ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1743/2021 от 14.07.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД34RS0008-01-2021-000733-04 Административное дело № 2а-1743/2021

Судья Галахова И.В., Дело № 33а-6736/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 14 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судьей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.,

при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Деловые линии» к Управлению ФСБ России по Волгоградской области о признании незаконным представления

по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 10 марта 2021 года, которым в удовлетворении требований ООО «Деловые линии» к Управлению ФСБ России по Волгоградской области о признании незаконным представления, отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

административный истец ООО «Деловые линии» обратилось в суд с иском, указав, что 27.10.2020 г. начальником УФСБ России по Волгоградской области ФИО2 было вынесено представление <.......> от 27.10.2020 г. об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации в отношении ООО «Деловые Линии». Истец считает, что оспариваемое представление является незаконным, нарушает права и законные интересы юридического лица, оно не соответствует Федеральному закону от 30.06.2003 года №87-ФЗ «О транспортно­-экспедиционной деятельности».

Исходя из представления, в качестве причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности указана ненадлежащая работа по противодействию терроризму в сфере транспортно - экспедиционной деятельности. При этом в самом же представлении сказано, что «ФИО3 произвел вскрытие коробки, однако в ходе осмотра содержимого отправления не обнаружил муляж...». То есть в силу п. 4 ст. 4 указанного Федерального закона ФИО3 произвел вскрытие коробки, убедился в соответствии заявленной грузоотправителем информации о характере груза, то есть выполнил предусмотренную обязанность. Соответственно утверждение, изложенное в представлении от 27.10.2020 г. о нарушении закона неправомерно.

Полагает, что обществом организована должным образом работа по проверке в рамках требований законодательства содержания груза. В чем конкретно заключается ненадлежащая работа по противодействию терроризму и какие конкретно причины в действиях ООО «Деловые Линии» создают условия для возникновения террористической угрозы представление не указывает.

Кроме того, представление не исполнимо, так как не содержат конкретных указаний и четких формулировок относительно конкретных действий, которые надлежит предпринять ООО «Деловые Линии» в целях создания условий противотеррористической безопасности, по мнению должностного лица правоохранительного органа.

В представлении не должна констатироваться или предрешаться виновность конкретных лиц в административных правонарушениях, т.к. оспариваемое представление вынесено не по итогу рассмотрения административного дела.

На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным и отменить представление <.......> от 27.10.2020 г., вынесенное года начальником УФСБ России Волгоградской области ФИО2

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО1 ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Решение противоречит нормативно-правовому регулированию в сфере экспедиционной деятельности и обстоятельствам проверки. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, выслушав представителя административного истца ФИО1 поддержавшую апелляционную жалобу и представителя административного ответчика ФИО4 не согласившегося с апелляционной жалобой, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Деловые Линии» является деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (код по ОКВЭД 52.29), дополнительными видами деятельности являются: деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (код по ОКВЭД 49.4); деятельность морского грузового транспорта (код по ОКВЭД 50.20); деятельность внутреннего водного грузового транспорта (код по ОКВЭД 50.4); перевозка воздушным грузовым транспортом, подчиняющимся расписанию (код по ОКВЭД 51.21.1); деятельность по складированию и хранению (код по ОКВЭД 52.10); транспортная обработка грузов (код по ОКВЭД 52.24) и другие.

21.10.2020 г. сотрудниками УФСБ России по Волгоградской области проведены мероприятия по изучению эффективности предпринимаемых обособленным структурным подразделением ООО «Деловые Линии» мер по предупреждению актов терроризма при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.

В ходе изучения установлено, что в пункте приема грузов обособленного структурного подразделения ООО «Деловые Линии», расположенном по адресу: <.......>, учебный объект в 12 часов 35 минут осуществил сдачу коробки с находящимся в ней муляжом имитационного запала учебной ручной гранаты <.......>, 8 учебных патронов и обоймы к пистолету ПМ, в целях отправки посылки в адрес физического лица ФИО5, проживающего в <.......>

При приеме отправления приемосдатчик груза и багажа подразделения ООО «Деловые Линии» ФИО3 без должной проверки достоверности информации о свойствах груза, сообщенной клиентом произвел вскрытие коробки, однако в ходе осмотра содержимого отправления не обнаружил муляж имитационного запала учебной ручной гранаты <.......>, 8 учебных патронов и обойму к пистолету ПМ, тем самым не убедился в достоверности сообщенной клиентом информации о свойствах груза. Согласно выданной отправителю экспедиторской расписке <.......>, ООО «Деловые Линии» приняло сборный груз (вес 4 кг., объем 0,1 м3) от ФИО6

В результате проведённых мероприятий по изучению эффективности предпринимаемых обособленным структурным подразделением ООО «Деловые Линии» мер по предупреждению актов терроризма при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности составлен акт от 21.10.2020 г., с которым под роспись ознакомлен директор обособленного подразделения ФИО7

27.10.2020 г. начальником УФСБ России по Волгоградской области в соответствии с пунктом "л" ст. 13 Федерального закона №40-ФЗ внесено в адрес директора обособленного структурного подразделения ООО «Деловые Линии» ФИО7 представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, в котором указано, что выявленные 21.10.2020 г. указанные факты являются нарушением требований п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", способствуют незаконной перевозке предметов, запрещенных к свободному обороту, в том числе оружия, его составных частей, боеприпасов, взрывных устройств и наркотических средств, значительно повышает вероятность совершения террористических актов, в результате чего могут наступить необратимые последствия для неопределенного круга лиц, что недопустимо, могут привести к беспрепятственной пересылке предметов, запрещенных к свободному обороту, в том числе средств ресурсного обеспечения для совершения диверсионно - террористических актов, создают предпосылки для совершения преступлений, предусмотренных ст. 205, ст. 238 УК РФ. Для устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ предложено изучить требования законодательства, обеспечить его исполнении и исключить принятие грузов без проверки достоверности представленных документов, информации о свойствах груза, условиях перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, а также рассмотреть представление в месячный срок и сообщить об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что оспариваемое представление прокурора принято в порядке, установленном законодательством, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

В силу ст. 1 Федерального закона от 03.04.1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" задача по обеспечению безопасности Российской Федерации возложена на федеральную службу безопасности.

Органы федеральной службы безопасности в соответствии с пунктом "л" ст. 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (далее - Федеральный закон №40-ФЗ), выполняя указанную задачу, вправе вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.

Статьей 13.1 этого же Федерального закона №40-ФЗ предусмотрено, что к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.

При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.08.2003 г. N960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" к функциям ФСБ России для решения основных задач отнесено участие в пределах своих полномочий в организации деятельности по борьбе с терроризмом, разработке мер по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, выработке предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации.

Пунктом «д» ст. 12 Федерального закона №40-ФЗ предусмотрено, что обязанностью органов федеральной службы безопасности является выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

Правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности установлены Федеральным законом от 30.06.2003 г. №87-ФЗ «О транспортно­-экспедиционной деятельности» (Далее Закон о транспортно-экспедиционной деятельности), в который внесены изменения Федеральным законом от 6.07.2016г. №374 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Так, согласно чч. 1,4 ст. 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности (в редакции Федерального закона от 6 июля 2016г. №374) экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности, согласно п. 5,7,8 которых экспедиторскими документами является в том числе поручение экспедитору, которое является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются в письменной форме, оно должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

При этом в силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации. Предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности в данном направлении.

В соответствии с названным федеральным законом Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, в соответствии с которой основными задачами в указанной сфере правоотношений является выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11). Предупреждение (профилактика) терроризма являются основными направлениями деятельности в данной сфере (п. 12). Для предупреждения (профилактики) терроризма принимаются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов, затруднение действий субъектов террористической деятельности (п.20).

Эффективная профилактика терроризма, устранение условий, способствующих совершению противоправных действий, являются важнейшим фактором успешной работы на данном направлении.

Между тем, как следует из материалов дела, перечисленные выше требования законодательства ООО «Деловые Линии» при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности должным образом не исполнялись, что установлено в ходе проведенных органами ФСБ мероприятий по предупреждению и профилактики терроризма.

Таким образом, представление органами ФСБ РФ внесено в рамках предоставленных им полномочий, при наличии к тому оснований, является мотивированным, законным и обоснованным.

Наличие нарушений законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности ООО «Деловые линии» подтверждается также постановлением Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21.12.2020 г., которым юридическое лицо и директор его обособленного структурного подразделения в Волгограде привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.14.3 КоАП РФ.

Доводы автора апелляционной жалобы о том, что экспедитор не уполномочен производить досмотр и вскрытие груза, в связи с чем представление неисполнимо, не состоятельны к отмене судебного акта, так как указанную обязанность представление на ООО «Деловые линии» не возлагает, проверка соответствия заявленных свойств груза (исполнение требований антитеррористического законодательства) возможна как визуально, так и с помощью доступных технических средств.

В опровержение доводов автора апелляционной жалобы, фактов наступления неблагоприятных последствий для истца и нарушения его прав по делу не установлено.

При том, что презюмируется, что соответствующее законодательству представление возлагает на административного истца только обязанности, предусмотренные законом, главной из которых является обязанность истца рассмотреть названное представление, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить о результатах его рассмотрения.

Таким образом, судом верно установлено, что оспариваемое представление принято компетентным органом, является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца оно не нарушает, а потому отсутствуют условия, предусмотренные ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи