ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1759/2021 от 05.10.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Купцова С.Н.

Дело 33а-1569/2021№2а-1759/2021 УИД 26RS0010-01-2020-005535-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 05 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьисудей при секретаре

Шеховцовой Э.А.,Болотовой Л.А. и Шишовой В.Ю., Матвиенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Буловой Т.В. – Ефимова В.С. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2021 года

по административному исковому заявлению Буловой Татьяны Владимировны к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании незаконным постановления в части, признании незаконными действий, выразившихся в снятии лица с учета, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по направлению копии списка в уполномоченный орган и административному истцу,

заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.

установила:

Булова Т.В., действуя через представителя Ефимова В.С., обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании незаконным постановления в части, признании незаконными действий, выразившихся в снятии лица с учета, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по направлению копии списка в уполномоченный орган и административному истцу.

В обоснование требований административный истец указала, что с 10 апреля 1981 года по 04 июля 1997 г. она работала на Мурманском хлебзаводе – филиале ОАО «Хлебопек» в г. Мурманске, который входит в Перечень районов Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029.

В июле 1997 г. она выехала из города Мурманска в город Георгиевск Ставропольского края вместе со всеми членами своей семьи (двое несовершеннолетних детей), при этом жилых помещений в собственности ни она, ни члены ее семьи по состоянию на данный период не имели, и не имеют на настоящее время, с ними не заключали договоров социального найма жилого помещения.

20 апреля 1999 г. постановлением главы города Георгиевска № <…> она на законных основаниях признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет, ежегодно подтверждая свое право на получение социальных выплат для приобретения жилья по указанию администрации, писала промежуточные заявления и обновляла необходимые документы.

Постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 06 ноября 2020 г. № <…> она (Булова Т.В.) снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Данное постановление вынесено по результатам рассмотрения письма Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 06 августа 2020 г. №<…>, с которым она не ознакомлена.

Считает постановление администрации незаконным и нарушающим ее права, так как ненормативный правовой акт вынесен со ссылкой на нормы закона, не подлежащего применению к существующим правоотношениям.

Кроме того при вынесении обжалуемого постановления органом местного самоуправления допущены нарушения процессуального характера, а именно, постановление не подписано, вынесено за пределами срока, установленного частью 2 статьи 56 ЖК РФ, а также не содержит конкретных оснований, по которым административный истец снята с учета, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ.

Административный истец просила:

признать незаконным подпункт 1 пункта 1 постановления администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 06 ноября 2020 г. № 2860 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

признать незаконными действия администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, по снятию Буловой Т.В. с учета в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Буловой Т.В. обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу включить Булову Т.В. в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с сохранением занимаемого ею места в очереди предоставления социальных выплат, которое она занимала до вынесения постановления от 06 ноября 2020 г. №2860;

в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Буловой Т.В. обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края в течение 3 рабочих дней с момента включения ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. №125- ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», направить заверенную копию указанного списка в орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и в адрес Буловой Т.В.

Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 25 декабря 2020 г. по делу в качестве заинтересованного лица привлечено министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 25 января 2021 года административные исковые требования Буловой Т.В. оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 апреля 2021 года решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 25 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Булов И.А.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2021 года административные исковые требования Буловой Т.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Буловой Т.В. – Ефимов В.С. с решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным, принятым с нарушением норм материального права и подлежащим отмене.

Считает, что при вынесении решения суд допустил нарушение требований закона, так как руководствовался положениями статей 30, 31, 51, 56 Жилищного кодекса РФ, согласившись с выводами администрации об обеспеченности административного истца жилым помещением.

Однако, указанные положения Жилищного кодекса РФ не подлежат применению к правоотношениям, являющимся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, ввиду наличия специальной нормы права - Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

При наличии специального Федерального закона и принятого в рамках него нормативного правового акта – Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. №879, Жилищный кодекс РФ не регулирует отношения, связанные с регистрацией, учетом и снятием с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление Буловой Т.В. в полном объеме.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Представитель административного ответчика - администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Бахшиян Э.В. и представитель заинтересованного лица - министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Букина Д.А. направили в коллегию ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Другие участники судебного разбирательства о причинах неявки не известили, доказательств уважительности причин неявки не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.

