ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1738/20 от 24.11.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Рапидова И.В. адм. дело № 33а–12730/2020

(2а-1738/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара

24.11.2020

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,

судей Сивохина Д.А., Хлыстовой Е.В.,

при секретаре Середкиной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 31 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о. Самара, к Администрации г.о. Самара о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> возложении на Главу городского округа Самара ФИО6 обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по вышеуказанному адресу, в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу; взыскании уплаченной суммы государственной полшины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указывается, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>А.

11.11.2019 она обратилась к Главе городского округа Самара с уведомлением от 30.10.2019 в порядке статьи 51.1. ГрК РФ о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. К указанному уведомлению приложены все необходимые документы. В результате рассмотрения уведомления административный ответчик Глава городского округа Самара направил в ее адрес уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке, с которым она не согласна, считает уведомление уполномоченного органа незаконным, нарушающим право на строительство садового дома как собственника земельного участка.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 31 августа 2020 года постановлено:

«Требования административного иска ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

Обязать Главу г.о. Самара ФИО3 выдать (направить) ФИО2 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> в течение 7 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО2 - отказать».

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Самара просит решение отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО2 – ФИО4 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле, с заседание судебной коллегии не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.

Уведомление направляется застройщику, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 26395 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (адрес присвоен на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к Главе городского округа Самара с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 51.1 ГрК РФ о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее по тексту «уведомление»), на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> (адрес присвоен на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

К указанному уведомлению приложены следующие документы: 1) копия свидетельства о гос. регистрации права собственности; 2) копия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ; 3) копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя; 4) копия письма департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате рассмотрения заявления-уведомления ФИО2 уполномоченный орган направил 02.12.2019 в адрес заявителя уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке, указав на следующие обстоятельства:

1. О несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства садового дома по следующим основаниям: (сведения о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или об обязательных требованиях к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2018, № 32, ст. 5135), другими федеральными законами, действующими на дату поступления уведомления и которым не соответствует параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении).

2. О недопустимости размещения садового дома на земельном участке по следующим основаниям: согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии на земельный участок с кадастровым номером на котором планируется строительство садового дома относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пунктом 3 статьи 1 которого установлено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков. Однако, в соответствии с действующим законодательством строительство садового дома не является целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения (сведения о видах разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениях, установленных в соответствии с земельным или иных законодательством РФ и действующими на дату поступления уведомления).

3. О том, что уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок по следующим основаниям: сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

4. О несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям архитектурных решений объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения по следующим основаниям: (реквизиты уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия).

Полагая, что вынесенное ответчиком уведомление нарушает права и законные интересы административного истца, последний обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.

Проанализировав установленные выше обстоятельства, изучив материалы дела, учитывая положения статей 51.1 ГрК РФ, 7 ЗК РФ, 62 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований истца.

Разрешая спор, суд установил несоответствие оспариваемого уведомления нормам действующего законодательства и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, что является обязательным условием для признания решения компетентного органа незаконным.

При этом суд исходил из того, что изложенные в оспариваемом уведомлении основания в виде несоответствия параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, предельным параметрам разрешенного строительства, при рассмотрении настоящего дела административными ответчиками не доказаны.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они последовательны, мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно констатировал, что отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения не исключает возможности использования его в соответствии с видом разрешенного использования (для дачного строительства), в том числе осуществление строительства садового дома.

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий, статьей 79 ЗК РФ определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (статья 7 ЗК РФ).

В силу части 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Между тем, в материалах дела отсутствуют данные об отнесении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0702004:491 к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем суд первой инстанции правильно указал на несостоятельность ссылок на обратное в оспариваемом уведомлении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выдача уведомления о соответствии параметров планируемого строительства садового дома на земельном участке с кадастровым номером , будет противоречить требованиям законодательства о градостроительной деятельности, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном понимании и применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Главу г.о. Самара ФИО3 выдать (направить) ФИО2 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке с кадастровым номером .

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями к отмене решения суда, жалоба не содержит.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи