ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1681/2023 от 25.01.2024 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Романова В.А Дело № 33а-294/2024

(в суде первой инстанции № 2а-1681/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2024 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Овчаренко А.Н.,

судей Крючковой Н.П., Окуневой Л.А.,

при ведении протокола помощником судьи Марчук У.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе по докладу судьи Крючковой Н.П. административное дело (УИД № 58RS0027-01-2023-001371-07) по апелляционной жалобе представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 - ФИО5 на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 13 июля 2023 года, которым постановлено:

Административные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области о признании решения Министерства Жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 20 марта 2023 года № Р-179/2023 незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в реестр лицензий Пензенской области по многоквартирному дому №12 по ул. ФИО11 в г. Пензе - оставить без удовлетворения.

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Октябрьский районный суд г. Пензы с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее - Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области) об оспаривании решения от 20 марта 2023 года № 179/2023, указав, что собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) № 12 по ул. ФИО11 в г. Пензе на внеочередном общем собрании приняли решения (протокол № 1 от 25 декабря 2022 года) о расторжении с 1 февраля 2023 года договора управления данным МКД с АО «Арбековское», о выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Вдохновение» и заключении с ООО УК «Вдохновение» договора управления МКД № 12 по ул. ФИО11 в г. Пензе с 1 февраля 2023 года. Уведомление о расторжении договора управления МКД и выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Вдохновение» 20 января 2023 года направлено инициатором собрания в управляющую организацию АО «Арбековское». 20 января 2023 года протокол № 1 от 25 декабря 2022 года вместе с приложениями были переданы в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области. ООО УК «Вдохновение» 20 января 2023 года обратилось с заявлением в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области о внесении изменений в реестр лицензий по Пензенской области.

Решением Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 20 марта 2023 года № Р-179/2023 отказано во внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области в отношении МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г.Пензе со ссылкой на то, что сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных ООО УК «Вдохновение», недостоверны; собственниками помещений в МКД №12 по ул. ФИО11 в г.Пензе на общем собрании принято решение, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 14 февраля 2023 года № 1, о выборе в качестве управляющей организации АО «Арбековское».

Административные истцы, будучи собственниками помещений в МКД, считали указанное решение административного ответчика незаконным, нарушающим их права и законные интересы, полагая, что решение Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области не содержит мотивированного обоснования отказа; решение общего собрания собственников жилья, оформленное протоколом от 25 декабря 2022 года, недействительным не признано; с момента получения АО «Арбековское» уведомления 20 января 2023 года от инициатора собрания о расторжении договора с данной управляющей компанией и заключении договора на управление домом с ООО УК «Вдохновение» договор с АО «Арбековское» считается расторгнутым. АО «Арбековское» в порядке статьи 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязано было разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в органы государственного жилищного надзора, однако не сделало этого. Полагали, что решения, оформленные протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 14 февраля 2023 года ничтожны, поскольку никакого собрания в этот день не проводилось, собственники многоквартирного дома не голосовали за выбор в качестве управляющей организации АО «Арбековское». 16 марта 2023 года административному ответчику поступил протокол общего собрания собственников помещений МКД от 15 марта 2023 года № 2 об отмене решения собственников помещений МКД с 10 января 2023 года по 13 февраля 2023 года по всем вопросам повестки дня, оформленные протоколом от 14 февраля 2023 года № 1, а также о подтверждении решений собраний собственников помещений МКД, проводимых с 12 декабря 2022 года по 24 декабря 2022 года и о выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Вдохновение», однако ответчик при принятии оспариваемого решения во внимание данные обстоятельства не принял.

По изложенным основаниям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 просили суд признать незаконным решение Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 20 марта 2023 года № Р-179/2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области по многоквартирному дому № 12 по ул. ФИО11 в г. Пензе; обязать административного ответчика в 10-дневный срок с даты вступления в силу решения суда внести изменения в реестр лицензий Пензенской области и включить сведения об МКД по адресу: ул. ФИО11 д.12 в г. Пензе в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Вдохновение».

Октябрьский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение от 13 июля 2023 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в апелляционной жалобе, поданной их представителем ФИО5, просили отменить указанное решение суда, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела.

По мнению административных истцов, лицензирующий орган не исполнил свои обязательства по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью по управлению МКД при наличии спорной ситуации относительно волеизъявления собственников помещений МКД.

Доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, содержащимися в административном исковом заявлении, сводятся к несогласию с выводами суда о законности принятого ответчиком решения от 20 марта 2023 года № Р-179/2023 со ссылкой на то, что у административного ответчика основания для приостановления рассмотрения заявления ООО УК «Вдохновение» о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области не было, поскольку решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 25 декабря 2022 года № 1 не было отменено или признано недействительным. На рассмотрении у Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области находилось заявление ООО УК «Вдохновение» о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области датированное 20 января 2023 года, в связи с чем оснований для обращения повторно с аналогичным заявлением не имелось. АО «Арбековское» при получении решения общего собрания собственников помещений МКД от 25 декабря 2022 года, оформленное протоколом от 25 декабря 2022 года № 1, о расторжении договора управления, не выполнило обязанность по размещению сведений об этом в государственной информационной системе и не направило их в орган государственного жилищного надзора, что предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу заместитель начальника Управления правовой и кадровой работы Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области ФИО6 просила решение Октябрьского районного суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению административного ответчика, оспариваемое решение принято при соблюдении им полномочий и процедуры, установленных Порядком, утвержденным приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр, административным регламентом по предоставлению данной государственной услуги, утвержденным приказом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 15 июля 2022 года № 38/ОД, ЖК РФ и соответствует обстоятельствам, установленным в ходе проверки заявления ООО УК «Вдохновение» о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов ФИО5, генеральный директор ООО УК «Вдохновение» ФИО7 поддержали апелляционную жалобу, настаивали на удовлетворении судом административного иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области - ФИО8, представитель АО «Арбековское» ФИО9 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы административных истцов, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте апелляционного слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле, а также новые доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положениями статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом, как следует из положений статей 226, 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.

Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

В силу закона, собственники помещений многоквартирного дома обязаны выбрать лишь один из указанных выше способов управления, а многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Согласно части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Нормами частей 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ определено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, наряду с иными реестрами, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, который должен содержать раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Согласно статье 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).

Лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом, который в соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).

Заключение договора управления многоквартирным домом необходимо в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации, изложенных выше, имеющих приоритет над подзаконными актами.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр).

Согласно названному Порядку изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2).

Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4).

В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (пункт 5).

По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6).

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).

Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8).

Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).

Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются собственниками жилых помещений в МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г. Пензе.

25 декабря 2022 года на основании решения собственников помещений МКД, оформленного протоколом общего собрания от 25 декабря 2022 года № 1, между управляющей организацией ООО УК «Вдохновение» и собственниками МКД заключен договор управления МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г. Пензе сроком действия на пять лет с 1 февраля 2023 года.

20 января 2023 года в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области поступило заявление от ООО УК «Вдохновение» о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области в отношении МКД по адресу: ул. ФИО11, д.12 в г. Пензе (вх. от 20 января 2023 года № 01-02-269). В обоснование указанного заявления были представлены протокол от 25 декабря 2022 года № 1 общего собрания собственников помещений в о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Вдохновение» с приложениями.

2 февраля 2023 года в результате проверки решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 25 декабря 2022 года № 1, Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области не выявило очевидных признаков ничтожности этого решения (52,1% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, принявших участие в голосовании, кворум имелся), о чем главным специалистом-экспертом - государственным жилищным инспектором отдела лицензирования ФИО10 был составлен акт.

Согласно заключению Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области при проверке заявления ООО УК «Вдохновение» о внесении изменении в реестр лицензий Пензенской области и приложенных к заявлению документов, установлено соответствие представленных заявления и документов условиям подпунктов «а», «б», «д», «е» пункта 5 Порядка № 938/пр и их несоответствие условиям подпункта «в» пункта 5 данного Порядка (наличие противоречий между сведениями, представленными заявителем, и сведениями, содержащимися в реестре на момент рассмотрения заявления), в связи с чем, административным ответчиком принято решение от 2 февраля 2023 года № Р-42/23 о приостановлении рассмотрения заявления ООО УК «Вдохновение» до 20 марта 2023 года с целью проведения проверки указанных обстоятельств (подпункт «в» пункта 7 Порядка, подпункты «а», «в» пункта 10 Порядка).

2 февраля 2023 года Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области вынесено решение № Р-42/23 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменения в реестр лицензий Пензенской области до 20 марта 2023 года.

2 февраля 2023 года в адрес АО «Арбековское» и в адрес ООО УК «Вдохновение» административным ответчиком были направлены информационные письма, предусмотренные пунктом 15 Порядка № 01-03-468/09 и № 01-03-467/09 соответственно, о предоставлении дополнительной информации, необходимой для рассмотрения заявления ООО УК «Вдохновение».

15 февраля 2023 года от АО «Арбековское» в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области поступил ответ, в котором имелись сведения о том, что собственниками помещений МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г. Пензе принято решение, оформленное протоколом от 14 февраля 2023 года № 1 о выборе АО «Арбековское» в качестве управляющей организации, о расторжении договора управления МКД с ООО УК «Вдохновение», о заключении с АО «Арбековское» договора управления МКД от 14 февраля 2023 года со сроком действия с 14 февраля 2023 года на один год, о чем было направлено уведомление в ООО УК «Вдохновение».

15 февраля 2023 года от АО «Арбековское» в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области поступил указанный протокол общего собрания собственников помещений МКД от 14 февраля 2023 года № 1 с приложениями, заявление о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области от АО «Арбековское».

2 марта 2023 года по результатам проверки решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 14 февраля 2023 года № 1, Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области не выявило очевидных признаков ничтожности этого решения (64,3% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, принявших участие в голосовании, кворум имелся), о чем главным специалистом-экспертом - государственным жилищным инспектором отдела лицензирования ФИО10 был составлен акт.

Таким образом, принятию Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области оспариваемого решения от 20 марта 2023 года № Р-179/23 предшествовало представление АО «Арбековское» в уполномоченный орган вышеуказанного решения общего собрания собственников помещений МКД по адресу: ул. ФИО11, д.12 в г. Пензе, оформленного соответствующим протоколом, данных об оспаривании которого материалы дела не содержат, а также других документов, предусмотренных Порядком, необходимых для внесения изменений в реестр лицензий Пензенской области.

По результатам проведенной проверки представленных документов Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области пришло к выводу, что процедура внесения изменений в реестр лицензий Пензенской области АО «Арбековское» соблюдена, достоверность сведений, содержащихся в заявлении АО «Арбековское», сомнений у Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области не вызвала, протокол общего собрания собственников помещений МКД от 14 февраля 2023 года № 1 не оспорен, не признан недействительным, оснований для удовлетворения заявления ООО УК «Вдохновение» о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области по многоквартирному дому № 12 по ул. ФИО11 в г. Пензе не установлено, в связи с чем было вынесено решение от 20 марта 2023 года № Р-179/23.

Разрешая заявленные административными истцами требования, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 161, 162, 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с отсутствием у Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области правовых оснований для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области в отношении ООО УК «Вдохновение» в качестве управляющей организации указанного МКД.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда, находит их законными, обоснованными и постановленными в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Следует отметить, что Приказом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 15 июля 2022 года № 38/ОД утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Административный регламент)

Указанным Административным регламентом установлена процедура предоставления государственной услуги, а именно - принятие решения о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области либо принятие решения об отказе во внесении в реестр и возврате заявления (в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат).

Пунктом 2.6.4. Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по внесению изменений в реестр лицензий Пензенской области (в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат), предоставляемых заявителем самостоятельно. В частности в подпункте «а» указано на предоставление заявления о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области (приложение N 4 к Административному регламенту).

Иные документы, предусмотренные подпунктами «б»-«з» пункта 2.6.4 не относятся к случаю предоставления заявления о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области при заключении/расторжении договора управления МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в таком МКД.

Таким образом государственная услуга по внесению изменений в реестр лицензий Пензенской области носит заявительный характер.

Материалами дела установлено, что 16 марта 2023 года в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области представлен подлинник протокола общего собрания собственников помещений МКД по адресу: уд. ФИО11, д. 12 в г. Пензе от 15 марта 2023 года № 2 с приложениями, согласно которому собственниками помещений МКД приняты, в том числе решения о выборе в качестве управляющей организации ООО УК «Вдохновение», о подтверждении протокола общего собрания от 25 декабря 2022 года № 1, о подтверждении договора управления МКД с управляющей организацией ООО УК «Вдохновение» от 1 февраля 2023 года. При этом заявление о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, включении сведений об управлении МКД от ООО УК «Вдохновение» к данному протоколу приложено не было.

В связи с чем государственная услуга, предусмотренная Административным регламентом, Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области не могла быть оказана. Протокол общего собрания собственников помещений МКД от 15 марта 2023 года № 2 был принят административным ответчиком на хранение в силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление заявления о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, включении сведений об управлении МКД по адресу: ул. ФИО11, д.12 в г. Пензе от ООО УК «Вдохновение», согласно протоколу от 15 марта 2023 года № 2, не требовалось, поскольку ранее 20 января 2023 года такое заявление поступало к административному ответчику, судебной коллегий во внимание не принимается, поскольку в реестре лицензий Пензенской области имелись сведения о нахождении указанного МКД в управлении АО «Арбековское», с которым были заключены договора управления МКД, а именно: от 17 июля 2018 года, действующий с 1 октября 2018 года по 1 октября 2023 года; от 14 февраля 2023 года, действующий с 14 февраля 2023 года по 14 февраля 2024 года. На момент принятия Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области решения от 20 марта 2023 года № Р-179/23 из фактического управления АО «Арбековское» данный МКД не выбывал.

Таким образом, поступивший 16 марта 2023 года в адрес Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области подлинник протокола общего собрания собственников помещений МКД от 15 марта 2023 года № 2 фактически являлся основанием для направления административному ответчику заявления о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, порядок направления и рассмотрения которого прямо предусмотрен частью 2 статьи 198 ЖК РФ, пунктом 2 Порядка № 938/пр., подпунктом «а» пунктом 2.6.4 Административного регламента.

Вместе с тем, заявление ООО УК «Вдохновение» о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области на основании договора управления МКД по адресу: ул. ФИО11, д.12 в г. Пензе от 1 февраля 2023 года, заключенного по решению общего собрания, оформленного протоколом от 15 марта 2023 года № 2, поступило в Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области 22 марта 2023 года, то есть после вынесения оспариваемого решения.

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области был соблюден порядок рассмотрения заявления и отсутствовали основания для удовлетворения заявления ООО УК «Вдохновение» во внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что АО «Арбековское» не разместило в государственной информационной системе и не направило в орган государственного жилищного надзора сведения о расторжении с Обществом договора управления МКД по решению собственников помещений МКД от 25 декабря 2022 года, оформленного протоколом от 25 декабря 2022 года № 1, в силу статьи 198 ЖК РФ, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

Как установлено материалами дела, данные об АО «Арбековское» как управляющей организации МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г. Пензе содержатся в реестре лицензий Пензенской области с 17 июля 2018 года по настоящее время, были подтверждены решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 14 февраля 2023 года №1, следовательно, оснований считать оспариваемый приказ незаконным по мотивам непредоставления АО «Арбековское» в государственную информационную систему и в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области сведений о расторжении договора управления МКД по адресу: ул. ФИО11, д.12 в г. Пензе не имеется.

