ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1720/2021 от 07.09.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1-ой инстанции: Алтунин А.В. Дело № 33а-8772/2021

(2а-1720/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Симферополь 07 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Павловского Е.Г.,

судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.,

при секретаре Козлове В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михалинчук Ирины Сергеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кучеренко Анастасии Анатольевне о признании решения незаконным, заинтересованные лица: Совет министров Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук А.Ю. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Совета министров Республики Крым Вишнякова М.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Михалинчук И.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру республики Крым Кучеренко А.А. от 17 февраля 2021 года № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Михалинчук И.С. на объект строительства – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>Д., на земельном участке с кадастровым номером и возложить обязанность на административного ответчика зарегистрировать право собственности на указанный объект строительства. Административное исковое заявление мотивировано тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 300 кв.м., кадастровый , вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенный по адресу: <адрес> Д. На данном земельном участке она построила индивидуальный жилой дом, который введен в эксплуатацию в соответствии с декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной органом государственного строительного надзора 21 июня 2019 года под номером . В октябре 2020 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом, приложив к заявлению все необходимые документы. Вместе с тем, административный ответчик принял решение о приостановлении регистрационных действий, сославшись на то, что земельный участок, на котором возведен дом, расположен в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, в которой запрещено строительство объектов капитального строительства. Считая данное решение незаконным, административный истец обратилась в суд.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кучеренко Анастасии Анатольевны от 17 ноября 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Возложена обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядки и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление Михалинчук И.С. от 23 октября 2020 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>Д. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взысканы с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Михалинчук И.С. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук А.Ю., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 июня 2021 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что жилой дом административного истца находится в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории и в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 07 июля 2017 года в границах указанной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов. В связи с чем считает действия государственного регистратора при принятии оспариваемого решения законными и обоснованными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что Михалинчук И.С., на основании государственного акта серии ЯЛ от 26 марта 2012 года, принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок , вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений», регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости от 26 марта 2012 года, кадастровый номер земельного участка .

Согласно приложению к постановлению главы администрации г. Ялты от 15 декабря 2014 года -п (с изменениями внесенными постановлением администрацией г. Ялты от 05 сентября 2017 года -п) утверждены градостроительные условия и ограничения застройки указанного земельного участка.

20 декабря 2018 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация Михалинчук И.С. о начале выполнения строительных работ под номером , а именно строительство жилого дома с надстройкой этажа по адресу: <адрес>.

21 июня 2019 года Службой государственного строительного надзора зарегистрирована декларация о готовности объекта эксплуатации «Строительство жилого дома с надстройкой этажа по адресу: <адрес>», заказчик Михалинчук И.С.

29 октября 2020 года Михалинчук И.С. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости площадью 414,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, приложив к заявлению необходимые документы.

17 ноября 2020 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кучеренко А.А. было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимости на основании пунктов 7, 9 части 1 статьи 26 Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно в связи с не поступлением ответа на запрос от Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о предоставлении информации об основаниях регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 21 июня 2019 года , представленной Михалинчук И.С. на регистрацию. Кроме того, указано на то, что спорный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке, в отношении которого установлены ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса РФ, а именно в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается, в том числе, строительство объектов капитального строительства и размещения иных объектов. Учитывая данные обстоятельства, осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации было приостановлено до 17 февраля 2021 года.

Полагая, данное решение незаконным, административный истец обратился в суд.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статьей 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктами 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).

В соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В силу части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Законом Республики Крым от 07 июля 2017 года № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно -планировочной организацией территории» (далее Закон № 409-ЗРК/2017) установлены особенности создания в Республике Крым зон с особой архитектурно - планировочной организацией территории.

Сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4 статьи 2 Закона № 409-ЗРК/2017).

Сведения о зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территорий в границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 ноября 2017 года.

Особенности правового режима в границах архитектурно-планировочной зоны до утверждения правил землепользования и застройки определены в статье 4 Закона № 409-ЗРК/2017. Перечень объектов, на которые указанный запрет не распространяется, изложен в части 3 статьи 4 Закона № 409-ЗРК/2017.

Так, в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов, а также реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

Поскольку регистрация декларации Михалинчук И.С. о начале выполнения строительных работ была осуществлена 20 декабря 2018 года, государственный регистратор пришел к выводу о том, что жилой дом, являющийся объектом государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возводился в период ограничения на строительство объектов капитального строительства, предусмотренного режимом зоны с особей архитектурно - планировочной организацией территории.

Вместе с тем, при принятии оспариваемого решения государственным регистратором не учтено, что пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 07 июля 2017 года № 409-ЗРК/2017 предусмотрено, что правовой режим архитектурно-планировочной зоны, устанавливается до утверждения правил землепользования и застройки.

Таким образом, установленный режим правового регулирования градостроительной деятельности, в том числе в части запрета строительства объектов капитального строительства, имеет временный характер, и действует до утверждения правил землепользования и застройки. С принятием правил землепользования и застройки подлежат применению соответствующие градостроительные регламенты, устанавливающие виды разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства и ограничения использования земельных участков. При соблюдении условий использования земельного участка, установленных правилами землепользования и застройки, собственник не может быть ограничен в праве пользования земельным участком. Иное означало бы фактическое сохранение градостроительных ограничений, связанных с уже утратившим силу режимом зоны с особыми условиями использования территории, что противоречит правовому регулированию действия градостроительных регламентов во времени.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 № 16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Согласно карте территориальных зон Правил землепользования и застройки земельный участок административного истца с кадастровым номером , на котором возведен дом, находится в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки ТЗ-01/2-9». Одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в данной зоне является «Для индивидуального жилищного строительства» (письмо Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым от 29 марта 2021 года ). Сведения об указанном виде разрешенного использования внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Следовательно, действующий градостроительный регламент допускает возведение на земельном участке жилого дома.

Ссылок в оспариваемом уведомлении на то, что жилой дом, о регистрации которого просит административный истец, является или признан самовольной постройкой в период действия правового режима архитектурно-планировочной зоны в порядке, не имеется. При этом жилой дом введен в эксплуатацию, что подтверждается декларацией о готовности дома к эксплуатации от 21 июня 2019 года .

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 ноября 2020 года о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Михалинчук И.С. на объект строительства – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что административный истец в резолютивной части административного искового заявления просила признать незаконным уведомление государственного регистратора от 17 февраля 2021 года, вместе с тем в материалах дела под указанным номер содержится лишь уведомление от 17 ноября 2021 года, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что требования в части признания незаконным уведомления от 17 февраля 2021 года, являются технической ошибкой, по сути, административный истец просит признать незаконным уведомление от 17 ноября 2020 года, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным уведомление государственного регистратора от 17 ноября 2020 года.

Кроме того, судом первой инстанции также правомерно отказано в части требований о возложении обязанности на административного ответчика зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимости, поскольку вопрос о выяснении иных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать проведению государственной регистрации права собственности, не относится к компетенции суда в рамках административного судопроизводства и суд, с учётом изложенного, не может подменять собой органы исполнительной власти, правомочные принимать решение по данному вопросу.

Таким образом, суд не может обязать ответчика, являющегося органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию права собственности на территории Республики Крым, принять конкретное решение, в том числе и по проведению государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.

Вместе с тем, в целях восстановления нарушенного права административного истца, суд правомерно возложил обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Михалинчук И.С. от 23 октября 2020 года.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает необоснованными, поскольку по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук Анны Юрьевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий: Е.Г. Павловский

Судьи: З.И. Курапова

Н.Р. Мостовенко

Мотивированное определение изготовлено 09 сентября 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>