, гигиенистами стоматологическими, зубными техниками; фельдшерами и врачами других специальностей.

При выявлении признаков стоматологического заболевания медицинскими работниками, указанными в абзаце 3 настоящего пункта, после проведения мероприятий, направленных на устранение состояний, представляющих угрозу жизни, и на устранение боли, пациент направляется в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи врачами стоматологического профиля.

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N 1496н, действовал до 1 января 2021 года, с 28 марта 2021 года данный порядок регулируется приказом Минздрава России от 31 июля 2020 года N 786н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях" (далее - Приказ 786н).

Согласно пункту 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного Приказом 786н, профилактика стоматологических заболеваний осуществляется медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях, и включает в себя профилактические мероприятия, в том числе профилактические медицинские осмотры, которые рекомендуется проводить 1 раз в 6 месяцев.

Согласно пунктам 2, 3 указанного Порядка оказание медицинской помощи взрослому населению осуществляется при стоматологических заболеваниях в виде первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в условиях дневного стационара врачами стоматологического профиля (пункт 7 Порядка). Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций (пункт 10 Порядка).

Приложение №3 к указанному Порядку устанавливает стандарт оснащения кабинета стоматологии общей практики, пунктом 7 которого предусмотрено наличие дентального рентгеновского аппарата с цифровым приемником изображения (радиовизиограф) (при отсутствии рентгеновского кабинета либо договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии).

Несоблюдение установленных законом порядка и стандарта оказания медицинской помощи является нарушением требований к качеству медицинской услуги.

Вместе с тем, судом первой инстанции не было учтено, что дентальная рентгенология может осуществляться исправительным учреждением как самостоятельно, так и с помощью иных медицинских организаций, имеющих соответствующие лицензии, в связи с чем, резолютивная часть решения подлежит дополнению соответствующим указанием.

Также судебная коллегия соглашается с удовлетворением судом первой инстанции требований о возложении обязанности по оборудованию кабинета врача-невролога персональным компьютером с программами когнитивной реабилитации, поскольку вопреки требованиям пункта 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, пункта 27 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 г. N 926н, пункта 6 Правил организации деятельности кабинета врача-невролога, установлено его несоответствие требованиям пункта 9 Стандарта оснащения кабинета врача-невролога и клинико-диагностического кабинета.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России – без удовлетворения.

Абзац третий резолютивной части решения после слова (радиовизиографом) дополнить словами: «или заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на работы (услуги) по рентгенологии».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи: