ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1676/19 от 17.12.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Козырева Н.А. дело № 33а – 43503/2019 (№ 2а-1676/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Сидорова В.В.,

судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Ткач И.И.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Высоцкого О.Н. по доверенности Сапожникова А.В. на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Высоцкий О.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <...> г. < Ф.И.О. >1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления, в котором просит суд признать распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. об отмене распоряжения главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. незаконным и обязать администрацию <...> г. < Ф.И.О. >1 отменить распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно постановлению администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...> от 02.06.1993г. < Ф.И.О. >6 предоставлен земельный участок площадью 836 кв.м. во временное пользование сроком на 5 лет для выращивания сельскохозяйственных культур.

По договору о предоставлении земельного участка в аренду за <...> от 03.12.1993г. администрацией <...> г. < Ф.И.О. >1 предоставлен в аренду < Ф.И.О. >6 земельный участок площадью 0,083 га в п. Н.<...> Ольховый б/н, для выращивания сельхозкультур, сроком на 5 лет.

Вступившим в законную силу решением Лазаревского районного суда г. < Ф.И.О. >1 от <...> установлен факт принятия Высоцким О.Н. наследства, оставшегося после смерти < Ф.И.О. >6, умершего <...>, состоящего из жилого дома общей площадью 27,8 кв.м, и земельного участка площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: г.< Ф.И.О. >1, <...>, п. Н.Волконка, пер. Ольховый б/н. За Высоцким О.Н. признано право собственности на жилой дом общей площадью 27,8 кв.м, расположенный по указанному адресу.

В целях формирования земельного участка в границах кадастрового квартала <...> и последующей постановки его на государственный кадастровый учет была выполнена в установленном законом порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого жилым домом.

Распоряжением главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. указанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого жилым домом, утверждена. Предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 830 кв.м, образованного из земель разграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала <...>, занятого жилым домом по пер. Ольховый, <...> в <...> г. < Ф.И.О. >1, с целью его использования - для индивидуального жилищного строительства, с условием его образования в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Земельный участок 06.03.2019г. поставлен на кадастровый учет под номером 23:49:0112001:1257, зарегистрировано право муниципальной собственности.

Однако, распоряжением главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. отменено распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. с формулировкой - в соответствии с протестом прокуратуры <...> г. < Ф.И.О. >1 от 23.04.2019г. <...>.

Высоцкий О.Н. считает распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. незаконным, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Высоцкого О.Н. отказано.

С указанным решением суда не согласился представитель Высоцкого О.Н. по доверенности < Ф.И.О. >7 и подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Высоцкого О.Н., суд первой инстанции указал, что предоставление земельного участка площадью большей, чем необходимо для размещения и эксплуатации существующего здания, принадлежащего административному истцу, является нерациональным использованием земель.

Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, при неправильном применении норм материального права.

Так, из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Лазаревского районного суда г. < Ф.И.О. >1 от 19.10.2016г. установлен факт принятия наследства < Ф.И.О. >8 наследства, оставшегося после смерти < Ф.И.О. >6, умершего <...>, состоящего из жилого дома общей площадью 27,8 кв.м, жилой площадью 9,1 кв.м, и земельного участка площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >1, <...>, п. Н.Волконка, пер. Ольховый б/н.

За Высоцким О.Н. признано право собственности на жилой дом общей площадью 27,8 кв.м, жилой площадью 9.1 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >1, <...>, п. Н.Волконка, пер. Ольховый б/н.

Суд обязал Управление Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности за Высоцким О.Н. на жилой дом общей площадью 27,8 кв. м, жилой площадью 9,1 кв.м. расположенный по адресу: Краснодарский край, г.< Ф.И.О. >1, <...>, п. Н.Волконка, пер. Ольховый б/н, и поставить на кадастровый учел жилой дом и земельный участок площадью 830 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >1, <...>, п. Н.Волконка, пер. Ольховый б/н.

На основании указанного решения Лазаревского районного суда г. Сочи от 19.10.2016г. за Высоцким О.Н. зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью 27,8 кв.м, расположенный по адресу: г. < Ф.И.О. >1, <...>, пер. Ольховый, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.02.2019г. <...>.

В целях формирования земельного участка в границах кадастрового квартала <...> и последующей постановки его на государственный кадастровый учет административным истцом была выполнена в установленном законом порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого жилым домом, площадью 27,8 кв.м, расположенного по адресу: г.< Ф.И.О. >1, <...>, пер.Ольховый.

Распоряжением главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. утверждена указанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 830 кв.м, образованного из земель неразграниченнои государственной собственности в границах кадастрового квартала <...> но переулку Ольховый, <...> в <...> г. < Ф.И.О. >1, расположенного в границах территории исторического поселения регионального значения, во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, водоохранная зона Черного моря – 500 м, в территориальной зоне «Ж2» - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, категория земель –-земли населенных пунктов.

Предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 830 кв.м, образованного из земель разграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала 23:49:0112001, занятого жилым домом по пер. Ольховый, <...> в <...> г. < Ф.И.О. >1, с целью его использования - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), с условием его образования в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Установлен вид разрешенного использования образованного земельного участка – «индивидуальное жилищное строительство» (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).

Сформированный земельный участок площадью 830 кв.м поставлен на кадастровый учет под номером 23:49:0112001:1257 и на него зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.03.2019г.

23.04.2019г. прокуратурой <...> г. < Ф.И.О. >1 принесен протест <...> на распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. с требованием об его отмене.

Распоряжением администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. в соответствии с протестом прокуратуры <...> г. < Ф.И.О. >1 от 23.04.2019г. <...>, распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. отменено.

Вместе с тем, согласно пункту 26 части 1 ст. 16, части 1 ст. 7 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 ст. 8, части 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки < Ф.И.О. >1 округа относится к вопросам местного значения < Ф.И.О. >1 округа, по которым представительным органом местного самоуправления < Ф.И.О. >1 округа принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с указанными требованиями закона решением < Ф.И.О. >1 от 29.12.2009г. <...> (ред. от <...>) утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт < Ф.И.О. >1.

Согласно разделу 1.1. Правил установлено понятие термина «Коэффициент использования территории» (далее по тексту - КИТ) - как вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке, определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка (%).

Следовательно, КИТ, как вид ограничения устанавливается градостроительным регламентом, а в силу пункта 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Кроме того, как непосредственно указано в норме КИТ применяется как вид ограничения - в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, КИТ, как вид ограничения применяется только для строительства и реконструкции объектов, а не предоставления земельного участка.

Положением ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).

В соответствии с разделом 12.1. Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт < Ф.И.О. >1 размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, составляют: для индивидуального жилищного строительства - от 400 до 1000 кв.м.

В соответствии с пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 1, 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса (подпункт 3 пункта 1 ст. 11.3 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 -23 статьи 39.16 данного Кодекса.

Из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что испрашиваемый к предоставлению Высоцким О.Н. под имеющимся у него в собственности жилым домом, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0112001:1257, площадью 830 кв.м, был сформирован с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, отвечал требованиям о предельных размерах земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства в г. < Ф.И.О. >1, установленным в пределах от 400-1000 кв.м.

Следовательно, указание в обжалуемом решении суда на то, что предоставление земельного участка площадью большей, чем необходимо для размещения и эксплуатации существующего здания, принадлежащего административному истцу, является нерациональным использованием земель, не основано на требованиях земельного законодательства, устанавливающего требования к порядку предоставления земельного участка, утверждению схемы расположения земельного участка.

При этом иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация муниципального образования г. < Ф.И.О. >1 установлено не было, в связи с чем, было принято законное и обоснованное Распоряжение <...>-р от 26.11.2018г., которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого жилым домом, предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 830 кв.м, занятого жилым домом по переулку Ольховый, <...> в <...> города < Ф.И.О. >1, с целью его использования - для индивидуального жилищного строительства.

В административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденном постановлением администрации города < Ф.И.О. >1 от 07.05.2015г. <...>, приведен исчерпывающий перечень информации, которая должна быть указана в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Департамент принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена (подпункт 1 пункта 32).

Между тем, распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. отменено распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. с формулировкой - в соответствии с протестом прокуратуры <...> г. < Ф.И.О. >1 от 23.04.2019г. <...>, как основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в то время, как в регламенте предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» такое основание отсутствует.

При этом, в распоряжении главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. не указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенные в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. об отмене распоряжения главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем, подлежит отмене.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что на основании ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, оспариваемое административным истцом Высоцким О.Н. распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. об отмене распоряжения главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. противоречит исполнению вступившего в законную силу решения Лазаревского районного суда г. < Ф.И.О. >1 от 19.10.2016г., которым суд обязал Управление Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности за Высоцким О.Н. на жилой дом общей площадью 27,8 кв. м, жилой площадью 9,1 кв.м. расположенный по адресу: Краснодарский край, г.< Ф.И.О. >1, <...>, п. Н.Волконка, пер. Ольховый б/н, а также поставить на кадастровый учел жилой дом и земельный участок площадью 830 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. < Ф.И.О. >1, <...>, п. Н.Волконка, пер. Ольховый б/н.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Высоцкого О.Н., судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверному толкованию норм материального права.

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя Высоцкого О.Н. по доверенности < Ф.И.О. >7 удовлетворить.

Решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 августа 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Высоцкого О.Н. к администрации <...> г. < Ф.И.О. >1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г. об отмене распоряжения главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.11.2018г. незаконным.

Обязать администрацию <...> г. < Ф.И.О. >1 отменить распоряжение главы администрации <...> г. < Ф.И.О. >1<...>-р от 26.04.2019г.

Председательствующий

Судьи