В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - Кодекс административного судопроизводства РФ) информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу статьей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Принимая во внимание, что стороны надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, руководствуясь постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 8212 от 08 апреля 2020 г., в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID – 19), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя административного истца Буловой Т.В. – Ефимова В.С., действующего по доверенности, просившего отменить решение по изложенным в жалобе основаниям, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отмены вынесенного по делу решения ввиду следующего.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.

Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

В данном случае судом первой инстанции приведенные нормы не соблюдены, в связи с чем судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда находит обжалуемое решение подлежащим отмене.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, Булова Т.В. с 10 апреля 1981 года по 04 июля 1997 г. работала на Мурманском хлебзаводе – филиале ОАО «Хлебопек» в г. Мурманске, который включен в Перечень районов Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029.

В июле 1997 г. административный истец выехала из города Мурманска в город Георгиевск Ставропольского края вместе с членами своей семьи (двое несовершеннолетних детей).

Постановлением главы города Георгиевска № <…> от 20 апреля 1999 г. семья Буловой Т.В., включающая двоих детей, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет, как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г. На момент признания нуждающейся в улучшении жилищных условий семья административного истца проживала в квартире родителей Буловой Т.В. по адресу: <…>, общей площадью 29,9 кв.м.

С 08 сентября 1999 г. Булова Т.В., а с 20 июля 2005 г. и ее сын Булов И.А. зарегистрированы и проживают в квартире 97 по адресу: <…>, принадлежащей на праве собственности матери Буловой Т.В. - Максимовой Г.М., которая не является выехавшей из районов Крайнего Севера, и проживает в г. Георгиевске с 1986 года. Площадь вышеуказанной квартиры составляет 50,8 кв.м.

На основании письма министерства строительства и архитектуры Ставропольского края № <…> от 06 августа 2020 г. ответчиком проведена инвентаризация очереди граждан, состоящих на жилищном учете по данной категории и претендующих на получение жилищной субсидии, по результатам которой постановлением администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 06 ноября 2020 г. № <…> Булова Т.В. снята с учета со ссылкой на утрату оснований, дающих право на получение жилого помещения.

Считая данное постановление органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, административный истец обратилась в суд за защитой своего нарушенного права на получение мер государственной поддержки.

Разрешая возникший между сторонами по настоящему административному делу спор, руководствуясь положениями статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных оснований для снятия Буловой Т.В. с учета в качестве граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. При этом суд исходил из наличия у члена семьи Буловой Т.В. - ее матери Максимовой Г.М. в собственности квартиры, находящейся за пределами РКС и приравненных к ним местностей (г. Георгиевск), в которой административный истец и ее сын Булов И.А. зарегистрированы и проживают с согласия Максимовой Г.М. в качестве членов семьи собственника жилого помещения. Указывая, что на каждого члена семьи административного истца приходится более учетной нормы обеспеченности общей площадью жилого помещения, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления и действий органа местного самоуправления требованиям закона, поскольку Булова Т.В. перестала отвечать критериям, позволяющим претендовать на предоставление субсидии, и утратила право состоять на соответствующем учете.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильной оценке юридически значимых обстоятельств административного дела и ошибочном применении норм материального права к возникшим по настоящему делу правоотношениям.

Разрешая возникший по настоящему делу спор, суд первой инстанции не учел взаимосвязанные положения Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", положения о регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ N 879 от 10 декабря 2002 г., а также постановления Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (часть 3 статьи 3 указанного закона).

Постановлениемостановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Во исполнение этой программы постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".

Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Как видно из материалов дела, Булова Т.В. в 1997 году прибыла в город Георгиевск из города Мурманска, относящегося к районам Крайнего Севера и приравненной к ним местности, имея общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Поскольку административный истец не имела и в настоящее время не имеет в собственности или по договору социального найма жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, она относится к гражданам, имеющим право на получение жилищной субсидии по данным основаниям.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации и изложенной в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2020 года N 53-КА20-4, порядок расчета размера жилищной субсидии закрепляет статья 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Так, размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя в том числе из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. (часть 2).

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлено, что в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Таким образом, даже приобретение гражданином в собственность жилого помещения и его последующее отчуждение по смыслу приведенной нормы не является основанием для исключения его из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Как указано в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2020 года N 53-КА20-4, семья истца могла быть исключена из указанного списка лишь в том случае, когда была обеспечена жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений.

По настоящему административному делу орган местного самоуправления не предоставил доказательств, подтверждающих, что Булова Т.В. была обеспечена жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений, не нуждается в улучшении жилищных условий или получила субсидию на эти цели.

Из части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ следует, что для его целей членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Булова Т.В. указала, что членами ее семьи, подлежащими учету при определении размера жилищной субсидии, являются ее сыновья.

Тот факт, что административный истец зарегистрирована и проживает в квартире своей матери, не меняет правовой судьбы рассматриваемого вопроса, так как мать Буловой Т.В. не относится к членам семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и не указывалась административным истцом при принятии на соответствующий жилищный учет.

Судебная коллегия считает, что нормы Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ являются специальными по отношению к положениям статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali, определяющим критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.

Учитывая фактические обстоятельства дела в их совокупности и оценивая представленные сторонами доказательства, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, в силу пунктов 2 и 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований Буловой Т.В.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Так как по настоящему административному делу судебной коллегией установлена совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого постановления органа местного самоуправления и действий по снятию административного истца с учета нуждающихся в жилье, требования административного истца о признании незаконным подпункта 1 пункта 1 постановления администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 06 ноября 2020 г. № 2860 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» подлежат удовлетворению.

В силу прямого указания закона, удовлетворяя требования административного истца, суд должен указать на способ восстановления нарушенного права, что подразумевает необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

При разрешении дела суд применяет материальную норму к спорному правоотношению и в решении указывает, какие конкретно действия орган власти должен произвести, с тем чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении (абзац 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Предоставление жилищных субсидий, удостоверяемых государственным сертификатом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории (статья 2 Закона N 125-ФЗ).

Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему административному делу с учетом вышеприведенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов (препятствий к их осуществлению) административного истца путем возложения обязанности по включению Буловой Т.В. в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с сохранением занимаемого ею места в очереди предоставления социальных выплат, которое она занимала до вынесения постановления от 06 ноября 2020 г. №2860.

Разрешая требования административного истца о возложении на ответчика обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и направлении данного списка в орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений (статья 4 вышеназванного Закона).

Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (статья 7 Закона).

Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона).

Выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" или в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (подпункт "г" пункта 18 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153 (ред. от 15 ноября 2019) "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме) (пункт 24 Правил).

Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списков граждан, указанных в подпунктах "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил).

Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (пункт 24 Правил).

В целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы (пункт 25 (1) Правил).

Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 28 Правил).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов) в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.

Сводный список получателей сертификатов формируется на основании списков граждан, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил (пункт 29 Правил).

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм законодательства во взаимосвязи, предоставление социальных выплат категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ производится в порядке очередности, в зависимости от пределов финансирования на предстоящий год.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что в порядке восстановления нарушенного права Буловой Т.В. на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность в установленном законом порядке включить административного истца в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с сохранением занимаемого ею места в очереди предоставления социальных выплат, которое она занимала до вынесения постановления от 06 ноября 2020 г. №2860, направить заверенную копию указанного списка в орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, а также в адрес Буловой Т.В., имеющей право на получение выписки из списка в той части, которая ее касается. Требования административного истца о возложении на ответчика обязанности осуществить данные действия в пятидневный и трехдневный сроки не подлежат удовлетворению, поскольку орган местного самоуправления осуществляет свою деятельность и исполняет полномочия в установленном законом порядке, с соблюдением предусмотренной законом процедуры.

Правовых оснований для сокращения установленных законом сроков или возложения обязанности по устранению допущенных нарушений вне установленной законом процедуры не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06 июля 2021 года отменить и вынести по делу новое решение.

Административные исковые требования Буловой Татьяны Владимировны к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании незаконным постановления в части, признании незаконными действий, выразившихся в снятии лица с учета, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по направлению копии списка в уполномоченный орган и административному истцу удовлетворить частично.

Признать незаконным подпункт 1 пункта 1 постановления администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 06 ноября 2020 г. № 2860 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Признать незаконными действия администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края по снятию Буловой Т.В. с учета в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Возложить на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края обязанность в установленном законом порядке включить Булову Т.В. в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с сохранением занимаемого ею места в очереди предоставления социальных выплат, которое она занимала до вынесения постановления от 06 ноября 2020 г. №2860.

Возложить на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края обязанность в установленном законом порядке направить заверенную копию указанного списка в орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и в адрес Буловой Т.В.

В остальной части требования Буловой Т.В. оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу представителя Буловой Т.В. – Ефимова В.С. удовлетворить.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2021 года.

Председательствующий

Судьи