ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-175/2022 от 02.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Тюфтина О.М.

УИД 16RS0012-01-2022-000241-85

в суде первой инстанции дело № 2а-175/2022

в суде апелляционной инстанции дело № 33а-13290/2022

Учет № 026а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 сентября 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Шарифуллина В.Р., Львова Р.А.,

при секретаре судебного заседания Вандер Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шарифуллина В.Р. административное дело по апелляционной жалобе Тухватуллиной Асии Касимовны на решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 5 апреля 2022 года, которым постановлено:

административные исковые требования Тухватуллиной Асии Касимовны к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, главе Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа и рекомендации, возложении обязанности создать межведомственную комиссию оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Тухватуллиной А.К. – Гайфуллиной Э.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и главы Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Салихова Е.М., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Тухватуллина А.К. обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан с требованием об оспаривании отказа в организации межведомственной комиссии для признания аварийным принадлежащего ей жилого дома.

В обоснование заявленного требования указано, что Тухватуллина А.К., , является собственником земельного участка с кадастровым номером .... площадью 758 кв.м. и расположенного на участке жилого дома с кадастровым номером ...., находящихся по адресу:

20 апреля 2021 года Тухватуллина А.К. через Верхнеуслонский филиал ГБУ МФЦ по Республики Татарстан обратилась с заявлением в исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании помещения не пригодным для проживания принадлежащего ей жилого дома, представив предусмотренный законом и необходимый перечень документов, с геологическим заключением о состоянии участка земли от 27 августа 2020 года, выполненного специалистами ГУП «НПО Геоцентр Республики Татарстан».

Ответом исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 7 мая 2021 года № ИСХгр-424 отказано в принятии решения о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания, ввиду непредставления Тухватуллиной А.К. заключения специализированной организации о признании жилого помещения не соответствующим установленным требованиям.

В дальнейшем, в адрес административного истца был направлен ответ исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 26 августа 2021 года № ИСХгр-448 в котором сообщено, что соответствии с геологическим заключением по результатам инженерно-геологического обследования участка по адресу: составленного специалистами ГБУ «НПО Геоцентр» совместно с представителями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Тухватуллиной А.К. рекомендовано предусмотреть отвод поверхностных вод с помощью систем поверхностного водоотвода, исключить сброс сточных вод из жилого помещения в овраг, а также произвести планировку склона и посадить быстрорастущие деревья (тополь, вяз, рябина, черемуха). По вопросу включения в перечень домов, рекомендуемых для первоочередного переселения из зоны активного развития экзогенных геологических процессов сообщено, что данная программа не реализуется на территории Верхнеуслонского района Республики Татарстан.

9 октября 2021 года Тухватуллина А.К. обратилась к Президенту Республики Татарстан с обращением об оказания содействия в создании межведомственной комиссии по оценке пригодности жилого дома к безопасному проживанию, устранению оползневого процесса путем составления проекта укрепления склона оврага и проведения работ по укреплению склона, демонтаже плотины.

Из ответа Главы Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 1 ноября 2021 года № 640-ОГисх на обращение Тухватуллиной А.К. в адрес Президента Республики Татарстан следует, что для проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям собственник соответствующего помещения или уполномоченное лицо должен представить: заявление, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, техническую документацию на жилое помещение, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. По вопросу укрепления обрушающего участка сообщено, что в бюджете Верхнеуслонского муниципального района выделение денежных средств на проведение вышеуказанных работ в текущем году не предусмотрено. Заявителю рекомендовано предусмотреть отвод поверхностных вод с помощью системы поверхностного водоотвода, исключить сброс сточных вод из жилого помещения в овраг, а также провести планировку склона и посадить быстрорастущие деревья (тополь, вяз, рябина, черемуха).

Посчитав полученный рекомендательный отказ нарушающим ее права, Тухватуллина А.К. просила признать незаконным рекомендательный отказ Главы Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Зиатдинова М.Г. от 1 ноября 2021 года по вопросу принятия мер в отношении жилого дома, расположенного по адресу: расположенного в опасных зонах схода оползней по повторному обращению с заявлением о создании межведомственной комиссии, обязать администрацию Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан создать межведомственную комиссию по оценке пригодности жилого дома к безопасному проживанию либо признания аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, провести жилищную комиссию, признать незаконными рекомендации административному истцу со стороны Главы исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Зиатдинова М.Г. провести отвод поверхностных вод с помощью системы поверхностного водоотвода, исключить сброс сточных вод из жилого помещения в овраг, а также провести планировку склона и посадить быстрорастущие деревья (тополь, вяз, рябина, черемуха).

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечен Глава Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Зиатдинов М.Г.

5 апреля 2022 года судом принято решение об отказе в удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.

С принятым по делу решением не согласилась Тухватуллина А.К., принесла на него апелляционную жалобу, в которой административным истцом ставится вопрос об изменении решения суда от 5 апреля 2022 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска. Указывается, что судом неправильно определены обстоятельств, имеющих значение для административного дела, в частности для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Однако административным истцом указывается на отсутствие необходимости по предоставлению заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, так как жилое помещение еще целое, но находится поблизости к краю срыва на почве подверженной оползневым процессам. Эти обстоятельства следуют из предоставленных двух геологических заключений, выполненных по запросу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. А потому суд не принял во внимание, что проживание в домовладении угрожает жизни и здоровью граждан, жилой дом необходимо включить в перечень домов, рекомендуемых для первоочередного переселения из зоны активного развития геологических процессов. В указанной связи Тухватуллина А.К. просила суд апелляционной инстанции решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 5 апреля 2022 года изменить и обязать администрацию Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан создать межведомственную комиссию по оценке пригодности жилого дома к безопасному проживанию или признания аварийным, подлежащими сносу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Административный истец Тухватуллина А.К. в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя.

Административный ответчик Глава Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Зиатдинов М.Г. в суд не явился.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

В частности, жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения (об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям), могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Из материалов дела видно, что Тухватуллина А.К., является собственником земельного участка с кадастровым номером .... площадью 758 кв.м. и расположенного на участке жилого дома с кадастровым номером .... находящихся по адресу:

Указанный жилой дом расположен на краю оврага, относящегося к неразграниченным муниципальным землям. Ввиду наличия оползневых процессов происходит разрушение края оврага, что создает угрозу разрушения жилого дома

В указанной связи Тухватуллина А.К. обратилась к административному ответчику с заявлением о проведении мероприятий по укреплению края оврага.

Из ответа Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 17 декабря 2020 года № ИСХгр-424 в ответ на обращение Тухватуллиной А.К. о расширении оврага по следует, что в бюджете Нижнеуслонского сельского поселения нет денежных средств на выполнение мероприятий по укреплению оврага. На территории Республики Татарстан программа по переселению граждан из зон активного развития экзогенных геологических процессов не реализуется.

Не согласившись с ответом Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Тухватуллина А.А. обратилась в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан и решением Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 4 июня 2021 года по делу 2а-266/2021 требования Тухватуллиной А.К. удовлетворены частично, постановлено признать незаконным решение исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 17 декабря 2020 года, выраженное в письме № исхгр-424 об отказе в удовлетворении заявления Тухватуллиной А.К. об организации укрепления обрушающего участка, а также включении в перечень домов, рекомендуемых для первоочередного переселения из зоны активного развития ЭГП. Обязать исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения соответствующего заявления Тухватуллиной А.К. от 19 ноября 2020 года.

Однако при повторном рассмотрении заявления административного истца административным ответчиком сообщено, что в соответствии с геологическим заключением по результатам инженерно-геологического обследования участка по адресу: , составленного специалистами ГБУ «НПО Геоцентр» совместно с представителями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Тухватуллиной А.К. рекомендовано предусмотреть отвод поверхностных вод с помощью систем поверхностного водоотвода, исключить сброс сточных вод из жилого помещения в овраг, а также произвести планировку склона и посадить быстрорастущие деревья (тополь, вяз, рябина, черемуха). По вопросу включения в перечень домов, рекомендуемых для первоочередного переселения из зоны активного развития экзогенных геологических процессов сообщено, что данная программа не реализуется на территории

9 октября 2021 года Тухватуллина А.К. обратилась к Президенту Республики Татарстан с обращением об оказания содействия в создании межведомственной комиссии по оценке пригодности жилого дома к безопасному проживанию, устранению оползневого процесса путем составления проекта укрепления склона оврага и проведения работ по укреплению склона, демонтаже плотины.

Из ответа Главы Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 1 ноября 2021 года № 640-ОГисх на обращение Тухватуллиной А.К. в адрес Президента Республики Татарстан следует, что для проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям собственник соответствующего помещения или уполномоченное лицо должен представить: заявление, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, техническую документацию на жилое помещение, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. По вопросу укрепления обрушающего участка сообщено, что в бюджете Верхнеуслонского муниципального района выделение денежных средств на проведение вышеуказанных работ в текущем году не предусмотрено. Заявителю рекомендовано предусмотреть отвод поверхностных вод с помощью системы поверхностного водоотвода, исключить сброс сточных вод из жилого помещения в овраг, а также провести планировку склона и посадить быстрорастущие деревья (тополь, вяз, рябина, черемуха).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, как того требует вышеуказанное постановление Правительства от 28 января 2006 года № 47 и Административный регламент Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, к заявлению приложены Тухватуллиной А.К. не были, административному ответчику данное заключение не представлено, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о правомерности оспариваемого ответа об отказе в создании межведомственной комиссии по оценке пригодности жилого дома для дальнейшего проживания в нем граждан, и наличии оснований для отказа в удовлетворения административного иска.

При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.

Часть 9 части статьи 226 КАС РФ предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и предполагая ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, одновременно возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для этого необходимые условия. Указанную конституционную обязанность законодатель конкретизировал в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами одного из видов имущественных прав - права на достойное жилище.

Ликвидация аварийного жилищного фонда - одно из первоочередных направлений жилищной политики государства, призванное обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649 «Об утверждении Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» было дополнено новым пунктом 54 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).

Данная норма позволяет признавать жилое помещение, в котором проживает маломобильный инвалид, непригодным для проживания при отсутствии возможности приспособления его и общего имущества в многоквартирном доме под потребности и доступность для инвалида.

Как установлено пунктами 7-8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения.

В случае наличия в составе комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностных лиц, осуществивших выдачу разрешения на строительство многоквартирного дома либо осуществивших выдачу разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, а также представителей органов государственного надзора (контроля), органов местного самоуправления, организаций и экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, участвовавших в подготовке документов, необходимых для выдачи указанных разрешений, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о создании другой комиссии в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта. При этом в состав такой комиссии не включаются указанные лица и представители.

Состав комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, формируется в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 7 настоящего Положения. При этом в состав этой комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Из положений пунктов 47 - 52 Положения следует, что по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Обжалуемое решение принято судом без учета указанных положений действующего законодательства.

Вывод суда первой инстанции о том, что действия административного ответчика Главы Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Зиатдинова М.Г. по рассмотрению повторного заявления административного истца соответствовали установленному в данном муниципальном образовании административному регламенту по предоставлении муниципальной услуги «признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания», утвержденного Постановлением исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 3 декабря 2021 года № 1487, не основан на установленных по делу обстоятельствах.

Так, в силу пункта 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания следует, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Вместе с тем, согласно доводам Тухватуллиной А.К., в настоящее время принадлежащий ей жилой дом по адресу: не имеет дефектов несущих конструкций, однако имеется угроза его обрушения в результате оползневых процессов, в подтверждение чего административным истцом было представлено заключение по результатам инженерно-геологического обследования участка по адресу: составленного специалистами ГБУ «НПО Геоцентр» совместно с представителями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, подтверждающее доводы административного истца.

Указанное обстоятельство было оставлено без оценки судом первой инстанции, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения.

Целью правового регулирования принципа безопасности жилого помещения, является создание таких условий проживания, которые не создают угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.

В данном же случае указанный принцип был нарушен, материалами дела подтверждается, что возложенная на межведомственную комиссию обязанность по принятию соответствующего решения на предмет пригодности (непригодности) спорного жилого дома для постоянного проживания, данным органом не выполняется, обследование спорного дома не проведено.

Также при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции не принято во внимание, что Тухватуллина А.К. является в связи с чем нуждается в дополнительных мерах социальной поддержки, включающей особые требования к условиям ее проживания.

Судебная коллегия полагает, что при наличии сведений, объективно свидетельствующих о возможности признания спорного дома непригодным для проживания, принятие органом местного самоуправления решения об отказе в организации оценки пригодности жилого дома к безопасному проживанию либо признания его аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, не может быть признано законным.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в частности нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска и признании незаконным рекомендательного отказа Главы исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Зиатдинова М.Г. от 1 ноября 2021 года по вопросу принятия мер в отношении жилого дома, расположенного по адресу: расположенного в опасных зонах схода оползней.

При этом признание оспариваемого отказа незаконным является достаточным основанием для восстановления прав административного истца, с возложением на исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан обязанности по оценке пригодности жилого дома к безопасному проживанию либо признания его аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, поскольку межведомственная комиссия является постоянно действующим органом.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 5 апреля 2022 года – отменить и принять новое решение.

Административный иск Тухватуллиной Асии Касимовны к исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, главе Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа и рекомендации, возложении обязанности создать межведомственную комиссию – удовлетворить.

Признать незаконным рекомендательный отказ Главы исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Зиатдинова М.Г. от 1 ноября 2021 года по вопросу принятия мер в отношении жилого дома, расположенного по адресу: расположенного в опасных зонах схода оползней.

Возложить на исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан обязанность по оценке пригодности жилого дома расположенного по адресу: к безопасному проживанию либо признания его аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

В остальной части административный иск Тухватуллиной Асии Касимовны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 8 сентября 2022 года.

Определение08.09.2022