ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-172/2021 от 22.12.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-3902/2021

судья Никитина Т.П. (1-я инстанция 2а-172/2021)

УИД 75RS0013-01-2021-000283-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего Каверина С.А.,

судей Шишкаревой С.А., Жилинского А.Г.,

при секретаре Дружининой Н.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 декабря 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Забайкальскому краю», УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении обязанности,

по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков Сорокиной Е.В., Кузнецова А.М. на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 17 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Шишкаревой С.А., судебная коллегия

установила:

Читинский прокурор за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края обратился в суд с административным иском и уточнениями к нему, ссылаясь на то, что по итогам проверок, проведенных в 2019-2020 г.г. в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Забайкальскому краю» (далее - ИК-8, учреждение, исправительное учреждение) на предмет соблюдения требований материально-бытового обеспечения содержащихся в данном учреждении лиц установлено, что в нарушение норм действующего законодательства в указанных в административном иске камерах ШИЗО и ПКТ отсутствует горячая вода (не подведена к умывальникам), трубы к санитарным приборам проведены открытым способом, неисправны переговорные устройства двусторонней связи; в камерах ШИЗО нагревательные приборы не защищены (не изолированы) кожухами из листового металла, неисправны радиоточки, окна типовые и не соответствуют установленному стандарту (0,9 х 0,6 м). В этой связи в адрес начальника учреждения неоднократно вносились представления, которые в добровольном порядке и в полном объеме не исполнены. О необходимости разрешения указанного вопроса уведомлено УФСИН России по Забайкальскому краю, однако действенных мер не приняло. Отсутствие перечисленного свидетельствует о длительном нарушении прав неопределенного круга лиц из числа осужденных, содержащихся в ИК-8.

Поэтому прокурор в уточненной редакции административного иска просил обязать ИК-8, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю (по тексту также – УФСИН России по Забайкальскому краю, управление), Федеральную службу исполнения наказаний России (по тексту также – ФСИН России) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения материально-бытовых прав осужденных, отбывающих наказание в данном учреждении, путем оборудования в учреждении следующего:

- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5. СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» (далее - СП 308.1325800.2017);

- все нагревательные приборы (радиаторы, панели) в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 изолировать защитными кожухами из листового металла в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017;

- в камерах ШИЗО №№ 3, 4, 7 произвести ремонт радиоточек (репродукторов), обеспечив их работоспособность в соответствии с ч.4 ст.94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ);

- проводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, проложить скрытно (способом, исключающим доступ к ним осужденных), в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017;

- произвести ремонт и обеспечить работоспособность переговорных устройств двусторонней связи в камере № 2 ШИЗО в соответствии с п.11 раздела 32 Приказа Минюста РФ №279 «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов уголовно-исполнительной системы», ст.99 УИК РФ;

- установить окна в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 размером не менее 0,9 х 0,6 м в соответствии с п.17.14 СП 308.1325800.2017, п.3.1.6, 3.1.8 Приказа ФСИН России №407 от 27.07.2007 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», ст.99 УИК РФ;

- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ПКТ №№ 1, 2, 3 в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017;

- произвести подводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ПКТ №№ 1, 2, 3, скрытным образом (исключающим доступ к ним осужденных), согласно п.19.3.4 СП 308.1325800.2017, ст.99 УИК РФ;

- привести в рабочее состояние переговорное устройство двусторонней связи в камере № 2 ПКТ согласно требованиям п.11 раздела 32 Приказа Минюста РФ №279 «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов уголовно-исполнительной системы», ст.99 УИК РФ.

Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 17 мая 2021 г. постановлено:

«Административный иск Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Забайкальскому краю», УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить частично.

Возложить на ФКУ «Исправительная колония №8 УФСИН России по Забайкальскому краю», УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения спецконтигента, а именно:

- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5. СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;

- изолировать все нагревательные приборы (радиаторы, панели) в камерах ШИЗО №, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» защитными кожухами из листового металла в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;

- произвести подводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» скрытным образом, (исключающим доступ к ним осужденных), в соответствии с п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;

- произвести ремонт и обеспечить работоспособность переговорных устройств двусторонней связи в камере № 2 ШИЗО «ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» в соответствии с п.11 раздела 32 Приказа Минюста России №279 «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС»;

- установить окна в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» размером не менее 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине в соответствии с п.17.14 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», п.3.1.6., 3.1.8. Приказа ФСИН России №407 от 27.07.2007 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России»;

- обеспечить подачу горячей воды к умывальникам в камерах ПКТ №№ 1, 2, 3 ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» в соответствии с п.19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;

- произвести подводку труб к санитарным приборам, размещаемым в камерах ПКТ №№ 1, 2, 3 ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» скрытным образом, (исключающим доступ к ним осужденных), согласно п.19.3.4 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы»;

- привести в рабочее состояние переговорное устройство двусторонней связи в камере № 2 ПКТ ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю» согласно требованиям п.11 раздела 32 Приказа Минюста РФ №279 «Об утверждении наставления по оборудованию техническими средствами охраны надзора объектов УИС», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Административным ответчикам необходимо сообщать об исполнении решения по данному административному делу административному истцу (в части исполненной обязанности), в течение 1 месяца со дня исполнения» (л.д.155-160).

В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Сорокина Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с возложением судом на ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю наряду с исправительным учреждением самостоятельной обязанности по выполнению истребуемых прокурором мероприятий в отсутствие указания на субсидиарный характер их ответственности и установления вины каждого из административных ответчиков в неисполнении обязательных требований. Полагает, что удовлетворение заявленных требований повлечет незаконное вмешательство в административную деятельность государственного органа, поскольку понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функцией, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных компетенции данного органа (л.д.133-135).

В апелляционной жалобе врио начальника ИК-8 Кузнецов А.М. также ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, полагая, что СП 308.1325800.2017, введенный в действие 21.04.2018, к спорным правоотношениям не применим, т.к. здание ШИЗО, ПКТ построено в 1982 г. Указывает, что для подводки горячей воды в камеры требуется реконструкция системы водоснабжения, вместе с тем указанные работы не включены в перечень текущих и капитальных работ, предусмотренных Приказом Минюста РФ от 28.09.2001 № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы». Такие работы могут быть выполнены лишь за счет федеральных средств путем включения в соответствующую программу финансирования, собственных средств у учреждения нет, согласно программе капитального ремонта на 2021 год мероприятия по капитальному ремонту объектов ИК-8 не запланированы. Отмечает, что право осужденных на проведение санитарно – гигиенических процедур не нарушено, т.к. их помывка проводится в душевой в соответствии с санитарными нормами с подачей горячей воды. Указывает, что размеры оконных проемов 0,6 х 0,9 м могут применяться лишь к исправительным учреждениям особого режима (п. 17.14 СП 308.1325800.2017).

В возражениях на апелляционные жалобы Читинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пучковский М.Г. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Эпова К.В., представитель ИК-8 Лескова А.О. (при личном участии в предыдущем судебном заседании) апелляционные жалобы поддержали.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Забайкальской краевой прокуратуры Эпова Н.А. против удовлетворения апелляционных жалоб возражала, полагая решение суда законным.

В итоговое судебное заседание исправительное учреждение явку своего представителя не обеспечило при надлежащем извещении, представитель Лескова А.О. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в свое отсутствие. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие данного лица, участвующего в деле.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Статьей 10 УИК РФ установлены основы правового положения осужденных, к числу которых отнесено уважение и охрана их прав, свобод и законных интересов, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовая защита и личная безопасность при исполнении наказаний.

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ИК-8 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1.1 Устава) (л.д.9-29).

ИК-8 является мужской исправительной колонией строгого режима.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр утвержден и введен в действие "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", разработанный с учетом требований федеральных законов от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1772-р от 14.10.2010.

Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.

Пунктом 4.8 СП 308.1325800.2017 предусмотрено, что здания (блоки помещений) общежитий, здание ШИЗО (ДИЗО, ПКТ, ПКТ с ШИЗО, одиночных камер с ШИЗО), здание ИЦ следует рассматривать как здания общественного назначения. Расположенные в таких зданиях камеры ПКТ и ШИЗО предназначены для постоянного (круглосуточного) пребывания в них осужденных.

Согласно п.п. 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017 здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, [4], а также других действующих нормативных документов.

Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Пунктом 19.3.4 СП 308.1325800.2017 предусмотрено следующее:

- трубопроводы отопления, теплоснабжения приточных установок преимущественно следует прокладывать по чердакам, подвалам, техническим этажам. Допускается прокладка трубопроводов отопления, теплоснабжения приточных установок за подшивными потолками (фальш-потолками), в вертикальных шахтах с поэтажным замоноличиванием, в том числе за фальш-стенами в исполнении, соответствующем требованиям 19.1.1;

- нагревательные приборы в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах, спальных комнатах и спальных помещениях общежитий со строгими условиями отбывания наказания должны располагаться под окнами и жестко закрепляться хомутами. Для исключения доступа осужденных, содержащихся в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах, спальных комнатах и спальных помещениях общежитий со строгими условиями отбывания наказания к конструктивным элементам системы отопления необходимо предусматривать ограждение. Конструкция ограждений трубопроводов отопления и нагревательных приборов принимается с учетом требований 16.3.8;

Радиаторы отопления, трубопроводы отопления в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах следует защищать кожухами из листового металла. Кожух трубопровода отопления допускается предусматривать в виде футляра прямоугольной формы с каркасом из металлического уголка и заполнением листовым металлом толщиной 3,0 мм (п.16.3.8 СП 308.1325800.2017).

В силу ч. 4 ст. 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Подпунктом 11 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России №279 от 04.06.2009 (далее – Наставление), предусмотрено, что в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима на стене у двери устанавливается переговорное устройство для осуществления двусторонней связи. В комнатах младших инспекторов дежурной смены, помещении ОД учреждения УИС и заместителя начальника учреждения УИС по безопасности и оперативной работе располагаются пульты системы двусторонней связи.

Пунктом 17.14 СП 308.1325800.2017 предусмотрено следующее:

- размеры со стороны помещения оконных проемов в камерах ПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ЕПКТ, одиночных камерах в ИК особого режима для осужденных OOP, рабочих камерах при ПКТ, ШИЗО, блоке одиночных камер должны составлять 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине. Допускается устройство четвертей в оконных проемах с наружной стороны оконного откоса, с уменьшением размеров оконного проема со стороны фасада.Оконные проемы следует располагать максимально приподнятыми к потолку камер. Допускается верх оконного проема выполнять ниже уровня потолка камеры на высоту перемычки над оконным проемом в несущих наружных стенах здания.

В оконных проемах камер, спальных комнат и спальных помещений общежитий со строгими условиями отбывания наказания вместо подоконников следует устраивать откосы с закругленными углами (п.17.14).

Пунктами 3.1.6, 3.1.8 Приказа ФСИН России №407 от 27.07.2007 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (далее – Каталог) предусмотрено:

- механизм закрывания форточки МЗФ-2 (для решетки отсекающей) устанавливается на раму правой створки окна, а также крепится к раме решетки оконной камерной отсекающей без выступа, установленной с внутренней стороны оконного проема камер. Механизм МЗФ-2 изготавливают 2-х типоразмеров, различающихся габаритными размерами. Механизм МЗФ-2 любого типоразмера соответствует окнам по ГОСТ 11214-86. Механизм МЗФ-2 состоит из стойки (труба водогазопроводная ду=15), двух опор, фиксатора с ручкой и тяг (полоса 4х20). Фиксатор позволяет фиксировать желаемый угол открывания форточки;

- решетка оконная камерная РОК-6 (отсекающая, с механизмом закрывания форточки) устанавливается с внутренней стороны оконных проемов камер. Решетку РОК-6 изготавливают 4-х типоразмеров, различающихся габаритными размерами. Решетка любого типоразмера соответствует оконным проемам по ГОСТ 11214-86. Решетка РОК-6 состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама выполнена из стального уголка сечением 50х50х5 мм. Обрамление полотна - из стального уголка сечением 40х40х4 мм. Решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна («в свету») - 50х50 мм. Решетка РОК-6 оборудована механизмом закрывания форточки окна. Решетка РОК-6 устанавливается на оконные проемы зданий с кирпичными стенами. Решетка РОК-6 любого типоразмера соответствует II классу по устойчивости к разрушающим воздействиям, а также другим техническим требованиям РД1-001-2001.

Согласно материалам дела Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в отношении ИК-8 в период 2019 – 2020 г.г. проводились проверки состояния законности, в результате которых, в том числе, выявлены нарушения требований статей 94, 99 УИК РФ и упомянутых выше положений СП 308.1325800.2017, Каталога, Наставления, заключающиеся в том, что в камерах № №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ШИЗО и №№ 1, 2, 3 ПКТ отсутствует горячая вода (не подведена к умывальникам); в камерах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ШИЗО нагревательные приборы не защищены (не изолированы) кожухами из листового металла; трубы к санитарным приборам, размещенные в камерах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ШИЗО и камерах №№ 1, 2, 3 ПКТ, проведены открытым способом; в камерах №№ 3, 4, 7 ШИЗО неисправны радиоточки; в камерах № 2 ШИЗО и № 2 ПКТ неисправны переговорные устройства двусторонней связи; окна в камерах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ШИЗО типовые и не соответствуют установленному стандарту (0,9 х 0,6 м).

В связи с выявленными нарушениями прокурором вносились представления об их устранении (л.д.36-42, 62-65), которые устранены добровольно и в полном объеме не были.

Разрешая заявленные требования прокурора и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 2, 15, 17, 21 Конституции РФ, ст. ст. 10, 94, 99 УИК РФ, ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями СП 308.1325800.2017, Каталога, Наставления, установив, что в указанных в административном иске камерах ШИЗО и ПКТ отсутствует горячая вода (не подведена к умывальникам), трубы к санитарным приборам проведены открытым способом, неисправны переговорные устройства двусторонней связи; в камерах ШИЗО нагревательные приборы не защищены (не изолированы) кожухами из листового металла, окна типовые и не соответствуют установленному стандарту (0,9 х 0,6 м), пришел к выводу о бездействии административных ответчиков, выразившемся в необеспечении осужденных материально - бытовыми условиями в соответствии с требованиями уголовно - исполнительного и санитарного законодательства, что ведет к нарушению интересов неопределенного круга лиц - осужденных исправительного учреждения на материально - бытовое обеспечение по установленным нормам, в связи с чем возложил на ИК-8 и в субсидиарном порядке - на УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России обязанность по устранению данных нарушений путем обеспечения подачи горячей воды, изолированию нагревательных приборов и подводки труб к санитарным приборам соответствующим способом, путем ремонта переговорных устройств двусторонней связи, установки окон размером не менее 0,6 х 0,9 м. При этом суд, учтя факт производства исправительным учреждением ремонта радиоточек в камерах №№ 3, 4, 7 ШИЗО, отказал в административном иске в данной части.

Судебная коллегия находит выводы суда в части возложения обязанности на ИК-8 по устранению перечисленных нарушений правильными, мотивированными, основанными на законе и не опровергнутыми доводами апелляционных жалоб.

Так, доводы апелляционной жалобы представителя ИК-8 о несогласии с обязанием осуществить подводку горячей воды в соответствующие камеры ШИЗО, ПКТ, как и обстоятельства возможности выполнения указанных мероприятий, проверены при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

Из представленного акта от 20.12.2021, составленного помощником прокурора Старчековым С.В. совместно с главным инженерном УФСИН России по Забайкальскому краю Копыловым А.Н., следует, что здание, где расположены камеры ШИЗО, ПКТ, оборудовано разводкой труб с холодным водоснабжением; из котельной к зданию ШИЗО, ПКТ проложены трубы системы отопления, к каждой камере подведена система отопления с теплоносителем в виде горячей воды; при изучении технической документации здания и сопоставлении с фактически проложенными коммуникациями указанные должностные лица пришли к выводу о наличии технической возможности к обеспечению камер ШИЗО, ПКТ горячим водоснабжением путем обустройства в здании разводки системы горячего водоснабжения и её подключения к имеющейся котельной либо путем установки водонагревателя.

Из данного акта усматривается, что выполнение обозначенных мероприятий возможно. По своей сути для устранения этих нарушений каких-либо работ капитального характера не требуется, в связи с чем в отсутствие доказательств обратного приведенные доводы апелляционной жалобы ИК-8 признаются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы ИК-8 о том, что отсутствие подводки горячей воды в камеры ШИЗО и ПКТ не нарушает прав осужденных, т.к. им предоставляется помывка в душевой, нельзя признать обоснованными, поскольку горячее водоснабжение в камерах с учетом установленной в рамках данного дела технической возможности по его обеспечению в силу п.19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017 гарантировано осужденным и подлежит предоставлению на постоянной основе для ежедневного выполнения гигиенических процедур.

Кроме того, следует отметить, что минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и № 2076 (LXII) от 13.05.1977, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям; от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

При отсутствии гарантированного на законодательном уровне горячего водоснабжения, которое осужденным не компенсируется, например, предоставлением приборов для подогрева воды, а иного из дела не следует, ежедневное поддержание чистоты и здоровья в полной мере не может быть реализовано, что напрямую свидетельствует о нарушении прав осужденных, в связи с чем обязанность по подводке горячей воды возложена судом обоснованно.

Довод апелляционной жалобы ИК-8 о том, что СП 308.1325800.2017 распространяется только на оборудование учреждений исправительной системы, введенных в эксплуатацию после его издания, был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонен как несостоятельный, поскольку невыполнение требований данного свода правил ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до его введения в действие, с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, построенных после введения в действие СП 308.1325800.2017.

Кроме того, данный свод правил содержит общие требования к оборудованию зданий, помещений, составу оборудования, которое должно находиться в них, в отношении всех исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, следовательно, подлежит применению ко всем исправительным учреждениям безотносительно года постройки.

Довод апелляционной жалобы ИК-8 о том, что пункт 17.14 СП 308.1325800.2017 в части размера окон камер ШИЗО, ПКТ распространяется только на исправительные учреждения особого режима, основан на ошибочном толковании названной нормы, поскольку такого нормативного положения она не содержит.

Таким образом, суд, установив отсутствие в материалах дела сведений о принятии учреждением в соответствии с его компетенцией всех необходимых мер по устранению имеющихся в деятельности нарушений, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований к учреждению.

Согласно правовым позициям Европейского Суда по правам человека, в частности в постановлении от 25.11.2010 "Дело "Роман Карасев против Российской Федерации", в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства, в связи с чем доводы исправительного учреждения на недостаточность финансирования не служат основанием к отмене решения.

На основании статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г.N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (пункт 2).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).

В силу ч. 3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В пункте 2.1 Устава ИК-8 определены предмет и цели деятельности учреждения, к числу которых отнесено, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с Уставом ИК-8, помимо прочего, осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.

Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных, а также соблюдению санитарных требований возлагается на администрацию исправительного учреждения.

В этой взаимосвязи доводы апелляционной жалобы представителя ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю о том, что требования прокурора направлены на вмешательство в хозяйственную и бюджетный процесс, являются несостоятельными, поскольку заявлены в силу соответствующих правовых оснований и направлены на исполнение требований действующего законодательства, бездействие по исполнению которого в рассматриваемой части выявлено в ходе прокурорской проверки.

В силу положений статьи 9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.

Положением о ФСИН России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, установлено, что ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет: медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

УФСИН России по Забайкальскому краю является территориальным органом ФСИН России, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Согласно Уставу ИК-8 является федеральным казенным учреждением (государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы), юридическим лицом, собственником имущества которого является Российская Федерация в лице ФСИН России.

В свою очередь ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет финансирование учреждений уголовно-исполнительной системы, в состав которых входит ИК-8.

УФСИН России по Забайкальскому краю в отношении ИК-8 осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств; проведение плановых и иных ревизий и проверок деятельности учреждения, контроль использования закрепленного за ним имущества.

Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 4.3, 5.8, 5.12 Устава).

Учитывая изложенное, при недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам (в полном объеме) может быть возложена на ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю.

В данном деле требований о возложении вышеназванной обязанности на ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю не заявлялось.

Буквальное содержание требований прокурора означает возложение обязанности на ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю по обеспечению наряду с ИК-8 подводки горячей воды, изоляции нагревательных приборов, производству ремонта переговорных устройств, установке окон и совершения иных тому подобных действий.

Однако в силу изложенного такая обязанность присуща лишь учреждению, именно оно призвано выполнять конкретные ремонтно-восстановительные мероприятия, направленные на обеспечение надлежащих условий содержания.

Следует отметить, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 Положения), в связи с чем узкого определения функций службы и каждого ее органа по исполнению возложенных законом обязанностей по устранению нарушений материально-бытового обеспечения не требуется.

На практике для целей финансирования учреждение направляет в УФСИН заявку, при поступлении заявки УФСИН формирует сводную ведомость потребности и при отсутствии соответствующего имущественного фонда, а равно целевых денежных средств на соответствующие статьи расходов направляет ее в ФСИН России, где решается вопрос дополнительного финансирования, не предусмотренного в бюджете на год, увеличения или сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.

При таких условиях и с учетом принципа исполнимости судебного акта, в отсутствие конкретно сформулированных требований прокурора к ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю о финансировании проведения мероприятий по устранению нарушений законодательства, которые подлежали доказыванию и оценке на предмет необходимости в таком финансировании с учетом предоставляемого ИК-8 финансирования на конкретный период, а также на предмет возможности финансирования учреждения территориальным органом в лице УФСИН России по Забайкальскому краю, оснований для удовлетворения требований к последним у суда не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований к этим административным ответчикам.

Исходя из положений ст. 187 КАС РФ и характера заявленных требований, исполнение которых сопряжено, в том числе, с истребованием учреждением необходимого финансирования и производством значительного комплекса работ, для чего требуются определенные временные затраты, судебная коллегия для целей исполнимости решения суда считает необходимым установить срок его исполнения в 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу, считая этот срок достаточным для выполнения возложенных на ИК-8 обязанностей. В этой связи решение суда в части срока его исполнения подлежит изменению.

Иные доводы апелляционных жалоб судебная коллегия признает несостоятельными, так как они являются следствием несогласия с принятым судебным актом, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, на иное применение и толкование закона, но не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда. Оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части не установлено.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Карымского районного суда Забайкальского края от 17 мая 2021 г. в части удовлетворения требований Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края к ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Решение в части установления срока его исполнения изменить, определив данный срок в 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи