Председательствующий: Хоренко О.В. Дело № 33а-3949/2021
2а-176/2021
55RS0013-01-2021-000323-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июля 2021 года административное дело по административному иску Главного управления лесного хозяйства Омской области к Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об оспаривании решения, действий (бездействия)
по апелляционной жалобе Главного управления лесного хозяйства Омской области на решение Исилькульского городского суда Омской области от 29 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в суд с административным иском к Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об оспаривании решения, действий (бездействия).
В обоснование указано, что постановлением главы Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 26.11.2018 № <...> утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером <...>, в соответствии с которой без согласования с Главным управлением лесного хозяйства Омской области в состав сформированного земельного участка включены не менее трех лесостепных колков породы береза, являющихся частью лесного участка. Таким образом, указанным постановлением разрешены вопросы, отнесенные к нормативной компетенции Главного управления лесного хозяйства Омской области, создается угрозу вырубки защитных лесов в связи с предоставлением участка для хозяйственных нужд ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области.
С учетом уточнения заявленных требований просило признать постановление главы Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 26.11.2018 № <...> противоречащим нормативно-правовому регулированию, имеющему более высокую юридическую силу, а именно ст.ст. 7, 23, 81-83 Лесного кодекса РФ, Федеральному закону от 27.05.2014 № 136-ФЗ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ; признать бездействие администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, вытекающее из постановления № <...> противоречащим нормативно-правовому регулиророванию, имеющему более высокую юридическую силу, нормативным правовым актам, регулирующим лесные отношения, и незаконным.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Главное управление лесного хозяйства Омской области просит решение суда отменить. Считает, что судом не применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям. Установив признаки лесных правоотношений, суд, тем не менее, квалифицировал их по нормам земельного законодательства, что является неверным. Из материалов дела следует, что на землях населенных пунктов ответчика лесничества не создавались. Исследованные судом доказательства, в том числе сведения кадастрового инженера, материалы прокурорской проверки, свидетельствуют о наличии на территории муниципального образования Исилькульское городское поселение земель лесного фонда. В деле отсутствуют доказательства расположения на территории Исилькульского городского поселения лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Из дополнительно представленных документов следует, что полномочия по охране, защите и воспроизводству лесов ответчику не передавались, денежные средства на леса не выделялись. Постановление административного ответчика не соответствует закону, фактически является следствием произвольного возложения на себя полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов. Таким образом, бездействие, вытекающее из оспариваемого постановления, не может быть основано на законе. Правовая позиция по лесам на территории Исилькульского городского поселения сформирована Омским областным судом в рамках дела № 3а-70/2021. Несмотря на заявленное 29.04.2021 ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения указанного дела, суд ходатайство не удовлетворил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени <...>
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя административного ответчика ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 26.11.2018 № <...> утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка с условным кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м из состава земель, находящихся в собственности Российской Федерации (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обеспечение деятельности по исполнению наказаний (8.4), территориальная зона: зона режимных объектов; адрес: <...>). Срок действия постановления составляет два года (т. 1 л.д. 27-29).
06.12.2018 кадастровым инженером в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории был подготовлен межевой план (т. 1 л.д. 130-136), 21.12.2018 земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <...>. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости образованный земельный участок имеет следующие характеристики: площадь: <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение деятельности по исполнению наказаний, правообладатель: Российская Федерация (т. 1 л.д. 176-178, т. 2 л.д. 9-17).
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 11.03.2019 № <...>-р земельный участок с кадастровым номером <...> был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области (т. 1 л.д. 18, 117).
Указывая, что в границах земельного участка с кадастровым номером <...> располагаются земли лесного фонда, в связи с чем схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории подлежала согласованию с уполномоченным в области лесных отношений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области обратился с настоящим административным иском в суд.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен ряд доказательств, в частности: 1) указ Губернатора Омской области от 17.01.2019 № 4 «Об утверждении Лесного плана Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области», которым подтверждается отсутствие в пределах населенных пунктов городских лесов; 2) ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 25.11.2020 о том, что Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о границе Исилькульского городского поселения (г. Исилькуль); 3)ответы начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Омской области от 11.01.2021, заместителя Исилькульского межрайонного прокурора от 03.12.2020 по обращениям Главноего управления лесного хозяйства Омской области, свидетельствующие о внесении представлений главе Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области по факту утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <...> в отсутствие согласования с органами лесного хозяйства; 4) ответ Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 02.12.2020, из содержания которого следует, что лесные насаждения и участки, покрытые лесными насаждениями Исилькульскому городскому поселению не передавались, в собственности Исилькульского городского поселения лесных участков, покрытых деревьями породы «береза» не имеется, согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с органами лесного хозяйства не проводилось в соответствии с пунктом 10 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на момент вынесения постановления № <...> сведения о границах городского поселения в Единый государственный реестр недвижимости внесены не были; 5) постановление от 24.05.2018 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении заместителя начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области П. за неисполнение обязанностей, повлекших угрозу загрязнения лесов на лесном участке в урочище Боевое сельское поселение, квартал 130, выделе д. Южное; 6) сведения о привлечении Е. приговором Исилькульского городского суда Омской области от 03.12.2018 к уголовной ответственности по п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ (уголовное дело № 1-185/2018) по факту незаконной рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <...>, местоположение которого определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество в Исилькульском № 2 участковом лесничестве, урочище Боевое сельское поселение, квартале 130, выделе Южное; постановление от 29.12.2018 о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 8.28 КоАП РФ в отношении Е. за перевозку незаконно заготовленной древесины.
В обоснование возражений на иск административным ответчиком представлены выкопировки из карт Генерального плана г. Исилькуль, утвержденного решением Совета Исилькульского городского поселения от 01.06.2007 № 34, свидетельствующие о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границах населенного пункта г. Исилькуль (т. 1 л.д. 153, 154).
Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества или нахождение образуемого земельного участка в границах такого лесничества, указанный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы направляет ее соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы (пункт 3 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ).
Случаи, когда согласование схемы расположения земельного участка не требуется, установлены пунктом 10 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ.
Согласование схемы в порядке не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта (подпункт 1 пункта 10 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ).
Устанавливая фактическую обоснованность заявленных требований, суд первой инстанции истребовал выписки из Единого государственного реестра, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, материалы прокурорской проверки, материалы уголовного дела № 1-185/2018 в отношении Е., допросил в качестве специалиста кадастрового инженера С., которым в 2018 году была подготовлена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, а также на основе указанной схемы, утвержденной оспариваемым постановлением, - межевой план, истребовал иные доказательства.
Согласно полученной по запросу суда выписке из Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером <...> из состава земель лесного фонда (разрешенное использование: для заготовки древесины, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и проч.) не установлены.
В свою очередь, как видно из представленных административным ответчиком выкопировок из карт Генерального плана г. Исилькуль как по состоянию на дату издания оспариваемого постановления, так и на дату рассмотрения дела, земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границах населенного пункта г. Исилькуль (т. 1 л.д. 153, 154).
Представитель Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области также пояснил, что на дату рассмотрения спора границы Исилькульского городского поселения поставлены на кадастровый учет и отображаются на сервисе публичной кадастровой карты Росреестра.
Допрошенный судом в качестве специалиста кадастровый инженер С. в судебном заседании от 29.04.2021 пояснял, что схема расположения участка на кадастровом плане территории была подготовлена им с учетом того, что по данным используемой картографической основы образуемый земельный участок располагался в границах утвержденных Указом Губернатора Омской области кадастровых кварталов, которыми определяются границы населенных пунктов.
Также в ходе судебного разбирательства Омским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» было дано заключение о том, что пересечение земельного участка с кадастровым номером <...> с землями лесного фонда отсутствует.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, суд сделал вывод о том, что постановление от 26.11.2018 № <...> принято Администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района в пределах предоставленных ей полномочий, в соответствии с процедурой утверждения схемы расположения земельного участка, установленной действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку образованный земельный участок с кадастровым номером <...> не относится к землям лесного фонда, не пересекает земли лесного фонда, располагается в границах населенного пункта г. Исилькуль, в связи с чем согласование схемы расположения земельного участка с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рассматриваемом случае не требовалось.
Отклоняя ссылки административного истца на то, что приговором Исилькульского городского суда Омской области по делу № 1-185/2018 установлена принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда, суд исходил из того, что данное обстоятельство не входит в число обстоятельств, подлежащих в силу ст. 73 УПК РФ доказыванию по уголовному делу.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях приведенных выше норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
В силу того, что собранными по делу доказательствами не подтверждается наложение границ спорного земельного участка на земли лесного фонда, указание в жалобе на то, что оснований для применения положений Федерального закона N 137-ФЗ у суда не имелось, убедительного обоснования не имеют.
В связи с получением сведений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <...>, суд верно исходил из отсутствия оснований для приостановления производства по настоящему делу по рассмотрения Омским областным судом административного дела № 3а-70/2021 по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к Совету Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области о признании не действующими пункта 8.5.4 в части, пункта 8.5.7 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Исилькульского городского поселения, утвержденных Решением Совета Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 27.12.2017 № 124 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Исилькульского городского поселения».
Проверяя соблюдение административным истцом предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для предъявления настоящего иска, суд указал, что совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует об осведомленности Главного управление лесного хозяйства Омской области об издании оспариваемого постановления, как минимум, по состоянию на 03.06.2019 при обращении начальника отдела Исилькульское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО2 в Исилькульскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении проверки по факту передачи в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ИК-4 УФСИН России по Омской области земельного участка с кадастровым номером <...>, тогда как настоящее административное исковое заявление поступило в суд 03.03.2020.
Из представленных прокуратурой по запросу суда материалов надзорного производства усматривается, что к обращению Управления в прокуратуру прилагалось оспариваемое постановление со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 182).
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному направлению административного иска в суд, или иных условия, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, административным истцом не представлено.
Принимая во внимание отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока на обращения в суд с административным иском, исходя из вышеприведенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о правильности вывода суда об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в том числе и в связи с пропуском процессуального срока.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Исилькульского городского суда Омской области от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 15.07.2021