Следует отметить, что право оценки законности принятого 14 февраля 2023 года решения собственников помещений в МКД, его допустимости, достоверности и достаточности, а также с установлением обстоятельств, связанных с наличием (отсутствием) необходимых полномочий у лиц, принявших участие в голосовании, правильностью учета волеизъявлений участников собрания (которые являются юридическими основаниями для признания недействительными оспоримых решений общего собрания в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ), отнесено к предмету судебного контроля и является прерогативой суда.

В материалах дела отсутствуют сведения об оспаривании и признании недействительным решения общего собрания собственников помещений МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г. Пензе, оформленного протоколом от 14 февраля 2023 года № 2, по указанным основаниям в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административных истцов, однако указанной совокупности обстоятельств в настоящем деле не установлено; оснований полагать оспариваемое решение Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 20 марта 2023 года № Р-179/23 незаконным не имеется; оно принято в пределах компетенции административного ответчика, прав административных истцов не нарушает.

Кроме того, из материалов дела следует, что 21 апреля 2023 года собранием собственников помещений МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г. Пензе было проведено общее собрание собственников помещений, оформленное протоколом от 21 апреля 2023 года №2, на котором, в том числе было принято повторное решение о выборе АО «Арбековское» в качестве управляющей организации данным МКД, о заключении договора управления МКД с данной организацией с 21 апреля 2023 года по 21 апреля 2028 года. Соответствующие сведения 24 апреля 2023 АО «Арбековское» разместило в государственной информационной системе и подало в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области заявление о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области. 10 мая 2023 года Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области в ответ на поданное заявление сообщило, что сведения об управлении МКД данной организацией имеются в реестре лицензий в Пензенской области. Таким образом, собственниками помещений МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в качестве управляющей организации выбрано АО «Арбековское».

В удовлетворении заявления ООО УК «Вдохновение», поступившего в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области 22 марта 2023 года о внесении изменений в реестр лицензий Пензенской области, решением указанного органа от 11 мая 2023 года № Р-332/23 отказано. Указанное решение не обжаловано и не отменено.

В отношении имеющихся в материалах дела обращений собственников помещений МКД по адресу: ул. ФИО11, д. 12 в г. Пензе № 19, 33, 48, 61, 74, 123, 132, 134, 137, 142, 152, 155, 156,157, 159, 163, 164, 166, 167, 169, 170, 171, 175, 187, 191,192, 194, 195, 198, 199, 203, 207, 257, 263, 272, 278, поступивших в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области 14 марта 2023 года, содержание сведения о том, что подписи в приложениии к протоколу общего собрания от 14 февраля 2023 года № 1, им не принадлежат, участие в голосовании не принимали, не извещались о проведении собрания, районный суд правомерно сделал вывод о том, что данные заявления поступили к административному ответчику без подтверждения личностей заявителей, сведений о признании данного протокола недействительным не имелось, собственники помещений № 33, 61, 123, 137, 142, 152, 155, 157, 163, 164, 166, 167, 169, 191, 192, 195, 197, 272 в качестве участников голосовании при проведении собрания 14 февраля 2023 года не указаны.

Указанные заявления были рассмотрены и Министерством ЖКХ и ГЗН Пензенской области в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» были даны ответы.

Кроме того, наличие вышеуказанных заявлений не может оцениваться судом как юридически значимое обстоятельство для разрешения настоящего дела, а также свидетельствовать об очевидной ничтожности решения общего собрания собственников помещений МКД по адресу: ул. ФИО11, д.12, оформленного протоколом от 14 февраля 2023 года № 1.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам; несогласие административных истцов в лице представителя ФИО5 с выводами суда первой инстанции, с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств, сделанной районным судом в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, не являются основаниями к отмене правильного по существу решения суда.

Все приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении, и с которой суд апелляционной инстанции согласен. Оснований для переоценки выводов суда, судебная коллегия не усматривает. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Принимая во внимание вышеизложенные мотивы, а также учитывая, что судом нормы материального права применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 13 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 - ФИО5 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 января 2024 года